рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Дагестанский государственный педагогический университет"

Физический Факультет

Кафедра ТиМОФ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе

Выполнил:

студент 4-го курса

Гебеков Назир Сабирович

Научный руководитель:

Доцент Абакаров Джалал Абакарович

Махачкала 2010

Содержание

Введение

Глава I. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в обучении физике

1.1 Информатика и Физика

1.2 Роль ИТ в познании окружающего мира

1.3 Использование ИТ в образовании

1.4 Мультимедиа технологии

1.5 Использование сетевых технологий

1.6 Связь между физикой и информатикой

Глава II. Компьтерное моделирование физических явлений

2.1 Принципы компьютерного моделирования

2.2 Численное интегрирование и дифференцирование

Глава III. Использование ПК в учебном эксперименте

3.1 Сопряжение ПК с внешними устройствами

3.2 Использование ПК в опытах по механике

Глава IV. Программа Power point

4.1 Общая идеология Power Point

4.2 Использование электронных таблиц в Power Point

4.3 Использование презентаций на уроках физики

Заключение

Список Библиографии

Введение

Информационные технологии в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В частности, в настоящее время разработано достаточно много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.

Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей (особенно учителей физики, которым применение мультимедиа-технологий могло бы дать максимальные преимущества, но которые, как правило, обладают гораздо меньшим опытом работы с компьютером, чем учителя информатики) такими знаниями не обладает.

Один из путей решения данной проблемы - предоставить учителям Физики возможность самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь основными навыками пользователя ПК.

При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя физики может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств, для аналогичных целей простотой, так как построено по принципу "программирование без программирования", и его основные возможности могут быть освоены учителем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментального средства разработки мультимедиа-приложений можно отнести:

доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);

легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций (при достаточно широком наборе имеющихся возможностей, в частности, для реализации "оформительских" анимационных эффектов, особенно в PowerPoint XP);

возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет расширить для непрофессионального пользователя возможности подготовки содержательного наполнения, а также включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel;

* наличие встроенного языка программирования Visual Basic, позволяющего при необходимости реализовать требуемые интерактивные функции (например, автоматизированное тестирование знаний).

Гипотеза дипломной работы заключается в том, что обучение физики в школе будет эффективным, а качество знаний выше, если использовать на уроках программу Power Point и ИКТ, так как при этом развивается мышление, творческие способности учащихся, являются средством для закрепления изученного материала, способствуют углублению и закреплению теоретических знаний учащихся, повышает интерес учащихся к физике.

Изучив, проанализировав научно-методическую литературу, я пришел к выводу, что данная тема является актуальной.

Актуальностью темы дипломной работы является необходимость использования Информационных Компьютерных Технологий в частности программы Power Point в учебном процессе по физике, т.к. ИКТ способствует формированию у школьников физических понятий, развитию логического мышления, смекалки, творческой фантазии. И намного упрощает и ускоряет подачу нового материала школьникам и проверку усвоения их знаний.

Целью дипломной работы является: изучить и проанализировать роль, значение и методику использования программы Power Point и ИКТ на уроках физики.

Задачи дипломной работы:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме "Программа Power Point и ИКТ в обучении физике в школе". Составить список основного программного обеспечения необходимого на уроках физики.

2. Изучить методы, способы и формы использования Power Point и ИКТ на уроках физики.

3. Выяснить роль, значение и место использования Power Point и ИКТ в учебном процессе по физике.

4. Разработать развернутый план-конспект урока по теме: "Сила Лоренца".

5. Привести некоторые примеры использования Power Point и ИКТ на уроках физики.

Глава I. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в обучении физике

1.1 Информатика и Физика

Научно-техническая революция вызвала развитие компьютерной техники, что привело к появлению в конце 20 века сравнительно дешевой технологии производства персональных компьютеров (ПК). Они быстро стали товаром широкого потребления и заполнили собой практически все сферы человеческой деятельности. В настоящее время компьютер -- помощник человека, который по некоторым параметрам далеко превзошел его. Это относится к скорости выполнения различных вычислений, возможности осуществления быстрого поиска нужной информации, ее обработки в соответствии с жестко детерминированным алгоритмом и т.д. Важнейшим направлением развития информационной технологии (ИТ) является использование компьютеров в образовании.

Дальнейшее движение к информационному обществу требует формирования у учащихся и студентов информационной культуры, понимания сущности информационных процессов, умения работать с информацией, используя для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы.

Важным направлением использования компьютеров в образовании является применение сетевых технологий, создание единой информационной образовательной среды с подключением к глобальной сети Интернет. Это позволяет оптимальным образом удовлетворить образовательные потребности, обеспечить доступ к информационным ресурсам, формирует информационную культуру, способствует переходу учебного процесса на качественно более высокий уровень, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся. В результате открываются большие возможности для внедрения передовых технологий и в первую очередь мультимедия - технологий, позволяющих создать на уроке эффект виртуальной реальности.

Информатизация образования отразилась на методике преподавания всех дисциплин, и в первую очередь -- дисциплин физико-математического цикла. Применение ИТ при изучении физических явлений существенно расширяет возможности преподавателя, позволяя ему использовать современные методы исследования и сочетать теоретическое изучение явлений с компьютерным моделированием, демонстрацией видеофрагментов и анимаций, реальным экспериментом, в котором компьютер выступает в качестве части экспериментальной установки или для обработки результатов измерений и т.д.

Между физикой и информатикой существует тесная связь, обусловленная тем, что: 1) вычислительная техника позволяет объяснить и показать использование физических принципов на практике; 2) компьютер может быть использован в качестве генератора сигналов или измерительного устройства в учебном эксперименте; 3) появилась возможность осуществления в рамках учебного процесса вычислительного эксперимента. Кроме того, ПК может быть использован для обработки файлов, полученных на других устройствах (сканерах, фото- и видеокамерах и т.д.), для математической обработки и графического представления результатов.

Основным инструментом учителя, использующего ИТ, является персональный компьютер, соединенный по локальной или глобальной сети с другими ПК, к которому подключены различные периферийные устройства: принтер, сканер, микрофон, колонки, цифровая фото и видеокамера, проектор и т.д. Результативное использование этих сложнейших электронных устройств требует не только понимания современных методов обработки информации, принципов функционирования ЭВМ и периферийных устройств, но и осознания возможностей и овладения методикой использования информационных технологий в образовании.

1.2 Роль ИТ в познании окружающего мира

Цель естественнонаучного образования состоит в познании учащимися явлений окружающей действительности, построении ее теоретической модели -- научной картины мира. Часть объективной реальности, взаимодействующая с субъектом познания (человеком) и противостоящая ему в его предметно-практической и познавательной деятельности называется объектом познания. В силу раздвоения мира на внешнюю (открытую) и внутреннюю (сокрытую) стороны в теории познания выделяют два аспекта объекта: явление, то есть внешний аспект, и сущность -- внутренний аспект.

Под сущностью понимают относительно устойчивую совокупность внутренних свойств, связей и отношений объекта, которая выражается в единстве многообразия всех форм его существования. Явление -- внешняя сторона объекта, легко изменяющаяся совокупность свойств, связей и отношений объекта, воздействующая на органы чувств субъекта познания. Эмпирическими называются знания об объектах и происходящих с ними явлениях, полученные как результат чувственных ощущений. Теоретические знания -- это знания сущности объектов и явлений, получающиеся в результате конкретизации общих положений науки.

Формирование научной картины мира осуществляется следующими способами: 1) умозрительное изучение результатов исследований ученых, осуществляемое по книгам, изложению учителя и т.п.; 2) выполнение реальных учебных наблюдений и экспериментов; 3) вычислительный эксперимент, использование информационных технологий (ИТ) с целью создания виртуальной модели изучаемых явлений.

Проведенный нами системный анализ процесса обучения позволил выделить следующие структурные элементы и связи между ними: учащийся, на которого оказывают влияние среда, учитель, учебные опыты и наблюдения, информационные технологии (рис. 1.2.1). Среда, то есть совокупность окружающих объектов и явлений, воздействует на учащегося и учителя, последний, учитывая ее влияние, выбирает такие методы обучения, при которых система научных знаний формируется оптимальным образом.

