рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Управление и экономика фармации

Вопросы и типовые задачи к экзамену

по «Управлению и экономике фармации»

на 5 курсе фармацевтического факультета ТМУ (очно)

A. Вопросы к экзамену по «Управлению и экономике фармации» для студентов-очников 5 курса фармацевтического факультета ТМУ.

1. Системы в здравоохранении, моделирование систем. Методология системного анализа. Здравоохранение как система. Принципы здравоохранения.

2. Фармацевтическая служба как составная часть системы “Здравоохранение”; вертикальная и горизонтальная структуры управления. Министерство здравоохранения, задачи, структура.

3. Системы создания, воспроизводства, аптечного и промышленного производства, распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

4. Основы государственной политики в здравоохранении и фармации.

5. Закон о лекарственных средствах.

6. Закон о наркотических средствах и психотропных веществах.

7. Закон о рекламе.

8. Закон о защите прав потребителей и другие законодательные акты, регулирующие правовые отношения в фармацевтической практике.

9. Научный характер фармации. Основные достижения фармацевтической науки и практики. Общественные фармацевтические организации.

10. Всемирная организация здравоохранения и международная фармацевтическая федерация.

11. Организация товародвижения: формирование логистических каналов распределения товаров.

12. Характеристика прямых и косвенных каналов товародвижения, уровни логистических каналов на фармацевтическом рынке.

13. Аптека как основное звено системы доведения ЛС до потребителя.

14. Основная задача и функции. Формы собственности и организационно-правовые формы. Общие принципы размещения аптечной сети. Нормативы развития сети аптек.

15. Порядок открытия аптеки. Виды деятельности. Аптека производственного и непроизводственного типа.

16. Состав помещений аптеки в зависимости от видов деятельности. Организационная структура: понятие, принципы построения. Основные типы структур. Примерная организационная структура аптеки.

17. Номенклатура должностей аптечных работников, рекомендуемые штатные нормативы.

18. ЛС как товар: характерные черты и особенности. Ассортимент аптечных товаров и факторы его формирования. Определение рационального набора одновременно обращаемых на рынке ЛС с учетом стадии их жизненного цикла.

19. Установление перечней ЛС (необходимых и жизненно-важнейших лекарственных средств, обязательный ассортимент и др.). Оптимизация ассортимента аптеки с учетом скорости реализации ЛС.

20. Факторы, формирующие потребление ЛС. Методики определения потребности в лекарственных средствах различных фармакотерапевтических групп.

21. Организация работы аптеки по приему рецептов и отпуску лекарств.

22. Номенклатура должностей специалистов аптеки, осуществляющих прием рецептов и отпуск по ним лекарств; оборудование и оснащение их рабочих мест.

23. Использование современных технологий рационализации труда; штрихового кодирования; АРМ провизора; оформление первичной документации.

24. Фармацевтическая экспертиза рецепта: определение соответствия формы рецептурного бланка, наличие основных (обязательных) и дополнительных реквизитов рецепта; установление правомочности лица, выписавшего рецепт; определение сроков действия рецептов.

25. Таксировка рецептов и порядок их регистрации. Правила оформления и сроки хранения изготовленных в аптеке лекарств.

26. Отпуск лекарств из аптеки. Сроки хранения рецептов в аптеке.

27. Особенности аптечного изготовления лекарств. Рациональная организация и аттестация рабочих мест. Основные принципы нормирования труда и охраны профессионального здоровья.

28. Схема технологического процесса изготовления лекарств в аптеках. Организация изготовления в аптеках концентратов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки и их документальное оформление.

29. Основные принципы хранения лекарств.

30. Особые правила хранения наркотических ЛС, ядовитых, сильнодействующих ЛС, психотропных и прекурсоров.

31. Предметно-количественный учет в аптеках. Естественная убыль (трата) товаров в аптеке. Порядок уничтожения ЛС, пришедших в негодность.

32. Организация безрецептурного отпуска аптечных товаров. Требования к оформлению торгового зала аптеки. Организация рабочих мест сотрудников аптеки, занятых безрецептурным отпуском.

