рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна

КР ВУЗ «Школа-студия при Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького»

Реферат

по предмету «Музыкальная литература»

на тему: «Жизненный и творческий путь А.И. Хачатуряна»

Выполнила:

студентка 2 курса

Станиславская Н.В.

Проверил:

Король П.А.

г. Симферополь

2010

содержание

Введение

1. Жизненный и творческий путь

2. Анализ сочинений Хачатуряна А.И.

2.1 Концерт для скрипки с оркестром

2.2 «Гаянэ»

Заключение

Введение

Арам Ильич Хачатурян - выдающийся советский композитор. Музыка лучших его произведений полна жизненной энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован родной композитору армянский народный мелос, нашли отражение картины армянской народной жизни и кавказской природы. Особенно полно и жизненно правдиво это сказывается в Фортепианном и Скрипичном концертах, в танцах из балета «Гаянэ». Но музыка Хачатуряна не ограничена рамками армянской национальности: теснейшими узами она связана с русской классической и советской музыкой, а также с музыкой других народов СНГ; кроме того, в ней заметно творческое развитие некоторых традиций зарубежной музыки - Грига, Дебюсси, Равеля.

1. Жизненный и творческий путь

Родился Хачатурян в Тбилиси 6 июня 1903 года в семье переплетчика. Сильные музыкальные впечатления он испытал уже в раннем детстве, жадно вслушиваясь в музыку народных песен Грузии, Армении и Азербайджана. Ребёнком он пел любимые песни, играл их по слуху на фортепиано и подбирал к ним аккомпанемент.

Однако к серьезным занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нотной грамоты.

Страстная любовь к музыке и прирожденное дарование побудили Хачатуряна стать музыкантом.

В 1921 году, когда ему было 18 лет, он приехал в Москву и год спустя поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных, где обучался вначале игре на виолончели и фортепиано, а затем и композиции под руководством проф. М. Гнесина. Высоко ценя яркое и самобытное дарование своего ученика, Гнесин, как чуткий педагог, бережно и умело направлял его на пути овладения композиторским мастерством на основе родной армянской народно-музыкальной культуры. В года пребывания в техникуме Хачатурян впервые приобщился к сокровищам мировой музыкальной классики и, изучая её, чрезвычайно обогатил и расширил свой музыкальный кругозор.

К этому периоду относятся первые сочинения молодого композитора: «Танец» для скрипки и фортепиано (1926), «Поэма» для фортепиано (1927). В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где обучался композиции у М. Гнесина и Н. Мясковского, а инструментовке - у С. Василенко.

В 1934 году Хачатурян окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и остался аспирантом в классе Мясковского, под руководством которого и закончил аспирантуру. За время учения в консерватории композитор написал много сочинений. Некоторые из них сохранились в концертном репертуаре, таковы Токката для фортепиано (1932), Трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932), «Танцевальная сюита»» для симфонического оркестра (1933). Фортепианная токката увлекает своим динамизмом, горячим темпераментом, энергией. Её фактура отличается виртуозным блеском, очень эффектна и чрезвычайно благодарна для пианистов. Трио пленяет ярко национальным характером и чутким претворением особенностей армянской народной песенности. Национальные черты сказываются в интонационном и ладовом строе, в своеобразном колорите, в сочетаниях инструментов, вопроизводяших тембры инструментов народов Закавказья. Орнаментальная мелодика, приемы вариационного развития свидетельствуют об усвоении традиций русской музыкальной классики в сфере восточной музыки.

Наряду с этим для молодого Хачатуряна характерны поиски демократического музыкального языка, основанного на народной песенности, стремление к общедоступности музыки. Два походных марша для духового оркестра (1929 и 1930) свидетельствуют об интересе начинающего композитора к популярным в народных массах музыкальным жанрам. В те же годы Хачатурян написал Сонату для скрипки и фортепиано, двойную фугу для струнного квартета, Сюиту для альта и фортепиано. Дипломной работой при окончании консерватории явилась Первая симфония (1934), созданная в ознаменование 15-летия Советской Армении.

Почти одновременно с симфонией сочинена была и «Танцевальная сюита» для оркестра. В этих произведениях Хачатурян обнаруживает определенную тенденцию к театральности музыки, к сценической зримости музыкальных образов и к танцевальности. Особенности творческой индивидуальности композитора складываются не только в Лезгинке, в Армянском и Узбекском танцах из «танцевальной сюиты», но и в симфонии. Крупным достижением явилось претворение в широкой симфонической форме искусства армянских ашугов - народных певцов-сказителей.