Исключение любого компонента из этой модели приводит к значительному ее огрублению. Самостоятельно, без посторонних источников информации (учителя, книги, электронной энциклопедии) учащийся не в состоянии построить научную картину мира, -- на это требуются поколения ученых. Без учителя нельзя получить систематичное образование. Учебные опыты и наблюдения являются эффективным средством формирования эмпирических знаний. Использование компьютерных технологий для решения учебных задач принципиально отличается от других методов обучения и на настоящем этапе является важным фактором, влияющим на учебный процесс. Естественные и социальные явления окружающей действительности определяют направление развития личности учителя и учащегося, цели, содержание и методы образования, применяемые средства обучения. При использовании ПК в учебном процессе возникает информационная система, состоящая из двух (ученик и компьютер) либо трех элементов (ученик, учитель и компьютер), между которыми происходит информационный обмен. Эта дидактическая информационная система, состоящая из учителя (эксперта), учащегося (обучаемого или тестируемого) и ЭВМ, используется для поддержки принятия решений, осуществления обучения, формирования соответствующих умений и навыков, оценки и тестирования учащихся.

Традиционная методика использования ИТ предполагает, что учитель формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев компьютер оценивает работу учащихся.

Внедрение ПК в учебный процесс привело к изменению роли учителя. Возможность использования электронных источников информации превращает его в наставника, который не столько сообщает новую информацию, сколько управляет развитием учащегося, сотрудничает с ним при решении учебных задач.

1.3 Использование ИТ в образовании

Информатизация образования требует повышения качества учебного процесса, осуществление соответствующих исследований и разработок современных методов обучения, основанных на использовании информационных технологий, до уровня требований постиндустриального общества. Это предусматривает приобщение учащихся к информационной культуре, построение в их сознании научной картины мира, овладение современными методами обработки информации.

В информатике под информационной (компьютерной) технологией понимают технологию переработки информации на ЭВМ, в результате которой получается новый информационный продукт (текстовый, графический, звуковой или видео-файл). Цель использования компьютеров в педагогической деятельности состоит в оказании педагогического воздействия на ученика, связанного с сообщением ему новых знаний, формированием умений, созданием оптимальных условий развития существенных сторон его личности, а также тестировании, оценки знаний и умений учащихся.

На наш взгляд, понятие информационной технологии в педагогике означает технологию обработки информации на электронных устройствах, связанную с сообщением учебного материала в текстовом, графическом, аудио- и видео- представлениях, программированием, выполнением измерений, тестированием учащихся и оценкой их знаний и умений. При этом применяются автоматизированные и экспертные обучающие системы, учебные базы знаний, тестирующие программы, электронные книги и энциклопедии, информационно-поисковые системы, мультимедийные системы, создающие эффект виртуальной реальности, образовательные телекоммуникационные сети.

Основные направления применения компьютерной техники в образовании представлены в Табл. 1. Практически все из них в той или иной степени могут использоваться на уроке физики.

Изучение методов обработки информации на ПК предполагает знакомство учащихся с различными текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и динамическими таблицами, а также создание и обработка видео-, аудио- и графических файлов. При изучении информатики учащиеся осваивают методы алгоритмизации и программирования, изучают языки Basic, Pascal, Visual Basic, Delphi и т.д., что позволяет им создавать несложные программы и решать соответствующие задачи.

Развитие мультимедиа технологии превратило ПК в эффективное средство для создания чувственно-наглядных образов изучаемых объектов и явлений, построения виртуальной модели реального мира. Интеграция современных средств информационных и коммуникационных технологий делают возможным дистанционное образование (предоставление образовательных услуг), получение доступа к информационным ресурсам Интернета.

При изучении естественнонаучных и технических дисциплин ПК может эффективно использоваться как часть экспериментальной установки, учебной автоматизированной системы управления, в качестве программируемого источника сигналов и регистрирующего устройства.

Табл. 1.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Изучение методов обработки информации:

1. Создание и обработка текстовых и графических файлов с помощью текстовых и графических редакторов;

2. Использование баз данных и динамических таблиц для систематизации информации;

3. Обработка видео-, аудио- и фотоматериалов с помощью фото и видеокамер, видео- и аудиотехники. Создание презентаций, анимаций.

Программирование на компьютере:

1. Изучение языков программирования;

2. Решение математических, физических, экономических и других задач с помощью математических пакетов;

3. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент.

Мультимедиа-технологии:

1. Получение информации с помощью электронных энциклопедий, словарей, учебников, переводчиков;

2. Использование обучающих программ и компьютерных игр для развития учащихся;

3. Оценка уровня знаний с помощью тестирующих программ.

Сетевые технологии:

1. Получение информации из энциклопедий и словарей, информационно-поисковых систем Интернет;

2. Дистанционное обучение и тестирование в Интранет и Интернет;

3. Создание Web-сайта, размещение информации в Интранет и Интернет.

Эксперименты с компьютером:

1. Использование ПК как измерителя времени, напряжения, частоты сигнала.

2. Применение ПК в качестве источника сигналов заданной формы.

3. Использование цифрового осциллографа, спектро-анализатора на базе ПК. Компьютерный измерительный комплекс.

1.4 Мультимедиа технологии

Мультимедиа -- компьютерная технология, обрабатывающая и сочетающая в себе текстовую, графическую, аудио и видео информацию, различные анимации и компьютерные модели. При этом используются гипермедиа-документы -- текстовые файлы, содержащие в себе связи с другими текстовыми, графическими, видео или звуковыми файлами. Внутри гипертекстового документа некоторые фрагменты текста выделены. При их активизации можно перейти на другую часть этого же файла или запустить другой файл на этом или другом ПК.

В учебном процессе мультимедиа-технологии могут использоваться для обработки графических, видео- и аудио файлов, для создания различных презентаций, обучающих, развивающих программ, компьютерных энциклопедий и гипермедиа - и телемедиа - книг. При этом достигается эффект виртуальной реальности-- некоторой модели реального мира, содержащей реально несуществующие объекты, с которыми взаимодействует пользователь. Преимущество мультимедийных продуктов: одновременное использование нескольких каналов восприятия, создание виртуальных моделей реальных ситуаций, явлений и экспериментов, визуализация абстрактной информации за счет динамического отображения процессов, установление ассоциативных связей между различными объектами.

Система виртуальной реальности погружает обучаемого в воображаемую трехмерную модель реального мира. Она обеспечивают "непосредственное" взаимодействие с различными объектами этого мира и манипулирование ими. Это качественно изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой информации, способствует формированию чувственно-наглядного образа изучаемого явления. Мультимедийные средства обучения должны соответствовать дидактическим требованиям научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности, систематичности и последовательности обучения.

Современный электронный учебник представляет собой комплекс программного и педагогического обеспечения, в котором широко используются интерактивный текст, мультимедийные картинки, видеофрагменты, анимации, учебный материал разбит на систему модулей, связанных гиперссылками. Электронные учебные энциклопедии и словари могут быть классифицированы по структуре: алфавитные и систематические; по содержанию информации: универсальные и предметные, специализированные; по уровням и профилю образования: общеобразовательные и профильные; по форме представления информации: электронные копии традиционных энциклопедий и мультимедийные энциклопедии; по исполнению: как разновидность локальных информационных ресурсов и как разновидность ресурсов сети Интернет; по степени активности виртуальной среды: пассивные (сообщающие требуемую информацию) и интерактивные (предусматривающие обратную связь с пользователем). Как правило, электронная учебная энциклопедия представляет собой упорядоченную систему отдельных модулей, в каждом из которых представлена информация по соответствующему вопросу. Используется гипертекст, содержащий рисунки, фотографии, анимации, фильмы с аудио-сопровождением. Иногда содержатся методические рекомендации и задания для учащихся. Набор образовательных CD и DVD дисков, содержащих различные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники и энциклопедии, учебные фильмы, тематический каталог предметных и методических пособий, позволяет создать электронную медиатеку, которую удобнее всего организовать на базе компьютерного класса, имеющего выход в Интернет. В результате использования компьютерной техники повышается интерес к изучаемому предмету, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают ИТ.

1.5 Использование сетевых технологий

Развитие компьютерной техники и средств связи обусловило появление распространение вычислительных сетей. Школы и вузы имеют компьютерные классы и лаборатории, в которых ПК объединены в локальную сеть, допускающую вход в Интернет.

