Анкетирование, составление анкет
8
Содержание
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Программа исследования
Теоретическая частьАнкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура "вопрос-ответ" строго регламентирована.При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.Виды анкетирования.По числу респондентов
Индивидуальное анкетирование (один респондент)
Групповое анкетирование (несколько респондентов),
Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)По полноте охвата
Сплошное (опрос всех представителей выборки)
Выборочное (опрос части выборки)По типу контактов с респондентом
Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
Заочное (анкетёр отсутствует)Рассылка анкет по почтеПубликация анкет в прессеПубликация анкет в ИнтернетеВручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.д.Он-лайн анкетированиеС ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится
он-лайн анкетирование. Дизайн он-лайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?") и закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.Основные правила построения анкеты:логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;интерес респондента должен расти от вопроса к вопросу;отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать респондента.Анкетирование может проводиться 3 способами: анкета заполняется в присутствии интервьюера индивидуально; групповое заполнение в присутствии интервьюера; опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты; "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте. С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетирование, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.Применение: определение объема и долей рынка, оценка потенциала рынка конкретного продукта, характеристики рынка и тенденций его развития (комплексное исследование), регулярный мониторинг рыночных показателей, портрет и поведение потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителя, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка.
Практическая частьАнкетаТрудоустройство молодежи
1. Имеете ли Вы работу?а) даб) нет(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):
2. Нравится ли Вам ваша работа?а) даб) нетв) у меня нет выбора
3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?а) даб) нетв) затрудняюсь ответить
4. Имеете ли Вы высшее образование?а) даб) нет
5. Какое у Вас образование?а) техническоеб) гуманитарноев) _____________ (Ваш вариант)
6. Хотите ли Вы работать по специальности?а) даб) нет
7. Какую бы Вы хотели зарплату?_____________________________________________________________
8. Что бы Вы предпочли?а) занимать руководящую должностьб) готовы работать в подчинении
9. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?а) высокая зарплатаб) работа должна быть интереснойв) ответственная должностьг) близкое расположение места работы от домад) не знаю
10. Сейчас много говорят о том, чтобы ввести для выпускников вузов - бюджетников отработку в течение 3 лет. Как Вы к этому относитесь?а) да, это правильно, я бы с удовольствием трудился по распределению на государственном предприятииб) нет, это не допустимо, так как по распределению скорее всего работодатели не могут предложить высокой оплатыв) да, с радостью, так как государство платило за мое обучение в вузе и я хочу вернуть ему долгг) нет, так как я не собираюсь работать по своей специальностид) да, так как я буду уже наверняка обеспечен рабочим местоме) нет, так как это может быть связано с переездом в сельскую местность
11. Как Вы считаете, сильно ли влияет сложившаяся экономическая ситуация на трудоустройство молодежи?а) даб) нетв) а какая сложилась ситуация?
12. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?а) отсутствие у молодых специалистов практического опытаб) несоответствие ожиданий соискателей и работодателейв) по причине финансового кризиса
13. Как Вы считаете, какова вероятность найти хорошую работу с помощью Интернета?а) очень большая вероятностьб) не большая вероятностьв) никакойг) затрудняюсь ответить
14. Многие работодатели считают, что в современной экономической ситуации молодежь должна получать опыт волонтерской работы. Вы с этим согласны?а) даб) нетв) я не знаю, что такое волонтерская работа
15. Считаете ли Вы, что предприятия и организации должны уже заранее готовить для себя специалистов, пока они еще учатся в вузах - брать их на практику, проводить дополнительные занятия и т.д. ("выращивать кадры")?а) конечно, это было бы здоровоб) нетв) __________________________________________________________________
16. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?а) даб) нет
17. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?а) даб) нет
18. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?а) даб) нет
19. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?_____________________________________________________________
20. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?_____________________________________________________________
Программа исследованияПроблема трудоустройства молодежиТема: трудоустройство молодежиЦель исследования: выяснить ситуацию в городе Самара с трудоустройством молодежиЗадача: оказание помощи молодежи найти свое место на рынке трудаОбъект исследования: взаимодействие молодежи, желающей трудоустроиться, с работодателемГенеральная совокупность: жители СамарыВыборочная совокупность: жители Самары от 18 до 25 летГипотеза: у молодежи существуют сложности с трудоустройством