рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Социальная помощь в Украине и её виды

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра правового

регулирования экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ, И ЕЁ ВИДЫ

Руководитель работы

преподаватель М. В. Грузд

Студентка 2 курса 6 гр.

ф-та “Экономики и права” И.В. Бондарь

Харьков, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ 4

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоспособных

граждан 4

1.2. Основные черты права социального обеспечения 7

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения 9

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП

НАСЕЛЕНИЯ 14

2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста

14

2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и

малообеспеченным гражданам 21

2.3. Выплаты помощи по временной нетрудоспособности и её размер 22

2.4. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской

службы 24

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 28

ВЫВОДЫ 31

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассмотрены проблемы, связанные с начислением различных видов помощи нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение граждан является составной частью развивающегося государства. А в нашей стране такой вопрос стоит очень остро, так как “разбазаривание” денег на неосуществимые проекты выделяются, а для помощи людям, которые нуждаются в социальной защите денег никогда не хватает.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Основной целью социальной политики в ближайшее время является недопустимость дальнейшего обеднения большей части населения в условиях кризисного состояния экономики. Для этого необходимо, в первую очередь, найти действующие стимулы активизации трудоспособных людей в производстве, создать им условия, которые позволяют своим трудом и предпринимательством обеспечить благосостояние семьи.

1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан

Социальная защищенность гражданина - это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX - начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.

Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной - улучшение жизни людей.

Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты - это:

1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;

2. работодатель;

3. государство.

Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов - государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.

Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже на-мечены основные этапы ее развития.

Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобрен-ной постановлением Верховной Рады Украины от 21 де-кабря 1993 года; Посланием Президента Украины Вер-ховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 -- 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об ос-новных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широ-комасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикаль-но изменить систему социальной защиты населения.

Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуров-невой. Она будет включать в себя:

существенно рефор-мированную государственную систему;

обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;

доброволь-ные пенсионные сбережения населения.

В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, соци-альное обеспечение занимает важное место в системе га-рантий осуществления прав и свобод граждан.

В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на со-циальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным стра-хованием за счет страховых взносов граждан, предпри-ятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине со-зданы необходимые экономические и правовые предпо-сылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регу-лирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины

“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионно-го обеспечения.

Идея о новой комплексной от-расли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных на-учных дискуссий ученых-юристов и экономистов в се-редине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополага-ющие законодательные акты, положившие начало созда-нию единой государственной системы социального обес-печения.

На мой взгляд, термин “социальная защита” относит-ся к функции государства, означающей заботу о матери-альном обеспечении нетрудоспособных граждан. Для осуществления этой функции создан специальный орган государственной исполнительной власти -- Министер-ство труда и социальной политики Украины. Его статус определен Указом Президента Украины от 1 декабря 1997 г. [11 c. 20].

Истории развития права социального обеспечения как отрасли права и юридической науки посвящено немало трудов ученых и практиков юристов и эконо-мистов. Значительный вклад в развитие права социаль-ного обеспечения внес профессор В.С.Андреев. Он осу-ществил разработку предмета права социального обес-печения. Именно им впервые, в 1996 году в Праге, был поставлен вопрос на Международном симпозиуме по проблемам социального обеспечения о формировании новой отрасли права.

Над проблемой развития теории права социального обеспечения трудились видные ученые-правоведы: В.А. Ачаркан, А.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Р.И. Иванова, А.Е. Козлов, В.А. Тарасова, Я.М. Фогель и другие изве-стные юристы. Они, по существу, заложили фундамент новой отрасли права социального обеспечения. Их уси-лиями были разработаны исходные общетеоретические положения, изданы первые учебники, учебные пособия и монографии по праву со-циального обеспечения.

Важнейшим достижением научных исследований яв-ляется обоснование определения понятия права соци-ального обеспечения как отрасли права.

1.2. Основные черты права социального обеспечения

Для каждой самостоятельной отрасли права определя-ющее значение имеет исследование ее исходных понятий-ных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособлен-ным предметом отрасли права социаль-ного обеспечения являются отношения по социальному обеспечению.

Теоретическое обоснование предмета права социаль-ного обеспечения тесно связано с выяснением вопроса о том, что такое социальное обеспечение, каков его объем, цели, задачи и т.д. Следует подчеркнуть, что и в услови-ях рыночных отношений характер и содержание социального обеспечения не меняется, но изменяется его объем и условия обеспечения.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения являются пенсионные отношения. Относимые ранее к предмету различных отраслей права, пенсионные отно-шения стали составной частью права социального обес-печения.

Кроме основных отношений социально-обеспечитель-ного характера в предмет права социального обеспече-ния входят некоторые производные, процедурные отно-шения, которые неразрывно связаны с основными обще-ственными отношениями. Они обусловлены предметом

права социального обеспечения и выполняют служебную роль по отношению к нему.

В юридической литературе высказываются разные точки зрения. Одни авторы включают в объем понятия социального обеспечения все социально -- экономичес-кие мероприятия, направленные на возмещение гражда-нам утраченного заработка вследствие наступления не-трудоспособности и обеспечение из государственных и общественных источников вне пря-мой связи с результатами их труда. Другие -- только те отношения, которые связаны с обеспечением нетрудоспособных, больных и семей, имеющих детей.

К отношениям по социальному обеспечению примы-кают и тесно с ними связанные отношения по осуществ-лению социального страхования, формированию и ис-пользованию Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, выплате различных пособий семьям с деть-ми, медицинскому и санаторно-курортному обслужива-нию граждан, предоставлению льгот и преимуществ ве-теранам войны и труда за счет социальных фондов.

Безусловно, что все перечисленные компоненты дол-жны учитываться при определении предмета права со-циального обеспечения. Это собственно и будет состав-лять предмет права социального обеспечения.

