рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Социальная работа с пожилыми

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ
    • 1.1. Общие закономерности и теории старения
    • 1.2. Роль и место старости в онтогенезе человека
  • 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    • 2.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
    • 2.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ
1.1 Общие закономерности и теории старения

Старение связано с изменениями, происходящими на всех уровнях организации живой материи - молекулярном, субкле-точном, клеточном, системном, целостного организма. Законо-мерные возрастные изменения организма называются гомеорезом. Определение гомеореза позволяет прогнозировать темп старения - естественный, ускоренный или замедленный.

Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения.

1. Старение - генетически запрограммированный процесс, результат закономерной реализации программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения.

2. Старение - результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это многопричинный процесс, вызывае-мый различными факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни.

Известный советский геронтолог В.В. Фролькис писал, что даже при старении как наиболее универсальном явлении при-роды наблюдаются парадоксы: каждый легко обнаружит разницу между молодым и старым, но никто не может дать исчер-пывающую научную характеристику сущности старения и ме-ханизмов его развития.

А. Комфорт еще более 30 лет назад подчеркивал, что ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить старение.

Поиски процессов, которые можно было бы считать специфи-ческими для наступления старости, были основными направле-ниями исследований в геронтологии со времени ее зарождения как науки. Многие ученые хотели видеть в них «первопричину» старости. В настоящее время существует более 200 различных теорий, которые пытались объяснить разнообразные изменения, происходящие на разных уровнях - от целостного организма, его систем и органов до уровня клеток и молекул.

Большинство известных теорий старения сегодня имеют лишь историческое значение.

1. Исходной позицией приверженцев так называемых теорий изнашивания является идентификация механических измене-ний в организме в результате инволюции и атрофии как основ-ных причин старения. Считалось, что в процессе своей деятель-ности во времени и пространстве любая система подвергается изнашиванию и постепенно приближается к гибели.

2. Другая группа ученых связывала старение с израсходованием «жизненной» материи в клетках, которую условно обо-значали «Х-энергия». Наиболее яркий приверженец данной теории - М. Бергер называл эту энергию «энтелехией». По его мнению, с течением времени характер и количество «энтеле-хии» изменяется, энергия жизни исчерпывается, а зародыш старения через биоморфоз в тканях приводит организм к смер-ти. Сторонники этой теории старения полагают, что каждый организм получает в наследство определенное количество «жиз-ненного фермента», который со временем истрачивается, что приближает организм к смерти.

3. Математическая модель старения и старости позволила исследовать старение не как функцию определенных жизненных факторов или нарушение биологических механизмов, а как закономерные, математически измеримые явления, протека-ющие с постепенным возрастанием болезненности и вероятно-сти смерти.

4. А.А. Богомолец выдвинул теорию старческой дисгармонии физиологических отправлений организма. Он особо подчерки-вал роль соединительной ткани в процессе старения: «Организм имеет возраст своей соединительной ткани».

5. Большая группа теорий объясняла старение изменениями в составе и структуре коллоидных растворов в клетках. Уче-ные, разработавшие эти теории, считали, что жизнь представ-ляет собой постоянно изменяющееся состояние клеточных кол-лоидов и при нарушении данного процесса клетка стареет и умирает. Поэтому старение и смерть клетки неизбежны, а ее размножение считалось единственным биологическим спосо-бом омоложения.

Другой аспект коллоидохимических теорий представляет концепция нарушения белкового синтеза из-за «ошибки» в коде ДНК (дезоксирибонуклеиновой) и РНК (рибонуклеиновой) кис-лот. За основу старения принято нарушение регуляции в син-тезе клеточных белков вследствие истощения свободных и свя-занных аминокислот. В эксперименте доказано, что клеточные культуры долго сохраняют свою жизненность, если в питатель-ную среду добавить экстракт эмбриона или комплексы ДНК и РНК. Установлено, что содержание РНК в суммарных белках уменьшается со временем и каждый возраст имеет специфичес-кий белковый спектр для любой ткани и органа, полностью за-висящий от скорости белкового синтеза.