Совокупность ПК после их объединения в сеть приобретает качественно иные свойства, расширяя возможности пользователя. Использование общих информационных и аппаратных ресурсов позволяет изменить работу учителя и учащихся, применяемую методику. Учитель, сидя за головным компьютером, может обратиться по сети к другому ПК, за которым работает учащийся, скачать с него файлы, либо использовать его аппаратные ресурсы (накопитель, Web-камера, сканер, принтер и т.д.)

Интернет-технология -- автоматизированный способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети. Всемирная Паутина (World Wide Web -- WWW) позволяет получать доступ к различным каталогам, базам данных, пользоваться электронной доской объявлений, проводить компьютерные конференции, общаться в реальном масштабе времени, то есть читать информацию по мере ее ввода другим пользователем. Это делает возможным дистанционное образование, предполагающее доступ обучаемых к информационным ресурсам по Интернет, использование электронной почты для рассылки учебных текстов и контрольных работ.

Полноценное информационное обеспечение учебного процесса предусматривает создание единого информационно-образовательного пространства. Для этого необходимо:

Объединить ПК одного или нескольких компьютерных классов в единую локально-вычислительную сеть (ЛВС), создать сервер, обеспечить авторизацию и регистрацию пользователей.

Организовать файл-сервер, обеспечивающий электронный документооборот, запись и чтение файлов, хранящихся на сервере, с любого ПК сети.

На сервере создать динамично развивающийся внутренний сайт, содержащий файлы с конспектами лекций, учебными программами, методическими рекомендациями и т.д. Файлы должны быть в формате .html и содержать гипертекстовые ссылки на другие файлы. Через модем подключить сервер к глобальной сети Интернет, установить программное обеспечение, позволяющее выйти в Интернет с любого ПК локальной сети.

Создать внешний сайт учебного учреждения или его подразделения, разместить его на сервере провайдера (организации, обеспечивающей подключение к Интернет).

Организация ЛВС и ее подключение к Интернет качественно изменяет работу учителя и учащихся, позволяя сделать следующее:

Создать на сервере базу данных, содержащую, например, информацию об учащихся, их оценки. Система позволяет обратиться к базе данных с запросом и выдать на ПК требуемую информацию.

При наличии доступа авторизированный пользователь может с любого ПК изменить содержимое базы данных.

Обеспечить сохранение на сервере учебных и иных работ учащихся и учителя. Каждая группа пользователей может иметь свои имя и пароль, которые позволяют им считывать и записывать файлы в соответствующую папку сервера.

Просмотреть внутренний сайт образовательного учреждения (ее подразделения), скачать электронный вариант лекций, учебных заданий, методических рекомендаций, экзаменационных билетов, а также создать свою Web-страницу.

Организовать тестирование с помощью интерактивных Web-страниц, обрабатывающих данные по CGI-сценарию. Учащиеся со своих ПК вызывают форму с вопросами теста, в которой они выбирают правильные ответы или заполняют открытые поля. Результаты тестирования обрабатывает специальная программа, размещенная на сервере. Она ставит оценку, которая записывается в файл и/или выводится на экран соответствующего ПК.

Подключиться к Интернету, использовать электронную почту, скачивать полезную информацию, использовать различные справочные системы, дистанционное образование.

Развивать внешний сайт образовательного учреждения (вуза, школы) или его подразделения (факультета, кафедры), публиковать на нем информационные материалы о планируемых и прошедших мероприятиях (олимпиадах, конференциях), работы учащихся и учителей.

Внешний сайт обычно включает в себя учебный раздел: дидактические материалы, программы курсов, учебные работы учащихся; раздел управления учебно-воспитательным процессом: база данных о преподавателях и студентах, различная документация, учебные планы, графики учебного процесса; информационный раздел: информация о факультете, кафедре студентах и выпускниках, новости, среда общения с разграниченным доступом (чат, форум, гостевая книга ...).

При этом вместе с статическими могут быть использованы динамические Web-страницы, обновление которых осуществляется автоматически в результате информационного обмена с базой данных. В базе данных сформированы несколько исходных таблиц, поля которых связаны между собой. Возможно создание вторичных таблиц, поля которых заполняются как результат математических и логических операций первичной таблицы. Внесение изменений в исходную таблицу приводит к соответствующим изменениям в других, связанных с ней таблицах. При запросе специальная компьютерная программа читает информацию из БД и осуществляет автоматическое формирование и обновление запрашиваемой Web-страницы, на которой отображаются требуемые поля первичной и вторичной таблиц. Эта система предусматривает авторизацию пользователя, ограничение доступа, изменение и пополнение базы данных по сети.

1.6 Связь между физикой и информатикой

Как уже отмечалось, преподавание физики, в первую очередь электродинамики, связано с изучением вычислительной техники и современных технологий сбора, хранения, обработки и передачи информации. Это обусловлено объективными причинами: развитие компьютерной техники и средств телекоммуникации стало возможным благодаря достижениям микроэлектроники, развитие которой опирается на физические законы. На примере этих устройств может быть показано значение физики для развития современной техники, ее роль в практической деятельности.

Учитель физики должен приблизительно ориентироваться в современной вычислительной технике, понимать назначение и функционирование различных устройств. На (Рис. 1.6.1) представлена структурная схема ЭВМ, на которой изображены процессор, системная шина, внешняя и внутренняя память, устройства ввода и вывода.

В идеале учитель должен уметь объяснять взаимодействие рассмотренных блоков компьютера при решении различных задач: ввод текста, выполнение математических операции, запись и считывание информации из внешней памяти, информационный обмен между оперативной памятью и устройствами ввода вывода и т.д. Учителю следует сообщить о возможности построения различных электронных устройств: логических элементов, выполняющих операции И, ИЛИ, НЕ, генератора импульсов, вырабатывающего прямоугольные импульсы, триггера, способного находиться в двух устойчивых состояниях и запоминать 1 бит информации и т.д. Учащиеся должны понимать, что на их основе могут быть созданы такие узлы ЭВМ, как регистр памяти, сумматор, арифметико-логическое устройство, оперативная память, шифратор и дешифратор и т.д. На уроке, посвященном принципу радиосвязи и передаче информации посредством электромагнитных волн, учитель может напомнить учащимся о современных достижениях в области телекоммуникации. Имеет смысл рассмотреть или упомянуть амплитудную, частотную и фазовую модуляции, принцип частотного и временного разделения канала связи, использование оптоволокна для одновременной коммутации нескольких источников и потребителей информации и т.д. Примерами использования внешнего и внутреннего фотоэффекта является работа лазерного принтера, сканера, фото и видео камеры, оптодатчиков. Изучение магнитных свойств вещества, явления остаточной намагниченности, электромагнитной индукции может сопровождаться рассмотрением работы магнитных запоминающих устройств.

Рассматривая технологии изготовления микросхем, учитель может напомнить, что большие и сверхбольшие интегральные схемы (БИС и СБИС) составляют элементную базу современных ЭВМ. Электронная промышленность продолжает развиваться в направлении уменьшения размеров транзисторов и увеличения плотности их размещения на кристалле. Это приводит к увеличению производительности процессора, росту тактовой частоты, снижению напряжения питания.

Так, в 2003 г. был освоен 90-нм технологический процесс, в 2005 осуществлен переход на 65-нм технологию, в 2007 планируется внедрение 45-нм технологии.

На уроке физики могут быть обсуждены перспективные направления развития компьютерной техники:

Молекулярные компьютеры. Компания IBM получила ротаксан -- вещество, молекула которого обладает свойствами диода (1974 г.). Из нее можно сделать аналог транзистора, а из двух -- аналог триггера. Переключения молекулы ротаксана из одного состояния в другое осуществляется с помощью света или слабого электрического поля. Тактовая частота процессора возрастет до 1 ТГц=1012 Гц. По прогнозам первый молекулярный компьютер появится к 2015 г.

Биокомпьютеры. Примером биокомпьютера является мозг человека. Применение в вычислительной технике биологических материалов делает возможным построение белковой памяти, создание биокомпьютера на ДНК. Он будет иметь малые размеры, высокое быстро- действие, потреблять мало энергии и может служить частью живого организма.

