рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Особенности девиантного поведения и преступности несовершеннолетних

12

Введение

Для современного транзитивного российского общества характерно развитие и проявление различных девиаций в молодежной среде. Социологическая наука уделяет большое внимание решению этой проблемы. Преимущественно объектом изучения выступают подростки и молодежь, девиантное поведение которых имеет уже выраженные формы и представляет угрозу социальному спокойствию общества.

В социально-психологической литературе девиантное поведение делят на две категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. К этой группе относятся: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков и преступлений.

Проблема девиантного поведения детей дошкольного возраста

Девиантное поведение подростков связывается с рядом причин: выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон), членство в неформальных группах асоциальной направленности, влияние средств массовой информации, пропаганда сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко), социокультурная ситуация развития и др.

Мы же считаем, что для решения данной проблемы причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше - начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности.

Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.

На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений.

Результат этого процесса можно проследить по статистическим данным дошкольных образовательных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей.

Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций. Организация и управление этим социальным процессом относится к сфере деятельности системы дошкольного образования, которая на сегодняшний день не выполняет данную социальную функцию.

Поэтому, в своей исследовательской работе мы поставили цель: изучить современные тенденции в сфере социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования и разработать концепцию социального управления этим процессом.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результатом применения предложенных технологий социального управления профилактикой девиантного поведения в системе дошкольного образования станет повышение эффективности применяемых в этой области средств, форм и методов. А это, следовательно, приведет к сокращению рецидивов и правонарушений среди подростков и молодежи.

Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Современное состояние и основные тенденции развития преступности несовершеннолетних

Структура самого распространенного вида преступлений - против собственности может быть охарактеризована следующими данными. Большую часть составляют кражи, грабежи и разбой (62,5%; 10,9%; 2,6% соответственно). Доля вымогательства и мошенничества не превышает 1,3% и 1,55%, что объясняется, как правило, отсутствием криминальных навыков и опыта, необходимых для совершения данного вида правонарушения. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что преступления несовершеннолетних имеют в основном корыстную направленность.

В структуре преступлений против жизни и здоровья обращает на себя внимание существенный удельный вес нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилований, убийств и покушений на убийство. Так, 5,2% от всех совершенных преступлений - нанесение ТТП; 2,23% - изнасилования; а 2,2% - убийства и покушения на убийство.

Анализ структуры преступности несовершеннолетних по видам совершаемых преступлений позволяет сделать безусловный вывод о том, что в силу специфики социального статуса несовершеннолетних ими совершается достаточно ограниченный круг преступлений.

Исследование динамики преступности несовершеннолетних за период 2002 - 2006 гг. позволяет выявить ряд тенденций.

Анализ ситуации показывает, что в процесс приобретения и распространения преступного опыта с каждым годом включается все большее число молодых людей. Так, рост преступности за указанный период в Смоленске и Смоленской области составил 16%.

Доля корыстных преступлений в общей массе имеет тенденцию к снижению. Если в 2002 г. процент краж, грабежей, разбоев и т.д. составлял 87%, то к 2006 г. - 80,6%. В то же время численность насильственных преступлений выросла почти вдвое: в 2002 г. - 8,3%, в 2003 г. - 9,4%; в 2004 г. - 9,8%; в 2005 - 11,4%; а в 2006 - 16,2%.

Отсюда видно, что количественные и качественные показатели преступности среди несовершеннолетних имеют тенденцию к ухудшению.

Изучение возрастных особенностей несовершеннолетних позволяют сделать вывод, что среди них доминируют лица старшего возраста (16 - 17 лет) - 61%. При этом наибольшее число несовершеннолетних преступников (32,9%) достигли 17-ти летнего возраста. Доля несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет составляет 39%. Причем темпы прироста преступности несовершеннолетних младшей возрастной группы увеличиваются более интенсивно, чем темпы прироста старшей, где в группе 16-летних наблюдается отрицательный прирост (- 3%). Если в 2002 г. доля 14 - 15-летних составляла 33,3% от общего числа преступлений, то в 2006 г. уже 43,02%. Это означает, что профилактические усилия необходимо сосредоточить на младшей возрастной группе, не забывая и о старших, так как антиобщественные установки формируются у несовершеннолетних в раннем возрасте.