6. Широко известны в геронтологии интоксикационные тео-рии старения. Еще в конце XIX столетия Ч. Бухард выдвинул положение: «Каждый организм есть лаборатория для токси-нов». Сторонники этого направления считают, что старение представляет собой процесс самоинтоксикации в результате нарастающего уровня токсинов в клетке. Установлено, что не-которые микроорганизмы прекращают свой рост и умирают значительно раньше в случае затруднительного выделения токсических продуктов их обмена.

Интоксикационная теория получила значительное развитие в трудах И.И. Мечникова. Он установил, что скопление токси-нов индола и р-креозола в кишечном тракте ведет к старческому склерозу в тканях, гнилостная ферментация в толстом кишеч-нике вызывает самоотравление организма и, как результат, - старение и смерть.

7. Теории «дисгармонии и внутренних противоречий» объяс-няли старение нарушением в координации функций и трофики начиная с уровня клетки и до уровня целого организма. У высо-коорганизованных систем функции их отдельных частей подчи-нены требованиям целого организма, и чем сложнее эти зависи-мости, тем больше вероятность дисгармонии. Своеобразную разновидность теорий дисгармонии представляет концепция внутренних противоречий, согласно которой старение является результатом нарушения возможности восстановления клетки.

8. Существуют концепции, которые объясняют старение воз-действием биофизических факторов на генетический аппарат клетки и накоплением радиоактивных веществ. Высокая концен-трация радиоактивных элементов нарушает обменные процессы и вызывает процессы старения в клетке. В эксперименте установ-лено, что животные, подвергшиеся интенсивному облучению, ста-реют быстрее и имеют меньшую продолжительность жизни.

1.2 Роль и место старости в онтогенезе человека

Старение является неизбежным элементом развития как от-дельных личностей, так и всего общества. В онтогенезе челове-ка выделяются периоды детства, юности, зрелости и старости. Границы между периодом зрелости и началом старости труд-ноуловимы. Один из основоположников советской геронтоло-гии - И.В. Давыдовский категорически заявлял, что никаких точных календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются воз-растом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «ста-реющие», указывающий на постепенный и непрерывный про-цесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавлива-емую возрастную границу, за которой начинается старость.

Существует много классификационных схем, которые при-меняются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему:

допроизводительный возраст 0-17 лет

производительный возраст 18-64 года - мужчины

18-59 лет - женщины

послепроизводительныи возраст старше 65 лет - мужчины

старше 60 лет - женщины

старость 65-79 лет - мужчины

60 - 79 лет - женщины

глубокая старость старше 80 лет

В 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была при-нята следующая хронобиология, т.е. возрастная периодизация:

молодой возраст 18-44 года

средний возраст 45 - 59 лет

пожилой возраст 60 - 74 года

старческий возраст 75 - 90 лет

долголетие старше 90 лет

В геронтологии оперируют понятиями календарного и био-логического возраста.

Календарный возраст - это хронологический астрономичес-кий возраст, который определяется на основании документаль-но подтвержденной даты рождения. Сам по себе календарный возраст не пригоден для исследования динамики и характера старения. Для этой цели в геронтологии используются тесты количественного измерения изменений, происходящих в ре-зультате инволюционно-атрофических процессов во всех пери-одах онтогенеза. Это тесты для определения функциональных изменений в основных системах и для оценки иммунобиологических и психических изменений в организме при старении.

Биологический возраст - это мера старения организма, его здо-ровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяет-ся набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мне-нию одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни от-дельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социальной защи-ты человека, проведения пенсионной политики.

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

2.1 Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста

Социальная защита - это комплекс экономических, соци-альных и правовых гарантий для граждан пожилого и старчес-кого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические дей-ствия в их интересах.

Социальная защита населения пожилого и старческого возра-ста состоит из профилактики, поддержки и представительства.

Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные уч-реждения социального обслуживания.