Одним из лучших произведений Хачатуряна, относящимся к 30-м годам, является Концерт для фортепиано с оркестром, впервые исполненных Л. Обориным в 1936г. В этом концерте Хачатурян органически сочетал мелодические, ладовые, ритмические и тембровые особенности армянской национальной музыки с традициями русского концертного симфонизма. Оптимизм, жизнерадостность, праздничность - характерные черты произведения.

Быстрый и решительный успех Фортепианного концерта создал Хачатуряну имя крупного композитора. Отныне его интенсивная работа протекает в двух направлениях - творческом и общественно-музыкальном. Его избирают заместителем председателя Московского союза композиторов, а в 1938 году он становится заместителем председателя Оргкомитета Союза советских композиторов.

В 1939 году композитор впервые обратился к жанру балета. Для постановки в Ереванском оперном театре им. Спендиарова он написал балет «Счастье».

В 1940г. Хачатуряном было создано одно из наиболее выдающихся сочинений - Концерт для скрипки с оркестром. Концерт этот посвящен его первому исполнителю - Д. Ойстраху.

Скрипичный концерт Хачатуряна в значительной степени родственен его Фортепианному концерту: в нем та же армянская национальная основа, тот же оптимизм и жизнерадостность, та же бьющая через край энергия, темпераментность, та же виртуозность, подчиненная раскрытию картин праздничного народного веселья. Как в Фортепианном, так и в Скрипичном концерте слушателя захватывают яркие контрасты народно-танцевальных и песенно-лирических образов. Но скрипичный концерт совершеннее по композиторскому мастерству, по органичности сочетания музыкальной формы и образного содержания музыки. Это произведение пользуется большой популярностью и любовью в широких кругах слушателей.

Одновременно со Скрипичным концертом Хачатурян написал музыку к 2м драматическим спектаклям: «Валенсианская вдова» Лопе де Вега и «Маскарад» М. Лермонтова.

Во время Великой Отечественной Войны Хачатурян вместе с другими советскими музыкантами принял активное участие в работе Военной комиссии Московского отделения Союза советских композиторов, а также в радиокомитете. В своем творчестве он обратился к созданию боевой патриотической песни.

Особенно замечательна написанная Хачатуряном вскоре после начала войны - в июле 1941г. - песня «О капитане Гастелло». Большой успех выпал на долю марша для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942). В 1944г. Хачатурян принял участие в конкурсе на создание гимна Армянской ССР и явился в нем победителем: гимн, написанный им, официально принял был в Советской Армении.

В 1942 году был закончен балет «Гаянэ» на сюжет из жизни армянского колхоза. Первая постановка состоялась в декабре того же года в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова. К 1943 году относится Вторая симфония.

В балете «Гаянэ» частично использована музыка первого балета - «Счастье». «Гаянэ» - одно из значительных достижений советского балетного творчества. Музыка балета, как и других лучших сочинений Хачатуряна, отмечена ярким национальным характером; она живет не только в театральных постановках, но и как самостоятельное, независимое от театра произведение. Хачатурян сделал из балета 3 сюиты; среди отдельных танцев, вошедших в Первую сюиту, особенно выделяются «Танец курдов», «Танец розовых девушек» и ставший чрезвычайно популярным «Танец с саблями». Вся эта музыка развивает свойственную композитору театральный симфонизм, проявляющийся уже в его ранних сочинениях - «Танцевальной сюите» и Первой симфонии.

Вторая симфония Хачатуряна посвящена теме и образам Великой Отечественной войны. Композитор поставил здесь перед собой задачу не внешнего изображения отдельных военных событий и эпизодов, а обобщенного воплощения в монументальной симфонии дум и переживаний людей в период войны. От мятежно-тревожной, драматической 1 части через стремительно-беспокойное скерцо и скорбное Andante к торжественно-победным фанфарам финала развивается эта идея. Большое впечатление производят на слушателя удары колокола в начале и в конце симфонии. В 1 части они звучат предзнаменованием грозных событий, а в финале - как знак совершившегося возмездия за бедствия и страдания народа, причиненные войной. Поэтому Вторую симфонию Хачатуряна иногда называют «Симфонией с колоколом».

