рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Специфика деятельности специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

148

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

(ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКЛОНОСТИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ СРЕДИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Выпускная квалификационная работа

по социальной работе с семьей и детьми

специальность 040101 Социальная работа

очное отделение

2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1 Сиротство как социальный феномен

1.2 Особенности личностного развития детей сирот

1.3 Проявление склонности к правонарушениям среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.4 Особенности работы специалиста по социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКЛОННОСТИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ СРЕДИ ВОСПИТАНИКОВ «ТОТЕМСКОГО ДЕТСКОГО ДОМА»

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ результатов и выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Ежегодно более полумиллиона детей в нашей стране остается без попечения родителей. Реальную картину сиротства в России определить очень сложно.

Переход России в третье тысячелетие стал переходом ломки устоявшихся ценностей и глобальным преобразованием общественных отношений. Так сложилась историческая и социальная ситуация, что реформирование российского общества сопровождалось достаточно широкой криминализацией разных сфер общественной жизни. Вовлечение в противоправную деятельность больших социальных групп, коснулось и несовершеннолетних как наиболее чувствительной части населения по отношению происходящих в обществе изменений. Например, рассматривая детско-подростковую популяцию и микросоциальную среду через признак «криминализации, мы должны отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношения и поведения. Эта среда и связные с ней отклоняющиеся формы поведения, являются «знаком» переживаемого обществом кризисного периода. Это явление и вязанные с ним социально-психологические феномены давно описаны социологами как аномалия. Атомический вариант отношения к жизни характеризуется отсутствием или утратой устойчивых целей, разрушением эмоционально и личностно значимых или общественных, в том числе семейно-родительских уз.

Следовательно, криминализацию отношений и поведения, несовершеннолетних необходимо рассматривать на более широком фоне социальных изменений, происходящих в обществе. При таком подходе маргинальную подростково-юношескую среду и характерные для нее ценности, установки, правила поведения, влияющие на них биологические и психосоциальные причины, необходимо анализировать как своеобразное «предполье» криминальных отношений. Анализ основных тенденций в динамике преступности несовершеннолетних показывает, что дети и подростки в настоящее время остаются частью населения с высокой криминальной активностью.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе.

Если ребенка не усыновляют, то он попадает в государственное учреждение. По данным статистики около 699,2 тысяч детей находятся в учреждениях государственного попечения, между тем потребность такого рода социальной защите и помощи в России испытывают сегодня около десятков тысяч таких детей. В настоящее время в стране начитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ - интернатов.

Характерным признаком последних лет является распространение социального сиротства. Это вызвано продолжающим ухудшением жизни российской семьи, ее нравственными устоями и, как следствие, изменением отношением к детям с каждым годом не только не уменьшаться, а все увеличивается число детей, оставшихся без попечения

Из этого можно сделать вывод, что с каждым годом растет количество детей сирот, и ДОБПР, а также растет и количество правонарушений совершаемых такими детьми.

Понятие профилактика, означат в широком смысле предупреждение каких либо нежелательных явлений. По мнению А. П. Закалюка, под профилактикой правонарушений понимается деятельность по устранению причин и условий совершения лицом правонарушения

Более конкретное определение сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально - экономических норм, идеологических, культурно - воспитательных, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их нарушению.

Цель работы: изучение специфики деятельности специалиста по социальной работе по профилактике делинквентного поведения в условиях детского дома

Задачи работы:

1. Изучить литературу по данной проблеме исследования

Рассмотреть сиротство, как социальный феномен

Раскрыть детский дом как объект социального попечения для детей - сирот и ДОБПР

Выявить склонность к правонарушениям среди детей- сирот и ДОБПР

5. Разработать и реализовать программу профилактики склонности несовершеннолетних к делинквентному поведению в условиях детского дома

Проследить динамику склонности к правонарушениям среди воспитанников детского дома.

Гипотеза исследования: реализация программы профилактики склонности несовершеннолетних к делинквентному поведению в условиях детского дома приведет к снижению количества правонарушений среди воспитанников детского дома.

Объект исследования: склонность к правонарушениям несовершеннолетних

Предмет исследования: специфика деятельности специалиста о социальной работе по профилактике склонности к правонарушениям среди детей - сирот и ДОБПР.

Проблема исследования заключается в том: как правильно организовать профилактическую работу с детьми сиротами и ДОБПР, имеющими ярко выраженную склонность к правонарушениям.

Практическое значение: данная работа может использоваться специалистами детских домов различного типа, и студентами, которые занимаются исследованиями в данной области

Методы исследования:

1) эмпирические (анкетирование, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению);

2) теоретические (анализ специальной и методической литературы, графическое изображение данных).

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ - СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.1Сиротство как социальный феномен

Глубокий кризис российского общества связан с переменами в политической, социально-экономической, культурных сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей, о чем свидетельствуют статистические данные, представленных в ежегодных государственных докладах. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющими спиртными напитками, ведущий аморальный образ жизни, проявляющими по отношению к детям насилие и жестокость [12; 234].

Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семей, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижение стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3; 10].

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [15; 15].

Дети оставшиеся без попечения родителей лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся бес попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием, или лишением родительских прав [15; 16].

Сюда же можно отнести детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не проявляют ни какой заботы о своих детях [17; 205].

? лишенные родительских прав

? ограниченные в родительских правах

? признанные безвестно отсутствующими

? недееспособны

? отбывают наказание в исправительных колониях

? уклоняются от воспитания детей

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попечительства местных органов власти. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести исследование жизни ребенка обеспечить его защиту и устройство [2; 80].

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка. В настоящее время в России функционирует 272 дома ребенка, в которых воспитывается около 20 тысяч детей, причем 50% из них [2; 81].

O «отказные дети» и дети «подкидыши»

O Небольшая часть детей имеют врожденные уродства

O Дети оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав

O Дети недееспособных родителей, а также безвестно отсутствующих

Также по данным статистики на 2002 год на учете в федеральном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, составил 1 млн. 131 тыс. 916 детей. В 2002 году было выявлено 140 тыс. детей, что значительно больше, чем 10 лет назад, когда было выявлено 6 тыс. детей сирот, вновь снижается показатель семейного устройства этих детей, всего лишь 63 детских дома семейного типа, а 5 лет назад их было 279.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей на конец 2001 года составляет 683,2, находящиеся под опекой 347,5, в детских домах 70,1, в семейных детских домах 0,4

Если сравнит это с 1999 годом то, количество детей оставшихся без попечения родителей то их количество составляло 113 913 человек это на 3 тыс. больше, чем в 1998 году.

В настоящее время в стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка позднее в детские дома и школы интернаты. Среди воспитанников школ интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% родителей, от которых отказались родители.

Также составляя программу для изучения личности на разных возрастных этапах, следует отметить, 80% детей страдают психоневрологическими заболеваниями, 42% имеют задержку психического развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания, только где-то 2,2% здоровы.

В контингент приюта входит школьники и младшие школьники - 90%, проживание которых в семье стало не возможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев. Одна из причин помещения детей в приюты это сексуальное насилие 11% , насилие, как над маленькими детьми, так и над девочками 13 - 15 лет. 9% детей попадают в детские дома из - за болезни матери, отсутствие родственников, способных заботиться о них.

Детей в приюты направляют сотрудники милиции 59%, солильные педагоги 26%, родственники 10%,и очень редко дети в детские дома приходят сами 6%.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей с тем как можно вернуть детей в семью, поскольку родители лишены родительских прав 35%, детей которые являются круглыми сиротами является только 14%, родители инвалиды составляет 19% [2; 76].то не в значительной степени.

Таким образом, можно отметить, что понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - это понятия, зафиксированные в федеральном законодательстве. Анализ статистических данных говорит о том, что в Российской Федерации актуально такое понятие как социальное сиротство. Но эта категория не юридически не обозначена и используется в среде специалистов, занимающихся исследования проблем в области социальной защиты детей-сирот и ДОБПР.

1.2 Особенности личностного развития детей сирот

Традиционной формой устройства детей, является интернатное учреждение. В интернатных учреждениях не созданы условия для полноценного формирования личности, нет основы для оптимального включения воспитания в общественную жизнь страны [7; 30].

В целях обеспечения помещенного физического, психического и социального развития детей изменяет возрастную цель и пребывание в детских домах от 1,5 лет до 18 лет. Продолжается разгруппирование групп и самих учреждений, разновозрастных группах, приближенных к условиям семейного воспитания, но вне поля зрения специалистов, в силу ряда причин, остается проблема такого вида сиротских учреждений, как детских домов семейного типа (ДДСТ) [9; 10].

Отличительной особенностью этих детских домов выступает личностно - ориентированный воспитательный процесс, который позволяет развивать каждого ребенка, в новых условиях жизни в социальной семье с включением его в различные виды деятельности. Другими словами ДДСТ - это качественно новая развивающая система воспитания, гуманистическое устройство которой создает оптимальный фон и основу для саморегуляции, как воспитанников, так и воспитателей в их повседневном взаимодействии, обеспечивающие развитие у каждого ребенка - сироты способности самостоятельно строить жизнь, достойного человека [9; 12].

Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Предложен такой детский дом по примеру западных стран общесоюзным Датским Фондом им В. И. Ленина. Семейный детский дом можно отнести в некоторой степени отнести к приемной семье. Но в отличие от временной приемной семьи, где ребенок находиться только определенное время, здесь он находиться до совершеннолетия.

В государственной системе попечения детей-сирот существует тип учреждения как социальный приют. Специфика данного учреждения, что дети находятся некоторое время [14; 89].

