рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Анализ стихотворения С. Есенина "На Кавказе" и стихотворения И.С. Тургенева "Мы еще повоюем!"

3

Стихотворение С.Есенина «На Кавказе»

Так сложилось, что. Кавказ, оказался важным для истории русской литературы регионом. Здесь в своё время находили вдохновение А.Пушкин и М.Лермонтов, здесь же родился великий советский поэт В.Маяковский. Побывал здесь и Сергей Есенин, который, посетив Грузию, написал замечательный цикл «Персидские мотивы».

С.Есенин справедливо заметил, что Кавказ издавна манил к себе, «звеня загадочным туманом», русский Парнас (именно так автор, употребляя перифразу, обобщённо называет писателей и поэтов). Край, полный романтики, загадочный край, где живут горцы, разводят скакунов и поют прекрасные песни. Неудивительно, что С.Есенин, очарованный этой волшебной страной, написал стихотворение «На Кавказ?».

Стихотворение имеет своеобразную композицию. Сначала поэт совершает небольшой экскурс в историю, где рассказывает о том, как Кавказ повлиял на судьбы собратьев С.Есенина по перу. Поэтому в стихотворении
встречается множество аллюзий на исторические события. А вторая часть представляет собой ряд биографических описаний.

Во второй строфе, описывая ссылку А.Пушкина, С.Есенин, использует точную реминисценцию из пушкинского стихотворения; «Не пой, красавица, при мне...» Произведения, написанные А.Пушкиным в южной ссылке, пропитаны страстной восточной любовью. Талант поэта проявил себя в полную силу в атмосфере Кавказа.

Продолжением жизнеописания мастеров пера является трагическое описание судьбы М. Лермонтова в третьей и четвёртой строфах. Автор «Маскарада» и «Демона» нашёл здесь смерть: он был навеки «пулей друга успокоен» на Кавказе. Этой перифразой С.Есенин говорит о роковом выстреле Мартынова-дуэлянта. Отдавая дань погибшему поэту, Сергей Есенин вводит в стихотворение аллюзии на роман «Герой нашего времени» («рассказал про Азамата», «лошадь Казбича»), написанный на Кавказе.

Нарушая историческую хронологию, С.Есенин вспоминает о другой ужасной для русской литературы потере:

И Грибоедов здесь зарыт,

Как наша дань персидской хмари.

В 1829 году, находясь на службе в Персии, ушёл из жизни драматург Александр Грибоедов: он был растерзан толпой фанатиков, атаковавших персидское посольство. Тут же автор, чтобы подчеркнуть колорит региона, употребляет экзотизмы -- названия музыкальных инструментов («под плач зурны и тари»). Наконец, в шестой строфе лирический герой стихотворения (его можно отождествлять с самим С.Есениным) прерывает поток тяжёлых воспоминаний и рассказывает, что же привело его в этот край. Путешествуя без определённой цели, лирический субъект хочет просто отдохнуть на Кавказе, посетить могилы почивших

Писателей, попробовать заглянуть в своё будущее. Мы узнаём, что великие люди находили здесь приют, бежав от друзей и врагов. Полезный горный воздух смягчал их страдания. Да и сам лирический герой бежал от суеты, «навек простясь с богемой». Читая между строк, мы легко угадываем автобиографичность высказывания. К 1920-м Годам С.Есенин уже порвал с литературной грудпой «Скифы», отошёл от Клюева и «мужиковствующих своры». Как и сам автор, лирический герой решает бросить кабацкую жизнь и вырваться на свободу. В 1925 году поэт Оставляет свою третью жену, Софью Толстую, и уезжает на Кавказ.

Пытаясь найти своё место в поэтическом мире, С.Есенин анализирует и оценивает творчество своих современников. Этому посвящены следующие три строфы. Поэт искренне выражает своё негативное отношение к
творчеству В.Маяковского:

Но он, их главный штабс-маляр,

Поёт о пробках в Мосселъпроме.

С.Есенин смог очень тонко задеть поэтам Большой Пресни, так как сам В.Маяковский писал: «Несмотря на политическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».

0 Клюеве, «ладожском дьячке», который притворялся неграмотным, С.Есенин пишет с ещё большим сарказмом: от чтения стихов «друга мужиков» «в клетке сдохла канарейка». Остальных писателей поэт не считает I нужным упомянуть:

Бумаги даже замарать,

И то, как надо, не умеют.

И тут же следует обращение лирического героя к кавказской стороне (олицетворение). Поэт хочет, чтобы Кавказ дал ему своего Пегаса и научил его стихи «кизиловым струиться соком». С.Есенин желает коренным образом изменить свою жизнь. Для этого он собирается привезти в Москву черновики «большой эпической темы» («Пугачёв») и «прекраснейшей поэмы» («Анна Снегина»). Образуя строфическое-кольцо (просаподосис), в конце стихотворения звучат уже знакомые нам пушкинские строки: «Не пой, красавица, при мне...» Этим автор подчёркивает свою любовь к творчеству А.Пушкина. Сергей Александрович говорил: «Пушкин - самый любимый иною поэт... Постичь Пушкина - это уже нужно иметь .талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки». Можно заметить, что стихотворение «На Кавказе» содержит прямые переклички с лирикой А.Пушкина: здесь и цитация пушкинских строк, и подражание архаизмам пушкинской лексики («злато», «издревле», «зане»), и точное воспроизведение четырёхстопного пушкинского ямба.

