рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Стереотип в межкультурной коммуникации

3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

« Хабаровская государственная академия экономики и права »

Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин

Реферат

по ОТСК

на тему: «стереотипы в межкультурной коммуника-ции»

выполнил:

Студент 1 курса Очного

отделения юридического

факультета ХГАЭП

группы: Ю - 71

Жолобов А.В.

Проверил:

Преподаватель

Ерыкалов А.Б.

Хабаровск 2007г.

План

1. Введение………………………………………………………………3

2. Понятие и сущность стереотипа…………………………………..4

3. Откуда берутся стереотипы…………………………....................10

4. Функции стереотипов………………………………………………..14

5. Значение стереотипов для межкультурной коммуникации….. 17

6. Заключение……………………………………………………………21

7. Список используемой литературы………………………………..23

Введение

Тема исследования - понятие “стереотип” в межкультурной коммуникации

Каждый язык по-своему членит мир, имеет свой способ его концептуализации. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. В обществе складываются определенные стереотипы - как относительно самих себя, относительно поведения и традиций в пределах своего культурного пространства, так и относительно представителей другого языкового и культурного пространства. Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия языка, культуры, психологии народа. Феномен и понятие “стереотип” привлекает большое внимание исследователей, многие ученые (У. Липпман, И.С.Кон, Ю.А. Сорокин, И.Ю. Марковина, А.В. Павловская, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.) занимаются изучением данной проблемы. Новизна исследования заключается в том, что феномен стереотипа будет рассматриваться в широком понимании - как понятие, включающее в себя представления одной нации о культуре другой нации в целом. Цель работы - исследовать взаимодействие понятий стереотип и межкультурный характер.

В процессе работы предстоит решить следующие задачи:

* Определить понятие и сущность стереотипа;

* исследовать вопрос взаимодействия языковой картины мира и стереотипов культуры;

* выявить роль стереотипов в межкультурной коммуникации, изучить влияние стереотипов на процесс социокультурного взаимодействия; установить виды стереотипов, которые могут являются причиной конфликта в межкультурном общении.

Понятие и сущность стереотипа.

Человек, воспринимая мир в соответствии с представлениями, отношениями и ценностя-ми, господствующими в его родной культуре, ведет себя в соответ-ствии с ними. Поэтому представления людей о мире всегда относи-тельны и разнообразны и зависят от того, в какой культуре человек родился и воспитывался. Чтобы понять, почему представитель дру-гой культуры ведет себя именно так в определенном социокультур-ном контексте, следует прежде всего разобраться, как он восприни-мает этот мир, увидеть ситуацию его глазами, представить себе, как работает его восприятие.

В процессе интерпретации поведения представителей одной культуры представителями другой содержание казуальной атрибу-ции во многом определяется стереотипными представления каж-дой из сторон о другой -- это представления об образе жизни, обы-чаях, нравах, привычках, т.е. о системе этнокультурных свойств того или иного народа. Основу таких представлений составляю упрощенные ментальные репрезентации различных категории людей, преувеличивающие сходные качества между ними и игнорирующие различия.

Сравнение с другими народами помогает каждому из них почувствовать свою собственную индивидуальность. Так, например, в глазах французов бельгийцы выглядят лишенными юмора простаками-тугодумами, швейцарцы -- ограниченными, скуповатыми и расчетливыми педантами, итальянцы -- любителями приврать.

В перечне французских этнических стереотипов грек представляется оборотистым человеком, турок -- физически сильным, поляк -- не дураком выпить. Англичане нередко упрекаются в корыстолюбии и эгоизме, немцы вызывают опасение своей дисциплиной, организо-ванностью, трудолюбием и агрессивностью. В русских французы ценят размах, широту, сердечность, выдержку и стойкость в беде, те качества, которых им самим не достает.

Стереотипные представления человек обычно привлекает тогда, когда он не имеет возможности интерпретировать каждый новый факт или ситуацию более глубоко или сознательно отклоняется от такого подхода. В процессе коммуникации между представителями различных культур стереотипные представления занимают значи-тельное место.