Проблема метода права социального обеспечения от-носится к числу недостаточно исследованных и дискус-сионных. Тем не менее, в юридической литературе учеб-ной и специальной освещаются основные критерии оп-ределения понятия метода правового регулирования.

В самом общем виде, под методом регулирования следует понимать специфические спосо-бы правового воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению [29, с. 86]. Они зависят от особенно-стей предмета регулирования и находят свое выраже-ние в социально-обеспечительных требованиях граждан с одной стороны и удовлетворении этих требований орга-нами социальной защиты -- с другой, на условиях соци-альной компенсации. Поэтому метод данной отрасли права может быть назван методом социальной компен-сации застрахованной утраченной трудоспособности.

Наличие особого предмета и метода регулирования права социального обеспечения свидетельствует об ав-тономном режиме существования и развития самосто-ятельной и одной из профилирующей отраслей права, в которой наиболее зримо воплощается социальная поли-тика государства.

Динамичное развитие права социального обеспечения зависит от многих факторов, и, прежде всего от экономи-ческого потенциала и заинтересованности государства в правовом регулировании общественных отношений в сфере социального обеспечения. Признавая право соци-ального обеспечения со всеми юридическими признака-ми самостоятельной отраслью права, необходимо отгра-ничить ее от смежных отраслей, и, прежде всего от тру-дового, административного и финансового права. Тем не менее, право социального обеспечения, как и любая другая отрасль права, имеет свою отраслевую специфику регулирования общественных от-ношений, признанную в юридической литературе. И все же следует отметить, что характерными призна-ками разграничения смежных отраслей права принято считать предмет и метод регулирования. Предмет пра-ва отвечает на вопрос, что оно регулирует, а метод -- какими способами осуществляется правовое регулиро-вание общественных отношений. Основное отличие отношений, регулируемых трудовым правом, от отноше-ний, составляющих предмет права социального обеспе-чения, состоит в том, что первые связаны с трудовой де-ятельностью человека в общественной организации труда (независимо от форм собственности и видов хозяйствен-ной деятельности); вторые -- с социальной защитой, материальным обеспечением и обслуживанием контин-гента нетрудоспособных граждан.

В трудовых отношениях участниками являются ра-ботник и работодатель, а в социальном обеспечении -- нетрудоспособный гражданин с одной стороны и орган социальной защиты населения -- с другой. Трудовые от-ношения входят в число производственных отношений общества, а отношения по социальному обеспечению -- в число социально-обеспечительных. По своей природе они близки, но не идентичны.

Отношения социального обеспечения возникают при реализации гражданином своего конституционного пра-ва на социальную защиту при утрате трудоспособности. В рамках же трудовых отношений гражданин реализу-ет конституционное право на труд, включающее возмож-ность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избрал или на который свободно согласился (ст. 43 Конституции Украины).

Между трудовым правом и правом социального обес-печения существует не только обособленность правово-го регулирования, но и определенная связь и взаимодей-ствие. Это выражается, прежде всего, в том, что право со-циального обеспечения по своему генезису является отраслью, которая выделилась не из одной (как, напри-мер, трудовое право), а из нескольких отраслей права.

Правовому регулированию трудовых отношений и отно-шений социального обеспечения свойственно наличие ряда общих понятий. К их числу можно отнести следу-ющие: “трудовой стаж”, “трудовое увечье”, “професси-ональное заболевание” и др.

1.3. Основные формы и виды социального обеспечения

В Украине существуют такие формы социального обеспечения

обязательное государственное пенсионное страхо-вание;

обязательное государственное социальное страхо-вание работников предприятий, учреждений и органи-заций независимо от форм собственности;

обеспечение за счет средств социальных фондов предприятий, творческих объединений, благотворитель-ных организаций и частных добровольных взносов граж-дан;

4)содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения;

5) адресная социальная помощь малообеспеченным семьям, нетрудоспособным гражданам за счет средств государственного и местных бюджетов;

негосударственное пенсионное обеспечение 1граж-дан по договорам работников с работодателями, негосударственными пенсионными фондами и частными пен-сионными системами [9 с. 19].

Обязательное Государственное пенсионное страхова-ние представляет собой осуществляемую государством, Пенсионным фондом Украины, систему материального обеспечения нетрудоспособных граждан пенсиями посо-биями, иными видами обеспечения и обслуживания, пре-дусмотренными законодательством [5, с 21]. Пенсионное страхо-вание имеет государственно-обязательный характер: каж-дое предприятие, учреждение, организация, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью подлежат обязательной регистрации в качестве страхо-вателя, а все работники наемного труда с момента поступ-ления на работу считаются застрахованными.

Пенсионное обеспечение производится за счет Пен-сионного фонда, образуемого из сборов страхователей на обязательное государственное пенсионное страхование, размер которых соизмеряется суммой выплаченной за-работной платы и другими видами доходов [13, c. 238].

За счет средств Пенсионного фонда выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии в соответствии с Закона-ми Украины “О пенсионном обеспечении” и “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в резуль-тате Чернобыльской катастрофы”, пенсии военнослужа-щим срочной службы, пособия семьям с детьми другие виды социальных выплат, предусмотренные законода-тельством.

Второй смежной формой социального обеспечения яв-ляется обязательное государственное социальное стра-хование работников предприятий, учреждений организа-ций, независимо от форм собственности. Эта форма пред-ставляет собой систему обеспечения работников и членов их семей в период социально-трудовых отношений с пред-приятием [6, c. 24]. Источником финансирования в данном случае служит Фонд социального страхования Украины.

За счет этого фонда работникам выплачиваются пособия по времен-ной нетрудоспособности, беременности и родам, на рождёние ребенка и на погребение, а также выделяются сред-ства на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников и их детей на базах отдыха.

Обеспечение за счет средств социальных фондов пред-приятий, творческих объединений, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан. Предоставление помощи нетрудоспособным гражданам из указанных фондов носит дополнительный целевой характер. Она оказывается наименее социально защищен-ным гражданам (больным, престарелым, детям), матери-альное положение которых является критическим.

