рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Христианство

19

Возникновение христианства. В отличие от ранних религиозных систем, складывавшихся в процессе фор-мирования древних очагов цивилизации на Ближнем Востоке, христианство появилось сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социаль-ными, экономическими и политическими противоречия-ми. Появляющаяся в таких условиях новая религия, претендующая на широкое внимание и распростране-ние, должна была откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но достаточно весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения раздирающих общество противоречий, сглаживания их, направления их в иное русло. Новой религии следовало также решительно отказаться от этнической ограниченности, свойственной ранним религиозным системам. Это было необходимое условие, так как в противном случае она не смогла бы овладеть умами людей, независимо от их происхождения и соци-ального положения. И, наконец, еще одно: новая рели-гия должна была быть достаточно интеллектуально развитой и насыщенной, включать в себя все то, чего достигли уже существовавшие до нее религиозные сис-темы обширного ближневосточно-средиземноморского региона.

Удовлетворить всем этим условиям было непросто. И все-таки «вызов» эпохи, потребности времени вели к тому, что на рубеже нашей эры в антично-эллинисти-ческом мире уже формировались системы, способные дать ответ на этот вызов. Среди них стоит упомянуть занесенный из Персии митраизм, получивший широкое распространение в Римской империи и явно повлияв-ший на последующее формирование христианства. Ви-димо, при благоприятных условиях в такого рода систе-му мог вырасти и неоплатонизм, сложившийся на осно-ве религиозного осмысления идеалистической филосо-фии Платона. Возможно, такой системой могла стать какая-либо из восточных религий, в первую очередь иудаизм -- при условии разрыва ограничивавших его возможности национальных рамок. Однако ни один из возможных «кандидатов» так и не преуспел в своем стремлении достичь всеобщего признания. Этот успех выпал на долю христианства -- учения принципиально нового, но впитавшего в себя из концепций соперничав-ших с ним учений все то, что могло его обогатить и уси-лить.

Итак, христианство, как наднациональная «вселен-ская» религиозная система, возникло в условиях, когда почти весь ближневосточно-средиземноморский мир был объединен в рамках наднациональной Римской империи. Но первоначальные очаги этой религии возни-кли отнюдь не в центре этой могущественной империи: они появились на ее периферии, причем на восточной и юго-восточной периферии, в тех издревле освоенных человечеством очагах цивилизации, где пласты куль-турной традиции были особенно мощными и где всегда сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римской философии, и рели-гий Востока.

Иудаизм и христианство. На рубеже нашей эры иудаизм, как упоминалось, переживал глубокий кризис. Несмотря на то, что число иудеев, по подсчетам совре-менных специалистов, исчислялось в ту пору нескольки-ми миллионами (цифра весьма заметная для той эпо-хи) и что солидные иудейские колонии распространи-лись уже по всему Средиземноморью, включая Египет и Малую Азию, конкретная историческая ситуация и реальное соотношение сил все более очевидно вели иудейское общество к кризису. Кризис усилился после подчинения Иудеи Риму. Светская власть династии Ирода не пользовалась авторитетом. Жрецы иеруса-лимского храма и близкие к ним партии и группировки (фарисеи, саддукеи, зелоты) также теряли власть и влияние, чему способствовала и их явная зависимость от наместников Рима в Иудее. Неудивительно, что это состояние перманентного политического и социально-религиозного кризиса вело к оживлению эсхатологиче-ских пророчеств, активизации деятельности различно-го рода сект с их ожиданием мессии, который вот-вот придет и от имени великого Яхве спасет запу-тавшийся в противоречиях, но все же богоизбранный народ. Мессию (греческий эквивалент этого иудей-ского термина -- Христос) ждали почти все со дня на день.

Столь напряженно ожидавшийся мессия просто не мог не появиться. И он появлялся, причем неоднократ-но. Все чаще то в одном, то в другом районе Иудеи, а то и вне ее, на периферии, среди евреев диаспоры, руково-дители отдельных сект, бродячие проповедники или экстравагантные странники объявляли себя мессиями, призванными спасти заплутавшихся иудеев. Обычно власти болезненно реагировали на проповеди подобных деятелей. Все самозванцы сразу объявлялись лжемес-сиями, и их деятельность пресекалась. Это, однако, не могло приостановить процесс. На смену неудачникам приходили новые, и все повторялось снова. Иногда главы влиятельных сект оказывались достаточно могу-щественными, чтобы бросить вызов всесильному Риму. В результате следовавших за этим восстаний и войн (иудейские войны) Иудея как государство, а вместе с ней Иерусалим и иерусалимский храм во II в. н. э. перестали существовать.