Встречаясь с представителями других народов и культур, чело-век обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». При этом без умения быстро и правильно оценить собеседника сложно ориентироваться в ином социальном и культурном окруже-нии. Чаще всего непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истол-кованию смысла их действий, что порождает такие негативные чув-ства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей.

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств они подраз-деляются на группы (категории). Так постепенно складываются эт-нокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

В отечественной науке есть несколько определений стереотипов которых отражается разное понимание их основных состав-ляющих факторов и разный подход к определению сути стереотипа.

Для этих определений характерно рассмотрение стереотипа как продукта сознания, характерного для данного социума. Кроме того, «под стереотипом понимаются устойчивые, регулярно повторяю-щиеся формы поведения. Это своего рода шаблоны, штампы, об-разцы поведения, принятые в той или иной культуре». Согласно другой точке зрения, стереотип представляет собой психолингви-стическую, динамичную, функциональную систему, призванную ста-билизировать социально значимую деятельность субъекта. В иной интерпретации стереотип рассматривается как проявление груп-пового сознания, которое выражается в виде стандарта поведения, образа группы или человека, предрассудка, идеологического кли-ше и т.д.

Изучение стереотипов в западной науке началось в 20-х годах прошлого столетия, когда американский социолог У. Липпман впервые попытался дать определение стереотипа. По его мнению: «Стереотипы -- это предвзятые мнения, которые решительно управляют всеми процессами восприятия. Они маркируют опреде-ленные объекты, как знакомые, так и незнакомые, что едва знако-мые кажутся хорошо известными, а незнакомые -- глубоко чуж-дыми».

Такого рода общая негативная оценка стереотипов, впервые предложенная Липпманом, господствовала в западной науке вплоть до конца 50-х годов, когда была выдвинута гипотеза, что содержа-ние стереотипа может быть в той или иной степени истинным. В соответствии с этой гипотезой американский социальный психолог Т. Шибутани дал следующее определение стереотипа: «Стерео-тип -- популярное понятие, обозначающее приблизительную груп-пировку людей с точки зрения какого-либо легко различимого при-знака, поддерживаемое широко распространенными представления-ми относительно свойств этих людей».

С начала 70-х годов отношение к стереотипу в американской науке существенно меняется. Там усилилось изучение конкрет-ных форм и видов стереотипов: социальных, этнических, воз-растных и т.д. Современные исследования стереотипов в запад-ной науке направлены на изучение таких аспектов, как этнический компонент, символизация восприятия, информативное их содержание и т.д.

Однако, несмотря на разнообразие подходов и точек зрения на природу и сущность стереотипов, в западных исследованиях доминирует мнение, что стереотип является обобщением явлений которые существуют в реальности, но которые в стереотипах не получают адекватного отражения. Большинство западных авторов продолжают видеть в стереотипе лишь носителя ошибочной информации.

По нашему мнению, стереотипы являются формой коллективного сознания, поэтому их корни следует искать в объективных условиях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и моделей мышления. Стереотипы формируются благодаря способности человеческого сознания закреплять информацию об однородных явлениях, фактах и людях в виде устойчивых идеальных образований. Выделяя определенные внешние признаки предметов на основе конкретных раздражителей, сознание вызывает к жизни готовый -стереотип, быстро «домысливая» в своем восприятии качественные характеристики объекта. В результате этого однородные объекты фиксируются в сознании в соответствующих представлениях, образах, оценках, посредством которых люди получают возможность обмениваться информацией, понимать друг друга, вырабатывать одинаковые ценностные установки.

В соответствии с таким пониманием природы стереотипов мы согласны с точкой зрения тех авторов, которые определяют стереотип как «схематический, стандартизированный образ или представ-ление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта» .

Стереотипы отражают общественный опыт людей, общее повторяющееся в их повседневной практике. Они формируются в результате совместной деятельности людей путем акцентирования сознания человека на тех или иных свойствах, качествах яв-лений окружающего мира, которые хорошо известны, видны или -понятны большому числу людей. По своему содержанию стереотипы представляют собой концентрированное выражение этих свойств и качеств, наиболее схематично и понятно передающих их сущ-ность.

