рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Театр Вольтера в России

А.С. Лопатин «ТЕАТР ВОЛЬТЕРА В РОССИИ»

О великий Вольтер - Мари Франсуа Аруэ, ведь именно ты «безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII век».

Интересен сам феномен Вольтера, ведь как мы знаем, человек, попавший в тюрьму уже не может «по-настоящему» быть человеком после нее. Тем более, как может человек, побывавший дважды в Бастилии, будучи обиженным своим родным государством: был изгнан из своей же Франции, остаться верным ей на всю жизнь и более, способствовать реализации идеи Просвещения людей всех возрастов и социального положения?

Ответ следует искать в его детстве - он получил воспитание в школе иезуитов - а это, как ни странно, фундамент его духовных чаяний и устремлений. Именно устремленность к Духовности и следует считать зародышем его идей о Просвещенной монархии - Дух правит сознанием, сознание правит мыслями и чувствами, а последние - телом, таким образом, и монарх - правит своим народом разумно, учитывая все особенности эпохи и устремления людские. Вольтеру повезло вдохнуть Великие Идеи Гуманизма и Просвещения в сознание Фридриха Великого, Екатерины Великой и других крупных исторических личностей.

Созданный Вольтером театр - является другой большой его заслугой, ведь как можно с легкостью донести до массового сознания великие общечеловеческие ценности: любовь, истину, праведность, мир и ненасилие; как ни с помощью театральной суггестии, когда сознание открыто для восприятия юмора и веселья, в котором трезво звучат идеи справедливости, равенства, братства и любви к истине можно осуществить процесс социализации и аккомодации?

Мы видим разнообразие не только его философских и исторических трудов, но и драматургических: Вольтером были созданы трагедии, прозаические драмы, комедии. И здесь, очевидно, наблюдаем розенкрейское влияние Шекспира.

Театр Вольтера - прост. Здесь нет профессиональных актеров, но, наоборот - люди других профессий, стремящиеся открыть глаза на правду и здравый смысл. Театр Вольтера - это, прежде всего и исключительно политическая трибуна. Рассеивать мрак суеверий и предрассудков, воспитывать ненависть к религиозному фанатизму и тирании, славить идеи свободы и гражданского равенства - вот задачи, какие перед собой ставил автор.

Одними из ярких таких наветов Вольтера являются пьеса «Фанатизм, или пророк Магомет» и поэма «За и Против» - в которой автор отвергает церковь как институт «бога», но не самого Бога. В этой поэме находим повествование о моральном долге человека.

Удивительно, что Вольтер постоянно дает рекомендации как и что должно быть. В отношении долга на первый план выходят нравственные ценности, долг.

Да, можно уверенно сказать, что неуемный труд адептов справедливости и истины способны творить великое…

Это в былом, а что же в настоящем?

Поразительна и увлекательна личность индийского мыслителя и реформатора Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, вдохновляющая великие умы человеческие на служение своей Родине и стране на основе все тех же общечеловеческих ценностей.

Так и в России, будучи вдохновленными идеями гуманиста и просветителя Саи Бабы из Путтапарти ряд современных ученых и мыслителей возрождают «театр Вольтера» - театральные постановки, где доступным необразованным людям языком излагаются давно забытые в обществе истины Любви, Мира и Ненасилия, постановки, в которых участвуют не профессиональные актеры, а люди, устремленные своими сердцами к миру Духа, идеям всеобщей, всеохватывающей Любви, пронизывающей все мироздание. Это добровольный акт служения своему государству, Родине, обществу, погрязшему в хитросплетениях ума, интересующегося только жаждой наживы и выгоды.

Здесь большое значение уделяется «вольтеровскому идеалу долга». Долг - Дхарма - есть ни что иное как праведность, закон, нравственность сама по себе, в идеале. Но личный долг - «свой долг», или «Свадхарма» - это даже больше чем просто слепое следование канонам ни кому не нужных правил поповской религии.

Как и у Вольтера, у Саи Бабы видим рекомендации, несущие основу трансформации человека: «Посеешь поступок - пожнешь наклонность. Посеешь наклонность - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу».

Здесь наша судьба зависит от нашего поступка, иначе, дхармические поступки приводят к счастливой судьбе, адхарма - к наказанию и горю.

Дхарма (от санскритского «дха» - поддерживать…) является, таким образом, опорой общества и всего мира. Ведь как говорят Веды: « Если в сердце царит праведность, прекрасным будет характер. Если в характере красота, гармония будет в доме. Если гармония в доме, будет порядок в обществе. Когда порядок в обществе, будет и Мир в мире».

Ценности дхармы, привитые молодому поколению России на примерах «театра Вольтера» - это семена любви, истины, мира и ненасилия, ядром которых является любовь, проявленная на деле - дхарма.

