рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Социальная работа в школе

3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Омский государственный институт сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

Допущен к защите Защищен с оценкой

«___»_________200__г. __________ «___»_________200__г. _______

Курсовая работа по дисциплине

«Основы социальной работы»

на тему: «Социальная работа в школе»

Выполнила: студентка группы 42 Тз

Первушина Н.А.

Проверил: преподаватель

Кашапова Ю.Р.

Омск-2006

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы деятельности школьного социального педагога

1.1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

1.2. Развитие социально-педагогической деятельности в нашей стране.

1.3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении

1.4. Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

1.6. Центры социального обслуживания семьи и детей

Глава 2. Анализ работы социального педагога  МОУ «Средняя общеобразовательная № 25» города Омска

2.1. Социально-воспитательная направленность деятельности социального педагога школы

2.2. Анализ  работы с неблагополучными  семьями социального педагога школы

2.3. Деятельность социального педагога МОУ «Средняя общеобразовательная № 25»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Приложение 1. Схема взаимодействия социального педагога

с деятельностью психолога, учителя в работе с учеником

Приложение 2. Социально-воспитательная работа

Приложение 3. Система мер по решению поставленных задач 

Приложение 4. План работы с опекаемыми семьями на 2005-2006 уч.год

Приложение 5. План работы по охране прав детства на 2005-2006 уч.год

Приложение 6. План самообразования школьного социального педагога

Приложение 7.  Структура социально-педагогического комплекса

Приложение 8. Положение о социальном педагоге образовательного учреждения

Приложение 9. Акт обследования семьи учащегося

Приложение 10. Карточка учета неблагополучной семьи учащегося

Приложение 11. Социальный паспорт учащегося

Введение

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:

- дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.);

- работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами)

- воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.);

- формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.);

- социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по поддержке семьи);

- социальная работа в школе.

Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:

- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;

- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.

К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.

Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие цели социальной работы в школе:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

- способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

- участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:

- групповая работа со школьниками вне занятий;

- предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);

- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

- работа с родителями, представление интересов родителей;

- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

- консультирование;

- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;

- научное обоснование, сопровождение и оценивание.

«Энциклопедия социальной работы» в переводе с английского, на наш взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья Михайловой А. «Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается». В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

 Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в школе. Социальная работа в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.

  В исследовании объектом является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом - формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога.

Цель работы - проанализировать опыт работы социального педагога в школе.

 Задачи данного исследования следующие:

1. разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога;

2. выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах;

3. изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога;

4. исследовать опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

  В  ходе  исследования    использовались   следующие методы: наблюдение, беседа, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

  Базой проведения исследования являлась МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Омска.

 При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С.,  Крокинская О. К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность». Данный сборник является первым шагом к созданию се-рии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения.

Глава I.  Теоретические основы деятельности

школьного социального педагога

1.1. Актуальность работы социального педагога в

школе в современных условиях

Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад.

В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога - организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).[1]

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают  рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.

Школьный социальный педагог -  в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [21,181].

  Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. 

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

??Оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

??Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

??Влияние на человека.

Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога - предметника и даже классного руководителя.

Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.

 Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.          

 Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - это школа, и его работа в школе - особый вопрос.

Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.      

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Сегодня актуальна нехватка различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало занято в организационном плане внеучебное время школьника. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

 Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом: изучает семью; помогает семьям в кризисных ситуациях; помогает в оздоровлении среды; помогает в улучшении психологической обстановки и педагогической культуры среды; защищает интересы ребёнка; налаживает контакты.

 Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое. Как же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.

Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

Итак, завершая тему о «нужности» деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:

? в школе, в классе, для работы с детьми из неблагополучных семей;

? в школах-интернатах, детских домах, приютах;

? в лесных школах, детских санаториях;

? в социально-образовательных центрах;

? в реабилитационных и коррекционных центрах;

? в культурных центрах, центрах досуга;

? в летних лагерях труда и отдыха.

Также нужно упомянуть  некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов - все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране [21,181].

Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны.

Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.

Но все же на  сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детей-сирот. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах [5, 54].

Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.

Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь [15,33].

Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10% дизентерией, на 15% - туберкулезом, на 3% - гонореей, в 2,7 раза - сифилисом, в 1,8 раза - чесоткой [5, 58].

На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.

К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и  увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%.

Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка.

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.

1.2. Развитие социально-

педагогической деятельности в нашей стране

 

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е годы XX в. В 60-е годы XX в. появлялись работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т.п.).

На рубеже 70-80-х годов XX в. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др.). Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных  отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми (Московская, Костромская, Пензенская, Челябинская, Тамбовская, Рязанская, Омская области и др.). А в педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт [21, 183].

Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением,  а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов-специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами  и объединениями. В 1990 г. должность социального педагога была внесена в список должностей  рабочих и служащих. Получила таким образом признание новая профессия. Вслед за тем принято решение «Об организации социальной службы помощи детям и молодежи».

