рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Проблемы молодой семьи и возможности их решения средствами социальной работы

17

Введение

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность условия для социализации детей, молодёжи, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности, и радости жизни.

Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и учёных, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами.

Существует различные определения семьи. Это такие, как:

В словаре русского языка С.И. Ожегова мы находим, что семья - это группа живущих вместе близких родственников.

По определению А.Г. Харчева семья, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на современном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Нас больше всего интересует определение семьи с юридической точки зрения:

Семья -- группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовые и базируются на конституционных нормах. Такое определение мы находим в учебном пособии Т.С. Зубкова, Тимошина. [10;32]

Молодая семья -- это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей -- без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, мать или отец которых не достигли 30-летнего возраста.[10;115]

Молодая семья составляет значительную часть российских семей.

К 2007 голу их насчитывалось 6 миллионов (около 20 млн. граждан России). Статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходятся на семьи, существующие менее года до 5 лет, вероятность развода в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи).

В настоящее время трансформация семьи является объективным, реальным по своей сущности процессом. На неё неизбежно влияют:

- государство (смена общественных отношений, политики, идеологии, что ведёт к изменению образа жизни и сознания многих людей);

- мировые тенденции трансформации института семьи в сторону

автоматизации и нуклеаризации;

- социально-экономическая ситуация.

Сегодня наиболее остро стоят проблемы молодой семьи, это такие, как:

? понижение ценности молодой семьи и семейного образа жизни;

? понижение уровня рождаемости, что способствует демографическому кризису в стране;

? недостаточность правовой и социальной защищённости молодых семей;

? проблема трудоустройства, которая ведёт к тому, что семьи находятся в более сложном материальном положении и нуждаются в государственной и родительской поддержке;

Настало время, когда молодая семья в процессе становления должна иметь возможность выбора и самостоятельного принятия решений относительно своего развития в стратегическом направлении - достижения благополучия, а экономические, правовые и идеологические меры государственной молодёжной семейной политики должны способствовать утверждению ценностей и приоритетов её саморазвития, предоставлять возможность выбора и сочетания форм, видов экономической и внеэкономической помощи и правовой поддержки. Однако не всегда молодая семья может справиться со своими проблемами в одиночку. Ей необходима поддержка со стороны социальных органов. В связи с этим тему своего исследования мы определили: «Проблемы молодой семьи и возможности их решения средствами социальной работы».

Целью нашей работы является: выявление эффективных методов работы по социальной поддержке молодой семьи.

Задачи исследования:

- выявить проблемы молодых семей и пути их решения;

- рассмотреть особенности социальной работы с молодой семьей;

- показать формы и методы социальной работы с проблемами молодой семьи;

- раскрыть структуру и задачи социальной работы по решению проблем молодой семьи.

Объектом исследования: является молодая семья, как объект социальной защиты.

Предметом исследования: являются проблемы молодой семьи.

Методы исследования:

· теоретический анализ литературы и нормативно-правовых документов;

· эмпирические методы: наблюдение, анкетирование

В исследовании большую помощь нам оказали работы таких авторов-Антонов А.И, Гаспарян Ю.А, Гидденс Э, Зубкова Т.С, Тимошина Н.В. и др., в которых показана работа с семьей, ее структурные и функциональные изменения, формы и методы социальной работы с молодыми семьями.

База исследования: «Центр планирования семьи и реабилитации» г.Николаевска Волгоградской области

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности социальных работников.

Глава 1. Молодая семья: понятие и основные проблемы

1.1 Молодая семья: понятие, сущность, тенденция развития

Семья - это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно - это социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др. [15;48]

Так как семья - органическое единство, составляющее сложную систему структурных элементов и функциональных взаимодействий, невозможно исследовать, или описать её каким-либо одним способом, или воздействовать на одно обособленное звено.

Семейная жизнь - процесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении. Семья - один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что волны общественных перемен обтекают её, как остров в бурном море.

В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.[14 ;58]

Вместе с тем нельзя не учитывать особого значения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видеть и понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни и деятельности.

Демографический кризис можно наглядно проследить на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей. Молодая семья - одна из самых незащищённых групп населения. Высокий процент молодых браков - следствие наступившей беременности или даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление о браке, семье, сек се. Каждый четвертый молодой человек готов на свободные отношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь. В ряду приобретённых жизненных ценностей на первое место молодежь относит отношения в семье, удовлетворенность в любви, интимной жизни; ценность брака молодые также определяют наличием детей.

Общественное мнение утверждает, что брак без детей нельзя считать полноценным (79% населения). У молодежи сложилось устойчивое представление, что лишь однодетная семья, максимум двухдетная отвечает современной действительности.

В настоящее время отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования, отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в области семьи.

Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

10-15 лет назад студенческая семья считалась обычным явлением, что было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией, умеренной платой за общежитие, т.е. государство, стимулировало создание студенческих семей.

Нестабильность студенческих семей менее заметна, чем например, асоциальное поведение, но не менее опасна и разрушительна, так как приводит к разбитым надеждам, судьбам, заброшенным детям.

