рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Предмет культурологи и ее место в системе гуманитарного знания

1

Раздел 1. Теория культуры. Термин «культура»

Всего количество часов -6, 2 лекции, 1семинарское занятие

Тема 1.1 Предмет культурологи и ее место в системе гуманитарного знания

Цели: - дать понятие об основных этапах развития культурологи как науки; о многообразии использования термина культуры и ее понимание в различные исторические периоды;

- развить знания о предмете культурологи, ее методах, развить представления о роли культуры в общественном прогрессе.

План.

1. Вступление. Понятие термина «культурология».

2. Значение слова «культура».

3. Культура как система.

4. Функции культуры.

1.Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Таким образом, большое значение имеют решения законодательных и правительственных органов РФ по развитию гуманитарного образования в высших и средних специальных учебных заведениях. Таким образом, появилась и новая гуманитарная дисциплина - культурология (в переводе с греческого - «наука о культуре».)

Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.

2. Значение и происхождение слова «культура». Термин в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХУШ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.

Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так - агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, Нои почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.

Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.

Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.

Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.

1. Культура - это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).

2. Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х - начала ХХ в. Получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.

3. Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура - это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.

Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры - это понимание ее как системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений широки и неопределенны. Деление на виды и роды условны. Но их нужно знать.

1.В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:

- на материальную - культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;

- на духовную - интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.

2.Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:

- на мировую - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;

- на национальную - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.

3.В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.

4.Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.

5.Есть виды культуры, которые нельзя отнести ни к материальной, ни к духовной. Это так называемое вертикальное сечение культуры, пронизывающее всю ее систему - экономическая, политическая, экологическая и эстетическая культуры.

4. Основные функции культуры:

1.Человеческая, или гуманистическая. Это функция формирования самого человека, его духовности;

2.трансляции (передачи) социального опыта или информационная, Это функция исторической преемственности;

3.познавательная (гносеологическая). Культура, накапливая опыт и знания, дает возможность познания и освоения мира;

4.регулятивная (нормативная) - дает установки, нормы и правила поведения. Поддерживается моралью и правом;

5.семиотическая (знаковая) - дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуры и свободно жить в ней. Язык - важнейший знак культуры. Специфические языки культуры - музыка, живопись, языки ЭВМ и т.п.;

6.ценностная (аксиологическая) - формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. С данной функцией тесно связан вопрос о культурных ценностях как особых категориях культуры. Культурные ценности - это те явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества. Как это понимать?

Каждая сфера жизни людей имеет свои ценности: политика - политические, искусство - художественные, наука - интеллектуальные и т.п. Одни и те же предметы и идеи могут занимать разное положение в шкале ценностей у разных людей и социальных групп, т.е. культурные ценности разнообразны и не распространены равномерно среди всех членов общества. В современном развитом обществе, неоднородном по своему культурному составу, выделяют 4 уровня культурных ценностей:

1)общечеловеческие, или общезначимые, - ценность жизни, семьи, продолжения рода, любви, дружбы;

2)локально-групповые - конфессиональные ценности (христианские, мусульманские и др.);

3)сословные, или социально-классовые, - интересы и предпочтения людей в зависимости от их социального положения в обществе;

4)индивидуально-личностные - предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого человека, отобранные из тех, что имеются в окружающей его социокультурной среде.

Такое деление, конечно, условно. Культурные ценности не остаются в обществе неподвижными. Меняется человек, общество, меняются и предпочтения, вкусы.

Итак, мы познакомились с системой культуры, рассмотрели ее основные категории, ее структуру и функции, культурные ценности.

Подытоживая сказанное, хочу еще раз подчеркнуть: культура - исторически развивающаяся система, и поэтому важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления. Культура Функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура не переставала развиваться даже в самые неблагоприятные исторические периоды: в средние века, в годы тоталитарных режимов. В такие времена видоизменялись формы культурных явлений, достигая в отдельных своих проявлениях небывалых высот. Но во все времена ни одна новация в культуре не происходит без преемственности. В этом смысле любая культура одновременно традиционна и прерывна. Это единство прерывности и непрерывности позволяет выделить в развитии культуры определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В русской истории - культура Киевской Руси, золотой век русской культуры Х1Х столетия и др.

Духовность и культура. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи - права, науки, искусства, религии. В духовной сфере главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.

Эпоха Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии. Под этим термином понималось тогда новое рождение, повторное открытие античного наследия. Сегодня Возрождение понимается как форма культурного подъема через обращение к классической древности. Возрождение связано с переворотом в мировоззрении европейцев 14-15 веков, произошедшим под влиянием нового прочтения античности.

В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем - Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей - это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.

В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений - городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».

Данную тему мы рассмотрим на следующей лекции.

Тест по теме.

1.Что изучает культурология как наука?

А) художественное творчество;

Б) формы организации социальных групп;

В) Интеллектуальную и духовную культуру;

Г) генезис, формы и типы культуры, ее функционирование в обществе;

Д) нормы и правила поведения в обществе.

2.Каково этимологически первое значение термина «культура»?

а) община, город, государство;

Б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;

В) усовершенствование человеческого рода;

Г) умение мыслить, рассуждать;

Д) традиционное ведение хозяйства.

3.Какие главные подходы к определению понятия «культура» принято выделять?

А) естественнонаучный, психологический, биологический;

Б) исторический, политический, экономический;

В) антропологический, социологический, философский;

Г) социокультурный, эстетический, антропологический;

Д) экологический, экономический, социологический.

4.Кто из ученых дал первое научное определение культуры?

А) Л.Г.Морган;

Б) Н.А. Бердяев;

В) П.А. Сорокин;

Г) О. Шпенглер;

Д) Э.Б.Тайлор

5.Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает ее сущность?

А) результат всей человеческой деятельности;

Б) нечто культовое, чему естественно поклоняться;

В) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение себя вести;

Г) просвещенность и совершенство вкуса;

Д) высокий уровень развития чего-нибудь.

6.В каком из приведенных делений культуры не подсистемы критерием является род деятельности людей?

А) мировая и национальная;

Б) городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.;

В) материальная и духовная;

Г) экономическая, политическая, экологическая, эстетическая;

Д) язык, знания и убеждения, ценности, идеология.

7.Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные?

А) информативно-трансляционная;

Б) ценностно-ориентирующая;

В) нормативно-регулятивная;

Г) гуманистическая, человекоформирующая;

Д) знаковая.

8.Что можно назвать культурными ценностями?

А) то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;

Б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;

в) нечто культовое, чему естественно поклоняться;

г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;

д) дорогостоящие предметы искусства.

9.Развернутое культурологическое определение цивилизации допускает все приведенные ниже толкования, за исключением одного - какого?

А) стадия развития, наступающая вслед за дикостью;

Б) технологическая культура общества;

В) материально-техническое обустройство человеческого бытия;

Г) западное общество;

Д) род человеческий, живущий на планете Земля;

Е) показатель уровня общественного и технологического развития.

10.Какая особенность развития культуры позволяет выделять в развитии того или иного культурного типа отдельные периоды, этапы, эпохи?

А) единство прерывности и непрерывности, традиции и новаторство;

Б) сочетание объективного и субъективного в историческом процессе;

В) разница между законами развития природы и общества;

Г) деятельность выдающихся исторических личностей;

Д) разнообразие форм человеческой деятельности.

Преподаватель ЕАТК ГА Онопко Л.В.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010