91Тем не менее именно постоянные гонения на спорадически появлявшихся харизматических лидеров и пророков, чьи деятельность и проповеди в условиях кризиса становились все более заметными и созвучны-ми общим ожиданиям, и привели в конечном счете к укреплению в умах поколений идеи о великом мессии, Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб (приняв на себя грехи людей) и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителем человечест-ва. Эта идея и была взята на вооружение в тех ранних иудео-христианских сектах, которые стали появляться как в самой Иудее, так и в ближайших к ней районах расселения евреев диаспоры (Египет, Малая Азия и др.) на рубеже нашей эры.

Споры об Иисусе Христе. Легендарные предания о божественном спасителе были собраны и детально изложены в четырех евангелиях (от Марка, Матфея, Луки и Иоанна), составляющих основу христианского Нового завета, важной части текста Библии. В еванге-лиях подробно, хотя и противоречиво, говорится о жиз-ни Иисуса, его проповедях, деяниях, рассказывается о творимых им чудесах, о благоговевших перед ним последователях, о преследованиях Иисуса и о преда-тельстве его Иудой, о распятии его на кресте и о после-дующем воскресении и вознесении на небеса. В еванге-лиях вина за преследования Иисуса, который и был мессией, Христом, хотя и неузнанным и непризнанным, возлагается на иудеев (само имя предавшего Иисуса одного из двенадцати ближайших его учеников-апосто-лов -- Иуда,-- как бы призвано символизировать весь народ, не принявший и предавший пришедшего спасти его Иисуса). Римский наместник-прокуратор Понтий Пилат даже попытался было спасти Иисуса от казни, но под давлением иудейских жрецов и наученной ими толпы отступил, «умыл руки».

Евангельские жизнеописания Христа, хорошо извес-тные по вошедшим в обиход образам, фразам, по мно-гочисленным описаниям и изображениям, создали об-лик божественного спасителя, великий подвиг которого, потрясший человечество, будто бы и открыл людям глаза на истинную религию, христианство. Нет сомне-ний, что и сами евангелия, как сравнительно поздний документ (не ранее II в. н. э.), и вся евангельская традиция -- это в основном образно воспетая, ярко расцвеченная и явно нарочито персонифицированная запись переинтерпретированных событий, явлений и бо-жественных деяний, уже встречавшихся ранее в других религиях. Вопрос лишь в том, все ли здесь заимствова-но и сочинено или же в основе записанных в евангелиях описаний жизни Иисуса есть какая-то реальная истори-ческая основа, пусть даже видоизмененная до неузна-ваемости.

Еще сравнительно недавно по этому вопросу шли ожесточенные споры в науке. Представители одной из авторитетных школ специалистов -- мифологиче-ской-- полагали, что никакого Христа не было, не было даже никакого схожего с ним судьбой его прото-типа, что в основе евангелической традиции лежат мифы, прежде всего хорошо известный ближневосточ-ным религиям миф об умирающем и воскресающем божестве. Здесь отражен и известный миф о непороч-ном зачатии (связь бога с женщиной), и множество других мифологических сюжетов и представлений, за-имствованных из других религий. Справедливость по-строений этой школы в том, что мифологическая основа евангелической традиции -- вне всякого сомнения, что заимствования и переработка чуждых влияний в рам-ках нового синтеза действительно были важнейшей основой, фундаментом христианства. Однако слабо-стью мифологической школы, предопределившей ее не-удачи, было то, что эта концепция низводила христиан-ство до уровня эклектической системы и не признавала не столько даже оригинальности этой религии, сколько вообще какой-либо исторической реальности, лежав-шей в ее основе.

