рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Принципы и методы социальной работы, цели, задачи

Старость -- это объективный социальный риск, поэтому необходимо создать условия и предпосылки для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилые граждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после кончины.

Основная цель социальной политики - это достижение социально-экономического и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.

2 цель - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;

3 цель - содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;

4 цель - добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

5 цель - предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

6 цель - участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

7цель - способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.

В основу этой деятельности положены следующие основные принципы;

1. предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

2. содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной общественной жизни;

3. соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;

4. дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

5. выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

6. адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

7. использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;

8. ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

9. обеспечение информированности всего населения о положении пожилых людей в обществе, о правовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожилом возрасте.

Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.

1.Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества.

3.Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательств распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи).

4.Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.

5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизация возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача - поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.

6.Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.

Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделить на несколько групп:

1- Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.

2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.

3. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.

4. Организационные принципы -- социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

5. Психолого-педагогические принципы

6. Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов и др.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине -- его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятии, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов

Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях. Она не должна разглашаться.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными.

Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Знание об окружающей нас социальной действительности -- это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Все методы социальной работы можно разделить на две группы:

1) методы решения задач;

2) методы получения знания.

К методам решения задач относятся следующие.

Социологические

В своей деятельности социальные работники обращаются, прежде всего, к таким социологическим методам, как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные, неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений).

Психологические

Специфика психологических методов заключается в том, что они направлены на изучение человеческой психики.

Другие методы

Роль социологических и психологических методов в социальной работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы, требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и медико-социальные.

Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.

Значение педагогических методов обусловлено тем, что в своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.

Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.

Многообразие методов социальной работы не означает, что все они используются при решении каждой из ее задач. Выбирая определенные методы, социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним. К методам получения знания относятся:

Коммуникативные

Социальная работа является частным случаем коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения между людьми, которые обмениваются информацией.

Философские

Поскольку знание получается в результате познания человеком окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии (или теории познания).

Логические

Познание включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.

Процесс становления социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и носит плюралистический характер.

Список литературы

1. «Общая психология» Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва 1999 г.

2. «Социальная работа. Теория и организация» Минск «Тетра Системс» 2005г.

3. «Социальная работа для студентов вузов» Ростов - на - Дону «Феникс» 2000 г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010