рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Современные демографические проблемы России

18

Министерство образования И НАУКИ РФ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

кафедра Экономики и финансов

ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Работу выполнил:

Студентка 1курса

Группа БЗВ 38

Экономического факультета

Заочного отделения

Специальность:

Бухгалтерский учёт,

Анализ и аудит.

Собченко Т.В.

Проверил:

Шильченко Т.Н.

2008

Содержание

Введение

1. Демография- главный национальный проект России

2. Пути выхода из «демографической ямы»

3. Национальная программа демографического развития России

4. «Каждый малыш на вес золота»

Заключение

Библиография

Введение

«Демографические проблемы России»- решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день. Демографическое неблагополучие нашей страны очень актуально сегодня.

Цель работы - рассмотреть основные демографические проблемы и возможные пути выхода из них.

Вообще, демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, детской смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: ведь именно эти данные как ничто иное отражают суть - состояние государства.

Сегодня на рассмотрение Народного правительства вынесен важнейший и один из самых болезненных вопросов для нашего народа - о развитии демографической ситуации.

Абсолютно бесспорно, что состояние демографии в нашей стране находится в глубочайшем системном кризисе. Все последние тенденции говорят о том, что он нарастает и усугубляется. Положение дел настолько серьезно, что в последнее время все чаще слышны заявления о том, что Россия уже прошла так называемый рубеж невозврата, и восстановить численность населения уже не удастся.

И хотя мы, россияне, категорически не согласны с такой точкой зрения, нельзя не замечать, что состояние демографии несет прямую угрозу существованию нашей страны. Если нынешние тенденции не будут переломлены, жить в стране и производить ее национальное богатство будет попросту некому. И это - вопрос не отдаленного будущего, а ближайших десятилетий.

1. Демография - главный национальный проект России

Нынешний кризис уже четвертый в стране с начала ХХ века. Однако следует понимать, что его причины качественно отличаются от тех, которые привели к трем предыдущим. Ведь два самых тяжелых демографических провала в России пришлись на периоды Первой и Второй мировых войн - то есть на время колоссальных и безвозвратных людских потерь на поле боя.

Сегодня наша страна ни с кем не воюет. И главная причина нынешнего демографического кризиса состоит в том, что в стране на протяжении последних 15 лет проводится социально-экономический и политический курс, абсолютно чуждый национально-государственным интересам страны и интересам российского народа.

А это означает, что решить проблемы демографии можно, только решив в комплексе основные социально-экономические проблемы страны. Иными словами - создав максимально благоприятные условия для жизни людей в России.

В чем же выражаются нынешние демографические проблемы в России?

Это прежде всего низкая рождаемость, которая давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Более того, за последние 15 лет она снизилась почти на 30% .

Во-вторых - это крайне высокая смертность россиян. Ее уровень в 1,6 раза превышает показатели развитых государств. Мужская смертность в 4 раза превышает женскую. Крайне высокой в нашей стране остается и младенческая смертность - она более чем в 1,5 раза выше, чем в Европе.

В-третьих - это низкая продолжительность жизни в нашей стране. По данному показателю Россия опустилась с 35-го места в мире, которое она занимала в 1975 году, до 142-го места в настоящее время. Это - уровень Ирака и Гондураса, ниже только страны Африки и Океании.

Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России. За последние 15 лет мы потеряли около 5 миллионов человек, или 3,2% населения. В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.

И даже официальные прогнозы в этом вопросе отнюдь не утешительны - уже к 2050 году население России может сократиться до 77 миллионов человек, что в 2 раза меньше нынешнего уровня.

Среди других острых демографических проблем следует отметить следующие:

- заметное снижение доли детей и молодежи в структуре населения;

- рост доли граждан пенсионного возраста;

- более чем двукратный рост числа инвалидов за последние 13 лет;

- нарастание доли мигрантов, в том числе нелегальных, отношения которых с местным населением нередко складываются как конфликтные, а временами и откровенно враждебные.

Между тем, по различным оценкам, в России в настоящее время проживает от 1,5 до 6 миллионов нелегальных мигрантов, положение которых зачастую просто невыносимое. Их нерешенные проблемы несут прямую и реальную угрозу социальной и политической стабильности в нашей стране.

В итоге последствия демографического кризиса для нашей страны выглядят весьма тревожными.

