рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Поэт серебряного века М.А. Кузьмин

Реферат на тему

«Поэт серебряного века М.А. Кузьмин»

(1875-1936)

Работу выполнил

ученик ** «*» класса

ФАМИЛИЯ ИМЯ

ГОРОД

2006

Михаил Алексеевич Кузьмин (1875--1936) - поэт, прозаик, критик, переводчик, композитор и музыкант. Родился в Ярослав-ле в семье отставного морского офицера. Его родители были ста-рообрядцами, и бытовые обычаи этой традиции, впитанной с дет-ства, глубоко вошли в духовную эстетику будущего поэта. Затем семья переехала в Саратов в 1874 году, а вскоре -- в Петербург в 1884 году, где Кузмин окончил гимназию. Кузьмин учился в 8-й гимназии вместе с Г. В. Чичериным. Три года проучился в консерватории -- в клас-се композиции Римского-Корсакова, и музыка -- наряду с поэ-зией -- навсегда воцаряется в творческом мире художника.

Самый известный портрет Михаила Кузмина был создан в 1909 году Константином Сомовым. Небольшие усы и аккуратная бородка француз-ского маркиза, прихотливые завитки темных волос, зачесанных от висков ко лбу, чрезвычай-но выразительные глаза, полуприкрытые тяже-лыми веками. Элегантность законодателя мод, ненатужная ироничность, чуть наигранная уста-лость любимца муз. Незлобивость, отсутствие мании вели-чия, контактность М.Кузмина быстро принесли ему широкий круг знакомств среди музыкантов, литераторов, художников, актеров.

«Изящество -- вот пафос поэзии М. Кузмина, везде и всегда он хочет быть милым, красивым и немного желан-ным. Все, даже трагическое, приобретает в его стихах поразительную легкость, и его поэзия похожа на блестящую бабочку, в солнечный день порхающую в пышном цветнике»,-- писал В. Брюсов. Он отметил у Кузмина «дар стиха, певучего и легкого», а Блок в свою очередь полагал, что это «...поэт высокий и прекрасный».

Чуткое к прекрасному сердце ребенка пленяют и «Волга, вся залитая луною», и книги Шекспира, «полные крови, любви, смерти и эльфов», и произведения Гоф-мана. Он мечтает о «выдуманных сущест-вах, о тайном лесе, где живет царица Афра, и ее служанки перебирают струны». В романтических и одновременно обыден-ных красках воссоздает поэт свою родо-словную, и новое бытие получают под его пером:

Моряки старинных фамилий,

Влюбленные в далекие горизонты,

пьющие вино в темных портах,

обнимая веселых иностранок...

(«Моряки старинных фамилий...», 1907)

Родился Михаил Кузмин, как уже было сказано, в Ярославле, в дворянской семье, детские годы провел в Саратове, и потому волжские мотивы и корни естественно можно обнаружить в его поэзии. Он всегда восхищался «трепещущей красотой волжского приволья, старых волжских городов, тесных келий, любовных речей и песен, всей привольной и красной жизни...». Уже взрослым чело-веком Кузмин подолгу проводил время в заволжских скитах, бывал в имениях род-ных и знакомых, снимал комнату под Ниж-ним Новгородом.

Любовью к родимому краю пронизаны строки стихотворения:

«Я знаю вас не понаслышке...», 1916

Старая русская провинция, семейные разговоры отца -- отставного морского офицера, отпрыска древнего дворянского рода, и матери -- правнучки французского актера, для которого Россия стала вторым домом, с самых ранних лет охватившая мальчика любовь к литературе и музыке -- все это формировало его духовный мир.

С детских лет ощущает Кузмин прочное родство с прошлым -- и дичится знакомых детей, растет нелюдимым, одиноким. Внут-ренняя обособленность обостряет наблю-дательность, глубину переживаний. Пове-ренным душевных тайн в гимназии, в Петербурге, куда будущий поэт переезжает в 1885 г. Там он знакомится с Г. В. Чичериным - лучшим другом по жизни. Их перепис-ка, длившаяся до 1926 г., насыщена внутренними исканиями молодых людей, стремившихся во всей сложности познать мировую культуру, осмыслить связь с ней культуры родной, русской. Однако отношения в консерватории сложи-лись неудачно. По словам Е. А. Зноско-Боровского, «...его не одобряли, и он отве-чал тем, что не показывал своих работ, приготовленных дома, и так и не кончил консерваторию», проучившись три года.