Вторая из признанных школ, историческая, ныне явно преобладающая в религиоведении, исходит из того, что в основе евангельской традиции лежат какие-то реальные события. Но какие? Был ли в реальной исторической действительности бродячий проповедник типа Иешуа Га-Ноцри, которого так талантливо описал в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков? И если был, то где и когда? Что он проповедовал, кто за ним шел, к чему все это привело? На эти и многие другие связанные с ними вопросы сторонники исторической школы долгое время не могли дать достаточно убеди-тельного ответа. Положение изменилось лишь сравни-тельно недавно, в 40-х годах нашего века, после знаме-нитых кумранских находок.В, 1946--1947 гг. в горных пещерах Кумрана, на берегу Мертвого моря, арабские бедуины нашли обрыв-ки древних свитков. Рукописи (среди них были библей-ские тексты, уставы общин, проповеди и т. п.) принад-лежали мистико-аскетической секте ессеев, общины ко-торой располагались на рубеже н. э. в этом районе, вдали от густонаселенных плодородных земель Палес-тины. Общины ессеев являли собой группы подвижни-ков, живших коммуной, по большей части в монаше-ском стиле, без женщин и детей. Их учение, основанное на принципах иудаизма, заметно отличалось от него. В текстах доминировали эсхатологические пророчества о скором конце мира, о грядущем суде над грешниками. Ессеи осуждали богатство и стяжательство, стремились к нравственному очищению и, главное, ждали мессию из рода Давида (заметим, что евангельский Иисус -- из этого рода).

В рукописях ессеев упоминается об «учителе спра-ведливости», который был, судя по всему, основателем секты, пророком-проповедником, выступившим против официального иудаизма и внесшим в его доктрину те изменения, которые позволяют считать эту секту пе-реходной по характеру, т. е. иудео-христианской. Это-го, конечно, еще недостаточно для сближения таин-ственной фигуры «учителя справедливости» с мистиче-ской личностью Иисуса. Но, реконструируя гипотетиче-ский процесс, следует учесть все: и общую обстановку в Иудее с напряженным ожиданием божественного вмешательства, и активный мессианизм, и деятельность харизматических пророков и «учителей», и даже прак-тику наказания и разоблачения лжемессий. Имея в ви-ду все это, можно представить, как обрывочные, но тесно связанные друг с другом общей идеей события и явления, личности и деяния со временем слились в нечто единое и цельное, были персонифицированы в Иисусе, мессии из рода Давида. Этот мессия (Хрис-тос) пришел, проповедовал, демонстрировал чудеса, но не был признан, а, напротив, был осужден властями как лжемессия, распят на кресте; затем он, чудесным образом воскреснув, доказал миру свою божествен-ность и через учеников и последователей даровал миру великие истины, легшие в фундамент христи-анства.

Основы христианского учения. В христианстве, во-бравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и куль-тов, и идея умирающего и воскресающего божества из древневосточных религий. Позже, по мере своего ста-новления, христианство многое восприняло из эллини-стической философии, из учения стоиков (Сенеки) и др. Но суть новой религии не сводится к эклектиче-ской сумме заимствованных элементов. Оригинальность и сила ее в том новом, что возникло на базе сложного процесса религиозно-культурного синтеза всех этих элементов.

Основная идея христианства -- идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варва-ров, рабов и свободных, богатых и бедных -- все греш-ники, все «рабы божьи». Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечест-ве? Да, могут. Но только в том случае, если они осозна-ют, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божес-твенного спасителя, который был прислан богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь -- вера в великого и единого в трех лицах бога (бог-отец, бог-сын, т. е. Иисус, и бог-«святой дух» -- святая троица), благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздается на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад, будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света», нечес-тивцам и грешникам грозит и «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь, на земле.

Раннее христианство, вызревавшее в недрах оппози-ционных официальному иудаизму и римским властям аскетических сект и распространявшееся затем по все-му эллинистическо-римскому миру, с первых своих ша-гов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных и страждущих. Правда, это учение не звало на борьбу -- ив этом смысле его никак нельзя считать революционным по характеру. Скорее, напро-тив, христианство было альтернативой различного рода восстаниям и войнам, начиная с восстания Спартака, которые сотрясали на рубеже нашей эры мощную Рим-скую империю. И в качестве такого рода «умиротворя-ющей» альтернативы, направляющей энергию угнетен-ных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым, даже выгодным для власть иму-щих, вскоре понявших это и принявших христианское учение в качестве господствующей идеологической до-ктрины. Однако это произошло позже. Раннее христи-анство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стоя-ло в оппозиции к властям, подвергаясь жестоким гоне-ниям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса.