Нейрокомпьютеры. Это вычислительная система, созданная на базе нейронных систем живого мира. Примером искусственной нейронной сети является перцептрон Розенблата. Нейрокомпьютерам присущи параллельность обработки информации, способность к обучению, распознаванию образов, установлению ассоциативных связей, высокая надежность.

Оптические компьютеры. Логические операции могут быть реализованы с помощью оптических элементов, что позволяет упростить работу оптических повторителей и усилителей оптоволоконных линий дальней связи. При этом используется явление оптической бистабильности: за счет нелинейности оптической среды возможны два стационарных состояния прошедшей световой волны, отличающихся интенсивностью и поляризацией. Оптоволокно имеет предел пропускной способности в 5-10 Гбит/с на один световой луч определенной длины волны. По каждому волокну может пропускаться до 8 лучей с разными длинами волн. Применяемые ЭВМ перейдут на оптическую основу, это позволит сохранять сигнал в световой форме и существен повысить быстродействие.

Квантовые компьютеры. Квантовые вычислительные системы состоят из совокупности микрочастиц (атомов), способных переходить из одного энергетического состояния в другое. Это осуществляется за счет вынужденных переходов атомов под действием световых волн.

(фотонов) с частотой . Спонтанные переходы должны быть исключены. При этом могут быть реализованы все логические операции: И, ИЛИ, НЕ. Единицей информации является кубит (qubit, Quantum Bit). Двум значениям кубита 0 и 1 могут соответствовать основное и возбужденное состояния атома, различная ориентация спина атомного ядра, направление тока в сверхпроводящем кольце и т.д. Условия работы квантового компьютера: 1) известно точное число частиц; 2) имеется способ приведения системы в определенное начальное состояние; 3) система изолирована от внешней среды; 4) имеется возможность изменения состояния системы требуемым образом.

В будующем электронно-вычислительная техника объединится не только со средствами связи, различными технологическими процессами, но и с биологическими организмами. Станет возможным создание искусственных имплантантов, человеко-машинных киборгов, разумных роботов-адроидов. К 2050 году ЭВМ достигнет мощности человеческого мозга.

Глава II. Компьютерное моделирование физических явлений

2.1 Принципы компьютерного моделирования

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения систем. Часто компьютерные модели проще и удобнее исследовать, они позволяют проводить вычислительные эксперименты, реальная постановка которых затруднена или может дать непредсказуемый результат. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяют выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемых объектов, исследовать отклик физической системы на изменения ее параметров и начальных условий. Компьютерное моделирование требует абстрагирования от конкретной природы явлений, построения сначала качественной, а затем и количественной моделей. За этим следует проведение серии вычислительных экспериментов на ЭВМ, интерпретация результатов, сопоставление результатов моделирования с поведением исследуемого объекта, последующее уточнение модели и т.д.

К основным этапам компьютерного моделирования относятся: постановка задачи, определение объекта моделирования; разработка концептуальной модели, выявление основных элементов системы и элементарных актов взаимодействия; формализация, то есть переход к математической модели; создание алгоритма и написание программы; планирование и проведение компьютерных экспериментов; анализ и интерпретация результатов.

Различают аналитическое и имитационное моделирование. Аналитическими называются модели реального объекта, использующие алгебраические и другие уравнения, а также предусматривающие осуществление однозначной вычислительной процедуры, приводящей к их точному решению. Имитационными называются математические модели, воспроизводящие алгоритм функционирования исследуемой системы путем последовательного выполнения большого количества элементарных операций.

Принципы моделирования [3]:

Принцип информационной достаточности. При полном отсутствии информации об объекте построить модель невозможно. При наличии полной информации моделирование лишено смысла. Существует уровень информационной достаточности, при достижении которого может быть построена модель системы.

Принцип осуществимости. Создаваемая модель должна обеспечивать достижение поставленной цели исследования за конечное время.

Принцип множественности моделей. Любая конкретная модель отражает лишь некоторые стороны реальной системы. Для полного исследования необходимо построить ряд моделей исследуемого процесса, причем каждая последующая модель должна уточнять предыдущую.

Принцип системности. Исследуемая система представима в виде совокупности взаимодействующих друг с другом подсистем, которые моделируются стандартными математическими методами. При этом свойства системы не являются суммой свойств ее элементов.

Принцип параметризации. Некоторые подсистемы моделируемой системы могут быть охарактеризованы единственным параметром: вектором, матрицей, графиком, формулой.

Моделирование систем требует решения дифференциальных уравнений. Применяемый метод сеток состоит в том, что области непрерывного изменения аргументов функции заменяют конечным множеством узлов, образующих одномерную или многомерную сетку, и работают с функцией дискретного аргумента, что позволяет приближенно вычислить производные и интегралы. В методе Эйлера бесконечно малые приращения функции f(x,y,z,t) и приращения ее аргументов заменяются малыми, но конечными разностями.

2.2 Численное интегрирование и дифференцирование

Задача. Для известной функции , определите первую и вторую производные в точке с координатой , а также интеграл в интервале от a до b.

Теория. Пусть задана функция . Разобьем интервал от a до b на элементарные отрезки длиной получив конечное множество узлов сетки , где i =1,2,...,N, a N -- число узлов. В результате функция непрерывного аргумента будет заменена функцией дискретного аргумента . Тогда левая, правая и центральная разностные производные первого порядка в точке с координатой соответственно равны:

Чем меньше шаг сетки h, тем выше точность найденных производных. Тогда вторая производная равна:

Интеграл функции численно равен площади криволинейной трапеции, ограниченной графиком этой функции и пределами интегрирования a и b Если эту трапецию разбить на N прямоугольных полосок шириной h=(b-a)/N длина каждой из которых равна то площадь будет примерно равна:

Чем меньше шаг h и, соответственно, больше N, тем точнее найденное значение интеграла. Этот метод называется методом прямоугольников.

Более точный метод трапеций заключается в том, что каждая n-ая полоска заменяется трапецией высотой h с длинами оснований и , поэтому ее площадь равна Интеграл функции равен сумме всех элементарных площадей этих трапецевидных полосок:

Метод Монте-Карло нахождения площади криволинейной трапеции под кривой состоит в следующем. Представим себе прямоугольник, ограниченный пределами интегрирования a и b осью х и горизонталью у = с, внутри которого находится эта криволинейная трапеция. Площадь прямоугольника равна (b-a)c. Задавая случайным образом координаты поместим внутрь прямоугольника N точек. Подсчитаем число n точек, оказавшихся внутри криволинейной трапеции, то есть удовлетворяющих условию Площадь криволинейной трапеции будет во столько раз меньше площади выбранного прямоугольника, во сколько раз n меньше N. Поэтому при дробь стремится к пределу, равному искомому интегралу:

Компьютерная программа. Самостоятельно составьте алгоритмы нахождения производных и интегралов. Ниже представлены примеры программ [31]. Первая программа позволяет вычислить первую и вторую производные функции в точке с координатой х = 3, а также найти ее интеграл в интервале от a = 1 до b = 3 методом трапеций. Вторая программа определяет интеграл функции у = х2 в интервале от 0 до 1 методом Монте-Карло.

program PR0GRAMMA1_1;

uses crt;

var x,y1,y2,y3,a,b,h,S :real;

Function Funct(x:real):real;

begin {Задание функции}

Funct:=х*х*х-х*х+3;

end;

BEGIN {Основная программа}

clrscr; х:=3; h:=0.001;

yl:=Funct(x-h);

y2:=Funct(x);

y3:=Funct(x+h);

Writeln('Первая производная', (y2-yl)/h:3:3);

Writeln('Вторая производная', (yl-2*y2+y3)/(h*h):3:3);

а:=1; b:=3; х:=а; S:=0;

Repeat {Интеграл}

S:=S+0.5*(Funct(х)+

Funct(x+h))*h; x:=x+h;

until x>b;

WritelnC Интеграл ',S:3:3);

Repeat until KeyPressed;

END.

program PR0GRAMMA1_2;

uses crt;

const NN=10000;

var x,y,xx,yy: real;

n,i: integer;

function Funct(x:real):real;

begin

Funct:=x*x;

end;

EGIN {Основная программа}

clrscr; Randomize; n:=0;

for i:=l to NN do

begin

x:=Random(1000)/1000;

yy:=Random(1000)/1000;

if yy<Funct(x) then n:=n+l;

end;

writeln('Интеграл равен', n/NN);

Repeat until KeyPressed;

END.