Первое. России принадлежит 13% мировой территории, а вот наша доля в населении Земли может сократиться к 2050 году до 1%.

А ведь еще в начале ХХ века жители Российской империи составляли 8% мирового населения.

Второе. Три четверти территории нашей страны уже сегодня представляют собой фактически незаселенные пространства.

В стране существует 13 тысяч населенных пунктов без жителей и почти столько же - где проживает менее 10 человек.

Такое положение имеет особую опасность для приграничных регионов на востоке страны, где плотность населения в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории.

К глубокому сожалению, этот список можно продолжать и далее.

Однако хотелось более подробно остановиться на тех шагах и действиях, которые необходимо срочно предпринять для немедленного исправления демографической ситуации в стране.

Прежде всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической проблемы. Обеспечить рост численности нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Иными словами, никто не может приказать российским женщинам рожать в десять раз больше здоровых детей, а пожилым гражданам - жить не менее 100 лет.

Но власть может, должна и обязана создать для этого необходимые условия.

В чем же они?

2. Пути выхода из «демографической ямы»

Первое. Поскольку ухудшение состояния здоровья - одна из главных причин сверхсмертности россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения в стране.

И начинать здесь необходимо с остановки проводимой реформы медицины и смены ее направления на 180 градусов. Идущая с 1997 года реформа положительного результата, по сути, не дала. Напротив, за это время многие показатели только ухудшились. Например, общая заболеваемость возросла на 16%.

Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны. Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи.

В стране должна быть создана эффективная система ипотеки, доступной для всех желающих приобрести свое жилье. Ее условия должны быть понятными людям и выгодными для них.

Третье. Это изменение системы распределения доходов всех граждан России. Главная задача - это значительный рост доходов каждой российской семьи. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей. А если матери не на что кормить одного ребенка, то будет ли она задумываться о том, чтобы завести второго, не говоря уже о третьем?

В стране имеются все необходимые ресурсы и возможности для решения этой проблемы.

Ведь очевидно, что те же мизерные пособия по рождению ребенка и уходу за ним практически никак не компенсируют реальных затрат родителей. Пример маленькой Исландии, где правительство платит абсолютно фантастические для нас 25 тысяч евро за первого ребенка, 50 - за второго и 75 - за третьего. А в результате эта страна прочно удерживает лидерство по уровню рождаемости в Европе.

Четвертое. Это смена курса государственной экономической политики, препятствующей нормальному развитию нации.

Пятое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Ведь сегодня повсеместно наблюдается абсолютно обратная ситуация. Массовыми явлениями стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе. В России курят две трети мужчин и более трети женщин. Угрожающе нарастает количество курящих детей, в старших классах школы систематически курят более 20% подростков. По различным данным, более 4 миллионов жителей России пробовали наркотики, а 2,5 миллиона употребляют их постоянно, из них 76% - молодежь до 30 лет.

Шестое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в первую очередь - ценность человеческой жизни.

Ведь сегодня у нас сложилась почти всеобщая безответственность и государства, и самих граждан за свою жизнь и жизнь тех, кто рядом.

Так, самоубийств у нас совершается больше, чем даже умышленных убийств. Уровень суицидов в нашей стране более чем в два раза превышает среднемировые показатели.

В стране продолжается настоящий беспредел на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.

Остаются крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также в быту.

Крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние общества оказывает неспособность государства подавить терроризм и организованную преступность, насаждение через средства массовой коммуникации культа силы и насилия.

Естественно, представленный перечень мер и действий по преодолению демографического кризиса не является абсолютно исчерпывающим.

Однако если реализовать представленные шесть основных позиций, то этого будет достаточно для коренного перелома в развитии демографической ситуации в нашей стране: от глубочайшего кризиса к нормализации положения и постепенному возрождению нации. И если начать действовать незамедлительно, то к 2050 году население России, по расчетам ученых, может вырасти до 160 миллионов человек.

Думается, что этот показатель должен быть заложен как минимальная цель в наш главный национальный проект России - неуклонный рост числа ее здоровых, благополучных и счастливых граждан!

3. Национальная программа демографического развития России

Этот пункт хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.

«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. … Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи… Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. »

Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).

Принципы реализации государственной демографической и семейной политики в соответствии с Национальной программой.

Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

· обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

· приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

· дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

· приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

· обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

· дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.

Принципы реализации

Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2006--2010 гг.).

Снижение на II-ом этапе (2011--2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90%) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе).

Территориальная дифференциация реализации государственной демографической и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

Постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.

Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

· общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

· совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

· совершенствование системы образования;

· улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемые в Национальную программу общие ожидаемые результаты.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

· прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140--142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно -- предотвратимой смертности, в первую очередь -- в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

· укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

4. «Каждый малыш на вес золота»

Приведем пример Подмосковья (Российская Газета статья «Каждый малыш на вес золота» от 25 апреля 2008 г.) Еще в преддверии Года семьи (2008 г.) Подмосковье заявило, что рассчитывает на существенную прибавку детей. И не прогадало. По итогам первого квартала рождаемость увеличилась на 10 процентов по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года( в сообщении Натальи Колесник, зам. начальника Главного управления ЗАГС области). Всего на свет в регионе появились более 16,5 тысячи детей.

Процесс, как говорится, пошел. При этом в Подмосковье стали чаще жениться: в первом квартале количество браков увеличилось на 779 по сравнению с этим же периодом прошлого года. Марш Мендельсона звучал 9656 раз.

Повышение рождаемости - одна из главных забот подмосковной власти. На поддержку детей и семьи в бюджете года предусмотрено свыше 4 миллиардов рублей - почти втрое больше, чем в прошлом. Правительство даже пошло на то, чтобы финансировать из бюджета программу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Процедура дорогая, не всем доступная. По словам министра здравоохранения области Владимира Семенова, в прошлом году на "детей из пробирки" было выделено 45 миллионов бюджетных рублей, а в этом - 110 миллионов. Благодаря ЭКО на свет появились более 200 малышей.

Много внимания уделяется детям-сиротам. Передача их на воспитание в семьи - единственный способ побороть такое явление, как социальное сиротство. Всего в Подмосковье проживают в семьях почти 5200 усыновленных детей. В этом году обрели новых родителей уже 249 детей. Кстати, в области увеличились пособия не только усыновителям (с 6 до 10 тысяч рублей), но и приемным родителям (до 9200 рублей). А с 1 июля на усыновленного ребенка будет выдаваться единовременное пособие в размере 30 тысяч рублей вместо 20. Кроме того, предусмотрено расширение категорий детей, имеющих право на пособия. Теперь деньги будут выделяться и усыновленным из других регионов России.

В 2008 году на выплату единовременного пособия в бюджете области предусмотрено почти 15,8 миллиона рублей, ежемесячного пособия - более 434 миллионов рублей. Это благое дело нашло поддержку даже на отдельных предприятиях. Например, "Мособлгаз" с января 2008 года решил доплачивать своим работникам, усыновившим или взявшим на воспитание чужого ребенка, по 20 тысяч рублей ежемесячно - вплоть до его 18-летия (с индексацией из прибыли предприятия).

Но пока, несмотря на все меры, население области, как и страна в целом, стареет. Большинству жителей - за 50 лет. А вот девочек, которые в эти 10-15 лет станут матерями, всего 10 процентов. Такие данные привела в докладе Елена Булычева из Центра планирования семьи МОНИИАГ (областной НИИ акушерства и гинекологии).По ее словам, более 60 процентов девочек-подростков хотят иметь только одного ребенка, больше 30 процентов - двоих и лишь 7 процентов - троих. Поэтому задача врачей - сохранить их здоровье, а забота властей - создать такие условия для жизни, чтобы каждая девушка захотела родить трех малышей. Вот тогда российские города выберутся из "демографической ямы".

Заключение

Принятые к реализации с 2006 года Национальные проекты в сфере здравоохранения, строительства доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы. Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста. Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России. Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

В завершение этой темы отмечу: проблему низкой рождаемости невозможно решить без изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям.

Библиография

1. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть.-2006.-№ 10.

2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. //Вопр. Статистики.-2000.-№ 7.

3. Беглярова И. Демографическая ситуация-производная состояния общества. // Рос. Федерация сегодня. -2007.-№ 11.

4. http: // www. Rodgaz.ru/

5. http://www.rg.ru/2008/04/25/demografia.html

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010