После окончания ВОВ Хачатурян продолжал напряженную, интенсивную творческую деятельность. В 1946 году им созданы три концертные арии на слова армянских поэтов для высокого голоса в сопровождении оркестра и Виолончельный концерт. В 1947 г. к празднованию 30-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, он написал «Симфонию-поэму».

В 1950г. Хачатурян начал педагогическую деятельность в качестве профессора Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. К этому времени относятся его первые публичные дирижерские выступления.

В творчестве этого времени большое место заняла музыка к кинофильмам «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Салтанат», «Отелло» (1955) и драматическим спектаклям.

Крупным произведением является балет «Спартак», в котором перед зрителем проходят величественные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и другие. Музыка балета чрезвычайно экспрессивна и импозантна, насыщена буйной красочностью. Моментами она производит впечатление оргии красок. В целом «Спартак» - это большой монументальный спектакль, захватывающий слушателя.

С 1957 А.И. Хачатурян занимал пост секретаря Союза композиторов СССР.

Умер в 1978 году. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса.

Основные сочинения можно сгруппировать так:

Балеты:

«Счастье» (1939), «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952), «Спартак» (1956, вторая редакция -- 1958, третья -- 1962, четвёртая -- 1968)

Оркестровые сочинения:

Три симфонии (1934, 1944, 1947), Танцевальная сюита (1933), «Русская фантазия» (1944), «Ода памяти Ленина» (1948), «Торжественная поэма» (1950), «Приветственная увертюра» (1958), Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам

Концерты: Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940), Концерт для виолончели с оркестром (1946), Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963), Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)

Камерные ансамбли:

Струнный квартет (1931), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)

Сочинения для скрипки:

Танец № 1 (1926), Аллегретто (1929), Песня-поэма (в честь ашугов) (1929), Соната (1932)

Сочинения для виолончели:

Песня странствующего ашуга (1925), Элегия (1925), Пьеса (1926), Сон (1927), Соната для виолончели соло (1974)

Сочинения для фортепиано:

Вальс-каприс (1926), Танец (1926), Поэма (1927), Семь фуг(позже вошли в сб. "Речитативы и фуги") (1928-29), Токката (1932), Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944-45), Детский альбом (первая тетрадь) (1947), Сонатина в трех частях (1959), Соната в трех частых (посвящена Н.Я. Мясковскому) (1961; существует в двух редакциях), Детский альбом (вторая тетрадь) (1965), Семь речитативов и фуг (1928-70).

Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них -- «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона.

2. Анализ музыкальных произведений

2.1 Концерт для скрипки с оркестром

Концерт Хачатуряна для скрипки с оркестром, написанный в 1940 году, принадлежит к выдающимся и наиболее популярным произведениям музыки. Популярность скрипичного концерта Хачатуряна обусловлена его большими художественными достоинствами. В жизнеутверждающих и ярких образах концерта, празднично-танцевальных и лирически-задушевных, нашли свое отражение картины красочной, счастливой жизни Армении.

Испытав благотворное влияние традиций русского классического концерта и русского симфонизма, Хачатурян создал произведение, отмеченное высоким мастерством и вместе с тем ярко народное. В концерте не использованы подлинные армянские народные напевы. Однако вся его мелодика, ладово-интонационный строй, гармония являются органическим претворением родной Хачатуряну армянской народной песенности.

Скрипичный концерт Хачатуряна состоит из 3х частей: крайние части - быстрые, стремительные, полные динамики, огня; средняя же - медленная, лирическая. Между частями концерта и отдельными темами существуют интонационные связи, что придает ему целостность и единство.

1 часть (Allegro, ре минор) написана в форме сонатного allegro. Уже короткое оркестровое вступление захватывает слушателя своей энергией и напористостью и сразу вводит в сферу активного действия.

2 часть (Andante sostenuto, ля минор) представляет собой центральный лирический образ концерта. Она ярко контрастна по отношению к крайним частям. Скрипка выступает здесь исключительно как певучий, мелодический инструмент. Это «песня без слов» в восточном стиле, в которой органически претворены интонации армянских народных напевов. В ней выражены задушевные думы, мысли о родной земле, любовь художника к своему народу, к природе Кавказа.

Финал концерта - яркая картина народного праздника. Все полно движения, устремленности, энергии, огня, радостного воодушевления. Музыка носит танцевальный характер; даже тогда, когда льется песня, продолжает звучать ритм танца. Расширяется диапазон звучания, движение становится все более стремительным. В звучании оркестра и скрипки имитируются народные инструменты.

