рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Поддержка многодетных семей в РФ

3

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Понятие многодетной семьи……………………………………………...4

2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации……………………………………………………….….5

3. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области………………………………………………………………..………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…..20

ВВЕДЕНИЕ

Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Понятие многодетной семьи

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).[11 Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - Москва:ИНФРА-М, 2002 г., с.251.]

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

· семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

· семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

· неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально - психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации

В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:

для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения - семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая[ Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.]: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;

для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения - семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

* доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);

* численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

* распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

* преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:

* почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;

* почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;

* треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;

* в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.

Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.

При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более - 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.

Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.

В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10-15 % в общей семейной структуре российского общества.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

* отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

* недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

* недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;

* недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;

* недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.

Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.

Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

Реализация настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.

Цель Программы - стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.

Задачи Программы.

Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:

*обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

* улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

* повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

* обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

* усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

* повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

Основные показатели Программы.

Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к 2015 году:

* повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;

* снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума - до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.

* повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;

*снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов - до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;

*снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.

Социально-экономический эффект от реализации Программы.

Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки[ Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить долгосрочный характер. ].

Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:

* снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;

* сокращение числа разводов и абортов;

* снижение преступности;

* снижение безработицы;

* рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.

Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.

Принципы государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.

1. Принцип учета региональных особенностей при разработке и реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

2. Принцип приоритета мер по созданию условий для самообеспечения многодетной семьи в системе мер их социальной поддержки.

3. Принцип целеполагания в осуществлении государственных мер по поддержке многодетных семей, в частности по достижению ими среднестатистических по Российской Федерации показателей уровня обеспечения доступа к получению образования, медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами социальных прав.

4. Принцип объединения усилий и координации действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной поддержки многодетным семьям.

5. Принцип сочетания заявительного порядка оказания социальной поддержки и активной деятельности социальных служб по выявлению многодетных семей, нуждающихся в социальной помощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания им социальной помощи (поддержки).

6. Принцип адресности мер государственной поддержки и социальной избирательности (объем государственной социальной помощи зависит от уровня доходов семьи и количества в ней детей).

Направления реализации Программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

* совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;

* государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

*содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

* поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

* повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

* формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

* совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

* обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

* содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

* обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

* повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

* повышение мобильности многодетных семей;

* привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

* моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

Источники финансирования.

Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационно-правовое обеспечение реализации Программы.

Правовые основы настоящей Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

Исполнители Программы:

* Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

* Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;

* Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

* Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

* Министерство финансов Российской Федерации;

* Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,

* Федеральное агентство по физической культуре и спорту;

другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий России другие.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области

Саратовская область является одним из немногих регионов, где предусмотрен повышенный размер детского пособия для многодетных семей - 150 рублей на ребенка.

Министерством здравоохранения и социальной поддержки области разработан проект областной целевой программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Саратовской области» на 2008 - 2010 годы», на региональном уровне принят и действует закон области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области.[11 И.В. Колесникова « Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области» // Журнал

«Социальная работа» № 4, 2007 г., с.15.] Семья со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума имеет право: раз в год получать 1000 рублей на приобретение комплекта школьной, спортивной одежды и обуви на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, 1000 рублей на детей, посещающих физкультурно-спортивные сооружения, первоочередного получения бесплатных путевок детям в возрасте от семи до четырнадцати лет, в детские оздоровительные учреждения. В области предусмотрена ежегодная индексация выплаты.

Среди детей, которые проходят оздоровление через учреждения социальной защиты, 30 % составляют дети из многодетных семей, формируются целевые группы детей из многодетных семей, проживающих в сельской местности, которые направляются на оздоровление в здравницы России на Черноморское побережье.

Согласно закону в текущем году все многодетные семьи области смогут получать ежемесячные выплаты в размере 120 рублей на каждого члена семьи для посещения учреждений культуры.

Семьи получили дифференцированные льготы по оплате коммунальных услуг. Для семей, имеющих более трех несовершеннолетних детей, размер скидки (30 %) увеличивается на 5 % за каждого последующего ребенка.