Выделим следующие характерные особенности молодежной преступности:

1. Молодежная преступность составляет основу для воспроизводства общей преступности. Лица, совершившие преступления в молодом возрасте, в дальнейшем, как правило, не прекращают свою преступную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты опроса несовершеннолетних воспитанников воспитательно-трудовой колонии региона (N=200): 24,5% заявили о возможности повторного совершения преступления

2. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные, корыстно - насильственные и насильственные виды преступлений.

3. Преступность среди несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер. Чем моложе преступник, тем реже преступления совершаются им в одиночку, и тем менее организованный характер носит их преступная деятельность. Несовершеннолетние наиболее часто совершают преступления в составе групп (68,5% воспитанников колонии), но в основном без предварительного сговора, спонтанно. Таким образом, групповая преступность молодежи еще не является организованной преступностью, в прямом значении.

4. Для динамики молодежной преступности наиболее характерны сезонные «пики». В весенне-летний период, когда у молодых людей расширяются возможности для неконтролируемых контактов, количество совершаемых преступлений увеличивается (до 44% от общей массы).

В это время удлиняется световой день, расширяются границы общественных мест, где молодежь имеет возможность бесконтрольно проводить время. Одновременно ослабевает социальный контроль над времяпрепровождением подростков (отпускной период у родителей, каникулы в учебных заведениях).

5. Преступность среди несовершеннолетних наиболее чутко реагирует на изменения в социальной среде. Личность молодых людей легче поддается как позитивным, так и негативным воздействиям внешней среды, что делает необходимым и возможным осуществление профилактической работы, эффективность которой зависит от своевременности принятых мер.

Таким образом, в условиях относительно стабильной демографической ситуации отмечается омоложение преступности в регионе. Увеличивается интенсивность криминализации молодежной среды. С качественной стороны в молодежной преступности за последние пять лет также наметились существенные неблагоприятные тенденции, проявляющиеся в росте ее организованности, вооруженности, жестокости, в возрастании общественной опасности совершаемых преступлений.

Анализ проблем игромании с позиции зависимой личности

В современной России активно развивается игорный бизнес. Недостаточный уровень государственного контроля этого бизнеса в недавнем времени, повсеместное распространение игровых заведений и их широкая доступность способствовали возникновению и распространению нового типа социально-психологического неблагополучия - игровой зависимости.

Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте», в рубрике Ф 60-69 «Расстройство привычек и влечений», обозначается кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей».

На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной. В связи с этим информация о зависимости с позиции самого игрока представляет научный интерес.

Проведенное нами исследование включало:

1) глубинное интервью с зависимой личностью;

2) исследование индивидуально-психологических особенностей с использованием методик исследование личности «дом - дерево - человек» Дж. Бука, психогеометрического теста (на основе теста Вартегга), произвольного рисунка, автопортрета, изучения поля.

В исследовании принимал участие мужчина 22 лет, имеющий опыт азартных игр с использованием игровых автоматов более 4 лет и являющийся в настоящее время членом сообщества Анонимных Игроков. Представление о зависимости формировалось исследуемым на основе личного опыта, общения в группе АИ с другими игроками, беседы с психологом.

В поведении и психологическом состоянии исследуемого на период игры обнаруживали себя все признаки данного вида эмоциональной зависимости, представленные в научной литературе (неспособность прервать игру волевым усилием, появление денежных долгов, нарушение межличностных отношений, состояние подавленности и депрессии и т.д.)

В ходе проективной психодиагностики также были выявлены основные признаки эмоциональной зависимости характерные для игрока: компенсаторное превознесение себя в воображении, стремление к замкнутости, поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, сознательное стремление сохранить контроль над своим поведением, ощущение нестабильности своего социального положения, потребность в безопасности и успехе и т. д.

Были также выявлены качества и стремления, присущие испытуемому еще до зависимости и, возможно, имеющие отношение к ее формированию: четко прослеживается стремление к достижению материальных благ, переоценка значения материальных ценностей. Содержание проведенного интервью подтверждает основные результаты имеющихся исследований (преимущественно западных ученых): первоначальным стимулом, побуждающим человека начать играть, является возможность денежного выигрыша. В последующем игрок начинает нуждаться в переживании азарта, ощущениях, сходных по своему содержанию с эйфорическими.

