Моделирование информационной системы "Юридические услуги"
4
Содержание
- Введение
- 1. Моделирование информационной системы
- 1.1 Постановка задачи
- 1.2 Анализ информационных потоков
- 1.4 Спецификация варианта использования
- 2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление
- 2.1 Спецификации требований. Построение диаграммы классов
- 2.2 Анализ структуры базы данных информационной системы "Юридические услуги" и блок-схемы системы
- 3. Инструкция пользователю
- 4. Контрольный пример
- Заключение
ВведениеЦелью данной курсовой работы является создание информационной системы "Юридические услуги". Информационная система - это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов информационных технологий, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и так далее. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.Создание ИС "Юридические услуги" преследует цель автоматизировать деятельность адвокатской конторы.
1. Моделирование информационной системы1.1 Постановка задачиНеобходимо обеспечить информационную поддержку деятельности адвокатской конторы.Создаваемая система должна осуществлятьведение списков адвокатов;ведение списков клиентов;ведение архива законченных дел.Кроме того, система должна обеспечить получение списка текущих клиентов для конкретного адвоката.
1.2 Анализ информационных потоковДля моделирования информационной системы необходимо определить потоки входной, выходной информации.Входной информацией в ИС "Юридические услуги" является данные об адвокатах, клиентах, а также справочный материал, в частности статьи уголовного и административного кодексов.Выходной информацией является заключения об эффективности защиты, списки текущих клиентов для отдельного адвоката, а также текущих клиентов, которых данный адвокат защищал ранее.
1.3Построение диаграммы вариантов использованияДля всякой системы, разрабатываемой с чистого листа, необходимо сначала создать концептуальную модель, которая бы удовлетворяла специфическим потребностям организации. Поэтому ИС "Юридические услуги" разработана при помощи языка UML. Язык UML является визуальным языком и используется для спецификации, визуализации, конструирования и документирования программой системы.Для описания функционального назначения системы построена диаграмма вариантов использования (рисунок 1).
Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования
Диаграмма вариантов использования является исходным представлением или концептуальной моделью системы в процессе ее проектирования и разработки. С каждым вариантом использования связан определенный поток событий, происходящих по мере выполнения соответствующих функций системы. Описание потоков событий содержится в документе, который называется спецификация варианта использования.
1.4 Спецификация варианта использованияВ процессе проектирования ИС "Юридические услуги" создана спецификация варианта использования "Ведение списка текущих дел", так как этот вариант использования является ключевым в созданной ИС.Наименование варианта использования: ведение списка текущих дел.Краткое описание: вариант использования инициируется актером-секретарем, предоставляет возможность редактирования таблицы "Текущие дела".Потоки событий.Основной поток: функции варианта использования начинают выполняться с активации таблицы "Текущие дела" актером-секретарем в системе. Далее система предоставляет возможность редактирования данных в таблицы (добавление, удаление записей), а также фильтрации данных по коду адвоката для нахождения текущих клиентов, расчета суммы гонорара.Альтернативный поток: не определеныСпециальные требования: неопределенны.Предусловия: неопределенны.Постусловия: неопределенны.Дополнительные замечания: неопределенны.Диаграмма деятельностиДиаграмма деятельности (рисунок 2) отражает динамическую характеристику системы.Рисунок 2 - Диаграмма деятельностиДиаграмма состояний:Диаграмма состояний (рисунок 3) описывает процесс изменения состояния для одного класса. Главное предназначение этой диаграммы - описать возможные последовательности состояний и переходов, которые в совокупности характеризуют поведение элементов модели.Рисунок 3 - Диаграмма состояний