Таких дети могут отставать в развитии, в отличии от детей воспитывающихся в семье

К концу 1 года жизни ребенок начинает осваивать действия с предметами. Хватать и рассматривать игрушки он научился, где-то к 4 месяцам, теперь же проявляется более целенаправленное использование. Оно становиться “ведущей деятельностью” и остается ее примерно до трех летнего возраста. Овладение действия с предметами не только развивает движение ребенка, но и обеспечивает его первоначальное знакомство с миром. Особенно важными являются действия с предметами-орудиями, еда с помощью ложки, использование игрушечного молотка, черкание карандашом и т д. [20; 70].

Если в раннем детстве у ребенка не было возможности активно действовать с различными предметами, то практическое мышление может оставаться у него не достаточно развитым на всю жизнь. В подобном положение оказываются дети, воспитывающиеся в домах ребенка и живущие в однообразном, недостаточно богатом впечатлениями миром.

В дошкольном возрасте общение со взрослыми уже не ограничивается ситуациями совместного действия, а выходит за его пределы. Становиться возможным обсуждения с ребенком достаточно сложных и разнообразных тем, относящимся к разнообразным играм жизни. Благодаря этому у него формируется опыт пользоваться чужым опытом, советом. Существенную роль начинает играть общение со сверстниками [8; 12].

У детей воспитывающихся без родителей, опыт индивидуального общения с взрослыми часто бывает крайне скуден, а опыт общения на познавательные темы вообще отсутствует. Происходит это, потому что в интересах на группу детей приходиться один воспитатель, ему трудно, а порой и не возможно выслушать все заданные вопросы, и тем более дать ответ на все заданные вопросы [5; 165].

Из-за этого у многих детей-сирот отсутствуют, или, по меньшей мере, оказывают не достаточно развитые познавательные интересы.

В подростковом возрасте у ребенка существенно возрастает стремление к свободе и независимости. И ему важно осознавать, что эта свобода “ завоевана” им, а не предоставлена взрослым. Отрицательное поведение подростка - негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, воспринимаются взрослым как некоторое зло, свойственное данному возрастному периоду [2; 54].

Жестоко регламентированная жизнь воспитанников детских домов отнюдь не способствует подобному “завоеванию свобод”. Практически каждая минута жизни воспитанника расписана, предопределена педагогом. Заранее известно, что иногда делать. Это не подлежит обсуждению, не предполагает возражений, и уже тем более противостояние подростка. Подобные условия жизни без права выбора занятий и дел не способствует появлению ответственности и препятствует формированию самостоятельности у детей сирот [18; 60].

И еще не смотря на то, что школьное обучение подростка продолжается, учебная деятельность не перестает быть для него ведущей, но уже начинает отходить на второй план. Более важным становиться поиск своего места в обществе, и жизни. Это проявляется в общении подростка со сверстниками, и его общественно полезной деятельности, но и когда акцент грубости, протеста, доходящего до откровенного хулиганства. Для воспитанников интернатов поиск своего места затруднен, из-за ограниченности социального пространства рамками учреждения, из-за однообразия и бедности межличностного контакта [19; 45].

Для каждого периода существуют определенные виды деятельности, имеющие наибольшее значение для психологического развития. Их называют ведущим видами деятельности данного периода: [7; 70].

?В младенческом возрасте - эмоциональное общение с взрослым.

?Ранний возраст - предлетно-эрудированная деятельность.

? Дошкольный возраст - игра, рисование, конструирование.

?Младший школьный возраст - учебная деятельность.

?Подростковый возраст - формирование взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом.

?Юношеский возраст - профессиональное обучение или трудовая деятельность.

Каждому из этих видов деятельности соответствует определенная форма обучения.

?В младшем возрасте - эмоциональное общение с взрослым.

?В раннем возрасте - деловое общение с взрослым.

?В дошкольном возрасте - общение с взрослым на отвлеченные темы.

?В младшем школьном возрасте - учебное общение.

?В подростковом возрасте - личное общение со сверстниками.

?В юношеском возрасте - окончательно складываются все Фомы общения, свойственные “ взрослой” жизни.

Личность формируется в общении.

У воспитанников интернатов все этапы развития происходят с искажениями. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, то оказываются, практически не готовы к ней.

Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях не достаточности или специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту индивидуальной особенности детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Тяжесть последствий социальной депревации и трудностей компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депревации могут быть частично преодолены. Степень доверия, в котором ребенок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нем заботе. Если младенец получает все, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, ели с ним постоянно разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир уютное место, а люди достойны любви и доверия [10; 103].

Ребенок, получивший в течение первого года достаточно любви и заботы, становятся, эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к окружающим людям и миру в целом, поэтому в дальнейшем он способен устанавливать глубокие и теплые отношения с другими людьми [6; 32].

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает понимания, заботы и любви, то у него появляется не доверие, подозрительность и боязливость, по отношению к миру и людям. Это не доверие ребенок несет в другие стадии своего развития, что негативно отражается на его взаимоотношениях с окружающими людьми. Эго самоощущения в этом случае можно было бы описать словами: “ Хочу быть любимым, но это не получается”. Этот конфликт может найти свое выражение в истерических реакциях, психологических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь свое внимание взрослых и добиться их любви [9; 6].