Пафос этот сводился прежде всего к резкому непри-ятию сложившихся норм жизни. В одном из наиболее ранних и радикальных по характеру текстов Нового завета -- в Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) -- с огромной силой прозвучало осуждение Рима, как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзостями». Ангел божий предрекает падение этого Вавилона, силы небесные победят мрак и мерзость, произойдет страшный суд, и на обновленной земле возникнет «новый Иерусалим» во всем величии своей славы, с древом жизни, активно плодоносящим во имя всеобщего блага. Мистическая форма Апокалипсиса не может скрыть наполняющего его пафоса разрушения старой «мерзости» и грядущего обновления мира.

Революционный пафос раннего христианства нашел свое отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во-первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство «рабов божих», даже в этом своем качестве лозунг всеобщего равенства не мог не привлечь к себе внима-ния. Правда, в некоторых евангелических текстах оп-равдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам, но тем не менее провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской импе-рии стоило многого. Во-вторых, на осуждении богатст-ва и стяжательства («скорей верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небес-ное»), на подчеркивании всеобщей обязанности тру-диться («не трудящийся да не ест»).

Конечно, здесь нет активной революционности, но сам факт провозглашения эгалитарных принципов и следования им был вызовом господствующим общес-твенным порядкам. Неудивительно, что членами первых христианских общин (особенно после перемещения в начале нашей эры усилиями сторонников и последо-вателей апостола Павла центра нового учения с пери-ферии империи в Рим) оказались прежде всего оби-женные и угнетенные, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

Харизматические лидеры раннего христианства. Первые христианские общины заимствовали от предше-ственников"-- сект типа ессеев -- черты аскетизма, са-моотречения, благочестия и прибавили к ним обрядо-вые ритуалы причащения митраизма и многое другое, включая торжественный акт крещения в качестве сим-вола веры. Эти общины были достаточно замкнутыми. Во главе их стояли харизматические лидеры -- пропо-ведники, «учителя», осененные «благодатью» пророки, которые обычно прислушивались к своему «внутренне-му голосу», имели «видения», слышали «глас божий» и потому считались имевшими бесспорное право на лидерство. Естественно, что вначале каждый из этих харизматических лидеров руководствовался своим пониманием основ новой религии. А если учесть, что эти лидеры чаще всего были личностями в психическом отношении неуравновешенными, легко возбудимыми (именно такие и считались осененными благодатью божьей), то несложно понять, что в их проповедях ре-альные факты прошлого смешивались с основанными на «видениях» фантастическими рассказами. Все это более или менее гармонично увязывалось с мифопоэтическим наследием и постепенно укладывалось, обретая модифицированные формы, в основу христианской док-трины.

В процессе становления новой религии принимало участие множество сект с их проповедниками, что не могло не вызвать к жизни различные варианты и откло-нения. Однако сквозь пестроту мнений, догматов и ри-туалов постепенно вырисовывались контуры новой ре-лигии, каноническая жесткость которой выковывалась в острых схватках между различными направлениями. Уже во второй половине I в. н. э. отчетливо намети-лись два главных течения -- проиудейское, представ-ленное Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связанное с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что богу угодны все - и иудеи, и язычники, и обрезанные и необрезанные, достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа.

В отличие от апостола Петра, которого евангельский Павел называл «апостолом для иудеев», себя Павел, по преданию, именовал «служителем Иисуса Христа у язычников».

Католицизм и Реформация. С благословения рим-ской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с ее свободомыслием. Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной части рукописного наследия античной культуры. Возрожденное с помощью арабов учение Аристотеля, значительно подкорректированное церковью, стало даже (наряду с Библией) своего рода высшим и чуть ли не последним словом духовной куль-туры. Однако многое было безвозвратно утеряно, и пре-жде всего духовная свобода. Католические священники (дававшее обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, це-ликом отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали ерети-ков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклониться от официального учения. Луч-шие умы средневековой Европы гибли на кострах «святой» инквизиции, а остальным, запуганным и сми-рившимся «грешникам», церковь охотно продава-ла за немалые деньги индульгенции -- отпущения грехов.