2. Проектирование программного обеспечения. Логическое представление2.1 Спецификации требований. Построение диаграммы классовЦентральное место в проектировании модели информационной системы занимает разработка логической модели статического представления моделируемой системы в виде диаграммы классов.Диаграмма классов служит для представления статической структуры модели системы.Диаграмма классов отражает различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывает их внутреннюю структуру и типы отношений. Диаграмма классов является дальнейшим развитием концептуальной модели проектируемой системы.Диаграмма классов представлена на рисунке 4.Завершенные дела КлиентыАдвокаты Текущие делаРисунок 4 - Диаграмма классов
2.2 Анализ структуры базы данных информационной системы "Юридические услуги" и блок-схемы системыЕдиницей хранящейся в БД информации является таблица. Каждая таблица представляет совокупность строк и столбцов. Строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы - атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) этого объекта, события, явления.Теперь определим состав таблиц и их поля и связи. В данной базе данных используется шесть таблиц.Таблица 1 - Структура таблицы "Адвокаты"
|
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля | |
Номер комнаты | Key1 | Счетчик | | |
Код адвоката | Код адвоката | Числовой | | |
Фамилия | Фамилия | Текстовый | 15 | |
Имя | Имя | Текстовый | 15 | |
Отчество | Отчество | Текстовый | 15 | |
Адрес | Адрес | Текстовый | 35 | |
Телефон | Телефон | Текстовый | 7 | |
|
Таблица 2 - Структура таблицы "Клиенты"
|
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля | |
| Key1 | Счетчик | | |
Код клиента | Код клиента | Числовой | | |
Фамилия | Фамилия | Текстовый | 15 | |
Имя | Имя | Текстовый | 15 | |
Отчество | Отчество | Текстовый | 15 | |
Адрес | Адрес | Текстовый | 35 | |
Телефон | Телефон | Текстовый | 7 | |
Уд. личности | Уд. личности | Числовой | | |
|
Таблица 3 - Структура таблицы "Текущие дела"
|
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля | |
| Key1 | Счетчик | | |
№ дела | № дела | Числовой | | |
Дата | Дата начала дела | Дата/Время | | |
Код адвоката | Код адвоката | Числовой | | |
Код клиента | Код клиента | Числовой | | |
Статья | Статья | Числовой | | |
|
Таблица 4 - Структура таблицы "Завершённые дела"
|
Наименование поля | Поле | Тип поля | Ширина поля | |
| Key1 | Счетчик | | |
№ Дела | № Дела | Числовой | | |
Дата начала дела | Дата начала дела | Дата/Время | | |
Дата завершения дела | Дата завершения дела | Дата/Время | | |
Код адвоката | Код адвоката | Числовой | | |
Код клиента | Код клиента | Числовой | | |
Статья | Статья | Числовой | | |
Гонорар | Гонорар | Числовой | | |
|
В каждой таблице определен первичный ключ - поле, однозначно идентифицирующее запись и облегчающее установление связи между таблицами. Первичными ключами являются все первые поля в каждой таблице.
Также были определены индексы. Индексы отличаются от первичных ключей тем, что не требуют непременной уникальности значений входящих в их состав полей. Они устанавливаются по полям, которые часто используются при поиске и сортировке данных: индексы помогут системе значительно быстрее найти нужные данные или отсортировать их в нужной последовательности.
На рисунке 5 приводится алгоритм основной работы информационной системы "Юридические услуги". На рисунках 6 и 7 отображены соответственно процессы фильтрации таблиц и поиска записей в таблицах.
4
Рисунок 5 - Блок-схема процесса работы БД Юридические услуги.
4
Рисунок 6 - Блок-схема процесса фильтрации таблиц
4
Рисунок 7 - Блок-схема процесса поиска записей в таблицах
Реализация данной задачи проводится в системе программирования Delphi 7.0.
Среда Delphi - это среда быстрой разработки, обеспечивающей высокоэффективную работу программиста, в которой в качестве языка программирования используется язык Object Pascal. В Delphi есть все необходимое для проектирования, запуска и тестирования программ, и где главной целью является облегчение процесса создания программ.
В основе систем быстрой разработки лежит технология визуального проектирования и событийного программирования.