Кузмин сочинял симфонии, сюиты, песни, романсы, музыку на духовные стихи, рабо-тал над операми «Елена», «Клеопатра», «Эсмеральда», всю жизнь продолжал му-зицировать. По воспоминаниям мемуариста, он так говорил о своих композиторских занятиях: «...У меня не музыка, а музычка, но в ней есть свой яд, действующий мгновенно, благотворно, но ненадолго...»

В поэтических кругах успехом пользо-вались песни поэта, оригинально испол-няемые им самим. В 1906 г. Мейерхольд, ставивший в Театре В. Ф. Комиссаржевской драму А. Блока «Балаганчик», пред-ложил Кузмину написать музыку, и он, по словам актрисы В. П. Веригиной, создал «музыку обаятельную».

Но тогда, в конце 90-х гг., Кузмин пережил тяжелый духовный кризис, период сомнений в нужности своего искусства -- музыки, жажду очищения от «несмываемо-го греха» и «огромную потребность веры». «Очищение может быть в странствиях и мытарствах»,-- уверял он себя, предприни-мая ряд путешествий. В 1885 г. он побы-вал в Египте, изучал религиозные культуры Востока, раннее христианство, гностицизм.

Интересовал его также итальянский католицизм, и немало дала двухмесячная поездка в Италию, «где искусство пускает ростки из каждого камня...». Не раз позже отразилась эта прекрасная страна в стихах и прозе Кузмина. Довелось ему постранст-вовать и по северу России, побывать в Поволжье, в местах, где особенно распро-странен раскол. Собирание старинных книг, духовных стихов, знакомство с пением сектантов питает истоки творчества поэта, как замечал Блок, писавший: «Для меня имя Кузмина связано всегда с пробуждением русского раскола, с темными религиозными предчувствиями России XV века, с воспо-минанием о «заволжских старцах», которые пришли от глухих болотных топей в при-земистые курные избы».

Мотивы старообрядчества войдут потом в циклы Кузмина «Духовные стихи», «Праздники Пресвятой Богородицы», в повесть «Крылья». Впечатления от стран-ствий по староверческим скитам, вместе с впечатлениями от путешествий в Египет и Италию, составят органичное целое в его стихах, где волей поэта соединяются отдельные черты, казалось бы, совершенно несовпадающих миров. Так формируется творческая лаборатория автора, очень не-простого для восприятия.

В начале 900-х гг. Кузмин тесно сживается с художественной, музыкальной, литератур-ной и театральной элитой Петербурга. Он сближался со многими культурными кругами, но при этом сохранял художественную независимость.

Его литературный дебют состоялся в 1905 г., когда в «Зеленом сборнике стихов и прозы» была напечатана драмати-ческая поэма «История рыцаря д'Алессио» и 13 сонетов.

Первый авторский сборник поэта -- «Сети» (1908), рецензируя который Блок писал, что Кузмин «чужой нашему каждо-му дню, но поет он так нежно и призыв-но, что голос его никогда не оскорбит, редко оставит равнодушным и часто на-помнит душе о ее прекрасном прошлом и прекрасном будущем, забываемом среди волнений наших железных и каменных будней». Тональность книги -- удивитель-но светлая, мажорная, исполненная гармо-нии.

А в цикле «Александрийские песни», отдельным изданием вышедшем в свет в 1921 г., автор как бы перевоплощается в восторженного поклонника Эпикура, тон-кого ценителя всех прелестей окружающей жизни:

Как люблю я, вечные бога,

прекрасный мир!

Как люблю я солнце, тростники

и блеск зеленоватого моря

сквозь тонкие ветви акации!

Как люблю я книги (моих друзей),

тишину одинокого жилища

и вид из окна

на дальние дымные просторы!

(«Как люблю я, вечные боги...»)

Это и другие стихотворения цикла («Как песня матери...», «Что же делать...», «Сладко умереть...», «Солнце, Солнце...», «Если б был я древним полководцем...» и др.) позволили гово-рить об авторе как блестящем стилиза-торе, создателе удивительного, чистого и полного душевного покоя мира, где не страшны никакие потери, где царствует бескорыстная и целомудренная любовь, отсутствуют сомнения и тревоги.