Законом предусмотрена выплата дополнительного единовременного пособия в размере 2000 рублей при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) третьего, четвертого и каждого последующего ребенка, а также при одновременном рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) двух и более детей. В случае одновременного рождения или усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Областной закон позволил впервые в области, да и в стране в целом многодетным семьям, в которых семь и более детей, бесплатно получать автотранспорт, приобретенный на средства регионального бюджета. В 2006 году Губернатор области Павел Ипатов вручил ключи и документы на микроавтобусы «ГАЗель» 28 семьям.

В 2006 году реализацию данного закона из областного бюджета выделено более 48,7 млн. рублей. Социальной поддержкой воспользовалось более 10,7 тысяч многодетных семей.

Кроме указанных мер, в соответствии с Законом Саратовской области «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» матери и дети обеспечиваются по рецепту врача бесплатным специализированным питанием, в соответствии с Законом Саратовской области «Об образовании» дети - школьники из многодетных семей обеспечиваются бесплатными учебниками, горячим питанием в школе и бесплатными проездными билетами для проезда на городском и пригородном транспорте.

Обеспечение жильем многодетных семей происходит медленно и не удовлетворяет потребности всех нуждающихся, поскольку в соответствии с областным законом «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на получение жилья имеют несколько категорий граждан, в том числе многодетных.

Дополнительной формой социальной поддержки населения области, чьи доходы не превышают уровень прожиточного минимума, является получение адресной социальной помощи. В 2006 году областным фондом социальной поддержки населения оказана материальная помощь более двум с половиной тысячам семей на сумму более 3 млн. рублей. Через управления социальной защиты населения области выплачено 50 млн. рублей в виде единовременной государственной социальной помощи.

В области регулярно проводятся мероприятия, пропагандирующие лучшие семейные традиции. В рамках Международного дня семьи и Дня матери проходят чествования лучших родителей, семейных династий, торжественные регистрации новорожденных, семейных пар и другие мероприятия.

Проводятся областные конкурсы лучших семей: «Золотая нить семейных традиций», «Самый лучший папа!» и другие. Так, участниками конкурса «Семейный Олимп» стали 200 семей, имеющих семейные традиции, знающих историю своей семьи, имеющие увлечения, достижения в различных областях, создавшие семейные династии, развивающие семейное дело.

Безусловно, среди многодетных семей порой встречаются иждивенческие настроения. Есть семьи, которые не прикладывают собственных усилий к изменению жизненной ситуации, ведут асоциальный образ жизни. К таким семьям - особое внимание со стороны всех социальных служб.

В Саратовской области 24 учреждения помощи семье и детям (13 центров «Семья», 11 социально - реабилитационных центров и приютов) и 33 службы помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения. Многодетные семьи - это та категория, которой в первую очередь оказываются все виды социальных услуг, в том числе такие, как «Детский сад на час», курсы занятий «Эффективный родитель», группы взаимной поддержки, занятия в семейной гостиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Демографический кризис принимает сегодня такой размах, что неизбежно встает вопрос о национальной безопасности. Как обеспечить хотя бы простое воспроизводство населения? Рожать и воспитывать много детей большинство россиян считают немодным и неперспективным занятием. Те, кто рискует и рожает второго, третьего, четвертого ребенка, составляют в Саратовской области лишь 3 % от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Почему же многодетные семьи стали непопулярны?

В общественном сознании закрепился стереотип, что многодетность - это аномалия, а многодетные родители - люди, «плодящие нищету». А когда-то много детей в семье было нормой. Семья, состоящая из мамы, папы и одного ребенка, а тем более - только из мамы (или папы) и ребенка, не может дать малышу такого социального общения, как в многодетной семье. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе.

Сегодня нормальная, гармоничная многодетная семья - это один из ресурсов изменения демографической ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зайцева Н.М. «Первые шаги» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.40 - 42.

2. Колесникова И.В. «Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области» // Журнал «Социальная работа», № 4, 2007 г., с.15 - 16.

3. Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец - детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 - 31.

4. Эллерт В.В. «Союз наш крепнет и растет» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.32 - 35.

5.Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - Москва:ИНФРА-М, 2002 г

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010