рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности

Федеральное агентство по высшему образованию РФ

УГЛТУ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Реферат по предмету «Человек и его потребности»

Тема:

«Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности»

Екатеринбург 2009г.

ПЛАН

1. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?

2. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей

3. Индивидуальные и общественные потребности

4. Человек и потребности в эпоху Просвещения

5. Список используемой литературы

1. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?

Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь развития. Рассматривая итог этого пути, следует выделить несколько наиболее важных идей, сохраняющих свое значение до настоящего времени. Можно сказать, что на эти идеи опираются современная концепция потребностей и применяемые на практике стратегии сервисной деятельности.

Человек является микрокосмом -- концентрированной копией миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку исходя, из человеческих потребностей и интересов. В этом смысле софисты говорили, что «человек есть мера все вещей», некий масштаб и эталон, на основании которого оцениваются все явления действительности.

Человек -- особое, уникальное явление природы, вершина развития; Античные мыслители считали, что человек может быть соперником богов и во многом приближается к ним силой своего разума и воли. Христианство считало его любимым, высшим и самым совершенным творением бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке прекрасное божественное начало. В науке XIX-XX вв. возникла точка зрения, что материальный мир (или «абсолютная идея» Гегеля) порождает человека в процессе своего развития «с железной необходимостью», «в силу самой своей природы (Энгельс). Поэтому между человеческими потребностями и окружающим человека миром природы должна существовать какая-то глубинная, необходимая связь.

3. В истории цивилизации возникло много вариантов религиозной идеологии и религиозных концепций человека. Некоторые современные мыслители утверждают, что для человечества вообще для России в частности нет альтернативы религиозному мировоззре-нию. Так, существует точка зрения, что после отказа от традицион-ной советской идеологии ее место может занять только православ-ная религия. В действительности это утверждение ошибочно, так как альтернатива религиозному мировоззрению в современном мире, конечно, существует. Это гуманистическая идеология, считающая глав-ной целью общества всестороннее развитие человеческой личности. Свободное развитие человека (и через него -- всего общественного организма) включает в себя формирование и развитие человеческих способностей и потребностей в процессе научного исследования и преобразования самого человека и окружающего мира. Гуманистиче-ские идеи начали формироваться достаточно давно -- мы обнаружи-ваем их в текстах Ветхого и Нового Заветов, в поучениях Иисуса Христа, а затем, уже в завершенном и систематизированном виде -- у мыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей. Экономическое обоснование гуманизма впервые дается в работах Карла Маркса. Современная концепция гуманизма содержится, на-пример, в трудах экзистенциалистов и Эриха Фромма. Гуманисти-ческая идеология всегда ориентируется на всестороннее развитие способностей и потребностей -- не только на потребление готовых вещей и услуг, но и на материальное и духовное творчество, преобра-зование мира для развития каждой личности как условия прогрес-сивного развития всего человеческого сообщества.

Человек является материальным социальным существом. Ари-стотель называл его «общественным животным». Но в то же вре-мя люди являются живыми организмами и подчинены всем законам природы. Потребности человека тоже делятся на первичные -- био-логические и вторичные -- социальные. Поэтому в истории науки была поставлена проблема: по каким законам взаимодействуют со-циальное и биологическое начала в человеке?

Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд -- это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком. Удовлетворяя другие по-требности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества.

Еще одна потребность человека, осознанная только в XX в., -- это потребность в освоении космоса. Исчерпание природных ресур-сов планеты, по-видимому, приводит к тому, что на каком-то этапе своей эволюции цивилизация вынуждена начать освоение космиче-ского пространства. Так, земная цивилизация, недавно начавшая экс-пансию в космос, в обозримом будущем может превратиться в фактор космической эволюции. Выход в космос уже приводит к формированию нового класса материальных и духовных потребностей -- вплоть до такой экзотической, как потребность в развитии космического туризма.

7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фромму, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ.

2. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей

Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потребностей и теории сервисной деятельности -- общая философская концепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потребностей нужно кратко изложить философскую концепцию человека.

Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественно различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная.

Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма материи возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи -- высшая по отношению к физической и низшая по отно-шению к биологической и социальной.

Социальная форма материи (общество) возникла последней и яв-ляется высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, кото-рые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам пона-добятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке).

В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отли-чить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчи-нено всем законам физики (например, закону сохранения и превра-щения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая фор-ма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их осно-ве. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст-ва, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространен-ности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение.

Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество -- самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом?

Развитие физической, химической и биологической форм матрии происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же в происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической организации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи?

Вместе с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс - труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

Труд -- не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских по-нятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктив-ных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изго-товленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но приро-да никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компью-тер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества при-роды, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она об-ладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные воз-можности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механиз-мом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобра-зований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предме-тов, которому мыслители Х1Х-ХХ вв. подыскали несколько назва-ний: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера».

Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм ма-терии, -- как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним -- мышления и всего человеческого общества в целом.

Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных простейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процесс труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно -- человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы направлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой про-блемы может внести и сервисная деятельность.

3. Индивидуальные и общественные потребности

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо-бенности -- состояние здоровья, особенности физиологических про-цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв-ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че-ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич-ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз-действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло-виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело-век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор-говлей, в касте стиральщиков белья -- только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове-ком и обществом -- индивидуализация личности. Развитие, экономи-ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин-дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж-ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы -- это в первую оче-редь мораль и право. Однако теперь необходимо уточнить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе-диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб-ностей отражают следующие закономерности.

В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре-буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользуeтся услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег-ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские города с миллионным населением. На этой простой зависимости основываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить потребность отдельного города в магазинах, больницах, школах, предприятиях бытового обслуживания и т. п.

В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего на-рода в целом -- в управлении обществом, обороне, поддержании общественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест-венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас-совой информации, общественных организаций, системы образова-ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон-ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль-ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля-ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно-стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб-ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо-знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред-принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по-требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос-воении космоса, в России -- ряд острых социальных проблем (необ-ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци-онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита-нии детей является насущной для общества в целом -- понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной -- даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо-нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде -- тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят-но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не-одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб-ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще-ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле-творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ-ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще-ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.

4. Человек и потребности в эпоху Просвещения

Развернутая концепция потребностей появляется в трудах мыс-лителей эпохи Просвещения (XVIII в.). Так, взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы».

Гольбах считает, что «Первые потребности», вложенные в человека природой, -- это пища, одежда, жилище и семья. «По удовлетворе-нии их он вынужден вскоре создать себе совершенно новые потреб-ности, или, вернее, его воображение начинает заниматься утончением первых потребностей». Человек -- продукт природы, хотя и подчи-няющийся наряду с законами природы еще некоторым «специаль-ным законам». Материалисты XVIII в. еще не знали, что эти «специальные законы» имеют не биологический, а социальный характер. Тем не менее, приблизившись к раскрытию социальной природы человека, они увидели взаимосвязь людей в обществе, существующую и укрепляющуюся именно благодаря человеческим потребностям. «Если бы все люди были совершенно довольны, то на свете не было бы никакой деятельности, -- пишет Гольбах. Благодаря своим потребностям, желаниям, фантазиям мы находимся в зависимости от других людей; благодаря им каждый из нас вынужден -- ради своего собственного интереса -- быть полезным другим существам, способным доставить ему предметы, которых он сам не имеет. Всякий народ есть просто соединение множества людей, связанных друг с дру-гом своими потребностями и своими удовольствиями».

П. Гольбах приходит к, выводу, что возрастание потребностей -- бесконечный процесс, постоянно развертывающийся в обществе и регулирующий поведение людей: «Рост потребностей отдельных лю-дей, а также политических обществ, является чем-то необходимым; он зависит от природы человека; когда удовлетворены естественные, потребности, то они неизбежно заменяются потребностями, которые мы называем мнимыми или условными: последние становятся столь же необходимыми для нашего счастья, как и первые». Однако бла-горазумный человек не стремится удовлетворить любые желания и потребности. Он контролирует их, воздерживаясь от удовольствий, которые могли бы принести вред. Гольбах повторяет мысль Эпику-ра о том, что достижение счастья вовсе не требует безудержного ис-полнения любых желаний, бесконечной погони за удовольствиями: «Счастье является таким редким исключением лишь потому, что лю-ди видят его в лишних, бесполезных для их благополучия вещах или, же в вещах, которые обращаются в настоящее зло для них». Фран-цузский философ, таким образом, ищет критерий разумности потреб-ностей в их значимости для человека, для достижения им счастья.

Гольбах и другие материалисты вплоть до Людвига Фейербаха (1804-1872) развивали натуралистическую концепцию человека, фактически рассматривая его как материальное существо и часть природы. Природными свойствами человеческой натуры объясня-лись и потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. Только философы XIX в. описали потребности людей как исторически развивающуюся систему, которая усложняется от одной эпохи к другой.

Список используемой литературы

1. Гольбах П.А. «Система природы». М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1040 г.

2. Орлов В.В. «Человек, мир, мировоззрение». М.: молодая гвардия, 1985 г.

3. Обуховский К. «Галактика потребностей. Психология влечений человека». СПб.: Речь, 2003 г.

4. Орлов С.В., Дмитренко Н. А. «Человек и его потребности. - СПб.: Питер, 2007г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010