рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Возрастная физиология и психофизиология

Содержание:
 
1.     Введение.                                                                                                       3
2.     Психофизиология речи и мыслительной деятельности.                           4                                                                                                
3.     Онтогенез речи.                                                                                             8
4.     Современные представления о природе и механизме мышления.           9
5.     Заключение.                                                                                                 11
6.      Литература.                                                                                                 12
   
  В этой контрольной работе изложена психофизиология речи и мыслительной деятельности, рассмотрен онтогенез речи. Также изложены современные представления о природе и механизме мышления.
Цель - раскрыть важность высшей нервной деятельности.
Задачи – показать основы психо-физиологии речи и мыслительной деятельности. Рассмотреть онтогенез речи. Дать современное представление о природе и механизме мышления.
 

Системой восприятия непосредственных, чувственных сигналов из внешней и внутренней среды организма о биологически полезных или вредных явлениях была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой. И.П. Павлов считал, что у человека развивается «чрезвычайная прибавка»- особая система сигнализации, связанная со словесным обозначением объектов, система сигнала сигналов, или «вторая сигнальная система». Вторая сигнальная система обладает рядом особенностей: 1) сигналы второй сигнальной системы носят обобщенный характер; 2) они создают возможность абстрагирования, отвлечения от действительности, что является основой для возникновения специфически человеческого абстрактного мышления, выступающего в речевой форме. Вопрос о возникновении этой специфичной для человека системы сигнализации- речевой системы- рассматривался И.П. Павловым с рефлекторных позиций и прежде всего в связи с условными рефлексами второго, третьего высших порядков, где подкреплением условного рефлекса служит не безусловный, а другой условный раздражитель.
Возникает принципиально иная система сигнализации – с помощью обобщенных словесных сигналов, необходимых для речевого общения и поведения в общественной среде. Существенную роль в образовании второсигнальных связей, вероятно, играют имитационные реакции, организующиеся по принципу подражания. Особенно важны такие реакции в детском возрасте, когда человек осваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Особого внимания для механизма второсигнальных реакций, по-видимому, также заслуживают связи между индиферентными раздражителями, образующиеся на основе участия ориентировочных реакций.
Вторая сигнальная система, таким образом, представляет нечто большее, чем сигнал сигнала. Она не сводиться также только к коммуникативной функции, а составляет основу специфически человеческого абстрактного мышления и регулирует самые сложные формы поведения.
Деятельность речевой, или второй сигнальной системы, обеспечивается работой речедвигательного, речеслухового и речезрительного анализаторов, а также лобных отделов мозга.
Речедаигательный анализатор воспринимает сигналы от языка, губ, полости рта и гортани, диафрагмы и осуществляет построение речи и произношение слов. Тонкая регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры больших полушарий, которая получает афферентные импульсы от рецепторов, заложенных в мышцах, сухожилиях и связках голосового аппарата и дыхательных мышц.
Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находиться в области второй и третьей лобных извилин – речедвигательной центр Брока, 44-е, 45-е, 46-е поля Бродмана. Возможность возникновения речедвигательного акта и при безусловном раздражении ( например, при боли ) позволяет предполагать наличие также и субкортикальных центров, участвующих в регуляции речи, подчиненных корковому контролю.
Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного речеслухового анализаторов (центр Вернике расположен в верхневисочной  области  левого полушария). Главным процессом, обеспечивающим понимание развернутой речи, является декодирование поступающей в акустической или оптической формах словесной информации. Для декодирования смысла речи необходим активный анализ наиболее существенных элементов ее содержания, особенно для расшифровки сложно построенной фразы и тем более для понимания ее общего смысла и подтекста.