Глава III. Использование пк в учебном эксперименте

3.1 Сопряжение ПК с внешними устройствами

Персональный компьютер -- много-функциональный прибор, который может быть использован в экспериментах в качестве генератора сигналов и измерителя различных физических величин. Для этого можно использовать последовательный СОМ-порт или параллельный порт LPT (Рис. 3.1.1), которые позволяют обмениваться информацией с подключенным к нему внешним устройством. Порт LPT состоит из 25 выводов и используется для подключения принтера. При этом используется стандарт Centronix. Назначение каждого вывода: 1 вывод -- стробирующий, то есть передающий сигнал, синхронизирующий передачу информации, 2-9 выводы -- 8 разрядная шина, используемая для передачи 1 байта от ПК к внешнему устройству, 10-17 -- шина передачи данных о состоянии принтера (подтверждение приема данных, сигнал "занят", конец бумаги, перевод строки, ошибка, готовность к работе и т.д.). Выводы 18-25 образуют общую шину заземления (корпус ПК). Для считывания 1 байта информации от внешнего устройства используются 10-17 выводы LPT-порта, при этом передаваемое восьмиразрядное двоичное число записывается в ячейку ОЗУ с адресом 37916 = 88910. Чтобы переслать 1 байт информации от ПК к внешнему устройству необходимо записать соответствующее восьмиразрядное двоичное число в ячейку памяти ОЗУ с адресом 37916 = 88910.

Рис. 3.1.1

3.2 Использование ПК в опытах по механике

Персональный компьютер, соединенный с одним из рассмотренных выше датчиков, при наличии соответствующего программного обеспечения становится универсальным прибором, позволяющим измерять длительность исследуемого процесса, подсчитывать количество импульсов за заданный промежуток времени, вычислять скорость движения и координату, строить графики. Ниже рассмотрены лишь некоторые примеры использования ПК в учебном эксперименте по механике.

Опыт 1. Изучение вращения Сегнерова колеса с помощью геркона. Сегнерово колесо, выполнено в виде подвешенной на нити пластиковой бутыли на 2 л с двумя изогнутыми трубками. К боковой поверхности бутылки приклеены два постоянных магнита, а рядом с ней расположен геркон так, что при вращении бутылки происходит его срабатывание. Геркон подключают к ПК и запускают программу, периодически определяющую время замыкания геркона и скорость вращения Сегнерова колеса. Результаты измерений могут выводиться на экран в текстовом и графическом виде или сохраняться в файле. Под действием реактивной силы Сегнерово колесо набирает скорость, закручивая нить, останавливается и начинает вращаться в противоположную сторону, совершая затухающие колебания.

Рис. 3.2.1

Опыт 2. Изучение реактивного движения Сегнерова колеса с помощью оптодатчика. Соберите установку, состоящую из подвешенной на нити 1 пластиковой бутыли 3 на 2 л с двумя изогнутыми трубками 5, к горлышку которой прикреплен диск 2 с 96 прорезями по краю (Рис. 3.2.1). В верхней части бутылки имеется отверстие для воздуха. Вблизи края диска установите оптодатчик (лампочка б, фотодиод 7), подключенный через схему сопряжения 8 (рис. 3.2.2, б) к параллельному порту ПК 9. При вращении бутыли с диском происходит периодическое освещение и затемнение фотодиода, в результате чего в компьютер поступает последовательность логических 0 и 1, которая обрабатывается и выводятся на экран в цифровом или графическом виде. Запустите Сегнерово колесо и получите на экране компьютера график зависимости скорости от времени (рис. 3.2.2, а). Скорость сначала увеличивается до некоторого значения, затем бутыль останавливается и начинает вращаться в противоположном направлении.

Рис. 3.2.2

Аналогичный опыт был проведен с другим колесом Сегнера, имеющим вид цилиндрического сосуда с двумя соплами, установленного на вертикальном заостренном стержне. Экспериментальная кривая изображена на (Рис. 3.2.2, б). Результаты компьютерного моделирования, представлены на (Рис. 3.2.2, в).

Опыт 3. Ускоренное движение тела под действием вращающего момента. К неподвижному блоку прикрепите диск с прорезями, а рядом установите оптодатчик так, чтобы прорези при вращении диска пересекали световой пучок оптодатчика, периодически открывая и закрывая фотодиод. На блок намотайте нить, к концу которой привяжите тело. На ПК запустите программу, считающую количество импульсов в единицу времени с выхода оптодатчика. Отпустите груз, система придет во вращение и на экране монитора получится график зависимости угловой скорости диска от времени.

Рис. 3.2.3

Для изучения торможения диска силами трения используется скамья Жуковского (диск с подшипником, способный вращаться вокруг вертикальной оси), на которую кладут постоянный магнит. Рядом с диском устанавливают геркон так, чтобы при вращении магнит вызы- вал замыкание контактов геркона. Геркон подключают к ПК, рукой раскручивают диск и запускают программу, измеряющую время замыкания геркона (или время между последовательными замыкания- ми). Из-за сил трения скорость вращения ? уменьшается. Исходя из экспериментальной зависимости ?=?(t) методами численного интегрирования и дифференцирования ПК рассчитывает угловое перемещение (p(t) и ускорение e(t), строит соответствующие кривые (Рис. 3.2.3).

Опыт 4. Вращение тела в вязкой среде. К центру алюминиевого диска 1 с прорезями прикрутите стальной болт, за который подвесьте диск к постоянному магниту 3 так, чтобы он вращался вокруг вертикальной оси, оставаясь в горизонтальной плоскости (Рис. 3.2.4). На диск наденьте крыльчатку 2, увеличивающую силу сопротивления воздуха. Под диском расположите магнитный движитель 8, состоящий из двух обмоток на U-образном сердечнике, одна из которых замкнута накоротко, а другая подключена к ЛАТРу. Вблизи края диска установите соединенный фотодиод б и лампочку 7 так, чтобы при вращении диска прорези пересекали световой пучок (Рис. 3.2.4).

Рис. 3.2.4

Опыт 5. Затухающие колебания физического маятника. Установка включает в себя физический маятник, выполненный в виде металлической пластины 1 с флажком 3 на конце, и оптодатчик, состоящий, например, из лазерной указки 4, фотодиода 5 и схемы сопряжения б (рис. 3.2.5, а). Оптодатчик подключите к ПК и расположите его под точкой подвеса так, чтобы, проходя положение равновесия, маятник пересекал световой пучок. На языке Pascal напишите программу, определяющую скорость прохождения маятником положения равновесия (вторая страница обложки). Результаты измерений амплитуды скорости можно сохранять в файле и выводить на экран в текстовом или графическом виде (рис. 3.2.5, б). Графиком зависимости амплитуды скорости от времени в случае затухающих колебаний является экспонента. По экспериментальным результатам можно оценить логарифмический декремент затухания для маятника без флажка и с флажком (кривые 1 и 2, рис. 3.2.5, б).

Рис. 3.2.5

Опыт 6. Изучение нелинейности колебаний физического маятника. Используется программ измеряющая время между двумя пересечениями оптодатчика. Соберите установку, состоящую из физического маятника, вблизи положения равновесия которого расположен оптодатчик. Отклоните маятник от положения равновесия и отпустите, на мониторе ПК будет выведена длительность половины колебания. Несколько раз повторите опыт, отклоняя маятник на 10-90 градусов от вертикали, и убедитесь в том, что период колебаний с ростом амплитуды незначительно увеличивается. Это доказывает, что при большой амплитуде колебания физического маятника нелинейны.

Опыт 7. Затухающие колебания крутильного маятника. На длинной нити подвесьте осесимметричое тело (например, пластиковую бутыль с водой), к которому прикреплен диск с 96 прорезями по краю. Рядом с краем диска расположите оптодатчик, соединенный с ПК. Закрутите тело и отпустите его так, чтобы оно совершало крутильные колебания. Период колебаний должен быть не менее 10с. Запустите программу, которая считает число прорезей, проходящих мимо оптодатчика, и строит график зависимости модуля угловой скорости от времени (Рис. 3.2.6) Повторите опыты при других параметрах маятника.

