рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

9

Содержание

  • Введение. 2
  • 1. Гериатрическая помощь в адаптации к старости. 3
  • 2. Социальная работа в домах-интернатах для престарелых. 5
  • 3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому. 9
  • Заключение. 12
  • Список литературы. 13
  • Введение

В течение последних пятидесяти лет уходящего столетия процесс старения в мировом масштабе развивается с такой стремительностью и последовательностью, что всякое игнорирование его значения связано с отрицательными последствиями для социальной политики любого государства. В настоящее время пожилые и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже представить. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания. Сложившаяся в настоящее время в России медико-демографическая ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее десятилетие. Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам.

1. Гериатрическая помощь в адаптации к старости

Организация помощи пожилым и старым людям с точки зрения сохранения и укрепления их здоровья не может ограничиваться только медицинскими мерами и должна носить комплексный социально-медицинский характер. Именно такой смысл и организационный подход включает в себя понятие “Гериатрическая помощь”[10]. Социальная работа должна стремиться к цели сохранения и восстановления физического и психического здоровья человека в заключительные периоды жизни.

Основной задачей является сохранение соматического здоровья пожилых и старых людей. Медико-социальная работа заключается в постоянном контакте с муниципальными социальными службами, бюро по трудоустройству, общественными советами пенсионеров с целью выявления лиц, желающих продолжить трудоустройство по медико-социальным показаниям: одинокие старые люди, пенсионеры, имеющие маленькую пенсию.[7]

Нередко задержание “пожилых трудящихся” в трудовой и профессиональной активности без изменения условий и норм производства способствует лишь ускорению процесса старения, ухудшению соматического здоровья, нарастания заболеваемости и смертности в старших возрастных группах населения. Бесспорно, в процессе старения человек вынужден постоянно сдавать свои позиции, уступать или передавать свои ролевые функции молодым людям. Стратегия трудовой реабилитации должна состоять в разработке: во первых, воздействий, замедляющих темп старения, развитие возрастной патологии; во вторых, средств, повышающих уже сложившийся низкий уровень трудоспособности. В глобальном плане проблема трудовой реабилитации сливается с проблемой увеличения продолжительности жизни. Реабилитация - это возрождение способности быть полезным обществу, чувствовать себя его полноправным членом. Во всех случаях реабилитация должна быть направлена на предупреждение и замедление стремительного процесса старения. В предпенсионном периоде главную роль надо отвести социальной реабилитации, что включает в себя подготовку и рациональному образу жизни. Активизировать общественную жизнь в коллективах, восстановить наставничество, пропагандировать курсы общего образования по типу “университетов третьего возраста”, организовать клубы по интересам, художественную самодеятельность и т.п. Одной из важных задач комплексной предпенсионной подготовки является формирование сознательного отношения к своему здоровью и потребности в получении и использовании соответствующих герогигиенических знаний. Необходим максимальный учет социально-групповых и индивидуальных особенностей стареющих трудящихся, их образовательного уровня и интересов, возрастных изменений интеллекта, памяти, способности воспринимать новую информацию.

Для успеха в реабилитации, т.е. восстановлении здоровья, достижении возможного оптимума в физическом и профессиональном отношении, следует предусмотреть и определенное снижение психического потенциала, а так же воспитание у стареющего работника представлений и практических навыков активного, здорового образа жизни в пенсионном периоде. Эффективность реабилитации включает в себя: физиологическую эффективность, т.е. улучшение или стабилизацию функционального статуса; экономическую эффективность, т.е. увеличение производительности труда и сокращение сроков реабилитации и ресоциализации стареющих работников; социальную эффективность, т.е. устранение вредного влияния окружающей Среды. Социальная Среда является многофакторным образованием. Многофакторность социальной Среды характеризуется высокой социальной значимостью для личности любого человека, направленной на формирование у него жизненных притязаний, авторитета, статусно-ролевых взаимоотношений, позиций, диспозиций, поведения и др. Притязание на социальное признание является важной потребность личности.[1]

Социальная Среда и личность человека находятся в двухстороннем взаимодействии, влияя друг на друга, видоизменяя и трансформируя друг друга в процессе этого взаимодействия. Причем это влияние бывает как позитивное (социальной творчество), так и негативное (социальная патология). Наиболее ярким примером проявления жизненных притязаний людей пожилого возраста и инвалидов, в современных условиях - социальной Среды, характеризующим является незаинтересованность к новой социальной роли в социальной среде.

Лучшее средство против старения - это поддерживать восприимчивость к явлениям реальной жизни. Надо учитывать и говорить пожилым людям, что организм пожилого человека обладает определенными резервами, способностью к восстановлению функций в результате правильной их тренировки и стимуляции. Профессия социальная работа должна играть ведущую роль при выявлении потребностей старых людей, разработке и осуществлении профилактических, поддерживающих и восстановительных мероприятий. Она должна включать организацию и координацию многопрофильной деятельности вместе с органами здравоохранения для решения проблем, связанных с последствиями постарения населения.[7]

2. Социальная работа в домах-интернатах для престарелых

В 80-е годы развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на подлинное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалифицированная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах и люди предпенсионного возраста.

Старость - особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые так же связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте “уход в болезнь”. При подходе к процессам старения и старости рассматриваются две стороны этой проблемы: особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно иметь ввиду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение адаптационных механизмов.[5]

Особую значимость при общении с лицами старшего возраста имеют приобретение знания социальным работником по особенности расстройства памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, первичного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.).

Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовывать помощь специалиста. Помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состояние здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа “прохождения” социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.

Во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома-интерната большая роль отводится социальному работнику. Она состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и т.д. Проведение беседы, ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожилых людей, решивших поступить в эти учреждения, во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.

