рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Современная аптека

10

Содержание

  • Современная аптека
    • Аптечный бизнес
    • Задачи современных аптек
    • Качество обслуживания
    • По рекомендации... провизора
    • Литература
Современная аптека

Аптечный бизнес в последние годы считается одним из самых доходных. О том, насколько он привлекателен, говорит и все возрастающее число аптек. Их возникает все больше - больших и маленьких, независимых или входящих в крупные аптечные торговые сети. В каждом торговом центре сейчас обязательно есть аптечный киоск или магазин, иногда даже несколько - и все они выглядят по-разному. И часто от того, насколько привлекательно смотрится аптека снаружи и изнутри, зависит и количество покупателей.

Не так давно, в советские времена, аптеки были довольно унылым местом. Невнятный интерьер, сердитые провизоры, очереди, стойкий запах лекарств. Ассортимент тоже не отличался разнообразием, часто бывало, что какое-то лекарство было в постоянном "дефиците". В общем, аптеки были таким местом, посещать которое рядовому гражданину хотелось как можно реже, а уж если пришлось посетить, то он стремился поскорее забыть возникшие ощущения.

Если тогда аптеки в нашем сознании были связаны прежде всего с болезнями, с нарушением нормального ритма жизни, то сейчас, как ни странно, наоборот - аптеки часто вызывают обратные ощущения. Многие из нас заходят в аптеку не только потому, что плохо себя чувствуют, но и для того, чтобы не допустить плохого самочувствия. Фармацевтическая промышленность постоянно развивается, возникают все новые и новые лекарства, как для лечения, так и для профилактики болезней. Если раньше для лечения какой-либо определенной болезни существовало не более пяти видов лекарств, а иногда и меньше, то сейчас их число может достигать нескольких десятков. Благодаря рекламе мы узнаем о новых эффективных препаратах - и, конечно, идем в аптеку.

Сегодня аптека - это место, куда часто заходят и вполне здоровые люди. Ускоренный темп современной жизни требует от людей "быть в форме". Работающий человек в наше время не может себе позволить не только часто болеть, но и просто быть "не в тонусе". В то же время нагрузки, особенно психологические, вызванные стрессами, переизбытком информации, плохой экологией в городах, очень ослабляют организм. Поэтому сегодня мы стараемся поддерживать себя - не только занимаемся фитнесом, но и принимаем витамины и общеукрепляющие лекарства. Быть здоровым сейчас просто необходимо - иначе мы не сможем полноценно жить и работать. Постоянная профилактика заболеваний стала такой же важной, как и их лечение.

Соответственно, изменились и функции аптеки. Сейчас она играет роль не только врача, к которому обращаются в неотложных случаях, но и консультанта. Возросло значение грамотных фармацевтов, способных посоветовать тот или иной препарат. Важным стало и продуманное размещение товаров и рекламы. При этом, несомненно, становится значимым и интерьер аптеки, то, как она выглядит и как себя в ней чувствует посетитель. Раньше торговые залы аптек мало чем отличались друг от друга. В наше время ситуация изменилась. Можно встретить как привычные аптеки прилавочного типа, так и работающие по принципу самообслуживания. Разным бывает и дизайн торговых залов. То же самое можно сказать и о магазинах, торгующих оптикой - в наше время очки и контактные линзы носят очень многие. Возросли требования не только к самому товару - очки сейчас по праву считаются одним из модных аксессуаров, но и к торговому залу, где можно их купить. Конкуренция в аптечном секторе огромная, часто можно встретить сразу несколько аптек недалеко друг от друга. Чем привлечь покупателей, как сделать так, чтобы они предпочли именно эту аптеку, а не соседнюю? Для выполнения данной задачи владельцы все серьезнее относятся к внешнему виду своего торгового предприятия.

И здесь фантазия поистине безгранична, ведь современная аптека не обязательно должна выглядеть как врачебный кабинет - "больничные" цвета и ничего лишнего. В отношении цветового оформления интерьера возможны самые разные варианты. Конечно, классические цвета - сочетание белого с зеленым и светлые оттенки холодных тонов, тоже применяются до сих пор. Многие дизайнеры считают, что такие сочетания успокаивают и внушают доверие. Но наряду с этим можно встретить и аптеки чей интерьер создан в старинном стиле с применением теплых естественных тонов. Существуют и аптеки в стиле хай-тек - именно такой стиль привычен для многих активных работающих покупателей. А, например, сетевые аптеки устраивают торговые залы в одном общем фирменном стиле, где обычно присутствуют цвета логотипа компании и стиль, с которыми ассоциируется бренд. В общем, стилей внутреннего убранства аптек существует довольно большое количество. Во многом этот стиль задается мебелью - прилавками, шкафами для лекарств, торговыми стеллажами, банкетками для посетителей.