33. Организация работы мелкорозничной сети.

34. Организация внутриаптечного контроля качества ЛС, отпускаемых из аптеки. Предупредительные мероприятия, повышающие качество лекарств.

35. Оборудование и оснащение рабочих мест по контролю качества лекарств в аптеках; документация. Виды внутриаптечного контроля качества. Изъятие на анализ лекарств КАЛ (центрами).

36. Основные формы лекарственного обеспечения стационарных больных. Межбольничная аптека; больничная аптека, работающая на основе самоокупаемости; больничная аптека, являющаяся отделением больницы.

37. Основная задача, функции, порядок организации, классификация больничных аптек. Штаты. Примерная организационная структура. Оборудование и оснащение аптек, обслуживающих стационарных больных.

38. Организация снабжения, хранения, учета в аптеках товаров и порядок их отпуска в ЛПУ. Запасы, порядок хранения, учет и контроль ЛС в отделениях ЛПУ.

39. Формуляры ЛС. Стандартизация системы рационального использования ЛС.

40. Виды сбыта. Основные типы сбытовой сети. Оптовые посредники: задача, функции, классификация. Сбытовая логистика. Логистика складирования.

41. Аптечный склад: задачи и функции, принципы размещения и проектирования, варианты организационной структуры, штаты, оснащение и оборудование.

42. Механизация работ и автоматизация учета на складе. Особенности хранения наркотических, ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств и прекурсоров. Особенности хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ.

43. Порядок отпуска медицинских товаров аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям. Транспортная логистика. Договоры на поставку. Документы, подтверждающие законность реализации и качества продукции.

44. Выбор поставщика аптечной продукции. Обеспечение конкурентоспособности ЛС. Порядок составления основных документов по поставке продукции.

45. Общие и частные принципы фармацевтической экономики. Стратегическое и оперативное планирование. Формы текущих планов: годовые планы, планы производства, финансовый план, план маркетинга и др.

46. Особенности экономики аптеки. Основные экономические показатели деятельности аптек: общая характеристика, методы планирования.

47. Действие основных экономических законов и особенности теории потребительского поведения на фармацевтическом рынке. Влияние ценовых и неценовых детерминант спроса на величину экономических показателей деятельности аптеки.

48. Экономика аптеки и эффект дохода, эффект замещения. Закон убывающей предельной полезности.

49. Ценообразование на ЛС, виды и функции цен, влияющие факторы. Разработка ценовой стратегии.

50. Выбор стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла ЛС. Ценовая эластичность спроса.

51. Прогнозирование сбыта. Реализация как основная компонента сбыта.

52. Объем реализации: понятие, цели анализа и планирования, влияющие факторы, методика планирования. Зависимость объема реализации от выбора варианта организации сбыта (по видам потребителей, продукции, группам товаров, по регионам и др.).

53. Товарное обеспечение объема реализации. Запасы товаров: классификация, нормирование. Факторы, влияющие на размер запаса.

54. Анализ и планирование запасов товаров. Использование методов теории управления запасами. Определение оптимального размера заказа, частоты поставки, точки заказа.

55. Издержки: общая характеристика, состав (постоянные и переменные). Закон убывающей отдачи. Средние издержки. Предельные издержки.

56. Состав издержек, включенных в себестоимость продукции: затраты на основные материалы, вспомогательные материалы, затраты труда (прямые и косвенные), накладные расходы (аренда, страхование, освещение), амортизация, налоги и т.д..

57. Методы анализа и планирования отдельных статей, общей суммы и среднего уровня расходов аптеки.

58. Валовая и чистая прибыль, проблемы максимизации прибыли. Валовый доход и прибыль. Анализ и планирование валового дохода.

59. Влияние основных факторов на валовый доход (изменение цены, реализации, спроса и др.) Факторы, влияющие на прибыль.

60. Определение прибыли. Анализ сбалансирования между объемом производства, издержками, прибылью (точка безубыточности производства).

61. Хозяйственный учет и его роль в системе управления. Учет как информационная система для принятия управленческих решений.