Фонд Украины социальной защиты инвалидов явля-емся государственной организацией социальной помощи. Он создан и действует в соответствии с Законом Украи-ны “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 г [5, c. 252]. Бюджет фонда формиру-ется за счет средств госбюджета, благотворительных взно-сов предприятий и граждан, других поступлений.

Порядок и условия расходования средств регламентируется Положением о фонде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1991 года № 92.

Ряд функций социального обеспечения в свое время выполняли творческие союзы (литераторов, художников, музыкантов и др.), но сегодня они практически утратили эти возможности.

Определенную роль в социальном обеспечении отдель-ных категорий граждан играют благотворительные фон-ды, гуманитарные акции “Милосердие”. Благотворитель-ная деятельность регламентируется Законом Украины “О благотворительности и благотворительных организа-циях” от 16 сентября 1997 г [6, c. 292].

Также занимается проблемами пенсионеров ме-таллургический комбинат “Запорожсталь”, который оказал помощь малообеспеченным пенсионерам облас-ти на общую сумму более 400 тыс. грн. [10, c. 27]

Содержание нетрудоспособных граждан в государ-ственных, коммунальных и других учреждениях соци-ального назначения представ-ляет собой самостоятельную форму социального обеспе-чения за счет прямых ассигнований из государственно-го бюджета. Она относится к сфере услуг людей пожи-лого возраста. За помощью в эти учреждения обращаются, как правило, граждане пожилого возраста и больные, которые, полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе.

Современные стационарные учреждения государственной системы социальной защиты ведут свое происхождение от давних учреждений (приютов), предназначенных для граждан, не имеющих каких-либо средств к существованию.

В стационарных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и больных) системы социальной защиты Украины находится более 50 тыс. граждан пожилого возраста. Содержание в интернатном учреждении одного человека обходится 300-400 грн. в месяц [10, c. 30].

Также получило развитие надомное обслуживание нетрудоспособных. Это одна из наиболее распространенных сейчас форм оказания услуг престаре-лым и больным. Оказанием таких услуг занимаются па-тронажные медицинские сестры общества Красного Кре-ста, социальные работники территориальных центров и отделений социальной помощи на дому. Они оказывают помощь на дому одиноким престарелым больным, в пер-вую очередь из числа ветеранов войны и труда. Во многих европейских странах, таких как Италия, Греция, Испания и т. д. такое обслуживание осуществляется с 1960 гг. [7, c. 46]

Адресная социальная помощь малообеспеченным семь-ям и нетрудоспособным гражданам за счет средств го-сударственного и местных бюджетов. Это новая форма по-мощи конкретным нетрудоспособным, малообеспеченным семьям с детьми, пенсионерам.

На адрес-ную помощь имеет право семья, у которой среднемесячный со-вокупный доход ниже минимальной величины (46 грн. в месяц).

Негосударственная пенсия отличается от государ-ственной тем, что ее размер можно установить по соб-ственному желанию. Он зависит от того, сколько денег человек выплатил в фонд в виде взносов. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются госу-дарственных пенсий, а лишь получают к ним добавки.

Главный крите-рий этой формы обеспечения -- ее надежность, верность обязательствам, взятым перед страхователями или вклад-чиками взносов в негосударственные фонды. За негосу-дарственным сектором пенсионного обеспечения долж-на быть установлена эффективная система госконтроля. Государство должно очень внимательно следить за де-ятельностью фондов, за тем, куда они вкладывают деньги своих клиентов, полученные от них в виде взносов.

Виды социального обеспечения - это со-циальные выплаты, льготы, услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам бесплатно или на льгот-ных условиях за счет специальных источников финансирования [11, c. 316].

Социальные выплаты предоставляются в виде (пен-сий, пособий), в натуральном виде (получение питания, технических средств передвижения, протезирование, тру-доустройство граждан, частично утративших трудоспо-собность, содержание нетрудоспособных в домах для престарелых и инвалидов и т.д.).

Важнейший вид социального обеспечения -- пенсии. Пенсии следует отличать от пособий как второго вида социального обеспечения. Если для пенсий характерна регулярность выплат, то пособия представляют собой единовременные либо периодические, ограниченные во времени платежи. Большинство видов пособий не соизмеря-ются с заработком и выплачиваются в твердом размере.

2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Пособия при рождении ребенка и достижения новорожденным трехлетнего возраста

Пособия как социальная помощь занимают важное место в системе социальной защиты семей, имеющих де-тей. Пособия предоставляются в денежной форме и при-званы выравнивать доходы семей, имеющих и не имею-щих детей, стимулировать рождаемость. Основная зада-ча пособий состоит в материальной помощи государства семьям для содержания и воспитания подрастающего поколения. Поэтому такие пособия называются государ-ственными денежными пособиями.

В системе социальной помощи семьям, имеющих детей, важное место занимают денежные пособия. Они призваны играть роль материальной поддержки семей с детьми, выравнивать доходы семей имеющих детей, за счет того, что предоставляются в денежной форме стимулировать рождаемость. Основная задача пособий состоит в социальной помощи государства семье для содержания и воспитания подрастающего поколения.

Основная задача пособий состоит в материальной помощи нуждающимся, многодетным и неполным семьям. Поэтому такие пособия можно назвать адресной социальной помощью.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые в установленных законодательством случаях [14, c. 278].

Право граждан на пособия возникает при наступлении определенных обстоятельств, являющихся основанием для их предоставления.

Отличием социальных пособий от пенсионного обеспечения заключается в том, что социальные пособия предоставляются гражданам, когда они в этом нуждаются. Но не по усмотрению органов, их представляющих, а в связи с установленными законодательствами случаях. Социальная помощь охватывает отдельные виды обеспечения, которые практически не подпадают под принципы социального страхования. Она предоставляется наименее социально защищенным категориям населения в индивидуальном порядке за счет средств Пенсионного фонда или ассигнований из Государственного и местного бюджетов.