В целом можно сказать, что стереотипы являются опреде-ленными убеждениями и «привычными знаниями» людей от-носительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимости от ха-рактера объекта и его места в социальной структуре выделяют раз-личные виды стереотипов, например групповые, профессиональ-ные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации чаще всего выступают обобщенные и упрощенные образы этих групп. В основу этнического стереотипа выбирается обычно какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может так-же служить и какая-либо черта характера и поведения человека (молчаливость, сдержанность, скупость и т.п.).

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа. В повсе-дневной жизни наибольшее распространение получили этнические стереотипы -- устойчивые суждения о представителях одних на-циональных групп с точки зрения других. Такого рода стереоти-пы-клише становятся основными детерминантами общения для представителей соответствующих групп, где эти стереотипы рас-пространены.

Например, стереотипны представления о вежливости и худобе англичан, об эксцентричности итальянцев, легкомысленности французов или «загадочной славянской душе».

Значительную роль в возникновении и функционировании сте-реотипов играют эмоции. В этом не трудно убедиться, если внима-тельно присмотреться к их эмоциональной стороне. Эмоциональ-ный отклик возникает при появлении предмета соответствующего той или иной потребности. По эмоции можно судить о степени важ-ности для индивида воспринимаемого объекта. По этой причине стереотипы чаще всего эмоционально окрашены симпатиями и ан-типатиями, в зависимости от которых одно и то же явление или по-ведение человека получает разную оценку. Те черты, которые у своего народа рассматриваются как проявление ума, у другого на-рода считаются проявлением хитрости. То, что применительно к себе называют настойчивостью, для «чужака» расценивается как упрямство.

Например, европейцев, впервые вступивших в общение с япон-цами, шокировало и поныне шокирует то, что японцы с веселой улыбкой говорят о таких печальных вещах, как болезнь или смерть близких родственников. Это стало основой для формирования сте-реотипа о бездушии, цинизме и жестокости японцев. Однако в по-добных случаях улыбку надо понимать в том смысле, какой она имеет не в европейской культуре поведения, а в японской. Там она на самом деле символизирует стремление японца не беспокоить ок-ружающих своими личными горестями.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым эле-ментом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты. При всем своем схе-матизме и обобщенности стереотипные представления о других на-родах и культурах подготавливают индивида к столкновению с чу-жой культурой, ослабляют культурный шок от него. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, вый-ти за рамки своего узкого социокультурного окружения.

Откуда берутся стереотипы?

Нет ничего удивительного и плохого в том, что люди используют в своей жизни стереотипы. Получая необходимую для жизнедеятельности информацию об ок-ружающем мире и преломляя ее через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение в этом процессе той информации, которая отвечает их внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам. Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту -- инди-видуальному и групповому и зависит от предшествующего воспри-ятия. Сам же процесс появления и формирования стереотипа про-исходит при непосредственном взаимодействии различных психиче-ских элементов: образов, суждений, интонаций, смысловых устано-вок, повторяющихся оценок, эмоций и т.д.

Процесс формирования стереотипов основывается на действии второй сигнальной системы и включает в себя три фазы. Начальная фаза формирования стереотипа предполагает последовательное воздействие отдельных словесных или зрительных раздражителей на органы чувств второй сигнальной системы и взаимодействие комплексных раздражителей от слов и зрительных образов в выс-ших отделах головного мозга, что завершается возникновением в сознании целостного представления, актуализацией имеющихся ас-социаций и уже готовых символов и форм сознания. Затем наступа-ет фаза поисковой реакции, когда слышимое или видимое отожде-ствляется с представлениями и опознается как искомое, заданное. При этом общее схематическое представление обогащается деталя-ми и приобретает конкретный характер. Заключительной фазой всего процесса является узнавание. Исходная информация для сте-реотипа хранится в мозге в виде ассоциаций. Здесь функциональ-ные элементы восприятия и памяти, обладающие разной специали-зацией, возбуждаются и вызывают различные чувства, символы и образы, которые в своей совокупности и образуют соответствую-щий стереотип.

