рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Правовое регулирование медицинского обслуживания

15

Введение

Предметом общей теории правового обеспечения являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития конечных судеб. Право как регулятор - это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования. Научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование. Это один из основных вопросов контрольной работы. Второй вопрос контрольной работы - это особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию. В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.

Целью контрольной работы является анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Предметом исследования являюся правовое регулирование и медико-социальная помощь. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:

- дать определение понятию «правовое регулирование»;

- выяснить каков механизм правового регулирования;

- охарактеризовать принципы правового регулирования;

- установить особенности оказания медико-социальной помощи городскому и сельскому населению;

- выявить предмет регулирования и круг лиц в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р.

1. Понятие принципов правового регулирования

1.1 Определение правового регулирования

Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия всегда осуществляется посредством своего «инструментария», особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, «моделей» юридического воздействия на общественные отношения.

Это понятие - не просто несколько иной словесный оборот выражению «право - регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд.

Итак, правовое регулирование можно определить как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения [1].

1.2 Механизм правового регулирования

Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, т.е. комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер.

Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования выделяются три основных звена:

1) юридические нормы - основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов;

2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и следовательно, - переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей;

3) акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело).

К процессу правового регулирования на заключительной его стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединится и четвертое звено - индивидуальные предписания - акты применения права [2, с 48].

1.3 Принципы правового регулирования.

Правовое регулирование должно соответствовать общим принципам построения системы правового регулирования:

- принцип адекватности мер государственного регулирования: государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения сложившихся проблем;

- принцип устранения избыточных ограничительных мер: меры прямого государственного регулирования могут вводиться только в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, важнейших интересов общества и государства;

- принцип общего (недискриминационного) регулирования: применение специального регулирования, отличного от общих (для других сфер экономики и социальной жизни) регулятивных правил, допустимо лишь в случаях, если отсутствие такого специального регулирования нарушает конституционные права граждан или содержит явную угрозу национальной безопасности;

- принцип приоритетного использования диспозитивных методов государственного регулирования: императивные правовые нормы, могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений, допускающим свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и обязанностей;

- принцип функциональной определённости: государственные органы, участвующие в регулировании, не могут совмещать функции государственного управления, контроля, надзора и регулятивные функции, а также функции разрешения споров, управления хозяйствующими субъектами на тех же рынках;

- принцип гармонизации: российское законодательство не должно содержать норм, создающих условия для изоляции России от глобального информационного обмена, систем международной электронной торговли и охраны объектов интеллектуальной собственности; нормы российского законодательства должны соответствовать основным подходам, выработанным и успешно применяемым в международной (зарубежной) практике, а также обеспечивать совместимость российского законодательства с лучшими подходами к регулированию данной области в мировой практике [3, с. 135].

2 Особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения

2.1 Право граждан на медико-социальную помощь

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания [4].

2.2 Оказание медико-социальной помощи городскому населению

Учреждения здравоохранения составляют основу системы организации медицинской помощи населению России. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, все учреждения должны быть сгруппированы следующим образом:

лечебно-профилактические учреждения;

учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

аптечные учреждения [5, с. 45-50].

В соответствии с данным приказом, лечебно-профилактические учреждения представлены больницами, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, учреждениями системы охраны материнства и детства, станциями скорой медицинской помощи и переливания крови, учреждениями здравоохранения особого типа и санаторно-курортными учреждениями. Структуры государственного санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя учреждения санитарно - эпидемиологические и учреждении профилактической медицины. Аптечные учреждения объединяют аптеки, аптечные базы, аптечные склады и контрольно-аналитические лаборатории, которые контролируют качество выпускаемых лекарственных средств.

Перечисленные выше лечебно-профилактические учреждения оказывают медицинскую помощь различным группам населения [6, с 16].

Стационарная медицинская помощь взрослому городскому населению. Внедрение экономических методов управления системой здравоохранении, «ведение системы обязательного медицинского страхования и потребность в повышении конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждении с учреждениями платой медицины способствует структурной реорганизации всей системы оказания медицинской помощи населению, которая в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

- больницы (отделения) с высоким уровнем интенсивности протекания лечебно-диагностического процесса. В этих стационарах людям оказывается экстренная медицинская помощь (травмы, острый инфаркт миокарда и т.д.), они оснащены необходимым современным медицинским оборудованием, лучшими врачебными кадрами, необходимыми лекарственными средствами и др. После купирования острых состояний пациента переводят в другое лечебное учреждение. Потребность в таких стационарах составляет в среднем 10% общей коечной мощности;

- этапные стационары - больницы или отделения, ориентированные на лечение плановых больных. Эти стационары имеют свои стандарты кадрового обеспечения, оснащения оборудованием и медикаментами в зависимости от предъявляемых к ним технологических требований и от своих финансовых возможностей. Примерная потребность в больничных учреждениях этого типа составляет 50-60% общей коечной мощности;

- больницы (отделения) для долечивания и осуществления медицинской реабилитации граждан. Эта сеть медицинских учреждений в настоящее время у нас в стране развита недостаточно. В связи с этим больные с последствиями (травм, инсультов и других заболеваний фактически не имеют возможности получать стационарную реабилитацию. Потребность в этих видах медицинской помощи составляет около 20% общей коечной мощности;

- медико-социальные больницы (отделения) или больницы сестринского ухода (хосписы). В такие учреждения направляют пациентов как органы и учреждения здравоохранения, так и органы социального обеспечения. Потребность и таких учреждениях составляет в среднем 10-20% обшей коечной мощности. Особое внимание в них должно быть уделено созданию лечебноохранительного режима, обеспечению поддерживающего лечения и ухода за больными.