Исследователи полагают, что Кузмин -- единственный не трагический поэт в рус-ской поэзии XX столетия. Не раз обраща-ется он к поэтическому гению -- «вожато-му», ведущему его на пути к совершен-ству, к подлинной радости:

Я стою средь поля сжатого.

Рядом ты в блистаньи лат.

Я обрел себе Вожатого --

Он прекрасен и крылат.

(«Вожатый», 1908)

Ясен путь поэта, следующего своему предназначению. Ему чужда отвратитель-ная, как отмечает он в дневнике, блестя-щая грязь улиц Петербурга под зажжен-ными фонарями. «Нет, день -- мой вождь, утро и огненные закаты, а ночь -- так ясная, с луной из окна».

Уже с выходом первой книги Кузмин занял одно из видных мест в литературе. В обществе часто звучали слова и музыка его песен, собранных в книгу «Куранты любви» (1910). На фоне поэтических течений серебряного века творчество М.Кузмина выглядит необычно. Эта необычность отражается в разноголосице литературных «этикеток», прикрепляющих его к тому или иному течению, -- как правило, символизму или ак-меизму, а порой «неоклассицизму» или «постсимволизму». Пробле-ма рубрикации обостряется мнением современников: так, А.Блок утверждал, что М.Кузмин никак не связан с русским символизмом, а А.Ахматова считала ошибочным мнение об ак-меистической природе творчества художника. Проблематичная позиция М.Кузмина по отношению к символизму и акмеизму заставляет литературоведов прибегать к отказу от терминологичес-кой жесткости и к использованию компромиссных формулировок в отношении М.Кузмина: его поэзия обычно помещается между разделами «Символизм» и «Акмеизм» и определяется как «связан-ная с акмеизмом» или как «предакмеистическая». Он поддерживал дружеские отношения с представителями разных нап-равлений в поэзии, печатался в самых разных журналах и формально стремился не принадлежать ни к одному поэти-ческому объединению начала века. До сих пор ведутся споры, можно ли отнести его к поздним символистам или к акмеизму. В статье «О прекрасной ясности», напе-чатанной в 1910 г. в журнале «Аполлон», поэт критиковал «туманности» символизма и провозглашал главным признаком худо-жественности сопротивляющуюся хаосу ло-гичную и четкую ясность -- «кларизм» (термин символиста В. Иванова от франц. сlarte-- ясность, свет), призывая: «...если вы совестливый художник, молитесь, чтобы ваш хаос просветился и устроился или покуда сдерживайте его ясной формой».

В 1914--1918 гг. выходит Собрание со-чинений Кузмина, где, помимо поэзии, представлена и его проза -- рассказы, романы, из которых наиболее удачным представляется «Необыкновенная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» (от-дельное издание напечатано в 1919 г.). Пишет Кузмин пьесы, оперетты, музыку к спектаклям и очерки, в качестве театраль-ного обозревателя газеты «Жизнь искус-ства» создает литературные портреты худо-жников.

Зрелое мастерство, виртуозное владение различными стихотворными формами, размерами, ритмами, удивительная пласти-ка и своеобразная поэтическая разговор-ность присущи сборникам Кузмина «Вожа-тый» (1918), «Нездешние вечера» (1921), «Параболы» (1923), «Форель разбивает лед» (1929). Интересный пример стилистических вольностей Кузмина -- его отношение к рифме. Общая тенденция русской лирики начала XX века -- деколонизация точной рифмы, переход к рифмам-диссо-нансам, составным рифмам. Будучи виртуозом составных и экзо-тических рифм, Кузмин тем не менее предпочитал использовать бедные и банальные рифмы, порой выстраивая стихот-ворение исключительно на глагольных рифмах типа «лежу -- гля-жу» или «стучит -- звучит». Предельное выражение этого наигран-ного дилетантизма -- стихотворение из цикла «Любовь этого лета», быстро ставшее излюбленным объектом стихотворных пародий начала века:

Ах, уста, целованные столькими,

Столькими другими устами,

Вы пронзаете стрелами горькими,

Горькими стрелами, стами.