Успешное прохождение младенческого возраста открывает ребенку возможность полноценно войти в более широкое окружение, и а неблагополучие дает о себе знать в течение все последующей жизни, особенно в периоды жизненных не удач [9; 201].

Как уже отмечалось, чувство безопасности и защищенности возникает у ребенка в условиях, когда мать (или заменяющие ее люди) обеспечивают ребенку полноценное комфортное состояние. Это помогает сформироваться чувству привязанности к взрослому. Психологи считают, что в норме привязанность к матери формируется у младенца к 7-8 месяцам жизни [9; 5].

Привязанность - это устойчивые эмоционально-психологические связи ребенка с любящими людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребенке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоциональную комфортность. Можно считать, что привязанность у ребенка сформировалась, если реакция на возраст становиться избирательной: исчезает родственная, дружелюбная реакция на абсолютно любящего человека. Доброжелательные проявления сохраняются только с близкими людьми. Приближение чужого взрослого, у малыша проявляться признаки боязливости тревоги [12; 55].

Непостоянное или неполноценное удовлетворение основных потребностей, прежде всего в любви и принятия ребенка, ведет к затруднению и искажению формирования у него привязанности. В условиях детского дома из-за крайней не устойчивости и кратковременности эмоциональных связей. Привязанность не успевает сформироваться при нахождении ребенка раннего возраста в разных приемных семьях [13; 89].

У более старших детей можно наблюдать сниженное настроение, боязливость, отсутствие любопытства. Дети отказываются от совместных игр со взрослыми, оказывают сопротивление при попытке организовать с ними игру [4; 19].

В более старшем возрасте у детей с расстройством привязанности замедленно и ущемлено формирование представления о себе.

Для возникновения отрицательного представления о себе у ребенка-сироты, воспитывающегося в детском доме, появляется влияние материнской деривации, это еще одна серьезная причина.

Начиная с самого раннего возраста, ребенок, растущий в семье, усваивает два уровня отношения к себе.

Ребенок, растущий вне семьи, лишен самого главного и важного - безусловной любви.

Поэтому для него характерно. Простое и нерасчлененное отношение к себе, чаще всего отрицательное. Для возникновения позитивного образа “я” ребенку от окружающих его взрослых не хватает, прежде всего, проявлений безграничной и бескорыстной любви положительной сценки его действий и поступков [7; 45].

Деятельность ребенка и его общение со взрослыми - это основные движущие причины его развития. Возникшие отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формирование личности и поведения.

В каждый период жизни у ребенка имеется определенная структура психологических особенностей.

Психологические особенности влияют на подаяния, определяют характеристики деятельности ребенка. От характера поведения ребенка зависит, как будут реагировать на него окружающим. Это может проявляться в координации, подкрепление одних форм подведения, и назначения за другое.

Стараясь преодолеть трудности поведения ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. И тут уже возникает не просто замкнутый, и порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно.

Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить. А это возможно за счет изменения реакций окружающих на поведение ребенка. Из этого следует, что в детском доме не созданы благоприятные условия для развития детей.

Можно выделить ряд направлений в организации воспитательного процесса в детском доме:

1. Физическое воспитание. В детском доме, как и семье, здоровье детей является предметом особой заботы. На охрану и укрепление здоровья детей - сирот направлен комплекс процедур и мероприятий: умывание, чистка зубов, мытье ног холодной водой, обтирание, четкий режим дня, утренняя зарядка, сон при открытых форточках, прогулка перед сном, дневные прогулки на свежем воздухе.

Важным моментом в физическом воспитании детей - сирот являются систематическое врачебное наблюдение, полноценное питание, регулярные спортивные занятия гимнастика, подвижные игры. Более подробно проблемы физического воспитания рассматриваются в раннем возрасте. В результате проведенных научных практическое использование в домах ребенка наряду с медицинским уходом и правильным питанием использование специальных методик по развитию движений, речи, эмоций.

Однако работа по физическому воспитанию учитывает индивидуальные особенности, требует серьезного научного обоснования, поиска новых не стабильных форм, методов, средств, и т д. В настоящее время работники испытывают дефицит научных и практических разработок по данному вопросу.

2. Нравственное воспитание. Важнейшим воспитанием личности ребенка является формирование его нравственности. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях детского дома, где процесс нравственного становления носит специфический, несколько отличный от традиционного характера.

Детский дом учреждение закрытое, поэтому контакты с окружающим миром носят эпизодический характер. Изолированность детей детского дома от социума накладывает особый отпечаток на их нравственное развитие и на ознакомление с окружающим миром в целом.

У каждого человека должны быть свои личные любимые вещи, которые не прикосновенны. В условиях детского дома не уделяется внимание именно этой стороне личного развития, недооценка которой может привести к серьезным проблемам. Одной из значимых проблем последнего десятилетия стала проблема религиозного воспитания в детском доме.

