рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Экспрессионизм в рок-поэзии

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Экспрессионизм в рок-поэзии»

(Творческая работа)

Выполнила:

Каткова Екатерина

2008г.

Содержание

Введение

1. Определение экспрессионизма

2. Основные особенности экспрессионизма

3. Анализ песни Ю. Шевчука «Песня о Гражданской войне

Заключение

Литература

Введение

В литературе существует такое направление, как экспрессионизм. Это направление появилось в начале XX века. С помощью него писатель или поэт мог наиболее явно выражать своё отношение к окружающей действительности.

Меня заинтересовал вопрос: может ли такое, как экспрессионизм, направление использоваться в музыке.

Наиболее часто экспрессионизм используется в таком музыкальном направлении как рок. Я решила выявить основные закономерности и особенности экспрессионизма. Какими средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на слушателя? Можно ли рок считать искусством?

Для исследования я взяла песню Юрия Шевчука «Песня о Гражданской войне» и попыталась выяснить, относится ли эта песня к такому направлению как экспрессионизм.

1. Определение - экспрессионизм

Экспрессионизм - это направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких, тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в экспрессионизме - внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь, вера, надежда), выраженные предельно - эмоционально - как вопль отчаяния или безудержно - восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизма стали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё.

Для экспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистика экспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско.

Для экспрессионизма характерен принцип всеобхватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений. В центре художественного мира писателя - сердце человека, истерзанное равнодушием людей и бездушием мира.

В музыкальном искусстве наиболее лучшему пониманию таких чувств и переживаний человека способствует сама музыка, мелодия, её темп и ритм. Певец должен сам переживать то, о чём он поёт и понимать то, что он поёт.

Главную роль играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицах - таково сегодняшнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния, навеваемое жизнью.

2. Основные особенности экспрессионизма

1) Предметы, явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения.

2) Доминирует жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизвестного следствия действующих законов жизни.

3) Лирический герой рок - поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил: он выразитель сильных эмоций.

4) Эстетические приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной - двух черт, способность одним приёмом создавать образ.

5) Пейзаж: серая зарисовка, чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику. Это разорение, запустение; милитаристический пейзаж, мир, теряющий жизненность.

6) Цветовая палитра типично - экспрессионистская, преобладают красный, чёрный, серый и синий цвета. Функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описание самого предмета.

7) Жизнь - выразительное перевоплощение действительности; обыденная повседневная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в ней господствует ужас и безумие.

8) Художественные средства: частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии.

9) Мироощущение лирического героя трагическое, напряжённое. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.

3. Анализ песни. Ю. Шевчук «Песня о Гражданской войне»

Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью.

И, разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,

Рвануло. Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.

И окна… окна были первые, готовые.

И зло на заливном коне взмахнуло шашкою.

Добро - оно всегда без кулаков - трясло культяшками.

Пыталось жалость убедить, помочь опомнится,

Но всё быстрее и точней летела конница.

Аплодисменты! На манеж под звёздным куполом

Повыпускала ночь зверей и замяукала,

И заалела, вспотела, вмиг состарилась,

И побледнела, и струхнула, и затарилась.

Чем Бог послал, а чёрт подсунул им,

А он ведь старый театрал, он любит грим.

Тела вдруг стали все огроные да полые.

И пьяница-сапожник в память нам остаил пленки голыми.

Правда на правду,

Вера на икону,

А земля да на цветы.

Это я да это ты…

Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью.

Закат, когда он на щеке, как водка с горечью.

Страх покрывал всё матом, будто потом, страх брёл по городу.

Ночное небо было дотом, оно ещё напоминало чью-то бороду.

Провинция зевала грустно, нервно в телевизоры,

А кто-то просто шёл домой и ел яичницу.

Дышали трупы тихо, мерно под скальпелем провизора.

А кто-то в зеркале вертел уж своей личностью.

Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи.

А помощь танков по лоткам давила овощи.

Аплодисменты! Бис!

Везде ревело зрелище.

Стреляло право по беде - увидишь где ещё!

Страна рыдала жирной правдой, так и не поняв истины,

Реанимация визжала, выла бабой, последней пристанью.

Пенсионеры с палками рубились в городки с милицией,

А репортёры с галками их угощали блицами.

Да повар - голод подмешал им в жирный суп довольно пороху.

Герои крыли тут и там огнём по шороху.

И справедливость думала занять чью-либо сторону.

Потом решила, как всегда:

«Пусть будет смерти поровну».