В 1989-1991 гг. проводился широкомасштабный эксперимент «Школа-микрорайон». В нем участвовали более 100 региональных научно-практических групп непосредственно на местах, на экспериментальных площадках, представляющих собой разнотипные городские и сельские микрорайоны. Были апробированы модели социально-педагогической деятельности, содержание, формы и методы работы социального педагога, обоснованы профессиональные требования к нему. Этому вопросу много своих работ посвятили Гуров В.Н. “Опыт организации социально-педагогической работы”, Гурьянова М.Н. “Новая профессия в социальной сфере”, Вульфов Б.З. “Социальный педагог в системе общественного воспитания”; Березкина В., Бруднев А., Ермоленко Г. посвятили ряд статей социально-педагогической работе в школе [8, 28-29].

В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности “Социальная педагогика” и “Социальная работа”. Более 50 ВУЗов России приступили к подготовке соответствующих специалистов (Уральский, Чувашский, Ставропольский, Тульский, Тамбовский институты и университеты).

С 1993 года под руководством Центра социальной педагогики Российской академии образования реализуется комплексная федерально-региональная программа «Социальная педагогика», в которой задействованы 34 региона. Интересный опыт накоплен в Олонецком центре социальной педагогики и социальной работы (Республика Карелия) по развитию разнопрофильных детских объединений; в Волжском центре - по созданию медико-психолого-педагогической семейной службы, работе с детьми-инвалидами; в Мордовском центре Тамбовской области - по реализации социальных программ “Милосердие”, Открытое сердце”, “Семья”, “Экология и туризм”.

Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию  перспективных  культурно-образовательных моделей.

Работа школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.

Благодаря сельским экспериментальным школам, работающим как открытые социально-педагогические системы, дети сближаются со взрослыми, меняется к лучшему отношение ребят к фундаментальным социальным ценностям.

Опыт, достойный распространения, есть и в городах. Школа № 261 города Ставрополя (2 тыс. учащихся) расположена в отдаленном от центра города районе. Там нет культурно-просветительных учреждений, а это добавляет остроты в проблему детей и молодежи. В школе создана психолого-педагогическая служба, в нее вошли социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы и др. Школа превратилась в открытую социально-педагогическую систему, позволившую осуществить трехуровневый подход к образованию учащихся с учетом их интересов, пожеланий, возможностей.

В средней школе № 59 города Ярославля - 20 социальных педагогов. За 2 года позитивно изменилось отношение ребят в школе, взрослым, друг к другу. Здесь нет серьезных правонарушений, в школе установилась атмосфера доброжелательности и творчества, в чем, по мнению коллектива, большая заслуга социальных педагогов.

Однако в социально-педагогической работе с детьми, их семьями немало противоречий, нерешенных проблем. У многих социальных педагогов нет достаточной подготовки.

Потребности в практике и в подготовке специалистов не изучены. Слабо поощряются передовой опыт, старания энтузиастов, плохо пропагандируются их достижения. От практики отстает наука, и возникает опасность, что этот разрыв будет увеличиваться. Поэтому необходима поддержка социально-педагогических исследований. Остро стоит вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов, готовящих кадры социальных педагогов. Такая должность сегодня нужна школе.

 

1.3. Содержание работы социального педагога в

образовательном учреждении

 

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной  характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно получен-ными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча-ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потреб-ности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место за-нимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностичес-кий инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справ-ки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в нали-чии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социаль-ной биографии семьи, личности, а также со-циальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэто-му скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, со-трудников правоохранительных органов, на-конец, родителей и самих учащихся. Для это-го любое исследование начинается с предва-рительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряже-ния руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследова-ния. Здесь уместно напомнить, что разъясне-ния и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда долж-ны быть правдивыми.

В процессе исследования социальный пе-дагог может получить совершенно конфиден-циальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Социальный педагог организует и прово-дит консультации по вопросам прав и обязан-ностей, имеющихся льгот и пособий, предла-гает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обес-печивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся пра-вовых возможностей и средств. Выявляя про-блемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог диф-ференцирует выявленные проблемы и «выво-дит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведом-ственной подчиненности. Устанавливая кон-такт с семьей, побуждает ее к участию в сов-местном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резерв-ные возможности муниципалитета для пре-одоления трудностей.

Социальный педагог выполняет посредни-ческую функцию в установлении связей и кон-тактов семьи и специалистов -- психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен-ности. Для этого необходимы налаженные свя-зи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, го-рода, учреждениями и общественными объе-динениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффек-тивную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррек-ции, патронаже, обеспечении жильем, пособи-ями, пенсиями и других видах социальной по-мощи. Социальный педагог оформляет сбере-гательные вклады, решает вопросы по исполь-зованию имущества и ценных бумаг обучаю-щихся -- сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образо-вательного учреждения и того или иного обу-чающегося или сотрудника в судебных и ад-министративных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную си-туацию. При этом социальный педагог само-стоятельно определяет задачи, формы, мето-ды социально-педагогической работы, спосо-бы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помо-щи, реализации прав и свобод граждан [10, 64].