Молодая семья - это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы представления о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья мыслится обязательно семьей с детьми. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И, чаще всего, ребенок появляется на свет впервые годы брака; пользоваться средствами планирования семьи супруги начинают, как правило, после его рождения, в случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом всё прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребёнок, хотя только у половины семей.

Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п. Рассмотрим подробно период становления молодой семьи, так как он выявляет и определяет основные трудности и проблемы в семье. Именно в это время молодая семья нуждается в определённой поддержке «извне» и, тем самым, становится объектом социальной работы. [2; 65]

Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить всё, что дорого ему (её). И в начале совместной жизни ярко поступает желание супругов к ещё большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга. Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак - 20-22 года для девушек и 23-28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%.

Уровень нравственного сознания молодых людей - одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

Готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И всё же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%, Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям.

Психологическая готовность к созданию семьи - это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый материально - психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. [5; 78]

Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально - экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

1.2 Проблемы молодых семей

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

У молодых семей существует множество проблем:

- материально-бытовые проблемы;

- жилищная проблема;

- проблема трудоустройства;

- психологические проблемы;

- медицинские проблемы.

Материально-бытовые, финансовые проблемы.

Бюджет складывается из зарплаты (зарплата молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

Данные 2008г., приведенные Институтом молодежи, показали важность помощи родителей: 11% не смогли бы прожить без неё; 20% стали хуже питаться и одеваться; 21% пришлось бы периодически брать деньги, чтобы дожить до следующей зарплаты, стипендии.

Несовершеннолетние юные матери целиком находятся на иждивении своих родителей. В основной массе молодая семья является низкодоходной, а многие находятся за чертой бедности.

Жилищная проблема тоже одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жильё на свободном рынке.

Возможно несколько вариантов проживания - государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. Лишь 13-14% молодых людей отделяются от родителей еще до свадьбы. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант - проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга.

Таким образом, проблемы материальной и жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте укрепления семьи. Тенденция молодых семей - отдельное проживание, и лишь небольшой процент из них хотели бы жить с родителями. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенность вторичными заработками толкает молодых специалистов искать работу в другом городе и даже уезжать за рубеж. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.[9; 99-105]

Самыми счастливыми для молодой семьи являются первые месяцы брака, когда семья продолжает жить в праздничной атмосфере. Со временем начинают возникать первые конфликты при совместном решении материально-экономических и психологических проблем, т.е. ролевой структуры отношений, разделении домашних обязанностей. 36% супругов склонны обвинять друг друга в том, что его (её) роль в семье принижена. Основная тяжесть по выполнению домашней работы по-прежнему ложится на плечи женщины. 55% женщин (56% мужчин) считают, что жена имеет больше возможностей для выполнения домашней работы и лишь 3% женщин (и мужчин) придерживаются такого же мнения относительно мужа.

В браке молодые семьи на первое место ставят взаимопонимание, доброжелательность; на второе - эмоциональные отношения; на третье - материальное благополучие; и лишь четвертое место - детей.

В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами).

Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

Охрана здоровья семьи в репродуктивном возрасте играет большое значение, так как его уровень определяет эффективность выполнения функции деторождения.

Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у мужчин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний.

В России растет заболеваемость, сопутствующая беременности и осложняющая роды или послеродовый период. В первую очередь - это анемии. В 2006 г. более 25% всех родов сопровождались анемией. Растет число родов, осложненных гестозами, заболеваниями мочеполовой системы.

Следует также учитывать то обстоятельство, что большинство нарушений в репродуктивной системе начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладывается в детстве. В последние годы каждый 10-й новорожденный рожается у матери, возраст которой меньше 20 лет. У юных матерей чаще развивается анемия, токсикозы, преждевременные роды.

Состояние здоровья женщин, в том числе репродуктивного возраста, характеризуется следующими особенностями. [8; 66-75]

В структуре заболеваемости преобладают заболевания органов дыхания (18-19%), системы кровообращения (19%), органов пищеварения (14-17%).

За последние 3 года отмечается рост гинекологических заболеваний, не улучшается здоровье беременных женщин. Материнская смертность в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.

Особенно опасна для здоровья женщин и детей - беременность женщин, не достигших 20 лет. Юные матери недостаточно физиологически подготовлены и у них в 2 раза чаще наблюдаются преждевременные роды, мертворождение. 66,7% несовершеннолетних матерей предпринимают неудачные попытки прервать беременность на 2-ом месяце или в более ранние сроки. Совсем не обращались в женские консультации во время беременности 27,3% юных матерей, и беременность у них протекала без медицинского контроля. У 36,9% всех несовершеннолетних матерей были серьезные осложнения во время беременности. Особенно опасно для репродуктивного здоровья женщины - искусственное прерывание первой беременности, которое в ряде случаев может привести даже к летальному исходу, к бесплодию.