Важным аспектом является привитие навыков самостоятельности, ответственности за нарушенное дело, воспитание в условиях стремления к порядку. Воспитательный процесс не должен носить замкнутого характера, необходимо выводить детей за пределы детского дома.

3. Интернациональное и патриотическое воспитание. Исследователи отмечают, что уже в первые годы жизни необходимо формировать любовь к своему народу, к его культуре. Необходимо учить детей с пониманием относиться к своей культуре и культуре других народов, воспитывать любовь и симпатию к другим национальностям.

4. Трудовое воспитание. В настоящее время в учреждениях детского дома используют различные виды труда. Труд для детей должен быть коллективным, положительно окрашенным тогда он будет считаться легким и интересным. Дети не могут привыкнуть к условиям, созданным в детских домах, и поэтому отстают в развитии от других детей, мы должны сделать все возможное, чтобы улучшить эти условия, для этого мы должны приблизить воспитание в детском доме к семейному.

Из-за отсутствия, какого либо воспитания выделяют несколько видов, психологических портретов проблемных детей.

o «Избегающие». Основной особенностью является тяжелое эмоциональное состояние. Такие дети очень трудно привыкают к жизни в группе, период их адаптации может затянуться на несколько месяцев. Они производят впечатление маленьких дикарей, оказавшихся во враждебном окружении: не умеют общаться с другими детьми, всячески избегают общения со взрослым, в играх проявляется агрессивная разрушительная манера. Чаще всего они стараются уединиться. Такое поведение обусловлено, с одной стороны, страхом, который на столько силен, что не позволяет ему познавать новую среду. С другой - несформированностью простых способов установления любого контакта с окружающими

o «Цепляющиеся». Как правило, это дети отказные с рождения. Активно стремятся к контакту со взрослым. В этом состоянии для ребенка крайне важно оставаться в защищенном состоянии, во взрослом он ищет источник тепла и защиты, даже в малознакомом.

o «Неудачники». Основная особенность повышенный уровень тревожности, проявляющийся в неуверенности к себе, постоянном беспокойстве, волнение. К повышенному уровню тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудностями в общении и т д. Повышенный уровень тревожности наблюдается у детей сирот, перенесших глубокую психологическую травму, семейные драматические события или материнскую депревацию. Для ребенка, находящемся в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Повышение уровня приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.

Волнение, описание, беспокойство, нарушения деятельности ребенка, ведут к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех, в свою очередь, заставляет ребенка волноваться, способствую закреплению неудач. И неспешность становиться “хронической” чем более ответственную работу он выполняет, тем больше он волнуется.

У детей - сирот тревожности являются условием пережитой депревации, психической травмы. Вызванная этими причинами общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудности переноситься на школьную жизнь. Далее складывается уже описанный прочный круг, приводящий к хронической не успешности, даже когда травма уже пережита, тревога не исчезает, теперь она поддерживается школьной неуспеваемостью. В синдроме неудачно существуют следующие данные:

?Низкие достижения ребенка. Объективные показатели могут быть при этом не особенно жизненны: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих.

?Высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе это центральное психологическое звено череда неудач.

?Установка не исполнительность, высокая значимость для ребенка, дающимися взрослыми

Постоянный не успех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности. Может возникнуть не благоприятный вариант - общий регресс, в подростковом возрасте.

o «Мечтатели». Происходит из-за недостаточного внимания со стороны взрослых. Ребенок не слышит адресованных ему вопросов, не выполняет задания. Игра в уме становиться средством удовлетворения не игровой потребности, такие потребности во внимание окружающих. Обычная жизнь для таких детей не достаточна, она не насыщена впечатлениями, она им кажется скучной и локальной. Иной раз создается впечатление, что ребенок путает фантазию и реальность. Для ребенка мечтателя характерен повышенный уровень тревоги.

o «Умники». Хорошее логическое мышление, интеллектуализм. Дети “умники” редко испытывают трудности в школе. Общаются больше со взрослыми чем со сверстниками. Контакты с другими детьми нарушаются.

o «Говоруны». Бойкая речь, уверенные ответы на любые вопросы. Может быть низкая успеваемость, неорганизованность, трудности в общение со сверстниками, нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребенка управлять своими действиями. Это один из вариантов педагогической запущенности.

o «Путаники». Ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути. Отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание “быть хорошим”.

o «Актеры». Любовь к окружающим. Для привлечения внимания использует все средства: кривляние, нарушение правил. Чрезмерно высокий уровень приводит к астероидному складу личности.

o «Негативисты». Сознательное нарушение ребенком правил поведения, Чтобы вызвать к себе внимание. В виде наказания или замечания. Яркая демонстративность, народность при нарушении правил.

Исследования, проводимые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие. И более того, есть все основания полагать, что именно психологический фактор является причиной не только психологических, но и соматических отклонений таких детей.