Рис. 3.2.6

Рассмотренные выше опыты не исчерпывают всех возможностей использования ПК в учебном эксперименте по механике. Подключение к порту LPT цифроаналогового преобразователя позволяет получить универсальный генератор сигналов произвольной формы. Возможно превращение ПК в цифровой осциллограф. Эти приборы позволяют модернизировать многие эксперименты по механике и другим разделам физики.

Глава IV. Программа Power point

4.1 Общая идеология Power Point

Создание презентации с помощью Мастера автосодержания.

После щелчка на пиктограмме PowerPoint в панели Microsoft Office появляется главное окно программы и диалоговое окно Полезный совет, содержащее информацию, которая поможет нам в дальнейшей работе над презентацией. Нажав в этом окне кнопку Следующий, можно прочитать следующий совет, а нажав кнопку ОК -- закрыть окно. После закрытия диалогового окна PowerPoint предложит несколько путей создания презентаций: с использованием Мастера автосодержания, шаблона презентации или просто создание пустой презентации. Кроме того, мы имеем возможность открыть файл уже существующей презентации.

Если мы являемся новичками в деле подготовки рекламных кампаний и всевозможных докладов и не до конца определили, что же нам нужно, то лучше воспользоваться помощью Мастера автосодержания, отметив нужное и нажав кнопку ОК в окне.

В результате на экране последовательно будут появляться шесть диалоговых окон, в которых мы можем задать основные характеристики своей презентации.

Как и в мастерах из других приложений, переход к следующему диалоговому окну в Мастере автосодержания осуществляется после нажатия кнопки Далее, а возврат к предыдущему окну -- после нажатия кнопки Назад.

Во втором окне, окне ввода данных для оформления титульного слайда, мы можем ввести данные о себе, название фирмы, какой-либо девиз и т.п. Эта информация будет размещена на титульном слайде.

Наиболее важным является третье окно Мастера автосодержания, окно выбора типа презентации. В нем представлены следующие типы презентации:

рекомендация стратегии;

продажа продукта, услуги или идеи;

обучение;

отчет о достижениях;

сообщение о плохих новостях и др.

Например, мы выбираем тип Продажа продукта, услуги или идеи. В содержании мы можем рассказать о преимуществах нашего продукта, услуги или идеи, сравнить их с конкурентами и т.д.

Если же в этом окне подходящей темы для нас не нашлось, нужно нажать кнопку Другой, чтобы получить список шаблонов презентаций. Если мы выбрали шаблон презентации, то после нажатия кнопки Далее попадаем в последнее окно Мастера автосодержания. В противном случае в четвертом окне мы можем выбрать стиль оформления презентации и задать продолжительность своего выступления. В пятом окне мы выбираем способ выдачи презентации и указываем, нужен ли нам раздаточный материал. Наконец, в шестом окне PowerPoint сообщает нам, что предварительная работа по созданию презентации завершена, и предлагает нажать кнопку Готово. Через некоторое время на экране компьютера появится титульный слайд презентации. Чтобы не потерять результаты своей работы, нужно сохранить презентацию в соответствующей папке, вызвав команду Сохранить меню Файл.

Возможности программы

Представление информации на экране

PowerPoint предоставляет пользователю возможность работать и просматривать информацию в различных видах. В зависимости от того, что делаем: вводим текст и хотим рассмотреть его структуру, создаем заметки или вставляем в слайд графику -- можно установить соответствующий вид и тем самым повысить удобство своей работы. Таких видов пять, и установить их можно, нажав одну из кнопок внизу главного окна программы.

1. Вид слайдов наиболее удобен, если мы постепенно формируем каждый слайд, выбираем для него оформление, вставляем текст или графику.

2. Вид структуры следует устанавливать для работы над текстом презентации. В этом случае возможно просмотреть заголовки всех слайдов, весь текст и структуру презентации.

3. Вид сортировщика слайдов наиболее удобен для добавления переходов и установки длительности пребывания слайда на экране. Кроме того, в этом режиме можно переставлять слайды.

4. Вид заметок предназначен для создания заметок к докладу.

5. Демонстрация используется для того, чтобы увидеть результаты работы. В этом режиме слайды по очереди выводятся на экран. Установить нужный вид можно и с помощью команд из меню "Вид".

Работа с образцами

Вид презентации будет лучше, если мы оформим все ее слайды в одном стиле. Кроме того, часто возникает необходимость размещения на всех слайдах одного и того же элемента дизайна. Поэтому в PowerPoint существует возможность задания для всех слайдов и страниц одинаковое оформление. Это делается в режиме работы с образцами.

Чтобы войти в этот режим, нужно выбрать в меню Вид команду Образец, а в открывшемся подменю -- элемент презентации, образец которого мы хотим исправить по-своему усмотрению.

Для слайдов в меню предназначены две команды -- Образец слайдов и Образец заголовков. Вторая команда применяется для определения образца титульных слайдов, вид всех остальных слайдов презентации определяется образцом слайдов.

При выборе команды Образец слайдов видно, что в каждой области слайда содержится подсказка о том, что нужно делать для внесения тех или иных изменений в образец.

Мы можем установить тип, начертание и размер шрифта, задать параметры абзацев, изменить размеры областей образца, вставить в него рисунок или нарисовать какой-либо графический элемент.

Все помещенные в образец элементы появятся на каждом слайде презентации, а внесенные изменения сразу же отразятся на всех остальных слайдах.

Таким образом, в PowerPoint можно создать индивидуальный дизайн и определить элементы, которые должны быть одинаковыми для всей презентации.

Создание презентации "с нуля"

Если мы закрыли диалоговое окно, которое открывается при вызове PowerPoint, или закрыли файл презентации, с которым работали, то для создания новой презентации нам придется вызвать команду Создать из меню Файл. После этого на экране появится окно Создать презентацию с активным разделом Дизайны презентаций.

В этом диалоговом окне можно задать шаблон дизайна презентации. После щелчка на одном из шаблонов в окне Просмотр можно увидеть его изображение. Выбрав шаблон, выполним на нем двойной щелчок. В результате откроется диалоговое окно Создать слайд.

В области Выберите авторазметку можно определить авторазметку для вновь создаваемого слайда. В правом нижнем углу окна содержится ее краткая характеристика. При двойном щелчке на образце авторазметки на экране появится новый слайд, содержащий заглушки.

Окно для создания нового слайда можно вызвать, выбрав команду Создать слайд из меню Вставить или активизировав комбинацию клавиш (Ctrl+M).

Вернемся опять к окну Создать презентацию. Если активизировать панель Презентации, то можно запустить Мастер автосодержания или выбрать шаблон презентации.

Теперь активизируем раздел Общие. Мы увидем список шаблонов PowerPoint, которые содержатся в папке MS OFFICE / ШАБЛОНЫ. Сейчас здесь находится только шаблон Новая презентация.

Выполним щелчок в этом шаблоне, в результате на экране появится окно Создать слайд. Выберем двойным щелчком нужный вид слайда, после чего слайд появится на экране. Однако он не будет иметь художественного оформления, и мы можем самостоятельно полностью разработать его дизайн.

Ввод и оформление текста

Создавая презентацию с помощью Мастера автоформы, мы уже вводили текст непосредственно в слайд. Однако во многих случаях работать с текстом гораздо удобнее, если презентация представлена в виде структуры. В этом случае легче увидеть структуру презентации и удобнее править ее текст, поскольку работа идет в одном окне. Для замены текста, который содержится, например, в шаблоне, нужно выделить его, а затем ввести навый текст.

Когда презентация представлена в виде структуры, слева на экране появляется панель структуры, в которой содержатся кнопки для повышения и понижения уровня заголовков, для перемещения блока текста вверх или вниз, для разворачивания и сворачивания структуры. Общие приемы работы со структурой аналогичны работе с Word в режиме структуры документа, поэтому описывать их не будем. Отметим только следующее:

Для перемещения слайда вместе с содержимым нужно перетащить значок слайда (он расположен слева от заголовка) в нужное место документа.

Для создания нового элемента списка необходимо установить курсор в конец существующего списка и нажать кнопку Enter.