Но сейчас целевое назначение пособий сужается. Они становятся адресной помощью нуждающимся нетрудоспособным гражданам.

Законодательство предусматривает многообразие видов пособий, широту охвата граждан, возможность с их помощью более гибко и целенаправленно удовлетворять различные разовые и текущие потребности населения.

Пособия можно классифицировать по социально-правовым основаниям их предоставления. Сущность этих оснований предопределяет не только целевое назначение пособий, но и продолжительность их выплаты.

Анализ законодательства в этой области позволяет выделить 6 групп оснований предоставления пособий:

1) временную нетрудоспособность;

2) безработицу;

3) деторождение;

4) несовершеннолетние дети;

5) прожитие нетрудоспособных граждан;

6) поддержание бюджета семьи при неординарных обстоятельствах.

Виды и порядок назначения и выплаты пособий регламентируется в основном двумя законами Украины: “О государственной помощи семьям с детьми” от 21 ноября 1992г. в редакции от 21 марта 2001г. [11, c. 167],который вступил в действие с 1 января 2002г., а некоторые его нормы с 1 января 2003г. (пособия одиноким матерям) и “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” [11, c. 167].

Условиями назначения того или иного вида пособия являются конкретные обстоятельства семьи, претендующей на социальную помощь.

Социальные пособия могут быть назначены:

1) по беременности и родам;

2) при рождении ребенка;

3) по уходу за новорожденным ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

4) родителям, занятым уходом за инвалидами с детства и детьми-инвалидами;

5) на детей, находящихся под опекой или попечительством;

6) на детей одиноким матерям;

7) на детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

8) на погребение члена семьи.

Предоставленные пособия семьям с детьми регламентируется Порядком назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001г. № 1751[11, c. 557]

По продолжительности выплаты пособия делят на единовременные (разового характера), ежемесячные и периодические (табл. 1).

Таблица 1

Вид пособия

Пояснение

Пример

Единовременные пособия

Предназначены для покрытия разовых потребностей семья в дополнительных расходах

Пособие по случаю рождения ребенка

Ежемесячные пособия

Регулярные денежные выплаты семьям в течение длительного периода, определенного законом.

Пособия на детей одиноким матерям, по уходу за новорожденным ребенком, на детей-инвалидов с детства, малообеспеченным семьям с детьми.

Периодические пособия

Назначаются для замены утраченного заработка

Пособие по беременности и родам, по уходу за больным ребенком и другим членом семьи, по временной нетрудоспособности.

По целевому назначению государственные пособия делят-ся на две группы. В первую группу входят пособия, выплачивае-мые как помощь вместо утраченного по уважительной причине за-работка в течение непродолжительного времени, в размере, равном или приближающемся к утраченному заработку. Это пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по времен-ной нетрудоспособности. Их размеры в одних случаях равны за-работной плате (пособия по беременности и родам), в других -- приближаются к утраченному заработку (пособие за больным ре-бенком), в третьих -- компенсируют часть утраченного заработка (пособие по уходу за новорожденным).

Во вторую группу включаются все иные виды пособий, ко-торые предоставляются в качестве дополнительной помощи к ос-новным источникам существования (к заработку, пенсии и т.п.) для покрытия дополнительных расходов семьи. Это пособия по случаю рождения ребенка, одиноким матерям, на детей-инвали-дов с детства, и при других обстоятельствах, предусмотренных в за-коне.

Право на пособие по беременности и родам имеют все работающие женщины, состоящие в трудовых отношениях с собственником предприятия. Собственник предприятия обязан уплачивать за ра-ботников страховые взносы в Фонд социального страхования, из которого выплачивается данный вид пособия.

Круг женщин, имеющих право на пособие по беременности и ро-дам, определен ст. 10 Закона Украины “О государственных по-собиях семьям с детьми”. К ним относятся не только работаю-щие женщины на предприятиях всех форм собственности и хо-зяйствования, но и женщины, уволенные с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в службе занятости в качестве безработных не менее 10 месяцев; женщины, занимающиеся предприниматель-ской деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования и т. д.

Пособие по беременности и родам работающим женщинам назначается в размере 100% заработка за весь пе-риод отпуска по беременности и родам. Продолжительность отпуска устанавливается 70 календарных дней до родов и 56 после родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей -- 70 календарных дней до и после родов. Размер указанного пособия ис-числяется суммарно и предоставляется женщинам в полном объ-еме независимо от количества дней, фактически использованных до родов, т.е. за 126 календарных дней.

Момент наступления дородового отпуска определяет врач. На практике имеют место случаи, когда дородовой отпуск превышает или, наоборот, составляет меньше 70 дней. При неправильном установлении времени родов отпуск не подлежит продлению, если он оказался меньше 70 дней, поскольку отпуск предоставляется сум-марно (126 дней), независимо от использованных дней до родов.

Послеродовой отпуск предназначен как для восстановления сил и здоровья матери, так и для ухода за новорожденным ребенком. Поэтому такой отпуск полагается не только женщине, родившей ребенка, но и женщине, усыновившей новорожденного непосред-ственно из родильного дома. Отпуск в этих случаях предостав-ляется продолжительностью 56 дней со дня рождения ребенка, ука-занного в свидетельстве о рождении.

В жизни встречаются случаи, когда беременную женщину не-законно увольняют с работы (а увольнение беременных женщин законодательством не допускается, кроме случаев полной лик-видации предприятия, учреждения, организации с обязательным трудоустройством)1, и пока она оспаривает в суде увольнение, на-ступает срок отпуска по беременности и родам. Если увольне-ние признается неправильным и работница восстанавливается на прежней работе, то пособие за время отпуска по беременности и родам выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный лист, а для женщин-военнослужащих -- справка лечебного учрежде-ния (военно-врачебной комиссии).