Delphi 7.0. располагает широкими возможностями по созданию приложений баз данных, необходимым набором драйверов для доступа к самым известным форматам баз данных, удобными и развитыми средствами для доступа к информации, расположенной как на локальном диске, так и на удаленном сервере, а также большим коллекцией визуальных компонент для построения отображаемых на экране окон, что необходимо для создания удобного интерфейса между пользователем и исполняемым кодом.
Листинг информационной системы представлен в приложении А.
3. Инструкция пользователюПрограммное обеспечение ИС "Юридические услуги" начинает работу при запуске файла "ISUU. exe" (рисунок 8).Рисунок 8 - Интерфейс информационной системы "Юридические услуги" при запускеПутем нажатия на одну из кнопок находящейся в левой части главной формы программы, запускается модуль программы содержащий таблицу адвокаты (клиенты, текущие дела, завершённые дела), а также выйти из программы (рисунок 9).
Рисунок 9 - Список адвокатов
Для добавления записей данной таблицы выберите в меню выберите пункт правка добавить запись или нажмите кнопку на панели инструментов
(рисунок 10).
Рисунок 10 - Добавить запись
По выбору данного пункта меню правка вылетает окно добавления записей (рисунок 11).
Рисунок 11 - Окно добавления записей
Для редактирования записей данной таблицы выберите в меню выберите пункт правка редактировать запись или нажмите кнопку на панели инструментов (Рисунок 12).
Рисунок 12 - Редактирования записей
По выбору данного пункта меню правка вылетает окно редактирования записей (рисунок 13).
Рисунок 13 -Редактирования записей
Для удаления записей данной таблицы выберите в меню выберите пункт правка редактировать запись или нажмите кнопку на панели инструментов (рисунок 14).
Рисунок 14 - Удалить запись
Работа с остальными таблицами аналогична.
4. Контрольный примерТаблицы создавались в MS Access. Таблицы Access по сравнению с другими поддерживают самый богатый набор разных типов полей, что позволяет автоматически следить за правильностью вводимых. Также можно выбирать данные из другой таблицы (Lookup Table), строить вторичные индексы, в том числе составные (Secondary Indexes), следить за ссылочной целостностью БД (Referential Integrity), защищать таблицу от несанкционированного доступа (Password Security), выбирать языковой драйвер (Table Language).Контрольный пример осуществлялся при занесении в каждую таблицу по 15-20 записей.Таблицы "Адвокаты" и "Клиенты" заполняются непосредственно в MS Access, так как данные в этих таблицах не должны быть доступны для служащих юридической конторы.При использовании фильтров и при поиске записей информация не искажалась, выдавалась точно по определенным критериям.Таким образом, при использовании демонстрационной БД наглядно показано, что информационная система "Юридические услуги" обеспечивает:быстрый доступ к среде хранения данных;качественную обработку информации (поиск, сортировку, фильтрацию);удобство пользователя, так как приложение обладает простым интерфейсом, который предоставляет возможность конечному пользователю выполнять все необходимые для работы функции, но в то же время не дает ему выполнять лишние действия.
ЗаключениеПреимущество использования автоматизированной системы состоит в том, затрачивается меньше времени на обработку данных, чем при ручной обработке, меньше места для хранения информации, так как в бумажном виде та же самая информация занимает большее пространство. Автоматизированная система отличается быстродействием, оперативностью обработки и наглядным и удобным интерфейсом.Приложение выполняет следующий перечень требований:представление данных в удобном для пользователя виде;добавление и удаление данных;фильтрация и сортировка данных;навигация по набору данных.Разработанная система позволяет выполнять следующие задачи:ведение списка постояльцев;ведение архива выбывших постояльцев за последний год.Информационная система "Юридические услуги" разработана в Delphi 7, позволяет автоматизировать работу адвокатской конторы, вести списки текущих и законченных дел, рассчитывать гонорар для каждого адвоката.Прогнозируемым результатом внедрения ИС "Юридические услуги" является повышение производительности труда секретаря, что будет способствовать ускорению документооборота адвокатской конторы, за счет увеличения скорости обработки информации.