Аптечный бизнес

Аптечный бизнес набирает обороты. Согласно данным исследовательской компании RMBC, за в 2007 г. объем розничного рынка готовых лекарственных форм в России вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 4,5 млрд долл. в оптовых ценах и 5,86 млрд долл. в розничных ценах (без учета программы ОНЛС). Существенно выросло потребление лекарственных средств через аптечную сеть, изменилась и структура потребления лекарств. По словам руководителя Департамента маркетинговых исследований RMBC Виктории Соколовой, россияне всё больше предпочитают лечиться современными инновационными препаратами. В частности, об этом свидетельствует рост такого показателя, как "средняя стоимость упаковки", который за несколько последних лет вырос с 1 долл. до 2,5. По данным RMBC, доля оригинальных ЛС сегодня составляет около 30% всего объема фармрынка.

Ежегодный прирост числа аптек составляет 12-17%. В настоящее время в России действует более 60 тыс. аптечных предприятий, причем преобладающим сегментом розницы является мелкорозничная сеть: аптечные пункты и киоски, которых более 37 тыс. Достаточно высокой остается доля государственных и муниципальных аптечных учреждений, и, по мнению аналитиков, эта тенденция будет сохраняться и в дальнейшем.

Одна из тенденций развития розничного сектора - динамичный рост аптечных сетей. Сегодня в России существует уже более 100 аптечных сетей, среди которых имеются как мега - и крупные сети (объединяющие до 1000 точек в разных городах страны), так и средние и мелкие. В некоторых регионах они занимают от 25 до 30% рынка - такова ситуация в большинстве российских городов. Сетевые аптеки чаще всего работают под единым брендом, имеют одинаковый ассортимент (в среднем 3-4 тыс. наименований) и цены.

В последние годы этот бизнес становится всё более выгодным: количество посетителей таких аптек растет и соответственно увеличивается объем продаж. Как считают аналитики, экспансия аптечных сетей в регионы будет продолжаться. Другая значимая тенденция розничного сектора на ближайшие годы - сохранение большой доли средств потребителей в его финансировании. Сегодня этот показатель составляет около 80%.

Кроме того, аналитики не исключают появления в розничном сегменте крупных зарубежных игроков сетевого аптечного бизнеса.

Задачи современных аптек

Изменения, происходящие в фармацевтической рознице, заставили говорить о новых подходах в торговле лекарствами. Прежде всего, это связано с изменением экономических задач работы аптек. Рынок лекарств насыщен, и объемы продаж лекарств не могут расти до бесконечности. Сегодня конкурентоспособность аптечного предприятия определяется умением руководителя применять эффективные формы хозяйствования и управления в своей повседневной практике (мерчандайзинг, реклама, информационное сопровождение и пр.).

Первая и приоритетная задача - получение прибыли, поскольку современная аптека - предприятие коммерческое. Вторая, не менее значимая - социальная, по организации эффективной лекарственной помощи населению.

Наш опыт показывает, что многие руководители аптек не хотят перестраивать свою работу, и очень часто за этим кроется отсутствие элементарных знаний по финансовому управлению предприятием, - посетовала М. Колосова.

Стратегия менеджмента должна иметь в своей основе количественные показатели. Традиционно во главу деятельности аптек ставится такой показатель, как товарооборот. Но этот параметр достаточно субъективный, и по нему довольно сложно судить о реальной эффективности деятельности аптеки. По словам М. Колосовой, современный руководитель должен обладать не только навыками управления товаром, но и всей системы в целом.

Что входит в понятие "современная аптека"? Сегодня это универсальный оздоровительный комплекс, куда люди разного возраста и разного уровня достатка приходят не только, чтобы приобрести средства для лечения и поддержания здоровья. Приоритеты клиентов смещаются в сторону сервиса и консультационных услуг. Иными словами, современная аптека - коллективный участник борьбы за покупателя. Чем выше конкуренция и требования клиентов, тем больше выигрывает тот, кто предложит более качественные разнообразные услуги и сможет добиться уважения потребителя.

Качество обслуживания

Еще 20-30 лет назад качество обслуживания клиентов аптеки вообще не рассматривалось как объект управления: в условиях тотального дефицита расширять ассортимент и привлекать покупателя было незачем. Главной задачей аптеки было грамотно отпустить лекарственный препарат. Сегодня многие аптеки стали менять свое отношение к покупателям. Заметно расширился аптечный ассортимент за счет увеличения доли нелекарственного ассортимента - лечебной косметики и парфюмерии, товаров для детей, диетического питания. Особенно активное развитие этот вид продаж получил в сетевых аптеках, с открытой формой торговли, где эта доля ассортимента составляет 20-25%.