Женщинам, уволенным с работы в связи с ликвидацией пред-приятия, учреждения, организации, пособие по беременности и ро-дам до их трудоустройства назначается на основании справки ли-квидационной комиссии и выданного в установленном порядке больничного листа.

Это пособие предназначено для покрытия разовых потребностей семьи в дополнительных расходах. Оно назначается в твердой сумме, в размере установленного законом прожиточного миниму-ма для детей в возрасте до 6 лет. Сегодня размер пособия при рож-дении ребенка составляет 8500 гривен для застрахованных и работающих лиц. Преимущество на по-лучение пособия имеет застрахованное лицо. Т.е. если отец ребенка работает, а мать нет, то единовременное пособие будет начислено отцу по месту работы.

В случае рождения двух и более детей единовременное посо-бие назначается семье на каждого ребенка. Основанием для на-значения пособия является справка о рождении ребенка, выдан-ная органами ЗАГСа для получения пособия.

Пособие предоставляется одному из родителей ребенка (усы-новителю или опекуну). Единовременное пособие при рождении ребенка назначается при условии, если обращение за его назначе-нием поступило не позднее шести месяцев со дня рождения ре-бенка.

На практике имеют место случаи обращения за пособием спу-стя несколько месяцев после рождения ребенка. В таких случаях пособие назначается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев перед обращением, не считая месяца, в котором мать об-ратилась в управление труда и социальной защиты.

Отпуск и пособие по уходу за новорожденным ребенком предоставля-ется всем работающим женщинам после отпуска по беременно-сти и родам вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Такое же право имеют и женщины, обучающиеся с отры-вом от производства; женщины, уволенные с работы в связи с ли-квидацией предприятия, учреждения, организации; женщины, зарегистрированные в государственной службе занятости в качест-ве безработных и т. д.

Право на отпуск и пособие по уходу за ребенком имеют и дру-гие лица (отец ребенка, бабушка, дедушка) или другие работающие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком.

Отпуск считается частично оплачиваемым, т.е. в течение от-пуска выплачивается пособие. Оно назначается кому-либо из тру-доспособных, но не работающих лиц (одному из родителей ребен-ка, усыновителю, опекуну, дедушке, бабушке), которые ухаживают за ребенком. Пенсионеры на такое пособие права не имеют. Т.е., если за ребенком ухаживает мать, то пособие начисляется ей. Если же мать вышла на работу, а за ребенком ухаживает неработаю-щий отец, то пособие назначается ему. В таком случае семья дол-жна переоформить выплату пособия на фактического получате-ля.

Законом Украины “О государственной помощи семьям с деть-ми” от 22 марта 2001 года № 2334-111 установлено, что пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предоставляется в размере прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет. Фактический размер пособия работающим и застрахованным лицам в системе социального страхования се-годня составляет 68 грн., а для неработающих лиц -- 50 грн. на одного ребенка.

В случае рождения (усыновления, установления опеки) двух и более детей пособие по уходу за ребенком назначается на каждо-го ребенка.

Матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет и одновременно продолжающим учебу с отрывом от производства, пособие по уходу за ребенком до достижения им трех лет назначается в полном размере.

Отпуск по уходу за ребенком может предоставляться по жела-нию матери полностью или частично, а также с разбивкой на части.

По желанию женщины и других лиц, фактически осуществляю-щих уход за ребенком, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ними сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком.

2.2. Социальная помощь и пенсии нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам

В Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине подчеркивается, что институт социальных пенсий будет трансформирован в систему социальных пособий на основе закона о социальной помощи.

Институт социальных пенсий появился в результате длительных научных дискуссий. В юридической литературе высказывались различные точки зрения, но этому вопросу. Победило мнение ученых и законодателя о целесообразности введения социальных пенсий как института стабильного государственного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Социальные пенсии впервые введены в законодательство о социальном обеспечении с 1 января 1991 г. Законом бывшего Союза ССР “О пенсионном обеспечении граждан в СССР”. Они сохранены и в Законе Украины. “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. Больше того, институт социальных пенсий усовершенствован, уменьшен возраст, с достижением которого назначаются социальные пенсии. Он теперь приравнен к общему пенсионному возрасту, а был на пять лет выше.

Социальные пенсии, как и трудовые, выплачиваются из Пенсионного фонда Украины. По имеющимся данным, на выплату социальных пенсий расходуется ежемесяч-но более 15 млн. грн [10, c. 3].

Основанием назначения социальной пенсии является нетрудоспособность и отсутствие права на трудовую пенсию. К лицам, имеющим право на социальную пенсию, относятся инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет); дети (не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

В отличие от трудовых пенсий, размер которых определяется стажем, заработком, условиями труда, социальные пенсии учитывают только социальную незащищенность нетрудоспособных граждан.

Размер этих пенсий дифференцирован: от 30 до 200% минимального размера пенсии по возрасту. Социальные пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту назначаются: неработающим, нетрудоспособным мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а женщинам -- 55 лет, и не приобретшим права на трудовую пенсию без уважительных причин. Лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды III группы, не приобретшие права на трудовую пенсию по уважительным причинам, имеют право на социальную пенсию в размере 50% минимальной пенсии по возрасту.

Социальные пенсии в размере 100% минимальной пенсии по возрасту назначаются инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет и детям (не достигшим 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет) в случае потери кормильца. В таком же размере назначается социальная пенсия одному из родителей, если он (она) заняты уходом за детьми, не достигшим 8 лет и не работает.

Инвалидам I группы, матерям-героиням, которым присвоено звание «Мать-героиня», социальные пенсии назначаются в размере 200% минимальной пенсии по возрасту.

2.3. Выплаты помощи по временной нетрудоспособности и её размеры.