1.3 Проявление склонности к правонарушениям среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правонарушение - нарушение права проступок, нарушение. Людей, которые совершают правонарушения, называют правонарушителями

По результатам дел о правонарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних возвращено в учебные заведения около 34 тыс. человек, оказана помощь в трудовом и бытовом устройстве 42 тыс., трудоустроено на постоянную и временную работу 225 тыс. человек. Такая проводимая работа требует особого внимания комиссий, так как из 308 тыс. несовершеннолетних, с которыми проводилась профилактическая работа - 3455 освобожденных уголовно исполнительной системы; 38586 осужденных условно; 2995 человек вернувшиеся из специально - воспитательных учреждений.

Для того, чтобы снизить количество правонарушений в КДН проводится профилактические работы в отношении детей - сирот и ДОБПР.

В данное время в нашей стране насчитывается 5873 беспризорных детей и 116,6 тыс. безнадзорных, из них 81,1 употребляют алкоголь и 151,1 совершают правонарушения.

Проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних всегда отличались особой остротой и актуальностью. Это обусловлено, прежде всего, традиционно высокой преступной активностью подростков.

Несовершеннолетние быстрее реагируют на позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, что находит отражение в динамике преступности. Например, за годы реформ пик преступности пришелся на более сложный в социально - экономический период - на 1993 год. В течении последующих четырех лет 1994 - 1999 в России отмечалось некоторое снижение и некоторая стабильность преступности несовершеннолетних.

Методологический конструктор преступного поведения несовершеннолетних позволяет выделить следующие мотивы: а) корысть, б) агрессия. Общими для всех видов поведения, имеющими корыстную направленность, являются мотивы и цели, связанные со стремлением к приобретению материальной (денежной, имущественной) выгоды. Отклонения агрессивной ориентации обычно связаны с мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку, в большей степени они вызваны в посягательствах на честь и достоинство, здоровье и жизнь человека, в нарушениях общественного порядка.

Специфическими чертами преступности несовершеннолетних являются:

1) Высокая латентность (неполнота выявленных преступлений) из - за которых фактический уровень преступности в 2 -3 раза выше чем зарегистрированный.

2) Повышенная криминальная активность несовершеннолетних

3) Преимущественно групповой характер преступности несовершеннолетних

Статистика показывает, что наиболее часто совершаются преступления в возрасте от 15 - 25 лет. Основная масса таких преступлений как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений, кражи, грабеж, разбои, хулиганство. С точки зрения экспертов, в последние годы среди подростков отмечается рост практически всех видов преступности и связанных с ней девиантным проявлением, прежде всего наркомания, пьянство, токсикомания, уличные преступления.

Согласно российскому уголовному законодательству общий возраст наступления уголовной ответственности наступает с 16 лет, а наиболее тяжких преступлениях и с 14 лет. К криминологическим особенностям преступности несовершеннолетних можно отнести: ярко выраженный групповой характер и корыстно - насильственную направленность.

На сегодняшний день в России, наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних, что является одной из негативных тенденций развития преступности и расширяет криминальную ситуацию детей и молодежи.

Доля правонарушений, относящихся к наиболее тяжким существенно возросла. Большинство преступлений совершаемых не совершеннолетние это кражи, грабежи, разбои, изнасилования, ДТП, убийства.

К несовершеннолетним могут применяться следующие виды наказания:

- штраф

- лишение права заниматься определенной деятельностью

- Обязательные работы на срок от 40 до 160 часов

- Исправительные работы

- За более тяжкие преступления может быть наказание как лишение свободы

1. Преступления, которые могут совершаться несовершеннолетними:

?Преступления против жизни - убийство

?Преступления против - здоровья

?Преступления, портив свободы, чести, достоинства

?Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы

?Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

?Преступления против собственности (кража, разбой, грабеж, Вымогательство, мошенничество)

?Преступления против общественного прядка

Как правило, дети - сироты и ДОБПР очень ожесточены, замкнуты, что и приводит к совершению различного вида преступлений.

Такие дети, как правило, были лишены присмотра, внимания, заботы, позитивного внимания со стороны родителей, или лиц их заменяющих.

В 2000 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2% (с 208,3 тыс. до 195,4 тыс.) Снизился удельный вес подростковой преступности. В тоже время структура и динамика преступности несовершеннолетних по-прежнему характеризуется негативными тенденциями. Преступность несовершеннолетних смещается в сторону корыстно-насильственной направленности. Так число убийств, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 20,3% (с 1017 в 1999 г. до 1223 в 2000г.), случаев умышленного причинения вреда здоровью - на 27,3%, изнасилований на 6,3%, мошенничества - на 10,3% . В тоже время произошло снижение числа грабежей на 7,1%, краж на 7,7%, вымогательств на 8,0%, умышленного причинения или уничтожения чужого имущества на 24.5%, не правомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения на 12,7%.

Основную долю среди преступников подростков в 2000 году составили кражи - 61,3%. Значительная часть подростковых преступлений приходилась на грабежи - 7,8%, хулиганство - 5,9%, разбои - 2,7%, Умышленное повреждение или уничтожение имущества - 2,0%, вымогательство - 1,9%, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 1,1%, мошенничество - 0,9%.