Поддержка представляет собой помощь, необходимую ста-рым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.

Представительство - защита интересов старых людей, при-знанных недееспособными, от их имени, для оказания необхо-димой помощи.

Старые люди нуждаются в гарантированном обеспече-нии своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизне-деятельности и условий для использования остаточной трудоспо-собности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.

А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая складывалась бы из следующих элементов:

- селекции (отбора), которая подразумевает поиск основных или стратегически важных составляющих жизни человека, утраченных в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действи-тельностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь;

- оптимизации, заключающейся в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизиру-ет свою жизнь как в количественном, так и, качественном от-ношении;

- компенсации, состоящей в создании дополнительных источ-ников, возмещающих возрастную ограниченность в адаптаци-онном процессе.

По мнению А.А. Козлова, если общество будет готово к при-нятию подобной стратегии социальной защиты, то результатив-ность и общественная полезность все возрастающего числа лиц старческого возраста умножится многократно.

На данном этапе социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка но-вых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, ши-роких слоев общественности и, конечно, самих старых людей.

В установлении такого единства инициативная и главенству-ющая роль должна принадлежать органам социальной защи-ты населения.

Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:

социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преимуществ);

социальное обслуживание;

организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном и региональном уров-нях.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению мест-ных органов возможно установление региональных норм обеспе-чения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято по-ложение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.

Особенность социальной политики государства в современ-ных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуще-ствлении социальной защиты пожилых и старых людей непо-средственно на места.

Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей - избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к ры-ночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на пе-рераспределение имеющихся средств в целях оказания социаль-ной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по ста-рости, оказавшиеся за чертой бедности.

Социальная помощь пожилым и старым людям - это обеспе-чение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспече-нию. Социальная помощь имеет характер периодических и еди-новременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных вы-дач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвида-ции или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вы-зываемых неблагоприятными социально-экономическими усло-виями.

Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:

• принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;

• принцип гарантированности, предполагающий обязатель-ное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы;

• принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;

• принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (де-нежной, натуральной, в виде услуг, льгот и т.п.);

• принцип самостоятельности местных органов власти и со-циальной защиты в деле организации и проведения мероприя-тий по оказанию социальной помощи в сочетании с централи-зованными мероприятиями;

• принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питани-ем или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материаль-ной помощи; содействие в получении временного жилья; оказа-ние экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

В ряде территорий в ведении органов социальной защиты на-селения имеются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляю-щие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспечен-ных граждан, основную часть которых составляют старые люди.

Адресная социальная помощь в существующей кризисной си-туации оказывается наиболее нуждающимся, как правило, оди-ноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет. Со-циальная поддержка проводится с учетом специфики региона.

Бригадная форма помощи тяжелобольным - это комплекс-ное обслуживание с предоставлением социальных и медицин-ских услуг. Социальные работники оказывают больным услу-ги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

Происходит постоянное объединение усилий государствен-ных и общественных органов по оказанию социальной помо-щи старым людям. В 1993 г. подписаны Указания с рекомендациями о совместных действиях органов социальной защиты населения и Службы милосердия Красного Креста. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства медицинские сестры Красного Креста проводят обучение населения по ухо-ду за больными, осуществляют несложные лечебные процеду-ры, приглашают для консультаций врачей, юристов. Эти ком-наты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

2.2 Социальное обслуживание пожилых и старых людей

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и стар-ческого возраста в домашних условиях или специализирован-ных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.

Основные принципы деятельности в сфере социального об-служивания старых людей следующие:

• соблюдение прав человека и гражданина;

• предоставление государственных гарантий;

• обеспечение равных возможностей в получении соци-альных услуг и их доступности для старых людей;

• преемственность всех видов социального обслуживания;

• ориентация социального обслуживания на индивидуаль-ные потребности;

• приоритет мер по социальной адаптации граждан пожило-го возраста.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возмож-ность получения социальных услуг на основе принципа социаль-ной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло-жения, места жительства, отношения к религии.