Для осуществления декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, в оптической форме – участие сложных поисковых движений глаз (в том числе многократные возвраты к пройденным сегментам текста), особенно при чтение трудного для понимания материала. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария у правшей. Поражение этих отделов ведет к распаду понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций. Для декодирования сложной, требующей активной работы высказываний совершенно необходимо участие также и лобных долей мозга, нарушение которых, не затрагивая способности понимания слов и простых предложений, делает мало доступным понимание сложных форм развернутой речи и тем более подтекста сложных высказываний.
Речевая, второсигнальная форма отражения, как специфически человеческая, выступает в трех важнейших функциях: коммуникативная, понятийная и регуляторная.
Коммуникативная функция речи как средства общения. Эта сложная сознательная деятельность выступает в двух самостоятельных но тесно связанных, специфических формах. Одна из них предполагает участие субъекта, формулирующего речевое высказывание, и выступает в форме экспрессивной речи, другая- субъекта, воспринимающего речевое сообщение- импрессивная форма речи. Импрессивная форма начинается с восприятия потока чужой речи, декодирования ее через анализ и выделение существенных элементов. Как экспрессивная, так импрессивная форма речи представляют собой сложнейшее психологическое образование, физиологической основой которого являются особые функциональные системы мозга.
В элементарной форме коммуникативная деятельность иметься и у животных. При этом особое значение имеет активность животного, связанная с воспроизведением некоторых звуковых или зрительных раздражений, которые могут превратиться в сигналы для другого животного. Такая сигнальная деятельность, обеспечивающая доступные для животного формы общения, тем не менее не являются эквивалентом второй сигнальной системы человека, хотя в ней и заложены некоторые элементы, указывающие на существование у разных видов животных коммуникативной функции.
Понятийная функция речи заключается в том что, речь – это орудие понятийного, абстрактного мышления. Посредством речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируется суждение и выводы. Поэтому речь, одновременно со средством общения становится и механизмом деятельности.
Вторая сигнальная система оказывает значительное влияние на деятельность первой. У человека сигналы внешнего мира вызывают сначала ощущения и представления. Новые условные связи второй сигнальной системы могут образовываться вне зависимости от непосредственного раздражителя, с помощью представлений, образов, понятий. Слово, включаясь в восприятие конкретных объектов, дает возможность выделить их существенные свойства в виде понятий. Так, с помощью речи осуществляется переход от элементарного ощущения к сложному процессу мышления.
Регуляторная функция речи осуществляет регуляцию деятельности различных систем организма с помощью слова. Экспериментами проведенными в лаборатории К.М. Быкова, было показано влияние слова на функцию внутренних органов. Речевые сигналы вызывали изменение деятельности различных внутренних органов – сердца, сосудов, желудка, мочевого пузыря и др., а также изменение интенсивности обменных процессов.
Словесные раздражители воздействуют и на мышечную систему, на организацию движений. При этом регуляторное влияние речи сказывается как на координации движений, так и на метаболизме мышц. Влияние словесных сигналов на сенсорные системы позволяет судить о том, насколько далеко на центральные и переферические отделы анализаторов может распространиться действие словесных раздражителей. Изучение вызванных потенциалов показало, что словесные внушения о наличии действия или не действия света могут существенно изменить величину вызванных потенциалов в зрительной коре, т.е. через словесную систему может происходить регуляция уровня возбудимости анализаторной системы.
Слово как физиологически активный фактор, оказывающее регулирующие влияния на различные системы организма, действует не на энергетическом уровне, не силой звуковой оболочки или какими-либо еще внешними характеристиками, а своим непосредственным содержанием, т.е. теми связями, которые данное слово образует с реальными предметами, явлениями или событиями жизни. Действие слова определяется его смысловым значением. Регистрация биотоков мозга, сосудистых и кожногальвонических реакций позволяет выявить на фоне малозначащих слов, слова с повышенным для данного человека значением. Так, например, слова «экзамен», «сессия», «оценка» вызывали у студентов перед сессией яркие биоэлектрические вегетативные реакции, резко отличавшихся от изменений, вызванных индифферентными словам. Определение зоны доминирующих смысловых значений для человека может быть использовано при диагностике некоторых патологических состояний.