Общие условия назначения помощи, длительность выплат и сам порядок их назначения регулируются Положением о порядке обеспечения помощью по го-сударственному социальному страхо-ванию, утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6. Положением о порядке назначения и выплаты государственной помощи се-мьям с детьми, утвержденным Мини-стерством труда, Министерством со-циальной защиты населения, Мини-стерством образования, Министер-ством финансов от 11.03.93 г. N5 04-800 с последующими изменениями и дополнениями.

Каждое предприятие, учреждение и организация или частный предпринима-тель должны уплачивать сбор на обяза-тельное социальное страхование по ус-тановленным ставкам. Средства фонда социального страхования используются исключительно по целевому назначе-нию: для предоставления помощи по временной нетрудоспособности, бере-менности и родам, при рождении ребен-ка и погребении.

Средства фонда социального страхо-вания используются также на санитарно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников и их детей. Право на помощь по временной нетрудоспособ-ности возникает при ее наступлении в период работы. Под периодом рабо-ты следует понимать все время работы на определенном предприятии, в учреждении, организации -- начиная с первого дня работы до дня увольне-ния включительно. При заболевании в последний день работы больничный оплачивается, поскольку этот день включается в период работы. При на-ступлении временной нетрудоспособ-ности после увольнения помощь не выплачивается.

Лицам, окончившим высшие учебные заведения (І-ІV уровней аккредитации), аспирантуру и направленным на работу в установленном порядке, в случае на-ступления нетрудоспособности перед фактическим началом работы помощь назначается со дня явки на работу, ука-занного в направлении. Основанием для назначения помощи по временной не-трудоспособности является выданный в установленном порядке больничный лист (лист нетрудоспособности), другие документы не могут быть основанием для назначения этого вида помощи.

В соответствии с Постановлением Ка-бинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 571 “Об исчислении размеров помо-щи по временной нетрудоспособности” данная помощь исчисляется исходя из общего стажа работы в следующих раз-мерах:

а) 100% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законо-дательством:

работникам, имеющим общий трудо-вой стаж 8 и более лет;

работникам, у которых временная нетрудоспособность наступила вслед-ствие трудового увечия или профессио-нального заболевания;

работникам, которые имеют на со-держании 3-х и более детей до 16 лет (учащихся до 18 лет);

работникам, отнесенным к І-ІV кате-гории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;

одному из родителей или лицам, их заменяющим и осуществляющим уход за ребенком до 14 лет, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы;

б) 80% заработной платы (дохода), рассчитанной в соответствии с законодательством:

работникам, имеющим общий стаж от 5 до 8 лет;

в) 60% заработной платы:

работникам, имеющим общий стаж до 5 лет.

Общий трудовой стаж рассчитывается в соответствии с Правилами расчета обще-го трудового стажа для назначения ра-ботникам помощи по временной нетру-доспособности, утвержденными Кабине-том Министров Украины от 19.10.98 г. № 1658 [11, c. 304]. В общий трудовой стаж включается время работы на условиях трудового до-говора (контракта) на предприятиях, в уч-реждениях, организациях независимо от форм собственности и отраслевой при-надлежности или иной работы, на протя-жении которой работник подлежал стра-хованию независимо от ее характера и длительности.

2.5. Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской службы

Проблема правового статуса ветеранов очень сложна. Основу правового статуса ветеранов составляют конституционные права и свободы человека и гражданина.

Статус ветеранов возведен в ранг специальных законов. Он отличается по сравнению с обычным статусом граждан некоторыми особенностями, которые выражаются в основаниях признания гражданина ветераном войны, труда или воинской службы и способах их социальной защиты.

После провозглашения государственного суверенитета Украины создана новая национальная нормативно-правовая база по социальной защите ветеранов войны, труда и воинской службы. По этой проблеме приняты следующие Законы Украины:

1. “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине”

2. “О пенсионном обеспечении”

3. “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”

4. “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”

5. “О статусе ветеранов воинской службы и их социальной защите” и другие.

Действующие законы о социальной защите ветеранов гарантируют им равные возможности с другими гражданами осуществлять трудовую деятельность.

В законодательстве не предусмотрено никаких ограничений права на труд граждан (ветеранов, инвалидов) через государственную службу занятости.

Сейчас, даже при достижении пенсионного возраста или установления одной из групп инвалидности не является причиной, для того, чтобы ветераны прекращали свою трудовую деятельность. Наоборот, законодательство стимулирует трудовую деятельность лиц с ограниченной трудоспособностью путем выплаты им полной пенсии независимо от получаемых доходов за свой труд.

Государство, создавая условия для трудовой деятельности граждан с ограниченной трудоспособностью, берет под свою защиту людей, нуждающихся в трудоустройстве, и обеспечивает им возможность выбора профессии и рода занятий через государственную службу занятости.

Ветеранами войны законодатель признает лиц, при-нимавших участие в защите Родины или в боевых дей-ствиях на территории других государств. К таким ли-цам относятся: участники боевых действий, инвалиды: войны, участники войны [6, c. 318].

К участникам боевых действий относятся, прежде всего, военнослужащие, которые принимали участие в выполнении боевых заданий по защите Родины в соста-ве воинских подразделений, соединений, объединений всех видов и родов войск Вооруженных Сил действующей армии (флота), в партизанских отрядах и подполье, иных формированиях, как в военное, так и в мирное время [11, c. 21].

Круг лиц, которые считаются участниками боевых действий, определен ст. 6 Закона Украины “О статусе вете-ранов войны, гарантиях их социальной защиты” от 22 октября 1993 г. (с последующими изменениями и допол-нениями).

К инвалидам войны относятся лица из числа воен-нослужащих действующей армии и флота, партизан, под-польщиков, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при защите Родины, исполнении обязанностей военной службы (слу-жебных обязанностей) или связанных с пребыванием на фронте, в партизанских отрядах и соединениях, подполь-ных организациях и группах и иных формированиях и т. д.