62. Правовая база учета. Задачи, требования, предъявляемые к учету. Виды учета (оперативный, статистический, бухгалтерский, финансовый и управленческий); учетные измерители.

63. Бухгалтерский учет: предмет и метод.

64. Хозяйственные средства аптеки: состав, размещение, использование и источники образования. Хозяйственные процессы.

65. Основные элементы метода бухгалтерского учета: документация хозяйственной деятельности; инвентаризация имущества и финансовых обязательств; оценка и калькуляция.

66. Бухгалтерский баланс. Виды балансов: вступительный, текущий.

67. Структура, статьи бухгалтерского баланса. План счетов. Система синтетических и аналитических счетов.

68. Простые и сложные бухгалтерские проводки. Двойная запись. Оборотные ведомости. Учетные регистры.

69. Типы изменений в балансе. Формирование учетной политики аптеки. Организация бухгалтерского учета.

70. Основные средства: определение, классификация, задачи учета, документальное оформление движения.

71. Износ (амортизация) основных средств, синтетический и аналитический учет, учет нематериальных активов.

72. Учет материально-производственных запасов. Учет движения материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП).

73. Учет вспомогательных материалов, тары, лекарственного растительного сырья (ЛРС) и прочих ценностей.

74. Учет движения товаров в аптеке. Приход и расход товаров; в т.ч.: реализация и прочий документированный расход.

75. Формы первичной документации по приходу и расходу товаров. Синтетический и аналитический учет прихода и расхода товаров.

76. Учет денежных средств и расчетов. Приходные и расходные кассовые операции. Оформление первичных кассовых документов.

77. Учет расчетов. Положение о безналичных расчетах. Оформление первичных документов по расчетам с бюджетом, поставщиками и покупателями.

78. Учет труда и заработной платы. Учет отработанного времени. Виды заработной платы и формы оплаты труда.

79. Договора и трудовые соглашения. Выплата пособий за счет средств социального страхования и пенсионного фонда.

80. Удержания из заработной платы. Оформление первичной документации по учету заработной платы.

81. Учет издержек обращения аптеки. Издержки, включаемые в себестоимость и относимые на финансовые результаты. Особенности определения издержек обращения на остаток товаров.

82. Учет финансовых результатов и их использование. Налоговая система в ПМР. Использование прибыли.

83. Отчетность аптек. Виды отчетности: оперативная, финансовая и статистическая.

84. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

85. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности аптеки. Экономический анализ деятельности аптечной организации: этапы, методы, приемы.

86. Анализ внутренней и внешней среды организации, основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности; критерии оценки.

87. Основные термины и определения информатики. Научная и деловая информация. Свойства и виды научной информации.

88. Информационно-справочные системы о ЛС.

89. Фармацевтическая информация и реклама ЛС. Особенности рекламы ОТС-препаратов.

90. Планирование, основные формы, оценка эффективности рекламы ЛС. Основные этические критерии продвижения ЛС.

7) Федеральный закон " О рекламе " от 13.03.2006 N 38-Ф

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом ;

3) справочно-информационные и аналитические материалы не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуг

Статья 3. Основные понятия,

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

2) объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

5) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

6) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

8) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

9) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

10) спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

11) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государств

12) антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством

4. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

5. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники,

Статья 7. Товары, реклама которых не допускается

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

1) Здравоохранение, как социально-экономическая структура, представляет собой специфическую систему, по удовлетворению определенных человеческих потребностей, обобщено именуемых медицинскими.

В поле рыночных отношений сфера медицинских услуг приобретает маркетинговую сущность. Одной из актуальных задач настоящего времени является адаптация к потребностям здравоохранения методов организации и управления маркетингом.

Вычленение и исследование структурных и функциональных взаимосвязей элементов предполагаемой модели маркетинга медицинских услуг позволяет приблизиться к решению проблемы по разработке единой концепции, оптимально соотносящей интересы пациента и врача, и в тоже время сбалансировано учитывающей возможную деятельность конкурента.

Для понимания сущности излагаемого материала методологически правомерно привести перечисление элементов маркетинговой системы, условно разделенных на две группы.