Воплотив в своем скрипичном концерте ярко красочные музыкальные картинны из жизни народа Армении, Хачатурян применил в общей композиции своего произведения прием монотематизма: во 2 части концерта и в особенности в финале проводятся темы 1 части. Но варьирование фактуры, темпа, ритма, динамики способствует изменению их образного значения: драматические и лирические образы 1 части превращаются теперь в образы народного праздника, веселья, буйной и темпераментной пляски. Это преобразование соответствует оптимистической концепции концерта.

2.2 Балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. В суровые дни ВОВ музыка «Гаянэ» прозвучала как яркая и жизнеутверждающая повесть. Незадолго до «Гаянэ» Хачатурян написал балет «Счастье». В иной сюжетной линии раскрывающей те же образы, балет явился как бы эскизом к «Гаянэ» по теме и по музыке: лучшие номера из «Счастья» композитор ввел в «Гаянэ».

Создание «Гаянэ», одного из прекрасных сочинений Арама Хачатуряна, было подготовлено не только первым балетом. Тема счастья человека - его живой творческой энергии, полноты его мироощущения раскрывалась Хачатуряном и в произведениях иных жанров. С другой стороны, симфоничность музыкального мышления композитора, яркая красочность и образность его музыки.

Либретто «Гаянэ», написанное К. Державиным, повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь.

1 действие.

На хлопковых полях армянского колхоза идет сбор нового урожая. Среди самых лучших, активных работников - колхозница Гаянэ. Муж её, Гико, бросает работу в колхозе и требует этого же от Гаянэ, которая отказывается исполнить его требование. Колхозники изгоняют Гико из своей среды. Свидетелем этой сцены является приехавший в колхоз начальник пограничного отряда Казаков.

2 действие.

Родные и друзья стараются развлечь Гаянэ. Появление Гико в доме заставляет гостей разойтись. К Гико являются 3 незнакомца. Гаянэ узнает о связи мужа с диверсантами и о его намерении поджечь колхоз. Попытки Гаянэ предотвратить преступный замысел тщетны.

3 действие.

Гордое становище курдов. Молодая девушка Айша ждет своего возлюбленного Армена (брат Гаянэ). Свидание Армена и Айши прервано появлением трех незнакомцев, ищущих дорогу к границе. Армен, вызвавшись быть их проводником, посылает за отрядом Казакова. Диверсанты задержаны.

Вдали вспыхивает пламя пожара - это горит подожженный колхоз. Казаков с отрядом и курды спешат на помощь колхозникам.

4 действие.

Возрожденный из пепла колхоз готовится вновь начать свою трудовую жизнь. По этому поводу в колхозе праздник. С новой жизнью колхоза начинается и новая жизнь Гаянэ. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную трудовую жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое, светлое чувство любви. Праздник заканчивается объявлением о предстоящей свадьбе Гаянэ и Казакова.

Действие балета развивается по двум основным направлениям: драма Гаянэ, картины народной жизни. Как и во всех лучших произведениях Хачатуряна, музыка «Гаянэ» глубоко и органично связана с музыкальной культурой закавказских народов и больше всего - родного ему армянского народа.

Хачатурян вводит в балет несколько подлинных народных мелодий. Они используются композитором не только как яркий и выразительный мелодический материал, а в соответствии с тем значением, какое они имеют в народном быту.

Композиционные и музыкально-драматургические приемы, применяемые Хачатуряном в «Гаянэ», чрезвычайно разнообразны. Преобладающее значение в балете приобретают цельные, обобщенные музыкальные характеристики: портретные зарисовки, народно-бытовые, жанровые картинки, картинки природы. Им соответствуют законченные, замкнутые музыкальные номера, в последовательном изложении которых нередко складываются яркие сюитно-симфонические циклы. Логика развития, объединяющего самостоятельные музыкальные образы в единое целое, в разных случаях различна. Так, в финальной картинке большой цикл танцев объединен происходящим праздником. В некоторых случаях чередование номеров строится на образных, эмоциональных контрастах лирического и веселого, стремительного или энергичного, мужественного, жанрового и драматического.