Жестокий фанатизм и активная агрессивность като-лицизма, опиравшегося на строго иерархическую цен-трализацию власти церкви во главе с римским папой, вызывали неудовольствие государей средневековой Ев-ропы, постепенно преодолевавших феодальную раз-дробленность и усиливавших свое могущество. Эти государи тоже опирались на авторитет церкви и ис-пользовали его, о чем свидетельствуют крестовые похо-ды на Иерусалим для освобождения «гроба господня» от «неверных». Но с течением времени их все более тяготила поставившая себя над ними власть католиче-ской церкви. Более того, соперничество с церковью в какой-то мере активизировало их деятельность, спо-собствуя усилению борьбы за приоритет именно свет-ского начала, за освобождение от всесилия религии. И эта борьба дала свои результаты. Покончив с фео-дальной раздробленностью, усилившись за счет горо-дов, т. е. поддержки третьего сословия, бюргерства, заинтересованного в укреплении центральной власти, антиклерикальные силы в XIV--XV вв. уже были гото-вы к тому, чтобы бросить вызов всесилию римской церкви. И этот вызов был брошен, причем брошен именно в той сфере, где всесилие церкви представля-лось наиболее полным -- в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения, Ренессанса.

Эпоха Возрождения в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Гали-лей, Томас Мор и Кампанелла, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и многие др.) опрокинула веками создававшийся цер-ковный заслон, препятствовавший свободе мысли и на-учному поиску. Оставив как бы в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой, деятели Возрожде-ния щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности, возрождая тем самым «языческие» нормы свободы мысли и твор-чества.

Разумеется, Ренессанс, как сложное и многосторон-нее явление, был подготовлен всем ходом протекавших в Западной Европе социально-экономических процес-сов. Значение его в этом смысле выходит за пределы противостояния католицизму. Однако нанесенный им удар церкви оказался тем камнем, который рождает горную лавину. Если гиганты Возрождения реформиро-вали лишь верхний слой культуры, возродив принципы гуманизма и свободомыслия, то сильнейший удар по основам католицизма был нанесен следовавшей по пя-там за Возрождением и бывшей по сути реакцией церкви на него Реформацией.

Преследуя цель сохранить церковь от ударов, нане-сенных ей Возрождением, и выступив против ассимиля-ции католичеством элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к решительной реформе основ католического христианства. Ее лидеры -- Лютер, Кальвин, Мюнцер -- резко выступили против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульген-ций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как по-средника между человеком и богом. Начавшись в XVI в., реформационное движение быстро охватило широкие слои населения наиболее развитых стран се-верной и частично средней Европы -- Англии, Голлан-дии, Швейцарии, Германии. Идея упрощения церков-ной структуры и характера богослужения, призыв к строгости и скромности церкви, к отказу ее от често-любивых и властолюбивых политических претензий, к противопоставлению внутреннего нравственного са-моконтроля исступленной вере фанатиков -- всё это импонировало нарождавшейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как это в свое время показал Вебер, стал духовной основой и этиче-ской нормой складывавшихся буржуазных государств Западной Европы.

Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к помощи контрреформации, католическая церковь сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще все-силию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена «святой ин-квизиции» и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали ухо-дить в безвозвратное прошлое. Католицизм -- следом за протестантской церковью -- вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», т. е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к рели-гии и не зависевшим от ее вмешательства и оценки. Это, естественно, не означало, что роль церкви была сведена почти к нулю. Еще и в XVIII в. Вольтер, актив-но боровшийся с влиянием церкви, не мог выступить против нее с открытым забралом. И все же то отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в дальнейших судьбах Запад-ной Европы, в успешном развитии ее по капиталистиче-скому пути.