К первой группе отнесены элементы, характеризующие субъекты маркетинговой системы (потребитель и производитель) и объекты маркетинговой системы (фактор внешней среды, образ товара, стандарт, экономическая группа, потребительская группа, профессиональная группа, платежеспособность, заработная плата, стоимость товара, случай обслуживания, расценка труда, единица товара, единица труда, эффективность).

Условно назовем элементы этой группы - категориями.

Ко второй группе отнесены элементы, характеризующие определенные состояния и действия субъектов в поле рыночных отношений. Это - нужда, потребность, предложение, благосостояние, сделка, квалификация, спрос, деятельность, удовлетворение.

Условно элементы второй группы назовем - предикатами.

К субъектам маркетинговой системы медицинских услуг отнесены: пациент (клиент) и врач.

Объектами маркетинговой системы медицинских услуг являются: медико - социальная проблема, медицинская услуга, медицинский стандарт, медико - экономическая группа, медико-диагностическая группа, медико - профессиональная группа, платежеспособность пациента, заработная плата врача, стоимость медицинской процедуры, случай медицинского обслуживания (амбулаторно-поликлинический либо госпитальный), расценка врачебного труда, медицинская процедура, единица врачебного труда, эффективность оказания медицинской помощи.

К характеристикам (состояниям) субъектов маркетинговой системы медицинских услуг относятся: болезнь (состояние) пациента, потребность в медицинской помощи, врачебные медицинские рекомендации (предложения), благосостояние пациента, цель медицинского обслуживания, врачебная квалификация, востребование медицинской процедуры (спрос), врачебная медицинская помощь, результат медицинской помощи.

Центральное место в маркетинговой системе занимает сделка. Именно в этой категории-предикате концентрируются в той либо иной степени, прямо либо косвенно все функции каждого элемента системы. Исключение понятия “сделка” из модели маркетинговой системы лишает сущности функционирование системы, как целостного организма. В реализованной сделке по существу уравновешиваются внутренние противоречия всех элементов маркетинговой системы, как категорий, так и предикатов.

Системный анализ в широком смысле слова представляет собой синтез методологии теории систем, системного подхода и системных методов обоснований принятия решения.

Системный анализ - это методология решения крупных проблем, основанная на концепции систем. В системном анализе решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики системы. Приемы и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому варианту и сопоставление вариантов по их эффективности.

Привлечение этой методологии обусловлено, прежде всего,тем, что приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, вызванной наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке.

Системный анализ может применяться в области бизнеса, социологии, здравоохранения и практической медицины, политики и идеологии, в которых могут существовать свои специфические проблемы.

Целью системного анализа является упорядочение последовательности действий при решении крупных проблем, основываясь на системном подходе. Системный анализ предназначен для решения того класса проблем, который находится вне короткого диапазона ежедневной деятельности.

Системный анализ как методология решения проблем претендует на то, чтобы исполнять роль каркаса, объединяющего все необходимые знания, методы и действия для решения проблемы.

Здравоохранение как система: общие принципы.

Традиционно ВОЗ оценивает вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. В связи с этим появилось понятие «смертей, которые можно избежать» (avoidable mortality). Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи - своевременно и качественно -- это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как другие включают сферу личной жизни человека, на которую влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья;

возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации.Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

Существует такое понятие как всеобщий (universal) доступ населения к медицинским услугам. Это означает, что все граждане имеют доступ к системе здравоохранения и могут претендовать на получение медицинской помощи. Потребность категория достаточно сложная, она подразумевает, что человеку реально необходима помощь по медицинским показаниям. Она может существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной. Например, рост заболеваемости можно отнести за счет повышения качества и возможностей диагностических средств--раньше просто не было технических возможностей для диагностики.

Спрос в строгом экономическом смысле подразумевает способность и готовность населения платить, в нашем случае за медицинскую помощь. Он корреспондируется с такой категорией как предложение. Однако при анализе систем здравоохранения понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически. Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь Равный или неравный доступ--еще одна проблема. Должны ли и могут ли отдельные категории населения иметь преимущества при получении медицинских услуг? Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.