Для перемещения элемента списка в другую позицию нужно установить курсор слева от него (курсор приобретает вид крестика) и перетащить данный элемент в нужное место.

Для создания нового слайда сначала нужно создать элемент списка, а затем нажать кнопку Повысить уровень до тех пор, пока маркер не превратится в значок слайда.

Если мы хотим перейти из вида структуры в вид слайдов, нужно выполнить двойной щелчок на значке соответствующего слайда.

Удачно выбранный шрифт и различные текстовые эффекты, которые предоставляет в распоряжение пользователя PowerPoint, улучшат внешний вид нашей презентации и сделают ее более удобной для восприятия.

Чтобы задать для каких-либо текстовых элементов всей презентации одинаковый шрифт, нужно выбрать в меню Вид команду Образец слайда. Затем выполнить щелчок в области, для которой мы хотим провести изменения (вокруг нее появится рамка), и выбрать в панели инструментов соответствующую кнопку для задания типа, размера и начертания шрифта. Можно также задать для символов тень (кнопка Тень текста) или рельефное начертание (меню Формат команда Шрифт). Если потребуется изменить регистр выделенного текста, можно воспользоваться командой Регистр меню Формат.

Мы можем создать и фигурный текст, например, расположить символы вдоль кривой или окружности или поместить внутрь какой-либо фигуры. Для этого из меню Объект необходимо выбрать команду Вставка, а из списка Тип объекта -- элемент Microsoft WordArt. После этого на слайде появится область, в которой будет размещен фигурный текст, и откроется окно для ввода самого текста. Введем текст. Если выполнить щелчок на кнопке Обновить экран, то он появится в области слайда.

Панель инструментов включает в себя списки для выбора формы фигурного текста, типа и размера шрифта, а также кнопки, которые предназначены для задания различных эффектов.

Художественное оформление презентаций

Художественное оформление является очень важным этапом разработки презентаций, т.к., во-первых, представленные в графическом виде данные часто выглядят лучше текстовых, во-вторых, использование графики позволяет выделить наиболее важные моменты презентации или облегчить понимание трудных положений доклада. И вообще, чем эффектней презентация, тем лучшее впечатление на слушателей произведет выступление.

1. Шаблоны дизайна

PowerPoint предлагает пользователю большое количество шаблонов дизайна, разработанных профессионалами. Задать для презентации шаблон дизайна можно при помощи команды Применить оформление меню Формат. После вызова команды откроется одноименное диалоговое окно. Выполнив щелчок на имени шаблона дизайна, мы видим его изображение в окне предварительного просмотра.

Для выбора того или иного шаблона достаточно произвести на его имени двойной щелчок.

2. Рисование графических объектов

В PowerPoint можно самим нарисовать графический объект практически любой степени сложности. Для рисования предназначена панель инструментов Рисование, которая появляется на экране, если мы находимся в виде слайдов или в виде заметок. Дополнительные средства рисования размещаются на панели инструментов Рисование+, для отображения которой требуется установить указатель мыши на любую панель инструментов, нажать правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбрать команду Рисование+.

Рассмотрим основные приемы рисования в PowerPoint:

Чтобы начать рисовать какую-либо фигуру, надлежит выбрать инструмент рисования, нажав соответствующую кнопку на панели инструментов.

Чтобы нарисовать несколько объектов одного типа или выполнить над готовыми объектами одинаковые действия, не вызывая каждый раз один и тот же инструмент, следует выполнить на его кнопке двойной щелчок.

Чтобы выполнить над созданной фигурой какие-либо действия, необходимо сначала выделить ее, выполнив щелчок мышью.

Чтобы выделить объект, который полностью или частично скрыт другими объектами, следует выделить объект, расположенный на первом плане, а потом нажимать клавишу (Tab) до тех пор, пока не будет выделен нужный объект.

Чтобы инструментом Эллипс нарисовать окружность, инструментом Прямоугольник - квадрат, а инструментом Дуга -- дугу окружности, следет во время рисования удерживать нажатой клавишу (Shift).

Чтобы линия, которая рисуется инструментом Линия, была горизонтальной или вертикальной, следует во время рисования удерживать нажатой клавишу (Shift).

Чтобы выделить несколько объектов, необходимо последовательно выполнять на них щелчки мышью, удерживая нажатой клавишу (Shift). Все объекты можно выделить, нажав комбинацию клавиш (Ctrl+A).

3. Рисунки из библиотеки ClipArt

Для оформления своей презентации мы можем воспользоваться библиотекой Microsoft ClipArt, которая содержит сотни рисунков. Самый быстрый способ получения доступа к библиотеке ClipArt -- нажатие кнопки Вставить графику на панели инструментов.

Если в списке Разделы мы выберем элемент Все разделы, то сможем просмотреть все рисунки библиотеки, расположенные в алфавитном порядке. Чтобы увидеть все рисунки на определенную тему, необходимо выбрать ее из списка Разделы. Для вставки рисунка в слайд надлежит выполнить на нем двойной щелчок. После того как рисунок появится на слайде, мы можем изменить его размер и местоположение на экране.

Помимо рисунков PowerPoint позволяет также добавлять к презентациям аудио- и видеоклипы, которые позволяют нам идти в ногу со временем и ставят нас в один ряд с ведущими производителями мультимедиа! Чтобы познакомиться с этими возможностями, необходима специальная аппаратура (дорогие видео и аудио карты, хороший дисплей и высококачественная акустическая система), а также аудио и видео файлы. Аудио- и видеоданные вставляются с помощью меню Вставка точно так же, как любые фрагменты из библиотеки иллюстративных вставок.

4.2 Использование Электронных таблиц в Power Point

Для использования в нашей презентации электронной таблицы нам понадобится помощь широко известных программ Excel и Word, так как таблицу мы можем создать в другом приложении и вставить ее в свою презентацию.

Использование Word-таблицы в PowerPoint.

Мы можем создавать таблицы в PowerPoint. Но если мы уже создали таблицу в Word, можно, и даже нужно, использовать ее в презентации.

Мы можем связать Word-таблицу со слайдом, используя возможности магистрали с двусторонним движением, называемой OLE.

OLE является сокращением выражения object linking and embedding (связывание и внедрение объектов). Этот инструмент программы Windows позволяет нам взять файл из одной программы и аккуратно поместить взятую информацию в другой программе. Если мы внедряем подобную информацию, она передается вместе с документом, в котором хранится. Если же она связывается, мы можем хранить ее где угодно и работать с ней в родительской программе; при каждом последующем открытии нами документа, содержащего подобную связь, этот документ будет автоматически обновляться.

Создать PowerPoint-таблицу несложно: достаточно обратиться к кнопке Создать слайд и выбрать слайд с таблицей. Добавить Word-таблицу к слайду чуть сложнее. Прежде чем поместить таблицу в слайд, необходимо скопировать ее в Буфер обмена, используемой в качестве временной памяти всеми программами. Более подробно эта процедура выглядит так:

1. Выделить таблицу в Word, установив курсор на ней в любом месте, и выбрать Таблица, Выделить таблицу.

2. Нажать Ctrl+C или выбрать Правка, Копировать. В результате выделенная таблица будет скопирована в Буфер обмена.

3. Запустить программу PowerPoint или переключиться в нее, если она уже выполняется. Для этого нужно щелкнуть на инструментальной панели Office на кнопке PowerPoint.

4. Переключиться в режим просмотра слайдов и найти слайд, в который мы хотим вставить таблицу, или создать новый слайд с использованием кнопки Создать слайд.

5. Выбрать Правка, Специальная вставка.

6. Щелкнуть на Объект Документ Microsoft Word, затем нажать селекторную кнопку Связать. Выбрав Вставить, мы внедрим таблицу и оборвем все ее связи с исходным документом.

7. Щелкнуть на кнопке OK.

Связывание хорошо использовать в тех случаях, когда нам приходится много раз возвращаться назад и редактировать данные во вставленной таблице. Но чтобы просто скопировать Word-таблицу в презентацию нам необходимо выполнить следующее:

1. Выделить таблицу в Word.

2. Нажать Ctrl+С или выбрать Правка, Копировать.

3. Переключиться в PowerPoint.

4. Перейти к нужному нам слайду.