Находясь на Кавказе, поэт надеялся на то, что, вернувшись в Москву, он начнёт жить по-новому. Но в 1925 „году Сергея Есенина не стало...

Теперь и его имя начертано на исторических скрижалях Кавказа.

Стихотворение в прозе «Мы ещё повоюем!» И. С Тургенева

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Случайная. встреча, невзначай брошенное слово, найденные деньги - любая из этих мелочей может коренным образом повернуть русло человеческой жизни. Закономерны ли случайности? Фатализм всегда был отличительной чертой русского менталитета, которая нашла своё отражение и в литературе. Так, М.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» целую главу посвятил осмыслению этой проблемы.

Иван Тургенев в период творческой зрелости задумался над вечной проблемой: формирует ли судьба человека или человек - судьбу? В цикле его стихотворений в прозе есть одна яркая запоминающаяся миниатюра - «Мы ещё повоюем!» Это произведение написано по всем канонам
лирической прозы. Стихотворение в прозе -- это лироэпическое произведение. Оно, по сути, должно быть бессюжетно.

В миниатюре И.Тургенева также нет сюжета как целостной системы событий. Но поток переживаний, раздумий, ассоциаций, воспоминаний лирического героя очень разветвлён и разнообразен.

Композиционно стихотворение соотносится с рассуждением. Тема произведения вынесена в первый абзац. В следующих абзацах она раскрывается на конкретном примере, а в финале делается вывод.

К раздумьям о смысле жизни лирического героя побуждает встреча с воробьиной стаей. Пред этим мы видим рассказчика' унылым и грустным: тяжёлые мысли обуревают его. Лирический субъект полон нехороших предчувствий: наверняка должно случиться что-то ужасное. Автор держит читателя в напряжении, не торопится описывать события. Произведение оформлено так, что создаётся ощущение накатывания волн на берег: в тексте двенадцать предложений и десять абзацев; каждый новый абзац неожиданно обдаёт нас «брызгами» - деталями, дополняющими общую картину.

В самом начале произведения появляется мотив дороги - жизненного пути героя. Она стрелой уходит вдаль, и неизвестно, что подстерегает там путника. Одной из важных вех на этом пути становится встреча странника с воробьиной стаей. Сразу становится ясно, что пересечение линий судеб этих живых существ несёт в себе что-то радостное. И действительно, картина, увиденная лирическим героем, мыслится как счастливое предзнаменование. Умиротворяющий пейзаж помогает передать радостное настроение птичек. Поэтому в пятом и шестом абзацах так много ярких красок и слов, обозначающих активное действие («раззолоченная ярким летним солнцем», «прыгала гуськом», «прыгала бойко, забавно, самонадеянно», «выпуча зоб и дерзко чирикая»). Все предложения здесь восклицательные - это усиливает впечатление на интонационном уровне. Автор особенно выделяет одного воробышка - гордого, дерзкого, бойкого - и называет его-«завоевателем». Образ этой птички вселил в лирического героя надежду: возможно, не так всё плохо в этой жизни, как кажется.

Однако суровая реальность не сдаёт позиций: в небе кружит ястреб. Образ этого хищника является символом далекой, но неминуемой опасности. Автор призывает быть настороже и не терять бдительность: этих ястребов много развелось в голубом небе, и они неустанно следят за нами, выжидая
удобного момента.

Всё увиденное герой переносит на себя. Тяжкие думы, невзгоды - всё «отлетает прочь». Жизнелюбивый воробей придаёт путнику энергию, бодрость, возвращает ему интерес к жизни. Создаётся впечатление, что в маленькой птице сосредоточен источник оптимизма, и странник зачерпнул
оттуда горсть хорошего настроения.

Финал произведения вселяет надежду: «И пускай надо мной кружит мной ястреб...

- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» Путник продолжает идти по дороге "жизни, но не понуро склонив голову, а смело смотря вперёд.

К сожалению, сам И.Тургенев не смог насладиться жизнью в полной мере и, как тот воробышек, попал в когти своего ястреба. У писателя была тяжёлая судьба: из-за полемики с Н.Некрасовым и Н.Добролюбовым он ушёл из журнала «Современник» и уехал .за границу. Всю оставшуюся жизнь автор вынужден был жить на чужбине. Как ястреб, на писателя обрушилась тяжелейшая болезнь - рак позвоночника. И.Тургенев, как и любой человек перед лицом смерти, отчаянно боролся за жизнь. Его оптимизм нашёл отражение в стихах в прозе. Будучи тяжело больным, писатель не терял надежды»; вернуться на родину. Возможно, греясь возле камина в Париже, он повторял про. себя:

- Мы ещё повоюем, чёрт возьми!

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010