Еще одна категория ветеранов войны -- участники войны. Участниками войны признаются как военнослужащие, проходившие военную службу в период войны в Вооруженных Силах бывшего СССР, так и труженики тыла, а также другие лица, предусмотренные законода-тельством о ветеранах войны. Круг лиц, относящихся к участникам войны, приводится в ст. 9 Закона Украины от 22 октября 1993 г. Таких лиц в Украине, как свиде-тельствует статистика, более 3 млн. человек [9, c. 19].

Статус ветеранов труда регламентируется Зако-ном Украины “Об основных принципах социальной за-щиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине” от 16 декабря 1993 г. (с последую-щими изменениями и дополнениями) [7, c. 204]. Ветеранами труда признаются граждане, которые добросовестно работали в народном хозяйстве, государственных учреж-дениях, организациях и объединениях, имеют трудовой стаж (35 лет -- женщины и 40 лет -- мужчины) и выш-ли на пенсию. Кроме того, к ветеранам труда относятся работники, которым назначены пенсии на льготных ус-ловиях в связи с работой на особо вредных и особо тя-желых производствах по Спискам № 1 и № 2, при нали-чии, соответственно, общего трудового стажа -- по перво-му Списку у женщин -- 25 лет и у мужчин -- 30 лет, а по второму Списку -- у женщин -- 30 лет и у мужчин -- 35 лет. К ветеранам труда относятся также инвалиды I и II групп, получающие пенсии по инвалидности, если они имеют общий трудовой стаж не менее 15 лет, все другие пенсионеры, награжденные медалью “Ветеран труда” по законодательству бывшего Союза ССР.

Размеры повышений пенсий, предусмотренных законом Украины “О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты” (табл.2) [10, С. 2]:

Размеры повышения пенсий, предусмотренных законодательством.

Таблица 2

Наименование повышения

% от прожит. мин.

01.01.06

350,00

01.04.06

359,00

01.07.06

359,00

01.10.06

366,00

01.01.07

Инвалидам войны 1-ой группы

50

175,00

175,50

179,50

183,00

Инвалидам 2-ой группы

40

140,00

143,60

143,60

146,40

Инвалидам 3-ей группы

30

105,00

107,70

107,70

109,80

Участникам боевых действий

25

89,75

91,50

Военнослу-

жащим, которые выполняли интернаци-ональный долг

25

89,75

91,50

Малолетним узникам

25

89,75

91,50

Женам умерших участников боевых действий

10

35,90

36,60

Женам умерших участников войны

10

35,90

36,60

Членам семей умерших военнослу-

жащих

25

89,75

91,50

Участникам войны, удостоенным наград за работу в годы войны

15

15%

Участникам войны

10

10%

Если правительство выполнит свое обещание, и сначала 2007 года увеличит пенсии участникам войны, то это может с одной стороны привести нашу социальную политику хотя бы до достойного уровня. А с другой стороны хоть немного улучшит материальное положение людей, которые нуждаются в государственном обеспечении.

3. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Утверждая и обеспечивая права и свободы человека (ст. 3 Конституции Украины), государство в законодатель-ном порядке устанавливает гарантии осуществления и защиты этих прав, что имеет важное значение для их ре-ализации. Каждый гражданин может рассчитывать на за-щиту со стороны государства своих субъективных прав.

Защита прав - разрешение споров между заинтересован-ными физическими, юридическими лицами, когда одна из спорящих сторон считает, что нарушены ее права. Формы и средства защиты прав, мера ответственности виновных лиц за их нарушение закреплены в норматив-но-правовых актах [11, c. 113].

Защита прав граждан на социальное обеспечение осу-ществляется в судебном и административном порядке, основанном на законах. Среди них ведущее место при-надлежит Закону Украины “О пенсионном обеспечении” от 5 ноября 1991 г. и принятых на его основе подзакон-ных актах (постановлениях Кабинета Министров Укра-ины, инструкциях, приказах и разъяснениях Министер-ства труда и социальной политики Украины).

Согласно ст. 104 Закона Украины “О пенсионном обеспечении” решение органа, назначающего пенсию, может быть обжаловано в район-ную государственную администрацию, органы местного самоуправления или в суд.

В современных условиях обращение к суду с иском, жа-лобой или заявлением -- один из основных способов пра-возащиты. Правда, гражданам, особенно лицам пожило-го возраста, порой сложно преодолеть психологический ба-рьер обращения в суд.

Объектом обжалования являются действия тех ор-ганов социальной защиты и должностных лиц, в чью ком-петенцию входит решение соответствующих вопросов. Так, назначение пенсий по действующему законодатель-ству отнесено к ведению районных (городских) управ-лений социальной защиты населения.

В суд можно обжаловать следующие решения орга-нов социальной защиты:

1) об отказе в назначении пенсии или любого вида пособия;

2) о назначении пенсии не на тех условиях, на которые претендовал заявитель (например, пенсия назначена на общих условиях, а не в льготных размерах);

3) о назначении пенсии в конкретной сумме, когда зая-витель не согласен с ее размером, порядком исчисления его стажа, заработка и соответственно пенсии;

4) действия работников органов Пенсионного фонда, связанные с задержкой выплаты пенсий, с прекращением выплаты пенсий, включая и взыскание невыплаченных сумм пенсий по вине органов Пенсионного фонда за про-шлое время;

5) о перерасчете пенсии, а именно об отказе в перерасчете пенсии, о размере пенсии при перерасчете;

6) о переводе с одного вида пенсии на другой, включая отказ в переводе, о новом размере пенсии и т.д.;

7) об отказе установления стажа по свидетельским показаниям, о продолжительности установленного стажа и т.д.

В суд можно обращаться и по поводу установления фактов, необходимых для назначения пенсии, когда их невозможно подтвердить во внесудебном порядке. В ча-стности, суд устанавливает факты регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти, отцовства, признания отцов-ства, несчастного случая на производстве.

Согласно ст. 6 Закона Украины “Об основах социаль-ной защищенности инвалидов в Украине” гражданин вправе в судебном порядке оспаривать решение органа медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) о при-знании либо непризнании его инвалидом.