Вместе с тем психологический механизм возникновения стерео-типов основывается также на принципе «экономии мышления», свойственном повседневному человеческому сознанию. Данный прин-цип означает, что люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и переживаний, а подводят их под известные им категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологи-чески вынуждает его классифицировать эту информацию в наибо-лее удобные и привычные модели, которые получили название сте-реотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания, ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной области представ-лений. В то же время окружающий человека мир обладает извест-ными элементами единообразия и повторяемости, на которые у че-ловека вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов по-требовал бы от человека постоянного напряжения внимания и пре-вратил бы всю его жизнь в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упростить окружаю-щий мир, «навести в нем порядок», избавляют человека от необ-ходимости каждый раз «открывать Америку» и «изобретать вело-сипед».

Причины возникновения стереотипов разнообразны. Однако са-мой главной из них, вероятно, является защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин-формации. Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма. Без этой защиты сознание человека просто запуталось бы от постоянного вынесения оценочных суждений. Наличие стереотипов значительно упрощает и ослабляет этот процесс.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными путя-ми. Во-первых, они усваиваются в процессе социализации и инкультурации. Поскольку стереотипы представляют собой часть куль-туры, то «привычку» думать о других группах определенным обра-зом мы «всасываем с молоком матери». Многие стереотипы пере-даются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями. Свою окончательную форму они приобретают между 12-м и 30-м годами жизни, после чего устойчи-во закрепляются и меняются с большим трудом. Причем это каса-ется не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп.

Во-вторых, стереотипы формируются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего приходится сталкиваться -- родители, друзья, сверстники, учителя и т.д. Если, например, дети слышат, когда их родители говорят, что «русские слишком просто-душны» или что «цыганам в глаза смотреть нельзя -- обманут», то они воспринимают эти стереотипы.

В-третьих, стереотипы могут возникать через ограниченные личные контакты. Так, если вас на рынке обманул торговец-азер-байджанец, то вы можете заключить, что все азербайджанцы лжи-вы. В этом случае стереотип приобретается исходя из ограниченной информации.

В-четвертых, особое место в образовании стереотипов занима-ют средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение весьма авторитетны. Мнение средств массовой коммуникации становится мнением людей, вытесняя из мышления их индивидуальные установки. Поэтому, даже не имея личного опыта общения, люди наделяют иностранцев строго фикси-рованными чертами внешности и особенностями характера.

Объясняя механизм формирования стереотипов средствами массовой информации, выделим причины их влияния на обществен-ность:

* Для многих людей средства массовой информации являются источником авторитетного мнения, которое не переоценива-ется критически. Это происходит в том случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования соб-ственного мнения или установки.

* Большое значение имеет статус источника информации. Со-вершенно очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого известным политиком или обществен-ным деятелем. Чем выше авторитет источника информации тем, соответственно, выше доверие аудитории к этой инфор-мации. Даже если некоторые индивиды критически воспримут информацию от такого источника, то она все равно закрепит-ся в их сознании.

* Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. Всякий раз, когда человек колеблется в принятии решения, его окон-чательный выбор осуществляется с помощью одобрения ав-торитетом одного из вариантов решения. При этом человек не испытывает внутреннего конфликта из-за последствий своего решения и снимает с себя всю ответственность за его принятие. В результате принятого решения у индивида исче-зает всякая критическая оценка своего поведения, а также беспокойство за его результат, который может повлечь за со-бой его поведение. Все представляется правильным и спра-ведливым, так как, по его мнению, он действует с санкции ав-торитета. В этом случае влияние средств массовой коммуни-кации сравнимо с массовым гипнозом.

Функции стереотипов.

По своему характеру стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирую-щие социальный и психологический опыт общения и взаимодейст-вий индивидов. Имея такую природу, стереотипы обладают рядом качеств: целостностью, ценностной окраской, устойчивостью, кон-серватизмом, эмоциональностью, рациональностью и др. Благодаря этим качествам стереотипы выполняют свои разнообразные функ-ции и задачи, из которых для процесса межкультурной коммуника-ции особое значение имеют следующие:

* объяснение человеческих поступков путем предоставления готовой и простой информации об их специфических социо-культурных особенностях;

* предвидение различных форм поведения от партнеров по ком-муникации;

* формирование основ собственного поведения по отношению к собеседникам и партнерам;

* защита традиций, обычаев, привычек, своей культуры, аполо-гия собственной сокультурной группы;

* обеспечение членов общества соответствующими эталонами, моделями, стандартами поведения;

* стабилизация и интеграция отношений между социокультур-ными группами в обществе.