Эффектное «отступление от правила» -- в этом компоненте мастерства Кузмин, пожалуй, не знал себе равных в поэтической культуре начала XX века.

Поэт, по мысли Кузмина,-- вечно воз-рождающийся, воскресающий древний бог Озирис, который:

Радугой сфер живет!

Зеркалом солнц живет!

Кровью своего сердца, «таинственного, божественного, слабого, родного, простей-шего» готов напитать поэт всех и каж-дого, кто к нему обращается, чтобы влить в них «жизнь живую и неистощимую» (стихотворение «Сердце»).

Вообще поздняя поэзия Куз-мина насыщена ассоциациями -- из исто-рии древнего мира («Пламень Федры»), из литературы («Зеленая птичка»), из Библии («Иона», «Первый Адам»), На культурных ассоциациях построена поэ-ма «Лесенка», где образ лестницы, заим-ствованный из «Пира» Платона, символи-зирует движение ввысь в делах любви. Из оперы Моцарта «Волшебная флейта» Куз-мин черпает образы цикла «Пути Тамино», насыщенного масонской симво-ликой.

Итак, лирический голос Кузмина в любой точке своего зву-чания способен сменить темп, громкость и даже тональность ме-лодии. Поэтика Кузмина -- это поэтика «ветрености», изменчивос-ти, обслуживающая постоянство мироощущения: ясную и спокой-ную веру в мудрость мироустройства. Любовь -- главная тема всей лирики Кузмина -- оказывается единственным и потому могущест-венным источником детерминизма в его творчестве.

Твердо сносил поэт жизненные испыта-ния, то, что печататься становилось все труднее и скудных средств от переводов не всегда хватало на существование. В стихотворении «Поручение» он с иронией писал:

«Что бедны мы (но это не новость:

какое же у воробьев именье?),

занялись замечательной торговлей:

все продаем и ничего не покупаем…»

(«Поручение», 1922)

Таких искренних, простых строк у поэта немного, он все больше тяготеет к услож-ненности.

Творческое наследие М.Кузмина чрезвычайно велико и раз-нообразно. Десяток стихотворных сборников, пять дореволюцион-ных «книг рассказов», десятки рецензий и литературно-критичес-ких статей, множество работ для театра. Наибольшей известностью в предреволюционное десятилетие пользовался сборник стихов «Сети», который сам поэт считал одной из трех лучших своих книг (две другие -- сборники «Вожатый» и «Форель разбивает лед»). По мнению большинства исследователей творчества Кузмина, уже в этом сборнике явлены все основные приметы индивидуального стиля поэта. Кузмин предстает здесь как один из самых серь-езных обновителей русской поэзии. Что еще осталось нам от наследия Кузмина? Архив свой, сильно нуждаясь, он продал в 1933 г. Государственному Лите-ратурному музею. Но материалы последних лет, прожитых трудно и неприкаянно, бесследно пропали с арестом в 1938 г. Ю. Юркуна, у которого они хранились. Умер Кузмин в Ленинграде I марта 1936 г. в нищете; после 1929 г. до 1989 г. книги его в советских издательствах не появля-лись.

Кузмин, страст-но и преданно любивший родину, искрен-не напутствующий уезжающим за рубеж скорее вер-нуться, «ведь по-настоящему дома можно чувствовать себя только в Петербурге», печалился о судьбе своей многострадаль-ной страны, которая на долгие годы обре-чена была колоссальным людским потерям, войне, разгулу сталинского террора. Неопубликованная пока пьеса Кузмина «Смерть Нерона», сопрягающая историю и современность, еще ждет своего часа и, вероятно, раскроет еще одну не-опознанную сторону таланта писателя, ин-тересного и в наши дни.

Поэзия Кузмина сегодня находится на пороге своего большого признания. Такова судьба многих истинных поэтов, обогнавших свое время: их вспоминают, их извлекают из небытия через два-три поколения после смерти поэта, удивляясь тому, где же он так долго пропадал? «Да вот же я! И всегда был здесь, - отвечает он. - Наконец-то вы подошли, расслышали удары. Форель разбивает лед».

В историко-литературной перспективе поэтика М.Кузмина -- один из важнейших ферментов происходившего в начале века обновления художественного зрения.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010