Социально - экономическая ситуация в стране все больше будет приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

Даже если не брать в расчет резкого ухудшения ситуации в последние пять лет для большинства семей вообще, молодая семья всегда находится в перманентных финансовых трудностях: рождение ребенка исключает женщину - мать из процесса зарабатывания денег, а для растущего ребенка требуется много совершенно неизбежных расходов. Заработок молодого супруга, еще не достигшего солидного положения и высокой профессиональной квалификации, недостаточен, а пособия на ребенка покрывают крайне незначительную часть средств, необходимых на его содержание.

Нарастающая безработица, с полным безразличием рынка труда к семейному статусу человека и наличию у него детей, блокирует возможности самообеспечения, прежде всего именно для молодых семей. Нестабильные источники заработка, посредническая, «челночная» торговля, разовые услуги и т.д., не могут считаться надежным средством к существованию.

Поэтому сегодня семьи нередко откладывают рождение не только второго, но и первого ребенка. Отложенное же рождение может вообще не состояться, ибо в современных условиях ухудшившееся здоровье супругов может сделать их бесплодными.

Семейная проблематика стала играть заметную роль и в различных отраслях социального знания. Из года в год растет число социальных исследований и публикаций, проводятся симпозиумы, семинары, успешно защищаются диссертации. Научная и практическая значимость семьи и как объекта и одновременно субъекта научных исследований не вызывает сомнения. Сочетание внешних по отношению к семье социально - экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил её оказывается недостаточно.

В результате глубокого социально - экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. И все это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.[15; 55]

Выводы по Главе I

Семья является компонентом социальной структуры любого общества, выполняющим многие социальные функции и играет важную роль в общественном развитии, а также является одним из тех социальных формирований, которое оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех ее сферах: от экономики до духовной культуры. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. Поэтому сейчас, в первую очередь, огромное внимание уделяется становлению и развитию молодой семьи.

Молодая семья - это семья в первые три года жизни после заключения брака, на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского долга. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре - без таких качеств период «притирки» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы - распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга, решение различных конфликтов и т.п.

Многому из перечисленного молодая пара учится в первые годы и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Поэтому, в зависимости от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

Глава 2. Возможности решения проблем молодой семьи средствами социальной работы

2.1 Структура и задачи социальной работы по решению проблем молодой семьи

На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Основная задача социальной работы с молодыми семьями и их проблемами в начале нового тысячелетия заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных, относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).[5;6].

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайоннные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы социальной работы с ними. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда. Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися, 65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

- разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;

- адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;

- улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;

- создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;

- создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;

- стимулирование деловой активности молодежи;

- организация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

- введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;

- совершенствование федерального законодательства, других нормативных актов по поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий для молодых малоимущих семей;

- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;

- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.[8;59]

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи. Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

В своей деятельности служба руководствуется исключительно интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Для осуществления своих задач служба может образовывать творческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности в порядке, установленном законодательством.

Объектами деятельности служб в основном являются:

- молодые семьи, имеющие неблагополучные условия: социально-демографические (многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, несовершеннолетних родителей);

- медико-социальные (где имеются инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики);

- психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми);

- социально-правовые (в которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений);

- дети и подростки: оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих здоровью и развитию;

- осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве жизни с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки;

- проживающие с родителями, временно недееспособными в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения к судебной ответственности;

- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения;

- проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими родительскими обязанностями, ведут аморальный и паразитический образ жизни;

- имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды;

- допускающие асоциальное поведение и антиобщественные поступки (злостное отклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой меры общественного воздействия или административного взыскания, употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток);

- испытывающие негативное действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную и иную противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, ставшими причиной социальной дезадаптации);

- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.

Основной целью создания и деятельности службы является решение конкретных задач, касающихся наиболее неблагополучных в социальном отношении групп населения, облегчение их доступа к определенным социальным услугам и оказание им соответствующей помощи и поддержки.

В задачи службы входит: организация обучения, информирования и консультирования, изучение и распространение передовых технологий, достижений научно-технического прогресса и опыта зарубежных стран по санитарно-гигиеническим, медицинским психологическим, правовым, педагогическим и другим проблемам; подготовка методических пособий и программ; проведение групповых и индивидуальных консультаций клиентов у специалистов, медиков, психологов, юристов, социологов, экстрасенсов и т.п.; издание информационных бюллетеней, рекламных материалов и другой печатной продукции по основным направлениям деятельности социальных служб и заказам клиентов; помощь в трудоустройстве и получении профессии (специальности), поддержка безработных.

Таким образом, сложившаяся структура работы с молодой семьей в целом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению молодой семьи? улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния? оказанию ей социально-психологической помощи в решении проблем и др.

2.2 Формы и методы социальной работы по решению проблем молодой семьи

Молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса? ее целостность не статична, а динамична. Она живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними. Следует помнить также, что молодая семья, как и любой другой тип семьи, - система по удовлетворению потребностей своих членов. Если существенные потребности всех или хотя бы некоторых ее членов долгое время или систематически не удовлетворяются, причем речь идет не только о физиологических, витальных потребностях, но и об эмоциональных - потребности в защите, признании, принадлежности и т.п., - наступает неизбежная дезорганизация семьи или хотя бы некоторых ее связей. Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное (за исключением ряда экстремальных ситуаций) влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, способе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный работник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном элементе, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.