При обсуждении проблемы доступа, традиционно рассматриваются два параметра -- своевременность и качество. Система здравоохранения обеспечивает доступ, если медицинская помощь надлежащего качества может быть получена гражданином вовремя. Поэтому существующая система медицинских учреждений, их территориальное распределение и организация работы должны быть оценены с этой точки зрения. Очевидно, что для оценки доступа относительные показатели развития здравоохранения более полезны, чем абсолютные показатели.

Среди показателей доступности услуг часто называют возможность выбора врача или медицинского учреждения

2) Основополагающей чертой каждой организации является разделение труда внутри ее. Это разделение бывает двух типов: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное разделение труда предполагает дифференциацию трудового процесса, что приводит к образованию подразделений организации, выполняющих специфические конкретные задания. Вертикальное разделение труда используется для дифференциации управленческой работы по координированию всех видов деятельности организации, предпринимаемых для достижения ее целей. Такое вертикальное разделение труда руководителей образует уровни управления. Основными элементами структуры управления являются звенья (по горизонтали) и ступени, или уровни (по вертикали). Под звеном управления подразумевается самостоятельный функциональный орган управления, непосредственно подчиняющийся линейному руководителю. Ступень (уровень) управления - это определенный уровень иерархии менеджмента, на котором может находиться один или несколько линейных руководителей и функциональных подразделений.

Руководители, находящиеся на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы по выполнению основных задач организации. Руководители управленческого уровня, как правило, обеспечивают управление и координацию всех видов деятельности различных подразделений внутри организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом, в котором существует и функционирует организация.

Другой способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управленцев) низового звена, или операционных управленцев; руководителей среднего звена, или функциональных управленцев и руководителей высшего звена.

Операционные руководители -- это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. К данной группе руководителей можно отнести заведующих аптек; заведующих отделами; на производствах: мастера, начальника смены, в вузе - заведующего кафедрой.

Работа младших руководителей координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. Содержание работы руководителей среднего звена заметно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в значительной степени определяется содержанием работы подразделения, а не организации в целом.

Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: руководители отдельных фармацевтических организаций, входящих в состав объединения (например, акционерного общества, ассоциации, холдинга и т.п.), заведующие центральными районными аптеками.

Функциональные управленцы или руководители среднего звена преимущественно являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым руководителям. Основная работа руководителей среднего звена проходит в форме бесед с руководителями низового звена, что занимает около 80% времени. По другим данным, эти руководители проводят только 34% времени в одиночестве.

Современные подходы к управлению, в частности, системный, рассматривают организацию как открытую систему, главные предпосылки успеха которой отыскиваются не внутри, а вне ее. Традиционно фармацевтическая служба рассматривается как составная часть системы здравоохранения. Однако, если принять во внимание все имеющиеся в ней типы фармацевтических предприятий и учреждений, наличие субъекта и объекта управления можно рассматривать в качестве самостоятельной системы.

Принципы и организационная структура фармации, масштабы ее централизации или децентрализации на уровне страны, административно-территориальных единиц формируются в соответствии с общественными моделями и системами. Выделяют государственное, отраслевое, территориальное и корпоративное управление фармацией. Государственное управление фармацией базируется на формировании государственной политики, координации, контроля и надзора за соблюдением всеми фармацевтическими организациями, как субъектами хозяйствования, так и контролирующими и местными органами власти, действующих нормативно-правовых актов. Средствами регуляторного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в фармацевтической отрасли являются государственный заказ и задание, лицензирование, патентование, квотирование, сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов, регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, а также дотаций, компенсаций, субсидий. Важное место в этих процессах как координирующий и контролирующий орган центральной исполнительной власти занимает Министерство здравоохранения Украины и его структурные подразделения. На уровне страны и регионов за годы независимости Украины проведены реорганизации управленческих структур в фармации, изменены их полномочия.