Что мы имеем в виду под словом ценности и общечеловеческие ценности?

1. Ценности - это идеи, абстрактные понятия или концепции о желаемом, релевантные селективному поведению (поведению выбора). Ценности - это особый вид установок, функционирующих в качестве стандарта оценки вариантов выбора. Ценности - это то, что мы считаем заслуживающим внимания.

2. Ценности - это нормативные стандарты, определяющие выбор поведения.

3. Ценности - интегрированный опыт, касающийся одновременно всех изменений человеческой адаптации, биологической, социальной и культурной.

4. Ценности не подлежат непосредственному наблюдению или восприятию, но об их наличии мы можем догадаться по индикаторам, проявляющимся в речи или поведении людей.

5. У каждого человека есть ценности, хотя не каждый догадывается об их наличии или о том, что они представляют. Они существуют в уме и действуют как руководящие принципы.

6. Каждый дорожит тем, что ценит, т.е. ценности имеют эмоциональное измерение, ценность - это сильная эмоциональная приверженность или предпочтение.

7. Ценность можно определить в сравнении, посредством анализа и общения. Ценность можно использовать в качестве стандартов определения стоимости, достоинства чего-то.

8. Ценность - это не предмет или вещь, а лишь переживание на опыте. Каждая личность психологически уникальна. Нет двух личностей с одинаковой системой ценностей. И в то же время, существует система ценностей, в какой-то мере общая для всех, т.е. в различной степени, на различных уровнях всем людям присущи одинаковые ценности, они называются общечеловеческими.

9. Ценности имеют различные достоинства и обычно организованы в виде иерархии. Кроме того они взаимосвязаны как внутренне, так и внешне.

10. Ценности могут происходить из различных источников: литературы, философии, религии, науки, общественных устоев и законодательства.

11. Ценности влияют на наши мысли, чувства и действия. Они направляют нас делать то, что правильно.

12. Ценности не существуют как объекты во времени и пространстве, а устанавливаются посредством суждения с личной точки зрения.

Из вышеприведенных характеристик следует, что ценности - это проявления идеала, ради которого живут люди. Они являются неотъемлемой частью жизненной философии народа и его системы образования. Они являются руководящими принципами жизни. Термин «ценность» показывает внутреннее достоинство, следовательно, ценным является все, что нравится, ценится, является желанным и т.д.

Отсюда понимаем, общечеловеческие ценности, излагаемые российским «театром Вольтера» - это идеалы Любви: так, любовь в чувствах - это мир, любовь на словах - это истина, любовь в делах - это праведность (дхарма), любовь в мыслях - это ненасилие. Помимо всего прочего, сам дух жертвенности (тьяга) является доминирующем: здесь применяется принцип карма-йоги - бескорыстное служение (сэва).

Таким образом, деятельность российского «театра Вольтера» удивительна - она не преследует личной выгоды, но только личной трансформации сознания участников театрального действа. Так, театр реализует себя как на профессиональных сценах, так и на «простеньких» площадках детских домов и домов интернатов, госпиталях и общеобразовательных школах. Здесь провозглашается: «Существует только одна раса - человечество; существует только один язык - сердца; существует только одна религия - любви; существует только один Бог - и он вездесущ».

В чем можно увидеть положительное «театра Вольтера»?

В первую очередь это привитие нравственных идеалов молодому поколению, идеалов общечеловеческих ценностей, привитие любви и чувства патриотизма к своей Родине, понимание национального и расового единства на уровне осознания единства всего человечества.

Во-вторых, это сам дух единения, когда нет никаких различий (материальных, экономических, интеллектуальных и прочих) между участниками театрального действа. Все действия носят альтруистический характер служения «Богу внутри других людей» - основанный на философии Адвайта - Веданты, концепция которой заключается в признании только одной истинной реальности - духовной, все прочие является отражением нашего «испорченного» сознания - «Ахамкары».

В-третьих, театральные постановки не ограничиваются только ведическим репертуаром, но включают в себя сюжеты из жизни выдающихся людей и великих личностей, реализующих своей жизнью идеалы Любви и Служения обществу.

Особая заслуга в организации «театра Вольтера» в городе Краснодаре принадлежит к.ф.н. А.А. Гуцалову - неутомимому пропагандисту идеи единства, равенства и братства людского на основе идеалов любви Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, бескорыстно служащему своему Отечеству, стрямящемуся донести до людей призыв к осознанию своей истинно присущей сути - Божественной Любви.

Надо сказать, что идея театрализации духовных идей получает в настоящее время большее признание и уважение, что, как думается, в ближайшее время станет доминантным в системе общего образования, и хочется верить, будет способствовать трансформации «испорченного» характера в характер добродетельный и светлый, что также будет способствовать реализации Мира во всем мире.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010