Функция передачи относительно достоверной информа-ции основана на процессах «глобального» обобщения, происходя-щих при наблюдении неординарного, бросающегося в глаза, не-обычного поведения и образа мыслей членов другой культурной группы. Попадая в чужую культуру, люди склонны к обобщению и упорядочиванию всего, что они видят. Уже с первых контактов с чу-жой культурой начинается классификация новой информации и формируется модель этой культуры. Это достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе всего мно-гообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и формулируется характеристика ее представителей по определенным признакам.

Например, в основе стереотипов практичности и пунктуально-сти немцев или гостеприимства и склонности выпить у русских ле-жат наблюдения за их действительным поведением.

Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную матрицу окружаю-щего мира, в ячейки которой, опираясь на стереотипы, «расстав-ляются» определенные социальные группы. Такой прием позволя-ет довольно быстро дифференцировать людей по группам на осно-ве стереотипных признаков и ожидать от них определенного пове-дения.

Например, если спросить у любого человека, для членов какой этнической группы характерно предсказывать судьбу по линиям руки, то скорее всего у него возникнет образ цыганки. Наоборот, увидев на улице цыганку, которая заговаривает с прохожими, мож-но предположить, что она предлагает услуги гадалки. Но если так же будет действовать женщина, ничем не отличающаяся по внеш-нему облику от членов вашей культурной группы, то такого предпо-ложения не возникает.

Следовательно, стереотипы помогают «распределить» социаль-ное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым упро-стить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы. Стереотипизация позволяет классифи-цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин пу-тем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы. Поэтому стереотипы выступают своего рода «защитным ме-ханизмом», служащим для сохранения позитивной идентичности собственной культурной группы.

Такое разграничение связано также с понятием «ингруппового фаворитизма», подразумевающего формирование более позитивно-го образа собственной культуры по сравнению с другими. Стерео-типы, создавая определенную реальность, консолидируют собствен-ную культурную группу и обозначают ее границы. Примером этого могут служить «стереотипы-поговорки» или анекдоты, существую-щие в каждой культуре. «Незваный гость -- хуже татарина», «Что русскому хорошо, то немцу -- смерть». В таких поговорках можно увидеть вполне конкретный образ другой группы.

Как уже отмечалось, носителями и создателями стереотипов яв-ляются те или иные социальные группы, которые, взаимодействуя между собой, вырабатывают по отношению друг к другу определен-ные социальные стереотипы. Стереотипы проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с предста-вителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректи-ровке стереотипа даже в том случае, если очевидно отклонение от уже имеющегося представления. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется как исключение, а существующий стереотип про-должает рассматриваться как норма.

Поскольку стереотип является порождением группового созна-ния, то адекватно он может использоваться только при межгруппо-вых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определе-ния этнической или культурной принадлежности представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят практи-чески мгновенно -- по различным признакам групповой принад-лежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип. Причем для сраба-тывания этого механизма совершенно не важно, что в действитель-ности происходит, каков личный опыт носителя стереотипа; глав-ное -- не ошибиться в ориентировке.

Значение стереотипов для межкультурной коммуника-ции.

При всем своем схематизме и обобщенности стеретипные представления о других народах и культурах подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, ослабляют ее воздействие на психику человека, снижают силу проявления культурного шока. Ведь в процессе межкультурной коммуникации один партнер вос-принимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стерео-типы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов че-ловек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуни-кации вообще, и в процессе межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль.

Анализ вопроса роли стереотипов в межкультурном общении позволяет выявить их значение во взаимодействии и взаимопонима-нии культур. В результате исследования сложились два подхода. Первый из них можно назвать «академическим». Он представлен в работах английского психолога Р. Стагнера, который считает, что стереотипы в межгрупповом межкультурном взаимодействии облег-чают восприятие незнакомых или малознакомых явлений чужой культуры, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социокультурное окружение индивида .