Территориальное управление фармацевтической (преимущественно аптечной) службой является динамичным, гибким, предусматривает в основном регулирование и координирование деятельности фармацевтических организаций. Такое управление осуществляется в различных регионах структурами разного типа: фармацевтическими отделами при облгосадминистрациях или при управлениях здравоохранения, областным коммунальным предприятием, акционерными обществами, областные производственными объединениями - фирмами «Фармация», холдингами, корпорациями, концернами и т.п.

Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств осуществляет государственный контроль за качеством лекарств в процессе их производства, хранения, оптовой и розничной реализации. Имеет в структуре территориальные (областные) государственные инспекции.

В структуру Министерства здравоохранения входят следующие подразделы:

Патронатная служба;

Ученый медицинский совет;

Главное управление организации медпомощи населению;

Главное санитарно-эпидемиологическое управление;

Управление профилактики социально-опасных болезней, СПИДа и формирования здорового образа жизни;

Главное управление медицинских кадров и государственной службы;

Государственный департамент контроля по качеству, безопасностью и производством врачебных средств и изделий медицинского назначения.

Основными задачами являются:

обеспечение реализации государственной политики в сферах здравоохранения, санитарного и эпидемического благополучия населения, создание, производства, контроля качества и реализации лечебных средств и изделий медицинского назначения;

разработка, координация и контроль по выполнению государственных программ развития здравоохранения, в частности профилактики заболеваний, предоставления медпомощи, развития медицинской и микробиологической промышленности;

организация предоставления государственными и коммунальными учреждениями охраны здоровья безвозмездной медпомощи населению;

4) для достижения целей государственной политики по совершенствованию медицинского обслуживания предполагается решить гораздо больше задач, чем в сфере повышения качества лекарственного обеспечения. Быть может, здесь меньше проблем? Вряд ли. Ведь в сфере фармации находятся в тесной взаимосвязи научная разработка, промышленное производство, торговля ЛС. Фармация как отрасль здравоохранения одновременно включает в себя экономику и промышленность, снабжение и торговлю, медицинские и фармацевтические научные дисциплины и, наконец, собственно фармацевтическую деятельность. Кроме того, при обозначенных главных задачах государственной политики в области ЛС (отбор жизненно важных ЛС, обеспечение их безопасности и качества, рациональное применение и т.д.) зафиксированы далеко не все из средств, имеющихся в арсенале управления, организации и экономики производства, и основное внимание сосредоточено на конечных результатах, а не на действиях по их достижению.

Государственный комитет

Основными целями деятельности Государственного комитета являются реализация государственной политики в сфере здравоохранения и фармации, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основными задачами деятельности Государственного комитета являются:

Координация деятельности органов исполнительной власти области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, хозяйствующих субъектов в сфере охраны здоровья населения.

Организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.

Организация в пределах компетенции оказания специализированной медицинской помощи на территории области.

Разработка и осуществление мероприятий по развитию организаций здравоохранения, находящихся в ведении области, аптечной сети на территории области.

Разработка и реализация мероприятий по кадровому обеспечению организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на территории области.

Осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

Осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

5) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего закона

(1) Целью настоящего закона является обеспечение на национальном уровне доступа

Населения через систему снабжения лекарственными препаратами к качественным, эффективным и безвредным лекарствам с сохранением доступных цен на них, недопущение бесконтрольного применения лекарств.

Настоящий закон применяется во всех сферах деятельности, имеющих в качестве объекта лекарства: их исследовании, регистрации, производстве, внедрении в практику, применении, импорте, экспорте, хранении, распределении, отпуске, контроле.

Действие настоящего закона не распространяется на пищевые добавки, вещества для наружного применения в косметических целях, на диетические и питательные компоненты для животных (витамины, минеральные вещества и др.).

Министерство здравоохранения вправе подвести вышеназванные вещества под действие настоящего закона, если они обладают некоторыми биологически активными свойствами или оказывают побочное действие на организм человека.

Министерство здравоохранения вправе разрешить частичное или полное применение настоящего закона в отношении одного вещества или группы веществ, не являющихся лекарствами, но оказывающих подобное им действие, если это требуется с точки зрения здоровья человека или оказания ему медицинской помощи.