Государственный сектор социального обслуживания состо-ит из органов управления социальным обслуживанием Украины, ор-ганов социального обслуживания субъектов Украины, а также учреж-дений социального обслуживания, находящихся в собственности и собственности субъектов Украины.

Муниципальный сектор социального обслуживания включа-ет органы управления социальным обслуживанием и учрежде-ния муниципального подчинения, предоставляющие соци-альные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания явля-ются основной формой муниципального сектора, они создают-ся органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные цент-ры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по ока-занию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслужива-ния входят: выявление старых людей, нуждающихся в соци-альной поддержке; предоставление различных социально-бы-товых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Анализ основных направлений деятельности муниципаль-ных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объ-единяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социаль-ного обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворитель-ные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей.

Право на социальное обслуживание имеют женщины стар-ше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоян-ной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетво-рять свои жизненные потребности.

При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:

• уважительное и гуманное отношение со стороны работни-ков учреждений социального обслуживания;

• выбор учреждения и формы социального обслуживания;

• информацию о своих правах, обязанностях и условиях ока-зания социальных услуг;

• согласие на социальное обслуживание;

• отказ от социального обслуживания;

• конфиденциальность информации личного характера;

• защиту своих прав и законных интересов, в том числе в су-дебном порядке;

• получение информации о видах и формах социального об-служивания, показаниях к получению социальных услуг, пра-вилах их оплаты и других условиях предоставления соци-альных услуг.

Социальное обслуживание старых людей включает в себя ста-ционарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам социального обслуживания отно-сятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового на-значения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.

Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реаби-литационные центры, медико-социальные отделения.

К нестационарным формам социального обслуживания от-носятся социальное обслуживание на дому, срочное социаль-ное обслуживание, социально-консультативная помощь, соци-ально-психологическая помощь.

Социальное обслуживание старых людей может быть посто-янным или временным, в зависимости от их желания. Оно мо-жет быть полностью бесплатным, частично платным или плат-ным.

Стационарное социальное обслуживание направлено на ока-зание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью ут-ратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекват-ных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельнос-ти, реабилитационные мероприятия медицинского, социально-го и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.

Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Ки-тае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизи-тельно в 370 г. от Рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для пре-старелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престаре-лых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были созданы в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и не-мощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.

Старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:

• обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

• уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;

• бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;

• социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

• добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с уче-том состояния здоровья;

• медико-социальную экспертизу для установления или из-менения группы инвалидности;

• свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священ-нослужителем, родственниками, представителями законода-тельных органов и общественных объединений;

• предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;

• направление, при необходимости, на обследование и лече-ние в государственные или муниципальные учреждения здра-воохранения.

При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на рабо-ту, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудо-вого договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Специальные жилые дома для старых людей - это совершен-но новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаю-щихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они полу-чают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.

Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частич-но или полностью утративших способность к самообслужива-нию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из чис-ла освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с дей-ствующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответ-ственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживаю-щие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушаю-щие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, являет-ся беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от раз-личных соматических заболеваний, которые имеют хроничес-кий характер и обычно уже не поддаются активной терапии.

В то же время эти старые люди несут и различные мораль-ные, социальные и семейные потери, которые в конечном сче-те являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей фи-зической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способ-ствуют принятию такого решения.

Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это по-нятно. Его определенная (с каждым годом все уменьшающаяся) часть - старые люди, обладающие достаточным физическим здо-ровьем, которые в состоянии обслуживать себя. В другом слу-чае поступление в дом для престарелых - проявление альтру-изма старого человека, желание освободить более молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспо-мощным стариком. В третьем - это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако все-гда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней сре-де. Эти старые люди избирают социальную помощь и социаль-ное обслуживание как новый образ жизни.

И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, удается ста-рому человеку нелегко: 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, ко-пирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто бо-лезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. Киеве показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жи-тельство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.