Продолжает оставаться высокой, криминальная активность детей, не достигших возраста 14 лет. В 2000 году количество подростков поставленных на учет за совершение несовершеннолетними опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, составило 66,7 тыс. человек, из них 7,9 тыс. - женского пола.

По данным Информационного центра МВД РФ на учете в ПДН ОВД в 2001 году состояло 390,6 тыс. подростков, что на 19,5 тысяч меньше чем 2000 году. В ОВД за совершение различных преступлений, правонарушений и по другим причинам было доставлено 1140,2 тыс. несовершеннолетних. Боле половины - 61,9% за административные правонарушения, в том числе за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в нетрезвом состоянии. В целом удельный вес подростковой преступности в 2001 году составил - 6,2%, при этом отмечается усиление жестокости и общественной опасности подростковых преступлений. В 2001 сохранился рост числа совершенных подростками особо тяжких преступлений на 10,5% по сравнению с 2000 годом. Почти две третьих грабежей и разбоев, совершенных группами лиц, происходит при участии подростков. В 2001 году удельный вес преступлений, совершенных в группе по предварительному сговору составил, 56,8%. При этом групповая преступность подростков отличается признаками организованности и сращивание с взрослым криминальным миром.

Также хочется отменить, что около 17% несовершеннолетних совершают преступления в результате алкогольного опьянения.

Доля девочек среди участников преступных деяний остается достаточно стабильной - 8,6%. Продолжается рост числа девочек, состоящих на учете ПДН: в 1998 году - 52 тыс., в 1999 году - 53 тыс., 2000 - 54 тыс.

Количество несовершеннолетних, к которым применены меры административного воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения не сравнительно растет.

Из этого можно выделить несколько групп людей совершающих правонарушения

?Ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);

?Субкультурный правонарушитель (нарушитель, идентифицировавшийся с группами антисоциальными ценностями);

?Невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием конфликта и тревоги);

?“Органический” правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности);

?Психотический правонарушитель (совершающий противоправные деяния вследствие тяжелого психического расстройства - психоза, помрачения сознания);

Ш Антисоциальная личность (антиобщественные деяния которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью высших чувств, неспособности к близости);

На ранней профилактике объектом, следует считать предупреждение диссоциального поведения несовершеннолетних. Мы считаем, необходимым выделить следующие основные формы нарушений поведения с асоциальной направленностью:

Ш Девиантное поведение, которое включает в себя раннюю алкоголизацию, но не сопровождается противоправными действиями

Ш Деликвентное поведение, как противоправные действия детей, не достигших возраста уголовной ответственности, а также противоправные действия. Которые не повлекли за собой привлечения к уголовной ответственности

Ш Криминальное поведение, которое включает в себя уголовную ответственность.

Таким образом, можно сказать, что дети, проживающие в детских домах, имеют большую склонность к правонарушениям. Это, как правило, связано с воспитанием и личностным развитием. Так как, в детстве, когда они находились в семье, данным детям уделялось мало внимания, некоторых родители сами мотивировали детей совершать то или иное преступление. Но главной причиной совершения правонарушений, это является влияние ближайшего социального окружения.

1.4 Особенности работы специалиста по социальной работе по профилактике правонарушений детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства. Соотношение равноправных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности ребенка.

Воспитанники детского дома относятся к той группе детей, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Нередко воспитанники детских домов вступают в конфликт с законом, совершают правонарушения или преступления, сами становятся жертвами преступлений. В основе противоправного поведения воспитанников лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью. Мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения, ошибки семейного воспитания, незнание законов, принятых в государстве.

Социальная дезадаптация таких детей выражается в нарушение норм морали и права, асоциальных норм поведения, деформация ценностных и социальных установок. Деятельность социального педагога подразделяется на несколько направлений: профилактическая работа, организация досуговой деятельности, правовой всеобуч, социально- психологическая деятельность.

Профилактическая работа включает в себя создание благоприятной среды для воспитания и общения, планирование воспитательной работы. Проведение лекций, консультаций для педагогов (Приложение №4) и воспитанников, бесед на тему: «Здоровый образ жизни», «Нет наркотикам» и др., тематические мероприятия в группе, совместная работа с сотрудниками отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних Тотемского РОВД, экскурсии в РОВД, встречи, постоянные рейды сотрудников РОВД в детский дом.

Три года в детском доме работает Совет Профилактики учреждения. Разработано положение о Совете профилактики (Приложение №1), на кожный год разрабатывается план работы. Возглавляет работу Совета профилактики социальный педагог. Но заседании Совета профилактики, которые проводятся раз в месяц приглашаются сотрудники Тотемского РОВД, инспектор ОППН. Главная цель Совета профилактики - вовремя среагировать на отклонения в поведении детей, оказать необходимую помощь и поддержку, привлечь для ее оказания специалистов и распределить «зоны» ответственности.