Положения настоящего закона не противоречат положениям законодательства, которые касаются наркотиков и лекарственных препаратов, являющихся допинговыми агентами. Статья 2. Законодательство о лекарствах

Законодательство о лекарствах состоит из настоящего закона, Закона о фармацевтической деятельности, Закона об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров, Закона о ветеринарной деятельности и других нормативных актов, регламентирующих деятельность в области лекарств.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия: лекарства (лекарственные средства и препараты) вещества или смеси веществ, разрешенные в установленном порядке к производству, импорту, экспорту и использованию для лечения, облегчения состояния, профилактики и диагностики заболеваний, анормального физического или психического состояния либо их симптомов у человека или животного, а также для восстановления, корригирования и модификации их органических функций; лекарственное вещество (активное) - биологически активное вещество естественного, синтетического или биотехнологического происхождения, используемое для производства или приготовления лекарств;

радиоактивный лекарственный препарат - лекарство, действие которого основывается на использовании радиационно-ионизирующего излучения клиническое исследование лекарства - изучение действия лекарства на человеческий организм с целью подтверждения его эффективности и безопасности, а также обеспечения его правильного применения; непатентованное международное название (НМН) - название, используемое в официальных регламентах для лекарственных препаратов. Эти названия не могут быть зарегистрированы как оригинальные.

Фальсифицированное лекарство - лекарство, которое имеет фальшивую маркировку, намеренно искажающую его подлинность и/или его происхождение, что проявляется в искажении как торговых наименований, так и международного непатентованного наименования, и которое может содержать необходимые ингредиенты,

Статья 4. Требования к лекарствам

Лекарство должно быть хорошего качества и соответствовать назначению. Лекарство соответствует назначению, если применение его согласно инструкции дает ожидаемый эффект и не вызывает побочных реакций.

Лекарство должно иметь наименование, отличающее его от других лекарств, полное описание состава и соответствующую этикетку.

Информация на упаковках лекарств, произведенных отечественными производителями, излагается на государственном языке или на государственном языке и на одном из языков международного общения, а информация на упаковках импортных лекарств - на государственном языке или на одном из языков международного общения.

Инструкции по применению лекарств излагаются на государственном языке или на государственном и русском языках. Проверка достоверности информации, изложенной в инструкциях по применению лекарств, обеспечивается на этапе выдачи документов, подтверждающих качество лекарств.

6) КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

ВЫРАЩИВАНИЕ МАКА СНОТВОРНОГО (PAPAVER SOMNIFERUM L.), КОНОПЛИ (CANNABIS) И КОКАИНОВОГО КУСТА (ERYTHROXYLON COCA)

Ст.9. - (1) Выращивание мака снотворного (Papaver Somniferum L.), конопли (Cannabis), кокаинового куста (Erythroxylon coca), других растений, содержащих наркотические или психотропные вещества, в целях изготовления таких веществ запрещается.

(2) Выращивание мака снотворного разрешается только в научных целях и для производства семян. (3) Выращивание конопли разрешается только в научных целях и для производства семян и волокон. (4) Выращивание кокаинового куста, других растений, содержащих наркотические и психотропные вещества, разрешается только в научных целях.

Ст.10. - (1) Лица, получившие разрешение на выращивание мака снотворного, конопли и кокаинового куста, заключают с комитетом договор о выращивании и в установленные комитетом сроки обязаны уничтожить остатки и отходы, указанных растений.

ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Ст.12. - (1)Количество каждого наркотического и психотропного вещества, находящегося в обороте в течение года, не должно превышать сумму его количеств: а) предназначенных для медицинских и научных целей;

b) использованных для изготовления других наркотических и психотропных веществ, а также препаратов и веществ, которые не подпадают под действие настоящего закона ;

с) экспортированных;

d) необходимых для пополнения специальных складских запасов наркотических и психотропных веществ до достижения уровня, определяемого соответствующими расчетами.

Ст.13. - Распределение и реализация наркотических и психотропных веществ для профессиональных целей или личного потребления осуществляются только лицами, имеющими на это разрешение.

Ст.14. - Приобретение наркотических и психотропных веществ для профессиональных целей осуществляется по предварительному заказу лицами,имеющими на это разрешение.