Четко дифференцированы музыкально-драматургические средства и в характеристиках действующих лиц: цельным портретным зарисовкам эпизодических персонажей противопоставлено сквозное драматическое музыкальное развитие в партии Гаянэ; разнообразным танцевальным ритмам, лежащим в основе музыкальных портретов друзей и родных Гаянэ, противостоит импровизационно-свободная, лирически насыщенная мелодика Гаянэ.

Хачатурян последовательно проводит в отношении каждого из действующих лиц принцип лейтмотивов, что сообщает образам и всему произведению музыкальную ценность и сценическую конкретность. Благодаря многообразию и развитию мелодий Гаянэ музыкальный образ её приобретает гораздо большую гибкость в сравнении с другими персонажами балета. Образ Гаянэ раскрыт композитором в последовательном развитии, по мере эволюции её чувств: от затаенной скорби («Танец Гаянэ», № 6) и первых проблесков нового чувства («Танец Гаянэ», № 8), через полную драматизма борьбу (2 действие) - к новому светлому чувству, новой жизни (вступление к 4 действие, № 26).

«Танец Гаянэ» (№ 6) - скорбный, сдержанный монолог. Его выразительность сосредоточена в проникновенной и вместе с тем напряженной по развитию мелодии.

Иной круг образов передает другое «ариозо» Гаянэ - «Танец Гаянэ» (№ 8, после встречи с начальником пограничного отряда Казаковым) - взволнованное, трепетное, словно предвещающее начало нового, светлого чувства. И здесь композитор придерживается строгой экономии выразительных средств. Это - соло арфы, построенное на широких пассажей.

Теперь следует «Колыбельная» (№ 13), где вступительная мелодия героев, мерная, еще носит следы драматизма предыдущей сцены. Но по мере развития та же тема в звучании скрипок, с активизирующим мелодию варьированием, в новой, более напряженной гармонизации приобретает более широкое лирическое значение. Дальнейшее изменение темы совсем нарушает рамки колыбельной песни: она звучит как драматический монолог Гаянэ.

Портрет Гаянэ, данный композитором разнообразно, отличается вместе с тем удивительным музыкальным единством. Это особенно ясно на примере дуэта с Казаковым. И здесь композитор стремится к сохранению общего лика героини: та же широкая, импровизационного склада мелодия, глубоко лиричная, но впервые светлая, мажорная; та же интимность, камерность звучания сольных инструментов.

Сосем иной принцип лежит в основе музыкальной обрисовки других действующих лиц: Нунэ и Карена, брата Гаянэ - Армена, курдской девушки Айши.

Ярко и выпукло написан «портрет» Айши, молодой курдской девушки, - «Танец Айши» (№ 16). Композитор сумел сочетать протяжную, неторопливую, восточного склада мелодию, прихотливо ритмизованную, с четким и плавным движением вальса, сообщающим музыке характер мягкой лиричности.

В «Танце Айши» вариационный принцип развития сочетается с трехчасовой формой; динамика, движение - с четкостью симметрично построения.

«Танец розовых девушек» (№ 7) отличается необычайной свежестью, изяществом и грацией движения. Мелодия его предельно ясна по рисунку, как бы объединяет в себе четкость маршевой поступи, сообщающей музыке бодрость, и прихотливость танцевальных ритмов.

«Танец с саблями» (№ 35), энергичных, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, скандирование мелодии, звонкие и резкие оркестровые звучания - все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары.

Один из ярких номеров «Танцевальной сюиты» 4 действия - «Лезгинка». В ней поражает очень тонкое, чуткое проникновение в существо народной музыки. Все в «Лезгинке» идет от слушания народной музыки. «Лезгинка» являет пример того, как Хачатурян, целиком основываясь на принципах народной музыки, свободно и смело развивает их до масштабов симфонического мышления.

Заключение

Арам Ильич Хачатурян оставил огромное наследие сочинений. Основной отличительной чертой его творчества можно назвать гармоничное сочетание народных мотивов Армении с русской традицией. Так, музыка «Гаянэ» отличается полнотой и жизненностью образов, она далека от каких-либо штампов балетной музыки.

Значительность содержания и яркость его музыкального воплощения, музыкальная содержательность образов позволяют говорить о продолжении в балетном творчестве Хачатуряна традиций русского классического балета. Традиции русской музыкальной классики заметны и в самом методе музыкального мышления Хачатуряна: в глубоком претворении особенностей народного музыкального творчества, в умении композитора на его основе создать произведение большого творческого своеобразия и высоко профессионализма.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010