Греческая православная церковь. В Восточной им-перии (Византии), пережившей Западную почти на тысячелетие, положение церкви было иным. Здесь она не получила особой самостоятельности и политического влияния. Разделенная к тому же на ряд патриархатов (константинопольский, антиохийский, александрий-ский, иерусалимский), она оказалась в почти полной зависимости от государства и практически идентифици-ровала себя и свои интересы с его интересами. Стоит отметить также, что сфера влияния и массовая база всех этих патриархатов была невелика, а после исламизации ближневосточного мира и вовсе стала мизерной. Но с усилением древней Руси заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось, пока назначавшиеся из Константинополя митрополиты не превратились, наконец, в XVI в. в самостоятельных патриархов. Русская православная церковь не только поддерживала царскую власть, но и подчинялась ей, охотно сотрудничала с нею (лишь изредка бывали исключения; например, патриарх Никон в XVII в. пы-тался поставить церковь выше светской власти).

В православной церкви в целом вследствие ее отно-сительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой инкви-зиции», хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, кото-рые приняли православие (их было немало хотя бы на одной только Руси), церковь сумела переработать и ис-пользовать их во имя укрепления своего авторитета.

Древние божества превратились в святых православ-ной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официаль-ное освящение и признание. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, как, например, покло-нение идолам, восходившее к фетишизму глубокой ста-рины, преследовались и постепенно отмирали, но и тут церковь умело трансформировала их, направив актив-ность верующих на поклонение иконам.

Догматических и литургических отличий правосла-вия от католицизма немного. Православие иначе трак-тует троицу (считает, что святой дух исходит только от бога-отца), не признает чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, прича-щает хлебом (причем не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разры-ва с католицизмом в 1054 г.

Христианство и традиции европейской культуры. Христианство сыграло большую роль в становлении европейской культуры. Конечно, богатая культура Европы восходит своими корнями и к философии, к скульптуре и архитектуре, и театру античности, и к сарказму Рабле и Эразма, и к научным подвигам Коперника и Галилея, т. е. ко всему тому, что на протяжении тысячелетий противостояло христианст-ву, боролось с ним. Однако при этом нельзя не отме-тить и того большого влияния, которое оказало хрис-тианство на характер и формы культуры, на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обо-жествленного Христа. Лучшее, что создало европей-ское зодчество,-- церковная архитектура -- призва-но было прославлять величие бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церков-ный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную куль-туру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой, а все созданное под воздействием христианской церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославле-ния божественного, для укрепления веры.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формирова-ли и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постула-ты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали в народах представление о неиз-бежности, ниспосланности свыше тех порядков, кото-рые царят на земле. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа. До того -- приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.

Словом, на протяжении долгих веков, даже тысяче-летий нормы быта и морали, представления и ассоциа-ции, традиции культуры и произведения литературы -- все это формировалось под сильным воздействием хрис-тианской церкви. Однако важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинако-вым путям, темпам и результатам социальной эволю-ции стран и народов Европы.

На западе протест против всесилия церкви, привед-ший к Реформации, дал сильнейший толчок антиклери-кализму, светскому развитию вне русла церковного влияния. На востоке слияние православной церкви с го-сударством создало значительно более мощную систему незыблемой и освященной авторитетом церкви тради-ции, сломать которую оказалось много сложнее. Извес-тно, скольких усилий это потребовало даже в том на редкость благоприятном для реформ варианте, который связан с именем и действиями Петра I, энергично и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь это окно имело огромное значение: через него проникали импульсы колоссальной разрушительной силы, способ-ствовавшие преобразованиям Петра. Добиваясь этого, Петр упразднил русский патриархат, место которого занял «святейший Синод», ставший послушным оруди-ем императора в его деятельности.

Христианство в странах Востока. Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны, которые после падения Византии в XV в. попали под власть Оттоманской империи, и сравнительно немногочислен-ные группы христиан в Эфиопии, Ливане, а также в Египте (копты). Коптская монофиситская церковь сложилась в Египте в первые века нашей эры и отлича-лась тем, что монофиситы -- в отличие от византийской христианской церкви -- настаивали на единой, божес-твенной, а не двойственной (богочеловек) сущности Христа. Многочисленная коптская церковь длительное время существовала обособленно и сумела сохранить некоторое влияние после исламизации и арабизации Египта. Правда, в процессе исламизации сильно изме-нились сами египтяне-копты, которые ныне внешне ма-ло чем отличаются от окружающего их арабо-мусульманского населения, вплоть до обязательной молитвы несколько раз в день. Тем не менее коптская община сохранилась вплоть до наших дней (она насчитывает два-три миллиона членов во главе с патриархом). Бо-лее того, копты оказали определенное воздействие на формирование и существование эфиопской монофиситской церкви, чьи высшие иерархи долгое время назна-чались коптским патриархом, хотя формально главой эфиопской церкви всегда считался сам правитель-не-гус. Стоит напомнить, что после исламизации Египта Эфиопия на протяжении почти полутора тысячелетий была единственной африканской страной, где христи-анство считалось официальной государственной ре-лигией.