Слово становится сигналом сигналов лишь в процессе обучения ребенка, его речевого общения со взрослыми. Слово как комплексный раздражитель начинает формироваться примерно во второй половине первого года жизни ребенка. Произносимые взрослыми звуки слова вместе со всеми одновременно действующими сигнальными раздражителями связываются с подкрепляющим движением. Вначале сигналом служит весь комплекс и лишь постепенно их начинает заменять слово, несущее понятие, которое в конечном итоге перестает зависеть даже от звуковых различий своего произношения.
По мере расширения жизненного опыта ребенка содержание слова расширяется и углубляется. Обобщая все большее количество первичных сигналов и отвлекаясь от их конкретного разнообразия, слово делает заключенное в нем понятие более абстрактным, охватывающим более широкий круг явлений. Большое значение при этом имеет разнообразие связей, которые слово образует с сопутствующими сигналами.
В образовании словесного сигнала, обобщающего первичные сигналы  от разных сенсорных систем, особое значение имеют сигналы от двигательного анализатора. В этом проявляется роль критерия практики в формировании понятий, являющихся содержанием слов. То, что слово действует заключенным в нем понятием, а не звуковой оболочкой, показывает опыт выработки у человека на какое-нибудь слово условного оборонительного рефлекса и возможность вызвать его, произнося слово-синоним, содержащее при другом звучание тот же смысл. На протяжение всей жизни человека происходит обогащение уже сложившихся и образование все новых понятий, выраженных словами, в которых обобщается все больше первичных сигналов.
Для понимания физиологических основ познавательных процессов необходимо рассмотреть этапы познания: 1) конкретно-чувственное отражение, которое находит свое выражение в ощущениях, восприятиях и представлениях, как более простая форма познания; 2)абстрактно-обобщенное отражение внешнего мира, выражающееся в логическом мышлении в виде понятий, суждений и умозаключений, как более сложная форма познания.
Мышление представляет высшую форму отражения мира. Мышление- процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями и закономерностями. С помощью мышления познается содержание, значение и смысл воспринимаемого, а также внутренние, скрытые для непосредственного познания ( для ощущения и чувственного представления ) особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может познавать не только настоящее, но и будущее и прошедшее, строить гипотезы, обобщать и обеспечивать их проверку. Наиболее высокая форма обобщения - понятие, наивысшая форма мышления - понятийное мышление. В понятии отраженно то, что не может быть непосредственно воспринято при помощи наших органов чувств, причем понятие отражает в предмете лишь существенное.
Язык – средство выражения мысли и форма существования мысли.
Благодаря мышлению возникает новые специфические человеческие формы отражения.
Процесс мышления для своего осуществления требует интегративной деятельности всех участков коры мозга и особенно ее лобных долей.
В лобной коре имеются 9-е, 10-е, 45-е, 46-е поля, которые впервые появляются у человека и имеют специфическое строение. Они созревают лишь к семилетнему возрасту, что связано с особенностями умственного развития ребенка. Третичные отделы лобных долей фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры и, по-видимому, представляют аппарат, определяющий формирование сознательного поведения. фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры и, по-видимому, представляют аппарат/
В состав промежуточного мозга включают таламус (зрительные бугры), гипоталамус (подбугровая область), лотеральные и медиальные коленчатые тела, эпиталамус и подушки.
Таламус является главным коллектором на пути информации от всех афферентных систем в кору больших полушарий.
В комплекс структур гипоталамуса входит серый бугор, манилярные тела и серое вещество.
Гипоталамус участвует в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, регуляции обмена веществ, регуляции эндокринных функций, регуляции мочеотделения, постоянства внутренней среды организма, регуляции сна и бодрствования, участвует в адаптационном поведении, участвует в эмоциональном поведении.
Между гипоталамусом и гипофизом существуют прямые нервные, сосудистые и гуморальные связи, благодаря чему осуществляется интегрирование нервной и гуморальной регуляции различных функций организма. 
 
 
Литература:
 
1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.   Основы физиологии человека. Изд 2-е. (под ред. Агаджаняна Н.А.) – М.: изд-во РУДН, 2004.
2.     Коробков А.В., Башкиров А.А., Ветчинкина К.Т. (Под ред. Коробкова А.В.) – М.: Высш. Школа, 1980.
3.     Косицкий Г.И., Кураев Г.А., Чораян О.Г., Коган А.Б.  Физиология человека и животных. (под ред. Когана А.Б.) – М.: Высш. Шк., 1984. 

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010