Основным органом, улавливающим проблемы молодой семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. В самом общем смысле можно сказать, что содержанием деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях.

Те трудности, которые инициированы природными или социальными катастрофами, могут быть устранены, минимизированы, или, во всяком случае, они принципиально устранимы. Но у семьи есть проблемный комплекс, с которым она существует десятки лет, все Новейшее время, воспроизводя его коллизии в каждом новом поколении. Поэтому содержанием деятельности служб помощи молодой семье должно быть в идеале перманентное разрешение этих проблем вместе с самой семьей. Для рассмотрения сущности и локализации этих проблем следует обратиться к концепции семейного цикла, которая, по нашему мнению, позволяет несколько упорядочить многообразие встречающихся затруднений.

Как уже было сказано, вся социальная работа с молодыми семьями проводится в основном через территориальные службы социальной помощи молодежи.[10; 87]

Выделим основные формы и методы социальной работы деятельности служб по работе с молодыми семьями.

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о молодых семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о молодых семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.

Работа по обеспечению занятости членов молодых семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.

Методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Рекламно-пропагандистская работа: реклама услуг, предоставляемых отделами и учреждениями по социальной работе, задач и содержания оказываемой им социальной помощи; пропаганда в местных средствах массовой информации укрепления и поддержки молодой семьи; издание листовок, пособий и т.д. в помощь молодой семье по различным вопросам ее жизнедеятельности.

Аналитико-прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи молодым семьям, актуальной и перспективной потребности в ней; разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурны объектов.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.), подготовке членов молодых семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.

Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; молодым семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.[6;58]

Социальная реабилитация и адаптация членов молодых семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно - и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др. Для этого создаются службы или центры социальной реабилитации и адаптации, приюты, убежища, социальные общежития, социальные гостиницы и т.п.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов молодых семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Службы социальной помощи молодежи самостоятельно формируют и осуществляют программу деятельности в оказании социальных услуг населению, избирают формы и методы достижения целей и задач, оговоренных в положении конкретной службы.

Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи молодым семьям:

- денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;

- трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;

- бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);

-социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Также через системы социальных служб и клубов для молодежи проводятся комплексные меры по укреплению молодой семьи:

- профилактическая работа с группами социального риска среди молодежи и подростков, обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодежи;

- расширение деятельности профильных лагерей, клубов, организация досуга молодежи;

- принятие эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодежной преступности;

- создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

- развитие учреждений социального обслуживания молодежи;

- просвещение подростков по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

Совокупность приемов и методов деятельности субъектов и объектов социальной работы, рассматривающих социальные проблемы клиентов, как способ стимулирования развития их собственных сил, конструктивной деятельности в социуме по изменению неблагоприятной жизненной ситуации служат достижению понимания клиентом зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем, активизации его участия в солидарных действиях по разрешению возникающих проблем, конфликтных ситуаций. Наряду с этим, проблема дальнейшей разработки методов обусловлена и необходимостью научно-исследовательских изысканий со стороны специалистов по социальной работе с молодыми семьями, как в рамках общества, так и в масштабах малых групп. Особенно важно отметить, что развития этой деятельности осуществляется в процессе непосредственной практической работы через оказание адресной, комплексной и своевременной помощи.

В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи. В среднем в России лишь 10 % выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а 45-50 % имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии; размываются духовные ценности, ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде; распространяются наркобизнес и наркомания среди молодежи: около 70 % лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.[2;34]

2.3 Социальное проектирование как один из методов решения проблем молодой семьи

В настоящее время популярным и эффективным является метод проектов. В решении социальным проблем социальное проектирование находит также всё более широкое применение.

Проект - задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ её решения.

В свою очередь, проектирование, в наиболее упрощённом виде можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проективная деятельность - деятельность, направленная на разработку модели объекта или желаемого будущего, программы и планы организационной работы по его достижению. Социальные проекты многообразны. Их можно различать по субъектам, который разрабатывает проект. В зависимости от размера объектов выделяют проекты микросистемы, системы среднего уровня и проекты системы на уровне государства.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальные проекты направлены на достижение изменений в социальной среде.

Объектом социального проектирования могут выступать различные социальные группы.

Цель социального проектирования состоит в организации процесса, который дает начало изменениям в социальной среде.

Проект «Центр социальной поддержки молодой семьи»

Тип проекта - социальный, типовой.

Наш проект будет включать в себя следующие компоненты:

1) Описание социальной проблемы.

2) Цели и задачи проекта.

3) География проекта.

4) Программа деятельности в рамках проекта социальной поддержки молодых семей.

5) Директория проекта.

6) Ожидаемые результаты.

Описание социальной проблемы (актуальность).