Законодательством установлен определенный поря-док подачи и рассмотрения жалобы судом. Жалоба по-дается в суд в письменной форме. Она должна соответ-ствовать требованиям ст. 137 ГПК Украины и содер-жать в себе:

фамилию, имя, отчество заявителя и его адрес; наи-менование органа социальной защиты (должностного лица), чьи действия, решение обжалуется, а также место его нахождения; какой акт обжалуется и дата его выне-сения;

обращался ли заявитель в вышестоящий орган соци-альной защиты, какое решение им было принято по жа-лобе; обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа социальной защиты, доказательства, подтверждающие его доводы и позицию; формулируется просьба заявителя (например, обязать районное управление социальной защиты назначить пен-сию по возрасту в конкретном размере с зачетом в стаж всего времени работы по представленным документам).

К жалобе прилагаются ее копия, марка госпошлины, доказательства, подтверждающие обоснованность требо-ваний заявителя. Жалоба подается в суд либо самим гражданином, либо его уполномоченным представителем по доверенности. Жалоба подастся в суд по месту нахож-дения управления социальной защиты или по месту на-хождения должностного лица, чьи действия обжалуются.

Порядок рассмотрения жалоб судом несколько упро-щен с целью их более быстрого разрешения. Так, жало-ба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня подготовки дела к разбирательству (на подготовку от-водится судье срок до 7 дней, который может быть продлен по сложным делам до 20 дней со дня принятия жалобы судьей).1

В судебное заседание приглашается руководитель орга-на социальной защиты, решение которого обжалуется.

Решение суда по жалобе выносится в зависимости от результатов проверки. Если суд признает обжалуемые действия неправомерными, то он выносит решение об удовлетворении жалобы. Суд обязывает орган социаль-ной защиты совершить конкретные действия для устра-нения допущенных нарушений. Например, при установ-лении незаконности отказа в назначении пенсии суд обя-зывает орган социальной защиты назначить пенсию. При неисполнении решения следует обращаться в суд за при-нятием мер по статье 417 ГПК Украины. На виновное должностное лицо может быть наложен штраф в разме-ре до двух необлагаемых минимумов доходов граждан и назначен новый срок для исполнения решения. Штраф взыскивается в доход государства. При неисполнении решения после наложения штрафа на должностное лицо размер штрафа может быть увеличен в три раза. Уплата штрафа не освобождает должностное лицо от обязаннос-ти выполнить предусмотренные решением суда действия.

ВЫВОДЫ

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается вывод, что для нормального функционирования рыночной экономики Украины и успешного создания эффективного социально-защитного механизма является незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения;

Важным фактором, который определяет степень социальной защиты, является резкое снижение уровня экономического благосостояния экономически неактивной части населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). Потеря работы в связи с потерей трудоспособности приводит людей к нищете и безысходности. В наше время, время независимой Украины и развития рыночных и международных отношений требует серьезного подхода вопрос о социальной помощи и защите населения. Постоянное ограничение средств на социальные нужды сформировала сама идеологию динамики социального развития: социальная сфера не может улучшаться тогда и настолько, когда и сколько в государственном бюджете есть “лишних” средств. Другое дело, не пересматривая основ социальной политики, провести разовые компенсационные выплаты. Но, к сожалению, такая “забота” не только не влияет на благосостояние пенсионеров и нетрудоспособных граждан, а и не может компенсировать постоянно возрастающую инфляцию. Поэтому необходимы не локальные действия, а серьезные программы улучшения социального состояния отдельных категорий населения.

Поэтому развитие социальной помощи остается одним из важных направлений социальной политики и деятельности государства.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 - № 21 - Ст. 252;1994 - №45. - с 404, 406.

2. Ведомости Верховной Рады Украины, 1993. - № 45. - с. 425; 1995 - №44 - с. 329; 1996. - № 1. - с. 1;№ 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 6

3. Ведомости Верховной Рады Украины, 1994. - № 4. - с. 18; 1995. - № 45. - с. 339; 1996. - № 3. - с. 11; 1997. - № 8. - с. 62.

4. Все о пенсиях, пособиях, социальной защите граждан Украины: (Науч.-практ. коммент. и сб. нормат. актов) / Сирота И. М., 4-е изд., перераб. и доп. - Х.: “Одиссей”: Фолио, 2003. - 687 с.

5. Конституція України

6. Норми права соціального забезпечення. [Б. Сташкін] // Право України. - 2002. - № 2. - с. 74 - 78.

7. Офіційний вісник України, 1998. -- №15 -- с. 569.

8. Предмет права соціального забезпечення: Погляд на проблему. [Б. Сташкін] // Право України. - 2000. - № 9. - с. 71 - 75.

9. Про державну соціальну допомогу малозабезпеченим сім'ям: Затв. 1 червня 2000 р. № 1768 - III. / Від Верх. Ради України. - 2000. - № 35. - с. 662 - 665.

10. Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: Учебник. - Х.: “Одиссей”, 2000. - 384 с.

11. Соціальній захист; Інформаційний бюллетень, 1997. - № 1. - c. 33.

12. Трудове право право соціального забезпечення: // Вісник Львівського ун-ту. - Львів, 2005. - Вип.72 - с. 361 - 404.

13. Н. Б. Болотіна, Трудове право України: Підр. ; За ред. Н. Б. Болотіної, Г. І. Чанишевої. - К.: Знання, 2000. - 563 с.

14. Трудове право України: Збірник нормативно-правових актів. Видання 2-е випр. та доп./ Упоряд. П. А. Бущенко, І. А. Вєтухова. - Х.: Консул, 2002. - 464 с.

15. Трудове право України: Навч. Посіб. / [Пилипенко П. Д., Бурак В. Я., та ін.]; За ред. Пилипенко. Львів. нац. ун-т ім. І. Франка - К.: Істина, 2005. - 206с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010