Различной психической патологией страдают 88% находя-щихся в домах для престарелых; у 62,9% - ограничение двига-тельной активности; 61,3% неспособны даже частично обслу-жить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.

Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт сво-их зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое обору-дование для проживающих. В настоящее время темпы строитель-ства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомп-лектованность домов для престарелых персоналом.

Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслужи-вание пожилых и старых людей, организацию их питания, от-дыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятель-ности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимают-ся нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возра-ста, сохранившие способность к самообслуживанию и активно-му передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Отделение дневного пребывания предназначается для под-держания активного образа жизни старых людей. В эти отде-ления зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии проти-вопоказаний к принятию на социальное обслуживание.

Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц. По-сещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Она осуществляется под руководством инструктора и под на-блюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации возможно предоставление за плату отдельных услуг (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.

Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причи-нам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

В этом случае направление в медико-социальное отделение дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распрост-ранение находит опыт по организации палат для планового ле-чения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.

В медико-социальных отделениях и палатах одинокие не-мощные старые люди находятся на полном социальном обес-печении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержа-ние лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с лич-ного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.

Медико-социальные отделения получили широкое распро-странение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.

Нестационарные формы социального обслуживания созда-ны для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них до-машней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.

Эта форма социального обслуживания впервые была органи-зована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со сто-роны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого - мак-симально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основные социальные услуги, оказываемые на дому:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи, сопровож-дение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;

• содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;

• поддержание условий проживания в соответствии с гигие-ническими требованиями;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребе-нии одиноких умерших;

• организация различных социально-бытовых услуг в зави-симости от условий проживания в городе или селе;

• помощь в оформлении документов, в том числе для уста-новления опеки и попечительства;

• помещение в стационарные учреждения социального об-служивания.

Кроме надомных социальных услуг старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или мест-ных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или времен-но - до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.

Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:

• для одиноких старых людей;

• для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже ус-тановленного для данного региона минимального уровня;

• для старых людей, имеющих родственников, которые про-живают отдельно.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

• уход во время болезни - 83,9%;

• доставка продуктов - 80,9%;

• доставка лекарств - 72,9%;

• услуги прачечной - 56,4%.

Дополнительные услуги, оказываемые отделением социаль-ного обслуживания на дому:

• наблюдение за состоянием здоровья;

• оказание экстренной доврачебной помощи;

• выполнение медицинских процедур по назначению леча-щего врача;

• оказание санитарно-гигиенических услуг;

• кормление ослабленных больных.

Порядок и условия зачисления на надомное социальное об-служивание: заявление на имя руководителя органа социаль-ной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о раз-мере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о за-числении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.

Снятие с социального обслуживания производится на осно-вании приказа директора центра социального обслуживания в следующих случаях: по заявлению старого человека, по исте-чении срока обслуживания, при нарушении договорных усло-вий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопока-заний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками.

Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстрой-ствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением ак-тивной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.

В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность ко-торых регулируется законодательством Украины об охране здоровья граждан.

Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражда-нам пожилого и старческого возраста направлено на их адапта-цию в обществе, ослабление социальной напряженности, созда-ние благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь людям старческого возраста, ориентированная на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает:

• выявление лиц, нуждающихся в социально-консультатив-ной помощи;

• профилактику различного рода социально-психологичес-ких отклонений;

• работу с семьями, в которых живут старые люди, органи-зацию их досуга;

• консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;

• обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проб-лем граждан пожилого возраста;

• правовую помощь в пределах компетенции органов соци-ального обслуживания;

• иные мероприятия по формированию здоровых взаимоот-ношений и созданию благоприятной социальной среды для ста-рых людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Социальная психология в современном мире. / Под ред. Алавидзе Л.А., Андреева Г.М. - М., 2002 г.

2. Холстова Е.И. Теория социальной работы. - М., 1999 г.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2001 г.

4. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. - М., 2002 г.

5. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. - Новосибирск, 1989 г.

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. - М., 1994 г.

7. Теория и методика социальной работы: краткий курс -- М., 1994г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010