5. Переключиться в режим просмотра слайдов.

6. Нажать Ctrl+V или выбрать Правка, Вставить, чтобы вставить таблицу из буфера.

Связь электронной таблицы Excel со слайдом

В очередной раз мы прибегнем к помощи Буфера обмена, чтобы передать данные между программами. Нужно открыть необходимую электронную таблицу Excel и выполнить следующие шаги:

1. Выделить ячейки, которые хотим скопировать, и нажать Ctrl+С, чтобы выполнить копирование в Буфер обмена.

2. Переключиться в PowerPoint.

3. В режиме сортировки слайдов перейти к слайду, в который хотим поместить электронную таблицу, или создать новый слайд.

4. Выбрать Правка, Специальная вставка.

5. Щелкнуть на Объект Лист Microsoft Excel и нажать селекторную кнопку Связать.

6. Щелкнуть на кнопке ОК.

Если нам связь не требуется, то нет проблем. Нужно повторить шаги, описанные выше, но на шаге 5 нажать кнопку Вставить, а не кнопку Связать. Еще лучше заменить шаги 4, 5 и 6 нажатием Ctrl+V, обеспечивающим быструю вставку данных из Буфера обмена.

4.3 Использование презентаций на уроках физики

Применение Презентаций в качестве демонстрационного материала.

Презентации на уроках физики могут быть применены как замена плакатов или таблиц который встречаются во всех разделах физики. Посредством одного компьютера и диапроектора можно показывать ученикам различные плакаты и таблицы с возможностью увеличения или выделения какой либо части таблицы простым движением руки. Отпадает необходимость в использовании всякого рода графопостроителей и диапроекторов старого типа. Также несомненным удобством такой замены является то что новые материалы для использования на уроках не надо заказывать или покупать потому что посредством программы Power Point, их легко сделать самому или можно скачать из глобальной сети Интернет.

Рассмотрим преимущества применения презентации взамен устаревшим плакатам:

· Во первых одним из основных преимуществ применения презентаций является то что посредством презентации легко показать картину движения физических объектов (например молекул) которая практически не разрешима при применении обычных плакатов.

· Еще одним из преимуществ компьютерных презентаций является их малогабаритность, сотни и даже тысячи презентаций можно уместить на небольшом диске или флеш карте. В отличии от больших стопок и рулонов плакатов.

· Если возникает необходимость изменить какой то плакат то приходится покупать новый, а презентации легко могут быть модифицированы исходя из современных научных и педагогических требований к ним.

Исходя из выше сказанного становится бесспорным тот факт что применение презентаций на уроках физики в качестве демонстрационного материала намного выгоднее в плане обучения так как внесение новинок и красок в урок делает его более запоминаемым и понятным.

Презентация на уроке изучения нового материала.

В качестве урока изучения нового материала возьмем урок на тему "Прямолинейное равномерное движение" из курса 9 класса.

На первом слайде мы напишем тему урока а также приведем определение прямолинейного равномерного движения (Рис. 4.3.1).

Рис. 4.3.1

В определении прямолинейного равномерного движение встречается такое ранее изученное понятие как перемещение, она как видно на рисунке 1 выделена другим цветом, это указывает на то что она является ссылкой на слайд с прошлой темой. После того как учитель назовет тему нового урока и продиктует приведенное на рисунке определение, для небольшого повторения материала по перемещению учитель может воспользоваться ссылкой на слове перемещение (Рис. 4.3.2).

Рис. 4.3.2

После небольшого повторение также легко можно вернуться к первому слайду с помощью ссылки назад, а с первого слайда плавно перейти к рассмотрению физической величины скорости (Рис. 4.3.3).

Рис. 4.3.3

Напомнив ученикам или спросив у них что является основной задачей кинематики переходим к следующему слайду (Рис. 4.3.4).

Рис. 4.3.4

Далее уже можно переходить к закреплению изученного материала посредством решения задачи. В процессе решении задачи следует напомнить ученикам последовательность действий которые нужно соблюдать при решении задач (Рис. 4.3.5). И в последнем слайде показать и само решение задачи с ответом (Рис. 4.3.6).

Рис. 4.3.5

Рис. 4.3.6

Заключение

Необходимым элементом учебной работы по физике является применение ИКТ. ИКТ дают ученикам возможность самим выбирать темп обучения в соответствии со своими индивидуальными особенностями, и проводить опыты и эксперименты по физике у себя дома на компьютере. Поэтому можно сказать, что ИКТ имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть различные конкретные проявления общих законов.

Без такой конкретизации, знания остаются книжными и не имеют практической ценности.

Использование ИКТ способствует приобщению к самостоятельной творческой работе, приучает анализировать изучаемые явления, помогает глубже проникнуть в их сущность, знакомит с методами моделирования физической ситуации, способствует политехническому образованию школьников и играет важную роль в профессиональной ориентации.

В процессе моделирования ученики сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Наиболее четко отражается это при моделировании физических процессов на ПК.

Применение ИКТ не должно носить случайного характера, а должно проводиться в органической связи с изложением учебного материала и со всем педагогическим процессом в целом, целесообразно сочетать его с классическим демонстрационным экспериментом показывая эффективность компьютерной модели.

Список библиографии

1. Акатов Р.В. Компьютерные измерения: Аналого-цифровой преобразователь. -- Учебная физика. -- 1999. -- N 3. -- 48-64 с.

2. Гулд X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: В 2-х частях Часть первая.-- М.: Мир, 1990.-- 400 с.

3. Гультяев А. Визуальное моделирование в среде MATLAB: Учебный курс -- СПб.: Питер, 2000. -- 432 с.

4. Данилов О.Е. Теория и методика использования метода сканирования в учебном физическом эксперименте: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. --Глазов, 2005.--207 с.

5. Дьяконов В. MathCAD 2000: Учебный курс. -- СПб.: Питер, 2001. -- 592 с.

6. Извозчиков В.А., Ревунов А.Д. Электронно-вычислительная техника на уроке физики в средней школе. -- М. Просвещение, 1988. -- 239 с.

7. Красильников С.С., Красильникова Н.А., Гридчин В.В., Радченко В.В., Смирнов А.В. Демонстрация Бозе-природы фотонов. Эксперимент "на коленке" //Материалы 8-ой международной конференции "Физика в системе современного образования". -- С. Петербург, Изд-во РГПУ: 2005. -- С.72-74.

8. Красильникова Л.М., Майер Р.В. Методика изучения электрических цепей с источником негармонической ЭДС // Научно-технические и социально-экономические проблемы регионального развития: Сборник научных трудов. Выпуск 3. -- Глазов: Изд-во ГГПИ, 2005. -- С. 62-63.

9. Латыпов Н.Р. Динамический хаос // Учебная физика. - 2001.-№6.-С.59.

10. Леонтьев О.П., Гохман О.Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. -- Рига, 1984. - 239 с.

11. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику: Учеб. руководство.--М.: Наука, 1990 -- 272 с.

12. Майер В.В., Майер Р.В. Установка для изучения вращательного движения: Патент №2104585 С1, МКИ G 09 В 23/06. №95108173/28; заявл. 19.05.95; опубл. 10.02.98. Бюл. №4.

13. Майер В.В., Майер Р.В. Экспериментальное изучение вращения тела в вязкой среде // Преподавание физики в высшей школе. Сборник научных трудов. -- N7. -- М.: Прометей, 1996. -- С. 59-68.

14. Майер Р.В. Исследование процесса формирования эмпирических знаний по физике. - Глазов: ГГПИ, 1996. - 132 с.

15. Майер Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: Дисс. докт. пед. наук. 13.00.02. - С.Петербург, 1999. -- 350 с.

16. Майер Р.В. Компьютерное моделирование колебательных процессов // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 12.-- М.: ИОСО РАО, 2001. -- С. 63-67.

17. Майер Р.В. Моделирование автоволновых процессов, происходящих в двумерной активной среде. -- Учебная физика. -- 2001. -- N 1. -- С. 29-40.

18. Майер Р.В. Компьютерное моделирование физических систем с одной степенью свободы // Проблемы учебного физического эксперимента: Сборник научных трудов. Выпуск 11. -- М.: ИОСО РАО, 2001. -- С. 81-87.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010