рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Анализ стихотворения Леонтьева "Платформа"

Анализ стихотворения Александра Леонтьева «Платформа»

Цвeта весеннего снега

Голый рябит березняк;

Лязгом обдав человека,

Прогрохотал товарняк.

Город Железнодорожный,

Серой платформы обрыв…

Как же ты, неосторожный,

Вдруг выясняется, жив?

С ужасом вечным, с кошмаром.

С непоправимой виной.

Да, но с бессмысленным даром.

Да, но с любимой женой.

Или ты веришь во что-то

Там, где сомкнулись пути?

Но расплести их - работа

Не по плечу мне, прости.

Смотришь, сощурясь, на птицу, -

Вот чей, пожалуй, бы взор…

Нет электрички в столицу,

Красным горит семафор.

2003

Александр Юрьевич Леонтьев родился в 1970 г. в Ленинграде, является автором нескольких книг стихов. Переводил В. Вордсворта, Р.-М. Рильке, А. Рембо и др. Участник Международного пушкинского конгресса (1999), роттердамского Международного поэтического фестиваля (1999), лауреат премии журнала "Звезда" (2003) и премии "Двуречье" (2007). Живёт в Санкт-Петербурге. Долгое время жил в Волгограде. Прокопьевске, рабочем поселке Чернышково, Москве, Великом Новгороде, г. Железнодорожном.

Поэт, по утверждениям критиков, - представитель нового литературного поколения, формировавшегося в перестроечную эпоху.

Критик Дмитрий Полищук усматривает в поэзии Александра Леонтьева «анненскую психологическую утонченность, раннеакмеистическую предметную точность и прозрачность и элегический изощренный синтаксис современной “петербуржской школы”. Все это, при природной импровизационной легкости и внятности слога с установкой на просветленность любого поэтически-созерцаемого объекта, позволило Леонтьеву почти стопроцентно “попасть” в десятку ожиданий нынешних литературных Державиных, наследником которых он себя, по всей видимости, ощущает».

Из предисловия к книге стихов Леонтьева “Сад бабочек”, которое написал А. Кушнер, я узнала, что Александр Леонтьев “являет собой убедительный пример раннего и яркого поэтического становления”, каковым он “посрамляет” представления о позднем (после тридцати) становлении современных поэтов и тем самым возвращает к пушкинской норме, когда уже в тридцать “лета шалунью рифму гонят”.

Таким образом, я сделала вывод, что Александр Леонтьев - приверженец самых лучших традиций русской литературы.

Я прочитала несколько произведений поэта, и стихотворение «Платформа», написанное в 2003 году, привлекло мое внимание.

Я словно увидела автора, стоящего ранней весной на перроне подмосковного города Железнодорожный. Мне кажется, здесь произошли события, возможно, не очень приятные, которые повлияли на дальнейшую жизнь лирического героя.

Ситуация, воплощенная в произведении, обозначена уже в названии. Понятие «платформа» можно понимать по-разному: это и перрон железнодорожной станции, это и отправная точка, с которой начинается следующий этап жизненного пути, это и некий монолит, который поддерживает героя в его философских размышлениях.

Поэтому по тематическим признакам данное стихотворение можно отнести к философской лирике.

Прозрачен сюжет лирического стихотворения: герой на перроне города, где он проживает, размышляет о событиях, вызывающих у него чувство вины, он хочет покинуть город и ожидает электричку.

Присутствуют более локальные темы: неприятные цвета почерневшего весеннего снега, , лязг проходящего товарного поезда, воспоминание о конфликте, вина, сожаление, бессилие,раскаяние, прощание, мечты.

Построение стихотворения связано с логикой развития поэтической мысли от начала к финалу, оно делится на 5 строф: первая и вторая строфы - место, где находится герой, третья, четвертая, пятая 1 и 2 строки - философские размышления, 3 и 4 строки пятой строфы -подводится своеобразный итог размышлениям.

Вызывают интерес средства художественной выразительности, которые, мне кажется, играют немаловажную роль в создании образа лирического героя, в воплощении темы и идеи стихотворения.

Размышления героя мрачны, настроение подавленности и отчаяния создают эпитеты: березняк «голый, цвета весеннего снега», платформа серого цвета, герой - «неосторожный», дар его - «бессмысленный», вина - «непоправимая», цвет семафора - красный, тревожный.

Интересны метафоры: « …лязгом обдав человека, прогрохотал товарняк», «серой платформы обрыв», «ужасом вечным», «виной непоправимой», «пути не расплести», «работа не по плечу», «красным горит семафор».

Синтаксические повторы:

Да, но с бессмысленным даром.

Да, но с любимой женой…

вызывают ощущение, что автор принял твердое решение изменить что-то в своей жизни, покончить с прошлым, хотя его терзают чувство вины и раскаяние, сожаление о поступке, который герой совершил по неосторожности.

Усиливает выразительность изображаемого образ птицы, на которую смотрит герой: известно, что птицы обладают острым зрением, и герой хочет поскорее увидеть, не идет ли электропоезд. Но, увы, тревожный красный цвет семафора символично говорит о том, что электричка пока не пришла, и изменений в жизни героя пока не предвидится.

Особую звуковую и интонационную выразительность придает звукопись (аллитерация и ассонанс):

Цвета веСеннего Снега

Голый ряБит Березняк

ЛяЗГом оБДав человека,

пРоГРоХоТал ТоваРняк …

- сочетание звуков Ц, С, Г, Б, З, Д, Р, Х, Т вызывают ощущения свиста весеннего ветра и грохота проходящего мимо товарного поезда.

Город ЖелеЗноДороЖный,

Серой платформы обрыв…

Как Же ты, неостороЖный,

Вдруг выясняется, Жив?

- сочетание звуков Ж, З, Д вызывают ощущения сожаления, раскаяния героя.

С ужасом Вечным, с кошмаром.

С непопраВимой Виной…

- звук В, действительно, в сочетании со звуком С вызывает ощущение надломленности героя.

Или ты веРишь во Что-то

Там, где Сомкнулись Пути?

Но РаСПлесТи их - РабоТа

Не По ПлеЧу мне, ПРоСТи.

- в данной строфе опять преобладают звуки С, П, Р, Т,Ш,Ч - сочетание глухих и звонких звуков «рисует» картину мучительных раздумий героя.

СмотРишь, СощуРяСь, на птицу, -

Вот чей, пожалуй, бы взоР…

Нет электРички в Столицу,

КРаСным гоРит СемафоР.

- и опять сочетание звуков Р и С! Герой принял решение, он тверд в своем намерении, хотя безмерно сожалеет о случившемся.

Прочитав стихотворение, я представила его героя молодым талантливым человеком, который решил уехать из родного города, потому что, скорее всего, совершил какой-то необдуманный поступок, и теперь его мучают раскаяние, сожаление и чувство вины.

Он хочет, как птица, улететь, но это невозможно, и поэтому он с нетерпением ожидает прихода электрички. А на платформе все горит и горит красным семафор, вызывая тревогу в душе.

Я думаю, Александр Леонтьев описал не только случай из личной жизни, он сказал читателю, что такое может случиться с каждым: неосторожный поступок может перевернуть всю жизнь.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010