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, правового, культурного развития общества. «Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Сегодня в России и в большинстве стран Запада институт семьи переживает период трансформации традиционных ценностей. В России комплекс острых социальных проблем, связанных с дисфункцией института семьи, настолько сложен и серьезен, что представляет угрозу общественной безопасности. В этом отношении наиболее актуальным является обращение к процессу развития российских молодых семей». Такое определение мы находим в учебном пособии А.С. Сорвина, Е.И. Холостова.

Современные тенденции трансформации семейных образцов поведения особенно затрагивают молодую семью. Она, переживая процессы собственного становления, не всегда оказывается способной к эффективной адаптации в изменяющейся среде, в отличие от семьи со стажем, уже накопившей внутренние ресурсы для этого. Кроме того, попытки молодой семьи адаптироваться зачастую оборачиваются распадом ее структуры и рассогласованностью специфических семейных функций и социальных ролей. Так, до 70% всех разводов происходят в течение первых пяти лет совместной жизни.

Все эти факторы самым непосредственным образом оказали влияние на возможности устойчивого развития молодой семьи и актуализировали необходимость поиска механизма ее стабильного функционирования.

Исходя из нашего исследования, мы имеем низкий процент правовых знаний среди молодых семей, а также затрудняются в сборе документов для оформления различных льгот, пособий и т.д. Это порождает различные проблемы. Молодые семьи неинформированы о различных государственных социальных программах, таких, как, например, Программа социального ипотечного кредитования, Программа формирования «материнского капитала», Программа помощи малоимущим семьям, Программа «Обеспечение жильем молодых семей» и т.п. Существенной проблемой является слабая информированность семей о юридических аспектах бракоразводных процессов, а именно: жилищных проблем. Мало кто знает точно, по каким правилам производится раздел общего имущества супругов, какова процедура расторжения брака, какое имущество может быть отнесено к собственности каждого из супругов.

Одним из эффективных и современных форм работы является социальное проектирование. В связи с этим, для решения проблем молодой семьи мы решили разработать социальный проект «Центр социальной поддержки молодой семьи».

География проекта

Данный проект будет реализован на базе «Центра планирования семьи и репродукции », г. Николаевска течение 3-х лет и рассчитан на молодые семейные пары. Согласно программе проекта к молодым семьям относятся семьи, состоящие из супругов в возрасте от 18 до 30 лет, находящихся в браке не более пяти лет. Все участники проекта проживают на территории, относящейся к зоне наблюдения «Центра планирования семьи и репродукции ».

Данный проект предполагает сотрудничество организаторов с районным комитетом по делам семьи, со специалистами, помогающими разрешать вопросы молодых семей, с профсоюзными организациями, общественными организациями, чья деятельность направлена на работу с молодыми семьями.

Проект предполагает дифференцированное финансирование из государственных и частных источников, а именно, из средств областного бюджета и региональных общественных фондов.

В ходе реализации программы будут задействованы такие специалисты, как:

· юрист-консультант;

· социальный работник;

· психолог;

· технический персонал.

Проект является экспериментальным и первоначально рассчитан на 3 года.

В случае появления положительного эффекта в результате деятельности в рамках данного проекта, действительного улучшения жизни молодых семей, повышения их правовой грамотности, возможна пролонгация существования данного проекта.

Программа деятельности в рамках проекта социальной поддержки молодых семей

Данная программа описывает перечень мероприятий в рамках проекта «Центр социальной поддержки молодой семьи» на базе Центра планирования семьи и репродукции.

Программа включает в себя два раздела:

1. Исследовательско - аналитическая работа;

2. Информационно - консультационное обслуживание населения.

Исследовательско - аналитическая работа

На данном этапе исследования мы использовали анкеты для выявления правовых знаний молодых семей, а также знаний о различных государственных социальных программах:

· Анкета №1 «Роль семьи в жизни молодого поколения».

· Анкета №2 «Выявление правовых знаний среди молодых семей »

· Анкета №3 «Выявление правовых знаний молодежи по правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья», (см. Приложения 1, 2, 3).

Цель анкетирования: выявить представления членов молодых семей об отношении к нему государственных органов, знания молодых семей о роли семьи в жизни молодого поколения, выявить уровень правовых знаний. В связи с этим мы опросили 3 молодые семьи, которые проживают в г. Николаевске. В наши анкеты входило несколько вопросов для выявления правовых знаний. Каждый правильный ответ оценивался в 2 балла. В результате окончания опроса мы подсчитали баллы и выявили, на каком уровне находятся их правовые знания, знания о роли семьи в жизни молодого поколения.

Низкий уровень знаний оценивается от 4 до 6 баллов; средний - от 8 до 10 баллов; высокий - от 14 до 20 баллов.

К низкому уровню мы отнесли знания молодых семей, которые практически не знают свои права и не информированы в юридических аспектах.

К среднему уровню мы отнесли частичную осведомленность семей в знании своих прав и информированность о государственных молодежных программах.

