рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Экспертные системы

2010

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

“Омский промышленно-экономический колледж”

Доклад на тему

Экспертные системы

по дисциплине «Основы построения автоматизированных информационных систем»

Содержание

1)
Основные понятия и определения

2) Структуру экспертной системы

3) Классификация экспертных систем

1. Основные понятия и определения

Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов, финансистов, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов. К сожалению, этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление - явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций искусственного интеллекта, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки экспертных систем.

Поэтому распространяются “подделки” под экспертные системы в виде многочисленных диалоговых систем и интерактивных пакетов прикладных программ, которые дискредитируют в глазах пользователей это чрезвычайно перспективное направление. Процесс создания экспертной системы требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны.

Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существует в двух видах:

· Коллективный опыт;

· Личный опыт;

Если большая часть знаний в предметной области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах.

Если в предметной области большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня, если эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, такая предметная область, скорее всего, нуждается в экспертной системе.

2. Структуру экспертной системы

2010

пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.

Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.

Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получение результатов.

База знаний - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому как “ человеческому” представлению существует БЗ во внутреннем “машинном” представлении.

Решатель - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответ на вопрос (например: вопрос “Почему система приняла такое решение?” ответ “почему” - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад).

Интеллектуальный редактор БЗ - программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему:

a) Вложенное меню;

b) Шаблонов языка представления знаний;

c) Подсказок (“помощь”).

В коллектив разработчиков ЭС входит как минимум четыре человека:

§ эксперт;

§ инженер по знаниям;

§ программист;

§ пользователь.

3. Классификация экспертных систем

2010

Классификация по решаемой задаче:

Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными.

Например: обнаружения и идентификация различных типов судов (SIAP).

Диагностика. Под ней понимается обнаружение неисправности в некоторых систем.

Например: диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ (CRIB).

Мониторинг. Основная задача мониторинга является непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и предупреждение о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы.

Например: контроль за работой электростанций (СПРИНТ).

Проектирование. Это подготовка спецификаций на создание объектов с заранее определенными свойствами.

Например: проектирование конфигураций ЭВМ (VAX).

Прогнозирование. Они логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций.

Например: прогнозы в экономике (ECCON), предсказания погоды (WILLARD).

Планирование. Под ним понимается нахождения планов действий, относящийся к объектам, способным выполнять некоторые функции.

Например: планирование промышленных заказов (ISIS).

Обучение. Система диагностирует ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ, и подсказывают правильные решения.

Например: обучение языку программирования Паскаль.

Квалификация по связи с реальным временем:

Статические. Разрабатываются в предметных областях, в которых БЗ и данные не меняются во времени, они стабильные.

Например: диагностика неисправности в автомобиле.

Квазидинамические. Интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.

Динамические. Работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010