В целом риск формирования аддиктивного поведения необходимо рассматривать в единстве личностных свойств и социальных факторов (прежде всего неспособность обеспечить себе в реальной жизни комфортные условия существования).

Закрепление иллюзии возможного большого выигрыша в первые дни игры также выступает в качестве основного фактора риска (именно этот момент подчеркивает интервьюируемый: первый удачный исход игры с высокой вероятностью приводит к повторному посещению игрового зала, эта ситуация имела место и у большинства членов АИ).

Темпы развития зависимости индивидуальны и обусловлены особенностями протекания его психической деятельности. С развитием игровой зависимости личность человека претерпевает глубинную и системную трансформацию. Происходит искажение в системе смысложизненных ориентаций, морально-нравственных установок; снижение деловых амбиций, возникает финансовая несостоятельность; утрачивается значимость таких ценностей, как любовь, дружба, сопереживание, творчество и т. д.

У человека развиваются такие качества, как замкнутость, раздражительность, агрессивность; наряду с этим переосмысливаются собственные моральные представления, вследствие чего человек становится лживым, часто прибегает к противоправным действиям. У зависимой личности присутствует постоянное чувство страха, частые депрессивные состояния, возможно возникновение суицидальных побуждений (у исследуемого периодически возникали суицидальные мысли).

Однако следует отметить: заниженная самооценка и низкая развитость волевых качеств не всегда являются факторами, лежащими в основе формирования игровой зависимости, в отличие от других видов эмоциональной зависимости.

Скорее наоборот: переоценка себя и своих возможностей, достаточно развитые волевые качества были характерны для личности испытуемого до периода формирования зависимости (это подтверждает испытуемый в отношении самого себя, и, кроме того, имелся опыт общения с испытуемым до возникновения зависимости).

Игромания - это прогрессирующая болезнь, которую невозможно полностью вылечить. На определенный период у человека может наступить ремиссия (период, когда человек независим), продолжительность которой может быть различной (от нескольких месяцев до всей последующей жизни).

Одним из наиболее эффективных методов лечения от болезненного пристрастия к азартным играм, по мнению специалистов, является формат групп АИ. В настоящее время в Алтайском кризисном центре для мужчин проводится психокоррекционная работа с игроками по программе «12 шагов».

Интервьюируемый подтверждает, что именно оказанная здесь помощь и поддержка совместно с его личной глубокой духовной и психологической работой над собой позволили ему вернуться к полноценной жизни, возобновить отношения с близкими людьми, устроиться на работу.

Заключение

Современное состояние преступности среди несовершеннолетних небезосновательно вызывает тревогу у работников правоохранительных органов. Криминальная активность молодежи в Смоленске и Смоленской области в течение последних пяти лет продолжает оставаться достаточно высокой.

Структура преступности несовершеннолетних в зависимости от категории правонарушений характеризуется следующими показателями. Абсолютное большинство совершаемых преступлений (83,7%) - это преступления против собственности.

На втором месте находятся преступления против жизни и здоровья - 11,3%. На третьем месте - преступления против общественной нравственности, безопасности и здоровья населения - около 5%. Указанные деяния выступают также в качестве детерминант других преступлений несовершеннолетних, что усиливает их общественную опасность и требует адекватных предупредительных мер.

Список литературы

1. Оперативная статистическая информация УВД Смоленской области за январь - декабрь 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.

2. Шнейдер Л.Б. (2007) Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста.

3. Солодников В.В. (2007) Социология социально-дезадаптированной семьи. - СПб.: Директ, 2007.

4. Рабочая книга социолога / Под общ. Ред. И с предисл. Г.В.Осипова. Изд 4-е, стереотипное. - М.: КоиКнига, 2008.

5. Мухина В.С. (2007) Феноменология развития и бытия личности. М.: Воронеж.

6. Личко А.Е. (2003) Психопатология и акцентуация характера у подростков.

7. Аверин В. (2008) Психология детей и подростков.

8. Божович Л.И. (2002) Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты.

9. Фельдштейн Д.И. (2008) Психология воспитания подростка.

10. Филонов Л.Б. (2001) Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением//Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л.И.Анцыферовой.

11. Эриксон Э. (2006) Идентичность: юность и кризис/ Под ред. Толстых А.В.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010