рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Многодетные семьи

17

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Многодетные семьи.............................................................................................4

2. Категории многодетности...................................................................................5

3. Проблемы многодетных семей...........................................................................6

4. Система социальной помощи многодетным семьям.....................................11

5. Льготы для многодетных семей.......................................................................14

Заключение.............................................................................................................16

Список литературы...............................................................................................17

Введение

Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно-годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци-ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь-ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но-вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра-вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус-лавливалось традициями русского народа и православной мо-рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране-ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име-ющая 3-х и более детей.

2. Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма-тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк-туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи -- взаимопонимание, одина-ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

3. Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се-мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч-ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из-держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни-ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са-мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен-ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова-ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо-жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не-достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) -- многодетные роди-тели в 1991 г. -- 1,2; в 1996 г. -- 107,4. Семья с тремя несовершен-нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по-лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед-ности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до-ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз-можно путем повышения собственных доходов (личная инициа-тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та-ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по-требностей, что является в современных условиях непозволитель-ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор-мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин-ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об-ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет-ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об-щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави-ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за-гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз-растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи -- отец; домашние дела -- на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де-фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи-тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж-де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито-рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто-номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо-сти детей в школе, отсюда -- частые пропуски занятий; подрост-ки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15--18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7--14 лет; рано начинают ра-ботать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повы-шенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль-шей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени прово-дят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра-боте, зачастую лишены доброжелательного отношения в профес-сиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одоб-ряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет-ных семей -- трудности в общении с другими детьми, несовпаде-ние интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще-ния. Мало времени уделяют на организацию совместного провож-дения досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-- 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче-редном внимании общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже-ние уровня жизни создают пессимистически настроенное социаль-ное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культу-ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Стра-дает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хро-нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семь-ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль-ной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспи-тание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо-ровья родителей. Отмечается низкий показатель систематическо-го наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае забо-левания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку-рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд-кового номера рождения ребенка -- вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за-болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде-ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива-нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева-емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте -- нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте -- заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро-зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

4. Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой-ством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при-обретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лекто-рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита-нии).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, матери-альной помощью, выделением льготных кредитов для приобрете-ния предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной ин-формацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственно-го дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов пси-холога, педагога в нужный момент.

Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приоб-ретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи-тельства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путев-ки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профи-лактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льгот-ные кредиты для приобретения предметов длительного пользова-ния.

Благотворительные организации оказывают материальную и на-туральную помощь, церковь -- благотворительную и психоло-гическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (раз-витие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермер-ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, строй-материалов), оказывает помощь в организации ассоциации мно-годетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много-детных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выход-ной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: орга-низация взаимопомощи многодетным семьям, которая произво-дится поэтапно.

Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематиче-ски проводится изучение нормативных документов; осуществля-ется психолого-педагогическое просвещение родителей, прово-дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семей-ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти-стами, поэтами).

Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо-лее осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать лич-ность своих детей.

5. Льготы для многодетных семей

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно-годетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электро-энергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих цен-трального отопления, -- от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча-щихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще-образовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль-туры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».

Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре-доставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляет-ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообес-печенных семьях.

Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Виды транспорта:

- железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис-ключением фирменных поездов и поездов повышенной комфорт-ности);

- водный (места 3-й категории);

- автомобильный (общего пользования);

- авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

- заявление от сопровождающего лица;

- заключение государственного или муниципального учрежде-ния здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курорт-ное лечение;

- корешок путевки;

- проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

- документы о составе семьи и размере заработной платы (до-ходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансиро-вание расходов, предусмотренных постановлением, осуществля-ется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи, создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи, семейному бизнесу.

Список литературы

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224с.

2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 408с.

3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010