Ст.15. - (1) Отпуск наркотических и психотропных веществ для личного потребления осуществляется только по предъявлении специального медицинского рецепта.

(2) В стационарных лечебных учреждениях наркотические и психотропные вещества отпускаются и используются в соответствии с назначением врача лечебного учреждения.

Ст.16. - (1)Рецепты на наркотические и психотропные вещества выписываются тольков терапевтических целях компетентным органом или уполномоченным на то лицом.Тип рецепта и порядок его выписки определяются Министерством здравоохранения.

(2) Рецепты на наркотические и психотропные вещества выписываются только после обследования и установления личности больного.

Ст.10. - (1)Лица, получившие разрешение на выращивание мака снотворного, конопли и кокаинового куста, заключают с комитетом договор о выращивании и в установленные комитетом сроки обязаны уничтожить остатки и отходы, указанных растений.

Ст.17. - (1)Перевозка наркотических и психотропных веществ осуществляется специализированными организациями, имеющими на то разрешение. Охрана грузов с наркотическими и психотропными веществами обеспечивается организацией, осуществляющей перевозку.(2) Лица, осуществляющие перевозку наркотических и психотропных веществ, обязаны:

а) своевременно представлять компетентным органам декларацию о перевозимом грузе;

b) хранить перевозимый груз в надежно закрытых, опечатанных индивидуальной контролькой контейнерах;

с) предпринимать меры по предупреждению хищения наркотических и психотропных веществ или использования транспортных средств для их нелегальной перевозки;

Ст.18. - Перевозка наркотических и психотропных веществ, необходимых для оказания скорой медицинской помощи, в специализированных санитарных транспортных средствах осуществляется в объемах, установленных Министерством здравоохранения.

Ст.21. - (1)Импорт и экспорт наркотических и психотропных веществ осуществляются на основании разрешения комитета, под его надзором и контролем.

Ст.22. - (1)Импорт и экспорт наркотических и психотропных веществ осуществляются одной или несколькими партиями.

Ст.18. - Перевозка наркотических и психотропных веществ, необходимых для оказания скорой медицинской помощи, в специализированных санитарных транспортных средствах осуществляется в объемах, установленных Министерством здравоохранения.

Ст.21. - (1)Импорт и экспорт наркотических и психотропных веществ осуществляются на основании разрешения комитета, под его надзором и контролем.

Ст.29. - (1)Хранение и складирование наркотических и психотропных веществ разрешаются только в медицинских и научных целях.(2) Хранение наркотических и психотропных веществ осуществляется в специально оборудованных помещениях в количествах и в течение сроков, установленных комитетом.

Ст.30. - Наркотические и психотропные вещества могут использоваться

Для нужд ветеринарии и для ловли животных. Список веществ, используемых в этих целях, и правила их использования устанавливаются комитетом.

Ст.31. - Наркотические и психотропные вещества могут использоваться в научных целях и в процессе обучения в учебных заведениях.

Ст.34. - (1) Наркотические и психотропные вещества,использование которых считается нецелесообразным, уничтожаются в установленном комиссией порядке.

(2) Уничтожение наркотических и психотропных веществ производится в случае, если:

а) истек срок их годности;

b) они подверглись химическому или физическому воздействию в такой степени, что это привело к невозможности их использования

с) будучи выявленными и изъятыми из нелегального оборота

Ст.35. - (1)Любая деятельность, связанная с наркотическими и психотропными веществами, строго учитывается в специальных журналах, которые хранятся в течение 10лет с момента последней записи и представляются по первому требованию компетентного органа.

Ст.29. - (1)Хранение и складирование наркотических и психотропных веществ разрешаются только в медицинских и научных целях.

(2) Хранение наркотических и психотропных веществ осуществляется в специально оборудованных помещениях в количествах и в течение сроков, установленных комитетом.

Ст.35. - (1)Любая деятельность, связанная с наркотическими и психотропными веществами, строго учитывается в специальных журналах, которые хранятся в течение 10 лет с момента последней записи

8) Закон " О защите прав потребителей "

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Статья 2. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010