Высокий уровень - это правовая просвещенность молодых семей, которые точно знают свои права, участвуют в государственных программах и не нуждаются в юридической поддержке.

Результаты диагностик мы обозначили в таблицах по отдельным анкетам и в итоговой таблице по результатам всех анкет.

Анкета №1 «Роль семьи в жизни молодого поколения» направлена на выявление уровня знаний молодых семей о роли семьи в жизни молодого поколения и состоит из 12 вопросов. Опрос произведен в феврале 2010 г. Результаты выведены в таблице 1.

Сводная таблица по результатам выявления знаний о роли семьи в жизни молодого поколения среди молодых членов семьи.

Таблица 1

№п/п

Имя респондента

Вопросы

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Александр

0

0

2

0

0

2

0

2

0

2

0

2

10

2

Мария

0

0

0

0

2

0

0

0

2

0

0

0

4

3

Алексей

2

0

0

0

2

0

2

0

0

0

0

0

6

4

Екатерина

0

2

2

2

0

2

2

0

0

2

2

2

16

5

Николай

0

0

2

2

0

0

0

2

2

0

0

0

8

6

Светлана

2

0

2

2

0

2

2

0

2

0

2

0

14

Вывод: два респондента показали низкий уровень, два - средний и два высокий уровень.

Анкета № 2 « Выявление правовых знаний среди молодых семей» состоит из 12 вопросов. Опрос произведён в марте 2010 г. Результаты выведены в таблице 2.

Сводная таблица по результатам выявления правовых знаний

среди молодых членов семьи

Таблица 2

№ п/п

Имя

респондента

Уровень правовой просвещенности

молодых членов семьи

Высокий

Средний

Низкий

1.

Александр

+

2.

Мария

+

3.

Алексей

+

4.

Екатерина

+

5.

Николай

+

6.

Светлана

+

5.

Николай

6.

Светлана

Вывод: два респондента показали средний уровень, три - низкий и только у одного опрашиваемого обнаружен высокий уровень

Анкета №3 «Выявление правовых знаний молодежи по правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья» направлена на выявление уровня правовых знаний молодежи в области по правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья и состоит из 15 вопросов. Опрос произведен в марте 2010 г. Результаты выведены в таблице 3.

Сводная таблица по результатам выявления знаний

среди молодых членов семьи в вопросе предоставления субсидий на приобретение жилья.

Таблица 3

№ п/п

Имя

респондента

Уровень правовых знаний членов молодой семьи в вопросе предоставления субсидий на приобретения жилья

Высокий

Средний

Низкий

1.

Александр

+

2.

Мария

+

3.

Алексей

+

4.

Екатерина

+

5.

Николай

+

6.

Светлана

+

Вывод: два респондента показали высокий уровень, три - средний и только один из опрашиваемых низкий уровень. На основании результатов диагностик мы пришли к выводу, что большинство молодых людей имеют средний уровень правовых знаний и нуждаются в правовой просвещённости и социальной поддержке.

Прежде всего, следует отметить, что в системе ценностей молодых людей семья по-прежнему является одним из ведущих ценностных ориентиров. Более того, наблюдается тенденция к повышению её значимости у молодых супругов. Большинство опрошенных нами супругов считают, что чувства играют решающую роль для создания семьи. Однако стоит принять во внимание тот факт, что чувства со временем угасают, а семья или продолжает функционировать, но уже на других основаниях, или же распадается. Можем отметить тенденцию к определенной стабилизации и укреплению молодой семьи в социально-психологическом аспекте семейных отношений. В связи с этим, следует обратить внимание на то, что мысли о разводе не появляются у большинства молодых супругов, участвовавших в исследовании. Институт семьи в настоящее время имеет различное нормативно-правовое закрепление, которое в значительной степени обусловлено социокультурными традициями и социально- экономическими отношениями в обществе.

Результаты проведенного исследования показывают, что большинство молодых супругов, принявших участие в опросе, все же придерживаются традиционной формы закрепления семейно-брачных отношений - на основе, зарегистрированного в Загсе.

В связи с этим нами разработана программа реализации проекта «Центр поддержки молодой семьи»

Информационно - консультационное сопровождение молодых семей

Программа реализации проекта на 2010 - 2013 годы

Приоритетные направления

Содержание работы

Ответственные исполнители

2

3

4

5

6

7

Пропаганда семейных ценностей среди молодежи; обеспечение преемственности поколений в семье

Содействие в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и соц. благополучия

Пропаганда необходимости правовых знаний среди молодых семей; формирование основ правовой культуры у молодежи.

Развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи

Знакомство молодых семей с порядком и условиями оказания социальной поддержки молодым семьям в сфере ипотечного жилищного кредитования

Знакомство молодых семей с порядком и условиями оказания социальной поддержки молодым семьям в сфере ипотечного жилищного кредитования

Знакомство молодых семей с порядком и условия оказания социальной поддержки молодым семьям работников бюджетной сферы при строительстве жилья согласно областной программе «Дом для молодой семьи»

Круглый стол, беседа

Помощь в сборе документов для ипотечного кредитования

Изучение законопроектов на федеральном уровне, связанных с гос. семейной политикой.