Роль социального работника состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для это необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальной работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т.д. В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению, и со степенью сохранности к самообслуживанию. Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям. Для социального работника в доме-интернате для пожилых людей и инвалидов представляет широкое поле деятельности.[4]

Социальный работник осуществляет организацию социально-средового воздействия на пожилых людей с учетом возрастных особенностей, на основе изучения их пожеланий и потребностей, уровня образования и т.д. Особую роль приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общине, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, на ощущение наполненности жизни, на осознание того, что их интересы учитываются работниками учреждения.

Таким образом на протяжении всего периода проживания пожилых людей в доме-интернате они нуждаются в помощи социального работника. По существу, он является основной “фигурой” в организации социально-психологической адаптации пожилых людей. Место социального работника в этой области деятельности учреждения современно определено. Социальный работник - это специалист, владеющий знаниями в области психологии, социальной педагогики, социологии и т.д., в своей повседневной деятельности контактирует с другими специалистами, а при отсутствии их выполняет их функции. Значительная роль в организации реабилитационных мероприятий принадлежит врачу, который, основываясь на показаниях состояния здоровья, способности к самообслуживанию и передвижению, определяет показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, контролирует влияние этих мероприятий на состояние здоровья и оценивает их эффективность. Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах для пожилых должны осуществляться желательно по индивидуальным программам, где прогнозируется определенный эффект в каждом конкретном случае. Должна учитываться индивидуальность человека - это набор специфических, присущих только данному человеку, психологических особенностей, которые рассматриваются в комплексе.[5]

3. Организация социального обслуживания пожилых людей на дому

Пожилые люди, сохранившие частичную способность к самообслуживанию и проживанию в благоприятных жилищных условиях, неохотно переселяются в государственные учреждения, где они постепенно утрачивают связи с привычным окружением. Проживая в домашних условиях они нуждаются в помощи и периодических услугах.

Территориальный центр социального обслуживания предназначен для постоянного, временного проживания или дневного пребывания в условиях стационара престарелых и инвалидов, и обслуживания на дому одиноких граждан пенсионного возраста. В стационар территориального центра принимают престарелых граждан и инвалидов первой и второй групп, нуждающихся в посторонней помощи и не имеющих родственников, обязанных по закону их содержать. На дневное прибывание не принимают людей, за которыми требуется постоянный посторонний бытовой уход. Надомное обслуживание предназначено одиноким престарелым гражданам и супружеским парам, а также инвалидам первой и второй групп.

Сотрудники учреждения осуществляют культурно-бытовое и медицинское обслуживание, в дневное время организуют посильную трудовую деятельность, общение друг с другом . Лица , зачисленные на обслуживание в отделение дневного пребывания , могут пользоваться клубными помещениями, банями, библиотеками наравне с проживающими в стационарных центрах. Им должна быть оказана медицинская помощь в объёме учреждения. Питание обычно платное поскольку пенсию они получают в полном объёме.

Задачами отделений социальной помощи являются:

· выявление и учёт совместно с органами здравоохранения и другими организациями одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан;

· установление и поддержание связи с трудовыми коллективами, где ранее работали подлежащие обслуживанию лица, Комитетами Общества Красного Креста, Советами ветеранов войны и труда и другими общественными организациями с целью оказания шефской помощи одиноким гражданам;

· содействие в оформлении необходимых документов для установления опёки или попечительства, а так же помещения в дома - интернаты или территориальные центры социального обслуживания;

· доставка на дом обедов, полуфабрикатов, продовольственных, необходимых промышленных товаров и медикаментов;

· сдача и доставка предметов домашнего обихода и вещей в стирку, химчистку, прачечную, мастерские по ремонту;

· содействие в оказании необходимой медицинской помощи, уборке жилого помещения, ремонте жилья и внутриквартирного сантехоборудования;

· выполнение просьб, связанных с ведением переписки, оплата коммунальных услуг;

· организация погребения умерших одиноких пенсионеров и инвалидов ;

Нормативным актом определены штаты отделения социальной помощи. Его возглавляет заведующий, который организует и контролирует всю деятельность социальных работников из расчёта одна должность для обслуживания на дому от 8 до 12 человек. Социальные работники выходят к подопечным по графику. Их снабжают специальными хозяйственными сумками, халатами и инвентарём для уборки помещений. Кроме того, обязательны удостоверения, дающие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, бесплатное пользование транспортом.[3]

Заключение

В современной реальности социальная работа с пожилыми людьми приобретает все большую актуальность. До сегодняшнего времени в России не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы социальную работу с пожилыми людьми и инвалидами. Социальная работа с такими категориями лиц, как пожилые люди, в России проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Сегодня назрел вопрос о квалифицированных кадрах, призванных организовать социальную работу с пожилыми людьми на должном уровне.

Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним факторам социальной изоляции. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность. В связи с этим социальная реабилитация пожилых людей представляется важной задачей социальной работы в условиях современной демографической ситуации.

Список литературы

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Азбука социального обеспечения. - М., 1987.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. - М., 1988.

4. Дементьева Н.Ф. К потребности в медицинской помощи лицам пожилого возраста на начальном этапе адаптации в домах-интернатах // Здравоохранение. - 1990. - № 3.

5. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. - СПб., 1996.

6. Неганова С.А. Комплексная оценка нуждаемости лиц пожилого и старческого возраста в посторонней помощи в зависимости от состава семьи // Вестник. - 1981. - № 6.

7. Палунин В.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов и лиц пожилого возраста.- СПб., 1991.

8. Сараева Л.Д. Социально-гигиенические аспекты условий жизни трудоспособного населения старшего возраста. - Рязань, 1982.

9. Сачук Н.Н. Структура и факторы социально-культурной активности пенсионеров в процессе социальной адаптации // Вестник АМН. - 1986. - № 10.

10. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. - М. - 1999.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010