Кроме перечисленных выше стационарных учреждений, сохраняются и развиваются федеральные и региональные центры специализированной медицинской помощи различных профилей, в которых применяют новейшие медицинские технологии по лечению и диагностике заболеваний.

Городская больница является ведущим больничным учреждением, основной задачей которого является оказание гражданам высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи на основе внедрения в практику работы современных методов профилактики, диагностики и лечения больных с учетом последних достижений науки и техники. Возглавляет больницу, гак же, как и поликлинику, главный врач, который отвечай за лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность данного учреждения [7, с. 107 - 110].

2.3 Оказание медико-социальной помощи сельскому населению

В настоящее время число сельских жителей в России составляет около 39,8 млн. чел., или 27% всего населения. Особенности организации медицинской помощи сельскому населению связаны с характером работы и условиями жизни граждан, проживающих в сельской местности: значительно меньшая плотность населения, что обусловлено большим радиусом их расселения; сезонный характер работы; вопросы профессиональной вредности; не всегда хорошее состояние дорог и др.

Различают 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям: сельский врачебный участок; районные медицинские учреждения; областные медицинские учреждения,

На этапе сельского врачебного участка основными учреждениями являются: фельдшерско-акушерский пункт и сельская участковая больница или самостоятельная врачебная амбулатория, где больным оказываются как доврачебная, гак и первая квалифицированная врачебная помощь, проводятся различные санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Сеть этих учреждений строится в зависимости oт дальности расположения и величины населенных пунктов, радиуса их обслуживания, состояния экономики района и состояния дорог. Все медицинские учреждения, входящие в состав врачебного участка, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы.

Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) - ближайшее медицинское учреждение, в которое обращаются сельские жители за медицинской помощью. Фельдшерско-акушерский пункт - одна из особенностей структуры органов сельского здравоохранения, обусловленная необходимостью максимального приближения пунктов оказания медицинской помощи к населению. Рекомендуемый норматив числа жителей для организации ФАП - 700 и более человек, при расстоянии до ближайшего медицинскою учреждения не менее 5 км. Если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км. го ФАП можно организовать в населенных пункте с числом жителей oт 300 до 500 чел.

Сельская участковая больница (СУБ) или самостоятельная врачебная амбулатория (поликлиника) - основное медицинское учреждение сельскою врачебною участка. В любой участковой больнице должна оказываться амбулаторная, стационарная помощь терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, неотложная хирургическая, травматологическая и стоматологическая помощь.

Врачи участковой больницы и фельдшера фельдшерско-акушерских пунктов ведут амбулаторный прием взрослых и детей, оказывают больным помощь на дому, а также оказывают им неотложную помощь.

Районными медицинскими учреждениями являются: центральная районная больница, номерные районные больницы, Центр Госсанэпиднадзора сельского района, противотуберкулёзный диспансер, медико-санитарная часть и другие учреждения, расположенные в районном центре (городе или селе).

Центральная районная больница (ЦРБ) является основным звеном в системе организации медицинской помощи населению, в которой оказывается специализированная помощь жителям всего района.

Областные медицинские учреждении (республиканские, краевые) - областные больницы. Областная больница - основное учреждение третьею этапа, обеспечивающая население области высококвалифицированной специализированной консультативной поликлинической и стационарной медицинской помощью в полном объёме.

При областной больнице должен иметься пансионат для больных, поскольку они приезжают со всей области и нуждаются в месте жительстве на время обследования и уточнения диагнозов, если только они не госпитализируются сразу же [7, с. 111 - 113].

3. Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р. об организации адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны организациями Краснодарского края

1) предмет регулирования:

1. Оказывать необходимое содействие руководителям организаций в выполнении постановления Совета Федерации товаропроизводителей Кубани, правления Краснодарской торгово-промышленной палаты, президиума Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств от 18 мая 2001 года «Об организации адресной социальной помощи участникам Великой Отечественной войны предприятиями, хозяйственными организациями и предпринимательскими структурами Краснодарского края».

2. Образовать при исполнительных органах местного самоуправления рабочие группы по взаимодействию с представителями коммерческих организаций по оказанию адресной социальной помощи наиболее нуждающимся инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, включив в состав представителей органов местного самоуправления, в том числе органов социальной защиты населения, военных комиссариатов, советов ветеранов и средств массовой информации.

3. Рекомендовать руководителям коммерческих организаций Краснодарского края организовать индивидуальное шефство над инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, проживающими на территории Краснодарского края, для оказания им постоянной адресной социальной помощи, в первую очередь одиноко проживающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

2) круг лиц: инвалиды и участники Великой Отечественной Войны [8].

Заключение

Целью контрольной работы являлся анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) Изучение показало, что правовое регулирование - это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм.

2) В ходе работы выявлено, что механизм правового регулирования это комплекс фрагментов правовой действительности, и он состоит из: юридических норм, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей.

Что касаемо принципов правового регулирования - они должны соответствовать общим принципам построения системы правового регулирования:

3) Установлено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается по разным направлениям, в зависимости от того на какую группу населения она будет направлена.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию предмета правовое обеспечение в социальной работе.

Список использованных источников

1 Internet resource: http://www.nisse.ru/business/article/article_

2 Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т.М. 1999

3 Головина С.Ю., Молодцов М.В., «Трудовое право России»: Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА. 2003 г.

4 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 Internet resource: http://www.preodolenie.ru/lib3-01-2.shtml

5 Павленок П.Д. Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

6 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие/ под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.

7 Назарова Е.Н. Основы социальной медицины: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2007. - 368 с.

8 Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 - р. об организации адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны организациями Краснодарского края. Internet resource: www.law7.ru/regions/reg-3/page37.htm

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010