Круглый стол, беседа

Изучение нормативно-правовых документов

Изучение нормативно-правовых документов

Консультация

Социальный работник

Социальный работник

Юрист-консультант

Психолог

Социальный работник

Социальный работник

Юрист-консультант

Социальный работник

Результаты проведенного исследования показывают, что большинство молодых супругов, принявших участие в опросе, все же придерживаются традиционной формы закрепления семейно-брачных отношений - на основе, зарегистрированного в Загсе.

В связи с этим нами разработана программа реализации проекта «Центр поддержки молодой семьи».

Директория проекта

Реализация данного проекта предполагается на базе «Центра планирования семьи и репродукции », с использованием, как штатного персонала указанного центра, так и привлечения сторонних специалистов различных направлений. Общая схема управления проектом приведена на рисунке 1

Руководство деятельностью специалистов в рамках проекта, ответственность за своевременность и качество выполнения действий согласно программе проекта несет Руководитель проекта.

Ответственность за обеспечение материальной базой, техническим оснащением несет Директор центра планирования и репродукции семьи. В рамках выполнения данной функции дополнительные обязанности по распоряжению директора возлагаются на специалистов и технический персонал центра, а именно администратора, бухгалтера, кассира, уборщиц, охранников, гардеробщиц.

Рисунок 1. Схема управления проектом

17

Для выполнения действий согласно программе проекта привлекаются следующие специалисты:

Социальный работник - квалифицированный специалист, разрабатывающий различные мероприятия в области социальной работы, который помогают молодым семьям адаптироваться к изменяющимся внешним условиям с учетом меняющегося социального статуса семьи.

Юрист-консультант (2 человека) - квалифицированные специалисты, которые оказывают юридическую помощь молодым семьям по всему спектру юридических вопросов, желательно привлечь специалистов с большим практическим опытом в области кредитования и бракоразводных процессов.

Психолог - квалифицированный специалист, который разработает методы психологической поддержки молодым семьям, учитывая специфику каждого отдельного случая, которые впоследствии позволит обрести семейную гармонию.

Ожидаемые результаты

На сегодняшний день проблемы молодых семей в России имеют актуальное значение в целом для государства. Мы имеем очень низкий процент правовых знаний среди молодых семей, которые необходимы им в их жизни, что способствует неуверенности в завтрашнем дне.

Одной из главных причин является слабая правовая осведомленность молодых семей. В средствах массовой информации мало кто говорит об этих проблемах, а они очень существенные для семей. Это способствует к неготовности их самостоятельной жизни.

В ходе реализации данной социальной программы, конечно, не все смогут реализовывать свои планы на будущее, но большинство молодых семей задумаются о значимости своих прав, и государственная политика в отношении молодых семей примет первоначальные меры.

У некоторых молодых семей будут сформированы социальные и правовые навыки, которые им пригодятся в дальнейшем, во многих семьях повысится нравственное воспитание.

Надеемся, по окончанию данного проекта молодые семьи будут защищены как в правовой сфере, так и в социальной, что поможет им в дальнейшем повысить свой жизненный уровень и укрепить семью.

Выводы по Главе II

На своем жизненном пути молодой семье приходится сталкиваться с различными трудностями в повседневной жизни. Даже при самых хороших отношениях между супругами могут возникать ссоры и конфликты, поэтому они должны овладеть культурой спора и разрешения конфликтов. Супруги не должны забывать об уважении друг к другу, им необходимо научиться слушать и понимать друг друга, а также уметь уступить и пойти на компромисс. Но бывают такие жизненные ситуации, с которыми молодая семья не в состоянии справиться самостоятельно, в такие моменты она нуждается в посторонней помощи. Необходимую помощь молодая семья может получить от социальных служб (территориальные службы социальной помощи молодежи), работа которых направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни. Такие Службы регулируют брачно-семейные отношения в рамках социальной работы с семьей, обеспечивают оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

Таким образом, социальная работа имеет следующие возможности решения проблем молодых семей:

? организация обучения, информирования и консультирования;

· изучение и распространение передовых технологий работы с молодыми семьями;

? достижений научно-технического прогресса и опыта зарубежных стран по санитарно-гигиеническим, медицинским психологическим, правовым, педагогическим и другим проблемам;

? проведение групповых и индивидуальных консультаций клиентов у специалистов, медиков, психологов, юристов, социологов, и т.п. по возникшим проблемам;

? издание информационных бюллетеней, рекламных материалов и другой печатной продукции по основным направлениям деятельности социальных служб и заказам молодых семей;

? помощь в трудоустройстве и получении профессии (специальности), поддержка безработных молодых супругов.

Заключение

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества.

Существует тесная связь между формированием молодой семьи и другими социальными процессами - демографическими изменениями в обществе, его экономической и социальной стабильностью, характером и направленностью миграционных процессов, а также его нравственным и физическим здоровьем.