Несомненно, в аптеке должны работать высококлассные специалисты. Конкурентное преимущество может быть обеспечено только за счет наличия в аптеке высококвалифицированных в фармобласти первостольников, владеющих навыками сервисного поведения и умения работать с потребностями клиента. Но сегодня, к сожалению, аптека не является привлекательным местом работы. Еще на стадии обучения молодой специалист настраивается на работу в фирме. И в данном случае основная управленческая задача руководителя повысить мотивацию сотрудников. Хороший психологический климат, профессиональный рост, социальная значимость - вот те составные, что могут привлечь работать специалиста в аптеке.

Между тем, как показали результаты социологического исследования, проведенного сотрудниками Центра профессиональных технологий управления, заведующие аптек не уделяют достаточного внимания работе с персоналом, в частности взаимодействию с первостольниками. В опросе приняли участие руководители 430 аптек, расположенных в разных городах России. В результате выяснилось, что большую часть времени они тратят на работу с товаром (40%) и документами (40%). По 5% в структуре работы руководящего звена "уходит" на общение с врачами, медпредставителями и поставщиками.3% приходится на долю клиентов, и только 2% "внимания руководства" достается первостольникам. По мнению М. Колосовой, это недопустимо мало.

Для того чтобы аптека эффективно работала, ее руководитель должен тратить не менее 50% своего рабочего времени на решение задач, связанных с управлением персоналом, - отметила она.

По рекомендации... провизора

В результате прошедшей за последние годы радикальной трансформации всей сферы обращения ЛС создалась совершенно новая ситуация с информацией о лекарствах, главной характеристикой которой стало их чрезвычайное многообразие. В настоящее время в России зарегистрировано более 18 тыс. позиций различных лекарств. Многие пациенты обращаются за советами и соответствующими рекомендациями по выбору и рациональному использованию лекарственных средств непосредственно к первостольнику, минуя консультации врача. В частности, об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного специалистами ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора. В нем приняли участие 780 пациентов из 68 городов и населенных пунктов РФ.

Как выяснилось, 23% (то есть фактически каждый четвертый пациент), приходя в аптеку, покупает препараты по рекомендации фармацевтического работника. Более того, около 70% респондентов уверены в том, что аптечные работники более информированы о действии лекарственных средств, а поэтому они доверяют провизору часто больше, чем врачу. При этом основными "виновниками" развития нежелательных побочных реакций лекарственных препаратов опрошенные назвали фармацевтические компании (так считают 39%) и... врача (39%). И ни один из респондентов не указал, что побочное действие развилось по вине провизора или фармацевта, собственно порекомендовавшего ему этот препарат купить.

От профессиональных знаний, компетентности и коммуникативных навыков аптечных работников зависит не только эффективность работы самой аптеки и ее товарооборот, но и потребительская лояльность и здоровье самих пациентов, - считает заместитель руководителя отдела образовательных программ и повышения квалификации ФГУ НЦЭСМП Росздравнадзора Лидия Овчинникова. - В первую очередь это касается информированности первостольников в отношении препаратов безрецептурного отпуска, поскольку именно препараты этого ряда обычно рекомендуются пациентам аптечными работниками.

Тем не менее на вопрос, можно ли в аптеке приобрести рецептурный препарат без рецепта, 69% респондентов сказали, что они покупают в аптеке такие препараты без рецепта.

Много сложностей возникает и при выборе препарата по международному непатентованному названию (такие требования, в частности, предъявляются в отношении лекарственных средств, включенных в спи сок ОНЛС). Помимо наличия знаний о действии лекарственных препаратов, формах отпуска, особенностях дозирования, нежелательных эффектах провизор должен хорошо разбираться в современном ассортименте дженериков и их сравнительной стоимости. Кроме того, при отсутствии в аптеке выписанного врачом рецептурного препарата провизор должен суметь найти ему синонимическую замену.

Всё это требует высокого уровня знаний от специалистов, работающих в аптеке. Наибольшую потребность в курсах повышения квалификации по фармакологии испытывают работники "первого стола".

Действующая сегодня система дополнительного профессионального образования провизоров и фармацевтов в основном акцентирована на технологию продаж, - отметила Л. Овчинникова. Однако не стоит забывать, что российское законодательство относит фармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основное предназначение которых - лекарственное обеспечение населения.

Литература

Медицинская газета. Профессиональное врачебное издание № 78 от 16 октября 2009г.

Герчикова И.Н. Маркетинг: организация, технология. - М. Высшая школа, 2000.387 с.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. - М.: Финпресс, 2002.486 с.

Маркетинг /Под ред. И.К. Беляевского. - М.: МЭСИ, 2002.340 с.

Современный маркетинг / Под ред. Хруцкого В.Е. - М.: ЮНИТИ, 2002.338 с.

Эванс Дж. Маркетинг. - СПб Литера плюс, 2001.369 с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010