Близкой к монофиситской считается армяно-григорианская церковь, порвавшая с Константинополем по-сле третьего Вселенского собора (в конце IV в.). Как коптская и эфиопская, армяно-григорианская церковь была достаточно близка греко-византийскому правос-лавию. Что же касается этого последнего, то его влия-ние на востоке, ограниченное пределами ближней ви-зантийской периферии (Сирия, Ливан, Палестина), по-сле исламизации, как упоминалось, сократилось до минимума. Правда, престиж патриархов Александрий-ского и Иерусалимского был достаточно высок и после этого, а крестовые походы привели даже к кратковре-менному освобождению Иерусалима. Но реальных ре-зультатов это не дало. И даже те церкви, которые вначале подчинялись ближневосточным патриархам (как, например, грузинская по отношению к антиохийскому патриархату), предпочитали становиться самос-тоятельными, автокефальными. Впрочем, далее Арме-нии и Грузии православие -- если не считать террито-рии России -- так и не заходило. Исключением можно считать еретические секты, прежде всего несторианскую.

Несториане -- последователи епископа константи-нопольского Нестория (ум. ок. 451 г.) -- были своеоб-разными предтечами православия. Гонимые преследо-вателями после смерти их покровителя, они проникли довольно далеко на Восток. Сохраняя свои общины и свою веру на протяжении поколений и веков, несториане познакомили с христианством население Ирана, Монголии, даже Китая. Хотя большого успеха ни в од-ной из этих стран христианство несторианского толка не достигло, временами оно вызывало интерес со сторо-ны отдельных представителей власть имущих, подчас даже переходивших в христианство.

Что касается римско-католической церкви, то ее связи с Востоком датируются сравнительно поздним временем и сводятся в основном к миссионерскому движению. Это движение зародилось еще во времена крестовых походов. Однако сколько-нибудь существен-ных успехов оно добилось лишь в XVI--XVIII вв. Основное направление деятельности миссионеров было связано с освоением Америки, где католицизм особенно преуспел на юге континента (Латинская Америка). Однако деятельность христиан-миссионеров распро-странялась также и на Азию, Африку, Океанию.

Миссионерское движение сыграло немалую роль в истории мировой культуры не столько обращением в христианство местных народов, сколько распростра-нением на Востоке некоторых достижений европейской цивилизации. Это, естественно, подготовило почву для усвоения многими странами и народами Востока более развитых и передовых идей. Не следует, однако, забы-вать, что по пятам за миссионерами шли купцы и пред-приниматели, а за ними -- завоеватели и колонизато-ры, что придает этому движению в целом неприглядную окраску.

Миссионерское движение в высокоразвитых цивили-зациях, в том числе в Индии и Китае, успеха практиче-ски не имело, что во многом связано с силой консерва-тивной инерции местных религиозно-культурных тради-ций. Здесь достижения христианства сводились прежде всего к заимствованию некоторых элементов запад-ной культуры, причем в этом отношении Китай ока-зался менее благодатной почвой, нежели Индия. В периферийных районах Азии, где пласт местной тра-диции-цивилизации был тоньше, а привычка заимство-вать чужое была более устоявшейся, влияние христиан-ства оказалось порой более заметным и ощутимым, как, например, в Юго-Восточной Азии.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является ныне едва ли не наиболее распростра-ненной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Оке-ании (включая Австралию и Новую Зеландию), а так-же в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, т. е. на том Востоке, который является главным объек-том нашего внимания, христианство распространено слабее всего.

Литература.

Васильев Л.С. История религий востока: Учебник. М.: Высш. Шк., 1988.

Каутский К. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.

Клочков В. В. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010