Отмечаются изменения, трансформации в молодой семье, которые отражаются: в дестабилизации молодой семьи, так как растет число разводов и матерей-одиночек; в нарастании степени конфликтности во внутрисемейных отношениях, сочетающихся с неумением или нежеланием молодых людей улучшать нравственно-психологический климат семьи, разрешать возникающие конфликты компромиссом, взаимными уступками; в ломке традиционных стандартов семейного уклада и обострении межпоколенческих отношений, особенно в связи с критическим подходом молодых людей к опыту и семейным традициям старшего поколения; в сложности для молодых женщин сочетания репродуктивной и профессиональной деятельности; в низкой культуре интимных отношений, распространенности абортов, отрицательно сказывающихся на здоровье молодых женщин; в более раннем начале половой жизни, более терпимом отношении к добрачным связям; в становлении разнообразных форм брака - фактический брак, повторный брак, гостевой брак. Однако, в системе ценности молодых людей семья по-прежнему является одним из ведущих ценностных ориентиров. Более того, наблюдается тенденция к повышению её значимости у молодых супругов. Институт семьи в настоящее время имеет различное нормативно-правовое закрепление, которое в значительной степени обусловлено социокультурными традициями и социально- экономическими отношениями в обществе молодых супругов.

В настоящее время молодая семья нуждается в правовой поддержке, и социальной защищенности. Многие молодые семьи нуждаются в консультационных юридических услугах, педагогических, психологических. Во взаимоотношениях молодой семьи государства важную роль различные социальные службы помощи молодой семье. Это свидетельствует, прежде всего, о недостаточной информированности молодежи о существовании таких служб.

В настоящее время отношения государства и молодых семей в той, или иной степени определены нормативно. Однако молодые семья считают необходимым принять специальные законы, направленные на поддержку молодой семьи. Принятие таких законов окажет положительное влияние на укрепление социального статуса молодой семьи, повысит её социальную значимость в обществе, что положительно скажется на повышении рождаемости и уровне благополучия значительной части молодых семей.

Данное исследование было проведено с использованием эмпирического и теоретического методов.

Цель исследования была достигнута в процессе решения следующих задач:

нами были показаны основные принципы работы с молодыми семьями;

была раскрыта специфика проблем молодых семей;

разработан социальный проект « Центр социальной поддержки молодой семьи»

В ходе выполнения данной социальной программы в рамках реализации проекта, конечно, не все смогут реализовывать свои планы на будущее, но большинство молодых семей задумаются о значимости своих прав, и государственная политика в отношении молодых семей примет первоначальные меры.

Надеемся, по окончанию данного проекта молодые граждане будут защищены в некоторой степени как в правовой сфере, так и в социальной, что поможет им повысить свой жизненный уровень, решить некоторые проблемы и, самое главное, укрепить семью.

Список использованной литературы:

1. Алешина Ю.Е. «Цикл развития семьи: исследования и проблемы» журнал-вестник местного университета.

2. Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи» Москва 2003 г.

3. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. «Супружеская жизнь: гармония и конфликты» 2-е изд. М.: 2001 г.

4. Буров С.Н. «Брачно - семейные отношения» М.: 2007г

5. Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2002 г.

6. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-П.:2003 г.

7. Гидденс Э. «Социология» М.: 1999г.

8. Дементьева И.Ф. «Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи» М.: 2001 г

9. Дорохова М.В. «Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации » часть- 2, М.: 1999г.

10. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи» М.: 2004г.

11. Зацепин В.И. «О жизни супружеской» М.: 2001 г.

12. Ильинский И.М. «Молодежь России: тенденции, перспективы » М.: 2003 г

13. Кодекс о браке и семье РФ.

14. Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей» М.: 2005 г.

15. Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи» Л.: Лениздат, 1990г.

16. Панкова Л.М. «Для будущих супругов» М.: 2005 г

17. «Проблемы семьи и современной политики» Вып.-3 М.: 2003 г.

18. «Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления» Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. - М.: 2000г.

19. Савинов, Л.И., Камышова, Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 260 с.

20. Социальная работа: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

21. «Социальная работа с семьей» Москва-Тула 1997г

22. «Справочное пособие по социальной работе» М.: 1997г.

23. Стулова, С.И. Формы и методы социальной защиты различных категорий женщин с семейными обязанностями // Социальная защита женщин: современные проблемы. - Иваново, 2004. - С.9-14.

24. Сысенко В.А. «Супружеские конфликты» - М.: 2004 г.

25. Царегородцев, А.Д. Основные направления государственной политики по охране здоровья семьи, женщин и детей // Здравоохранение РФ. - 1997. - №1. С.45-49.

26. Шеляг Т.В. «Современная семья и социальная работа» М.: 1999г.

27. Шапиро, Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 1993. С. 71-81.

28. Шувалова, Н. Новое в системе государственных социальных пособий семьям, имеющим детей // Экономика и жизнь. - 1994. - N 1. - С.3.

29. www.volgonet.ru

30. Юркевич Н.Г., Красовский А.С. «Этика и психология семейной жизни» Мн.: Нар. Совета 2006 г

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010