Организация досуговой деятельности в целях профилактики правонарушений воспитанников очень важно организовать их досуговую деятельность, необходим поиск занятости ребят в свободное время. Вопросу организации досуговой деятельности в детском доме уделяется большое внимание. На данный момент 7 чел. посещают петровскую ремеслянную школу, 6 музыкальную школу,15 спортивную секцию по футболу и баскетболу в ФОКе, 2 чел. кружок рисования в доме детского творчества, в детском доме работают кружки «Самоделкин» (младший школьный возраст), клуб «Зеркало» (старшие девочки) «Подросток и закон» (старшие девочки и мальчики), «Мир профессий» (старшие школьники), «Хореографический», «Исторический». Воспитанники детского дома оказывают помощь ветеранам, учувствуют в реализации социального проекта «Кокаревскому саду - быть» по восстановлению сада купца Кокарева. День воспитанника детского дома построен таким образом, чтобы все свободное время организованно.

Правовой всеобуч правосознание личности не дается человеку от рождения, а формируется на протяжении всей жизни. Наиболее сензитивным периодом в воспитании правовых норм является старший школьный возраст. Именно в этот период человек обретает способность сначала обдумывать. А потом делать. Правовое воспитание - процесс формирования соответствующих установок, потребностей, ценностей, мотивов поведения. Правовая воспитанность - состояние, в котором человек находится в данный момент, когда он решает, как поступить в той или иной ситуации. Это определяет правосознание и уровень правовой культуры человека, который зависит не только и не столько от объема правовых знаний, понимая необходимости исполнять нормы права, а от степени сформированности отношения к закону, как к ценности. С этой целью шестой год в детском доме проводится кружок «Подросток и закон» для воспитанников старше 12 лет. Разработана программа работы кружка на 3 года. Занятия кружка проводятся 2 раза в месяц. На этих занятиях проводится ознакомление воспитанников с правовыми документами РФ, Конвенцией о правах ребенка, проводится тестирование и диагностика по спорным вопросам, направленным на самоанализ и познание себя воспитанниками. На занятиях кружка не только ведется доверительная беседа по правовым проблемам и вопросам, и проводится профоринтационная работа - знакомство подростков с профессиями юриста, работника ОВД, встречи с людьми этих профессий. Многие занятия кружка проводятся в интерактивной форме: ток - шоу, деловая игра, устный журнал, ролевая игра, игра - тренинг, викторина, круглый стол. Проведения занятия кружка в нетрадиционной форме повышает интерес к получению правовых знаний, создает позитивную установку на недопустимость асоциального поведения, помогает в игровой форме решить проблемы, с которыми приходиться вталкиваться воспитаннику детского дома в социуме. На занятиях кружка приглашаются: ведущий специалист по охране прав ребенка Управления образования, инспектора ОППН, инспектора ПЧ - 37.

Социально - психологическая деятельность.

Социальный педагог детского дома осуществляет коррекционно-реабилитационную с воспитанниками детского дома. На первом этапе проводится изучение личностных особенностей ребенка, его состояния. Для этой цели используются личностные диагностики: мониторинг «Наркотическая ситуация в учреждении», «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», уровень школьной и личностной тревожности и другие. Затем разрабатывается программа по адаптации ребенка к социально - здоровой среде, намечаются пути решения проблемы, формы и методы работы. Подключаются специалисты для реализации этой программы и оказания правовой , медицинской и психологической помощи. Проводится отслеживание результатов этой работы.

Одной из форм коррекционно-реабилитационной работы можно назвать психолого-медико-педагогический консилиум.

Планируя работу по профилактике правонарушений среди воспитанников в детском доме социальному педагогу необходимо реализовывать следующие направления:

· Перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личного развития ребенка, при которых он сможет осуществлять взаимосвязь и взаимосвязанных своих потребностей , стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей)

· Воспитание нравственно-правовой убежденности

· Формирование адекватной самооценки, способности критически относится к самому себе

· Развитие эмоциональной сферы личности

· Включение в социально-значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности

· Организация педагогического влияния на мнение окружающих

· Предупреждение невротических расстройств и патологических влечений

· Обеспечение благоприятного социально - психологического климата

Работу по профилактике правонарушений среди воспитанников социальный педагог планирует на год, необходимо при планировании работы учитывать возрастной состав воспитанников. Так же должна учитываться не только работа с воспитанниками но и с педагогами.

Проанализировав работу социального педагога, можно сделать вывод, что для большей эффективности необходимо создание и реализация программы по профилактике делинквентного поведения воспитанников.

Действия специалиста по профилактике правонарушений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1) Проведение лекций, консультаций для педагогов

2) Проведение бесед на тему: «Здоровый образ жизни», «Нет наркотикам» и др.,

3) Тематические мероприятия в группе, совместная работа с сотрудниками отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних Тотемского РОВД,

4) Экскурсии в РОВД, встречи, постоянные рейды сотрудников РОВД в детский дом.

5) Проведение Совет Профилактики в учреждении.

6) Организация досуговой деятельности

7) Проведение кружка «Подросток и закон»

8) Диагностирование воспитанников проживающих в детском доме

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010