Другой подход заключается в анализе роли стереотипов в кон-тексте социального взаимодействия. Здесь стереотипы предстают как проявление скрытого расизма, этноцентризма и дискримина-ции.

Несмотря на различия в подходах, в них отчетливо просматри-вается мысль, что в межкультурной коммуникации стереотипы яв-ляются результатом этноцентрической реакции -- попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно только своей культуры. Нередко при межкультурном общении и оценке своих партнеров по общению коммуниканты уже изначально руководству-ются ранее сложившимися стереотипами. Очевидно, нет людей аб-солютно свободных от стереотипов, реально можно говорить только о разной степени стереотипизации коммуникантов. Исследования показывают, что степень стереотипизации обратно пропорциональ-на опыту межкультурного взаимодействия.

Стереотипы жестко «встроены» в нашу систему ценностей, яв-ляются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. По этой причине стереотипы использу-ются в каждой межкультурной ситуации. Механизмы межкультур-ного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как соб-ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой-тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно-сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д.

Зависимость между культурной принадлежностью того или ино-го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно-стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур.

Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти-лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер-жанных» и т.д.

В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза-ция помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст-вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях:

* если его сознательно придерживаются: индивид должен пони-мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы;

* если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив-ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

* если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

* если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря-мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле-ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин-дивидах данной группы;

* если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис-ходит из опыта реальной ситуации.

В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают, эф-фективны только тогда, когда они используются как первая и поло-жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму-никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме-шивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серь-езной помехой при межкультурных контактах.

В целом выделяют следующие причины, из-за которых стерео-типы могут препятствовать межкультурной коммуникации:

* если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на про-тяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации;

* если стереотипы повторяют и усиливают определенные оши-бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не на-чинают их принимать за истинные;

* если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действитель-ность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи-тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа-ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель-ности.

Заключение

В нашей работе мы исследовали понятие “стереотип“ как часть национального характера того или иного народа. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Исследовав понятие стереотипа было выявлено, что этот феномен можно рассматривать в двух аспектах:

как относительно устойчивый, обобщающий образ или ряд характеристик, свойственных представителям одного культурного и языкового пространства, или представителям других наций в глазах данного народа;

как культурно-детерминированное представление, существующее как в виде ментального образа, так и в виде вербальной оболочки. Стереотип в этом случае является и процессом, и результатом общения согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом.

Поведение каждого человека (несмотря на то, что в частных случаях оно индивидуально) в любом обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанном в данном обществе индивидуально и многообразно. Набор стереотипов для каждого отдельно взятого общества сугубо специфичен. Культурные стереотипы оказывают влияние на поведение человека в пределах родного культурного и языкового пространства и начинают усваиваться именно с того момента, когда человек осознает себя частью определенного этноса, частью определенной культуры.

Следующие явления в культуре отдельного народа относятся к стереотипам:

Вербальное поведение

Невербальное поведение (мимика, жесты, телодвижения)

Национальный характер и представления о нем другими нациями

Социальные ситуации, поведение в социальных ситуациях

Особенности быта и повседневной жизни нации

Национальная кухня

Религиозные и национальные обряды

Для успешного осуществления коммуникативного акта между разными нациями необходимо не только владение языком, но и также наличие фоновых знаний. Большую роль в коммуникативном процессе играют прецедентные имена - индивидуальные имена, ситуации, широко известные представителям той или иной нации. нации. Прецедентные имена являются составляющей такого понятия как фоновые знания. Как фоновые знания, так и прецедентные имена важны для “расшифровки” и интерпретации национальных стереотипов культуры, для их осмысления и правильного толкования. Они включают систему мировоззрения, взглядов, господствующих в данном обществе, этических оценок, эстетических вкусов, нормы речевого и неречевого поведения и большую часть знаний, которыми обладают все члены данного общества. Многие стороны жизни народа, традиции быта, обычаи, исторические события, которые известны членам данного языкового общества и неизвестны иностранцу, стали причиной возникновения тех или иных стереотипов в данном культурном пространстве.

Список используемой литературы

1. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. (М) 2005г.

2. http://www.countries.ru

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010