Развитие культурологии как научной дисциплины
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента Б. Н. Ельцина"
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: "Культурология"
Екатеринбург
2009
План
1. Тесты по культурологии
2. Объясните почему культурология возникла позднее других гуманитарных наук. На стыке каких наук она формировалась?
Список использованной литературы
1. Тесты по культурологии
Вариант 11. Черты, нормы, ценности и свойства, которые присущи всем культурам - это:а) культурные универсалииб) культурные инновациив) культурные ценностиг) культурный ареал2. Перенесение культурных достижений (изобретений и открытий) из одной культуры в другую - это:а) культурные заимствованияб) культурные тиражированияв) культурная ассимиляцияг) культурные инновации3. Культуру как систему и как феномен можно изучать:а) с самых разных точек зрения, порождаемых общественными потребностями, научными интересамиб) только с точки зрения духовной жизни людейв) только с точки зрения материальной жизниг) только с классовых позиций4. Что такое субкультура?а) культура низов обществаб) культура элитарных круговв) автономная культура социальной группыг) составная часть антикультуры5.Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлением о родстве между группами людей - это:а) фетишизмб) тотемизмв) табуг) анимизм6. Могут ли технические достижения считаться частью культуры?а) да, поскольку это результат человеческой деятельностиб) нет, поскольку культура состоит только из духовных достиженийв) не могут, так как техника и культура - совершенно разные вещиг) да, если стоят на службе идеи совершенствования индивида в обществе.7. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:а) народнойб) массовойв) духовнойг) элитарной8. Абсолютный запрет, накладываемый на какое--либо действие, слово, предмет - это:а) фетишизмб) тотемизмв) табуг) анимизм9. Навязывание населению представителями чужой культуры своих ценностей, норм, модели поведения - это:а) ассимиляцияб) колонизацияв) геттоизацияг) частичная ассимиляция10. Идеи общегреческих культурных ценностей были привиты Александру Македонскому его учителем:а) Аристотелемб) Платономв) Демокритомг) Цицероном11. Вера в существование души и духов - это:а) фетишизмб) тотемизмв) табуг) анимизм12. Культурология - это:а) отдельная область философского знанияб) околонаучное знание с неопределенным объектом и предметомв) комплексная междисциплинарная область научного знанияг) конгломерат разрозненных сведений о культуре13. Что такое "массовая культура"? (исключите лишнее)а) потребительская культура со своими нормами и ценностямиб) модернизм ХХ векав) популяризация классической культурыг) овладение достояниями культуры широкими массами14. Циклические теории (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) изучают культуры:а) уподобляя их живым организмам, проходящим в своем развитии различные стадииб) они изучают не культуру, а искусство определенного периодав) это сугубо философские теории, которые не занимаются изучением культурыг) проводя сравнительный мониторинг15. Какое определение раскрывает содержание категории "политическая культура"а) лексика политических дискуссийб) церемониал встречи на высшем уровнев) социоинтегративная система, определяющее политическое бытие обществаг) умение правильно вести себя на дипломатических приемах16. Иоган Себастьян Бах -а) выдающийся австрийский композиторб) выдающийся итальянский композиторв) выдающийся немецкий композиторг) выдающийся чешский композитор17. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах, называется:а) наукойб) религиейв) искусствомг) моралью18. Фетишизм - это:а) комплекс обрядовб) запрет на что-либов) вера в духовг) культ неодушевленных предметов19. Леонардо на Винчи -а) выдающийся итальянский живописецб) выдающийся испанский живописецв) выдающийся французский живописецг) выдающийся немецкий живописец20. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:а) элитарнойб) народнойв) массовойг) духовной2. Объясните. Почему культурология возникла позднее других гуманитарных наук. На стыке каких наук она формировалась?Культурология -- одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как "буржуазная лженаука" и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, "маскируясь" то под социологию, то под философию, то под филологию.Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни.Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию.В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином "культурология" мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления.Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология "поставляет материал", который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом -- все это дает (или в идеале должна давать) политология.Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, -- культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.Список использованной литературы1. А.Б. ЕСИН Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.2. wikipedia.ru