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание усло-вий для их самостоятельного выбора, его сти-мулирования, развития готовности и способ-ности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из си-туации выбора без стресса в современных ус-ловиях являются насущной задачей в воспи-тательной работе образовательных учрежде-ний, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспи-тания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и россий-ским социокультурным традициям.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармони-зации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное со-стояние теории и практики социально-педаго-гической работы, порождающая новое содержа-ние, методы, формы и технологии работы с де-тьми, молодежью, семьями, общинами, экс-клюзивными группами населения, обществом.

Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных.

Содержание профессиональной деятельно-сти социального педагога необъятно, и мы сде-лали попытку лишь очертить ее контуры. Ре-альная же работа социального педагога не впи-сывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности соци-ального педагога, его профессиональной ком-петентности, психологической закалке и мо-ральным качествам.

В конечном счете вся деятельность соци-ального педагога должна способствовать созда-нию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обес-печению охраны их жизни и здоровья, установ-лению гуманных, нравственно здоровых отно-шений в социальной среде.

Профессиональная успешность социаль-ного педагога определяется результативнос-тью его деятельности и ее общественным при-знанием.  

Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.

В центре всех общественных интересов стоит личность. Значит, и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общения этой личности.

Кому под силу пробудить потребности, интеллект, эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она поглощена бытом, материальными проблемами. Координировать условия разностороннего развития личности - вот главная функция социального педагога и социальной педагогики.

Социальный педагог - это новая должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно,  в среде, окружающей личность - общаться с семьей, на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов.

Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.

Как ни важен социум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело.

Современные процессы изменений в школьной деятельности характеризуются усложнением позиционного отношения к ученику. Традиционная для прошлой педагогики схема: Учитель-Ученик постепенно заменяется гораздо более сложной позиционной схемой  (см. приложение № 1).

Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных  места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.

Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.

Социальный педагог, пользуясь результатами деятельности психолога, работает с ребенком, прежде всего, занимаясь непосредственно разработкой и реализацией индивидуальной программы развития каждой конкретной личности.

1.4. Основные функции, методы работы, документация,

права и обязанности школьного социального педагога

 

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:

1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

2. Диагностическая, т.е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний  и различного рода проблем.

3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отнощении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога (см. приложение № 6).

 Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога.  Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в раз-личные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обра-щает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатыва-ет для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен-ка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добить-ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив-шейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указыва-ются даты рождения знаменательных событий в семье. Определя-ется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сы-ном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посе-щают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дру-жит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учи-тель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, пробле-мы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отноше-ния сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, род-ственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществ-ляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедлен-ного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить отношения ребен-ка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Для одних родителей пятно на лице -- трагедия, для других -- тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога, сегод-ня семья переживает огромные трудности, но если ко всем со-циальным и экономическим бедам добавляется и больной ре-бенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь са-моубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог обращает свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ре-бенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.

При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического  и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».

При работе с клиентами в обязанности школьного социального педагога входит:

? обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

? изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;

? организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;

? содействие детям  и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация клиентов;

? представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.

Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:

? представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

? вести государственную и частную социальную практику по сертификату или диплому;

? собирать информацию, связанную с нуждами клиентов; проводить социальные опросы, диагностические обследования;

? делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;

? информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

? вносить предложения в организации, учреждения, предприятия, коммерческие структуры  о поощрении родителей за социальные инициативы и активность;

? вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации;

? возглавлять общественные, инициативные движения, направленные на решение конкретных социальных проблем по месту жительства, учебы или работы;

? способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-общественными структурами.

А правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать,  как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

    Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:

1. Тексты административных документов по со-циально-педагогической работе. Законов и подзакон-ных актов по осуществлению прав ребенка;

2. Должностная инструкция;

3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;

4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;

5. График тематических групповых консульта-ций, график индивидуальных консультаций для от-дельных групп населения;

6. Проекты или программы по отдельным наибо-лее актуальным направлениям социально-педагоги-ческой работы;

7. Документация: по учету правонарушений, от-клонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных марш-рутов детьми, стоящими на внутришкольном конт-роле;

8. Документация по вопросам опеки и попечитель-ства, регистрации по месту жительства и трудоуст-ройству, защите прав ребенка в органах МВД и су-дебных органах;

9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;

10. Данные по изучению социального состава се-мей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педа-гогов, как субъектов образовательного процесса;

11.Учет мер по социальной защите детей из со-циально неблагополучных семей;

12.Методические рекомендации для родителей;

13.Методические рекомендации для классных ру-ководителей, учителей по решению проблем соци-альной жизни ребенка и снятию конфликтов в меж-личностных отношениях;

14.Систематизированная информация по город-ским и районным службам для   родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

1.5. Зарубежный опыт социальной работы

В различных странах мира существуют два подхода к этому направ-лению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобри-тании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто при-крепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за ко-торые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками шко-лы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда воз-никают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010