Да погибали эти окна, эти крыши первыми.

Все пули были здесь равны, все мысли верными.

Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище.

Стреляло право по беде - увидишь где ещё.

И лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане,

Где высота да простота, где баррикады ада нет.

Она горела в вышине, без дыма, пламени,

Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.

Правда на правду,

Вера на икону,

А земля да на цветы,

Это я да это ты…

Страна швыряла прошлой ночью - мутной сволочью.

Страна скребла лопатой по крови, покрытой инеем.

Да по утрам вся грязь, все лужи отражают синее.

Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью.

На память - фото пирамид с пустыми окнами - глазницами.

Аплодисменты! Чудный вид с листом кленовым да с синицами.

А будущее, что только родилось, беззвучно плакало.

А время тикало себе, а сердце такало.

Правда на правду,

Вера на икону,

А земля да на цветы.

Это я да это ты…

Эта песня о том, что люди во время Гражданской войны забывают о вере, нравственности, упиваясь войной. Шевчук изобразил войну как грандиозно - поставленное ужасное театральное представление. Шевчук олицетворил страну, где идёт эта война. Он показал её в виде живого существа, которому плохо от этой воины. Страна страдает и ищет помощи, но этой помощи ей никто не даёт.

Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи. А помощь танков по лоткам давила овощи.

Шевчук в этой песне показывает весь ужас войны. Везде раздаются взрывы, лежат мёртвые тела. Граждане воюют друг с другом. Везде царит беспредел. Злость перехлёстывает человека. Ради идеи люди идут на всё даже на убийства. Из-за одних страдают другие. Безвинно погибают дети, женщины, старики. Этому всему нет оправдания. Люди не понимают, к чему это всё может привести. И лишь в церкви, как в гримёрке, спокойно и тихо здесь можно укрыться от всего этого кошмара войны.

И лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане, Где высота да простота, где баррикады ада нет.

Другие люди, которых эта война не затронула, спокойно жили, смотрели телевизор, ели, следили за своей внешностью. Они наблюдали за войной издалека и не думали о том, что сейчас кто-то страдает, голодает, о том, что кому-то нужна помощь.

Шевчук представил то, что за каждой войной кто-то наблюдает свыше. Это может быть дьявол или ещё кто-либо. И этот кто-то следит, чтобы войны заканчивались равными потерями с обеих сторон:

И справедливость думала занять чью-либо сторону. Потом решила как всегда: «Пусть будет смерти поровну»

А когда война закончилась, люди не знали, что с ними будет дальше, но они чувствовали, что последствия этой войны ужасны. Стоит серый, безжизненный город с домами, в которых выбиты стёкла. Вежде лужи крови. Шевчук часто повторяет слова:

Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью.

Эти слова заставляют слушателя обратить на эти строчки больше внимания. Самое страшное было пережить ночь. Ночью человек не разбирается, кто идёт, а сразу стреляет. Он может убить обычного человека, который не хотел сделать ничего плохого.

Шевчук сравнивает войну с театральным представлением. Для этого он использует такой художественный приём как гротеск - соединение прекрасного и безобразного, комического и трагического.

Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище, Стреляло право по беде - увидишь где ещё

Шевчук в своей песни использует серые, красные и чёрные цвета, что характерно для экспрессионизма. Музыка помогает восприятию текста. Чередование спокойного и тихого пения, часто переходящего в шёпот. Певец такой манерой пения пытается донести до слушателя смысл песни.

Заключение

В ходе работы я выявила основные особенности экспрессионизма и проанализировала песню Юрия Шевчука «Песня о гражданской войне». Экспрессионистская рок - поэзия занимает важное место в музыкальной культуре. Она помогает лучше выразить чувства людей. Многие современные музыканты, к сожалению, рабы собственного имиджа. И их поклонники воспринимают, прежде всего, не то, что несут их глубокие и проникновенные песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мне кажется, не просто прыгать у сцены и кричать, а следовать тому, что почерпнуто из песен Цоя, Бутусова и Шевчука. И тогда, возможно, рок будет восприниматься не как нечто аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направление искусства. И эстетика не будет иметь ничего против.

Литература

Русская литература XX века 11 класс часть 2 - 6-е изд., \ Сост. В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2001. - 508 с.

Русский язык: журнал №29(437), статья С.Н. Никитиной - М.: издательский дом «Первое сентября», август 2004. - 12 с.

Хрестоматия по литературе для 10-11 классов \ Сост. Э.Н. Аламдарова - М.: Астраханский педагогический институт, 1994. - 687 с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010