рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Польская музыкальная культура. К. Шимановский

Польская музыкальная культура - одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, как венгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности. Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 году польская культура получила возможность преобразования- страна стала независимым государством.

Появились замечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как Йосиф Гофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей - Бронислав Губерман, Павел Кохановский.

Важным фактором в развитии польской музыки стала деятельность творческой группы «Молодая Польша», которая была организована в 1905 году в Варшаве. Композиторы - Мстислав Карлович, Кароль Шимановский, Людомир Ружицкий, Бжегож Фишельберг- поставили цель преодолеть академическую рутину и провинциализм, господствовавшие в музыкальной жизни страны; стремились приобщить публику к достижениям современной европейской музыки, а также поддержать прогрессивные устремления творческой молодежи. Участники группы устраивали концерты новой польской музыки, пропагандировали ее за границей, осваивали новые художественные идеи начала 20-го века, стремясь сочетать их с развитием традиций Шопена и Монюшко. «Молодая Польша» просуществовала недолго (распалась после кончины М. Карловича), успев сыграть прогрессивную роль в истории польской культуры.

Не менее важным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество Кароля Шимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.

Имя Шимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительных после Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболее интересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыке возник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаве двадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразил варшавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных на их суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двух мнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Но не только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольших прелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкость формы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести до слушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.

Не связывая себя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагога Зигмунда Носковского.

Ранний период творчества Шимановского посвящен почти исключительно камерной музыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет более крупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации на тему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах на слова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшего свою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себя внимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированная фактура, творческая непосредственность.

В первые же варшавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливая музыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач Павел Кохановский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировую карьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом, талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки, неистовым поклонником Рихарда Штрауса, и другими талантливыми музыкантами, которые составляли вышеупамятный актив «Молодая Польша».

Во многих работах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа- периода: «романтический», «импрессионистский» и «народный». Первый период заканчивается монументальным сочинением- Второй симфонией, написанной в 1910 году. До нее написанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909 года. Автор остался крайне недовольным своим детищем, больше не направлял его на эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась в рукописи. Другое дело- Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлением Фительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре.

После Концертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается все более известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста, исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часто разъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живет в Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.

С все возрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит из Франции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французского искусства: «Остров сирен», «Калипсо», «Наузикая»,- три эти поэмы образуют фортепианный цикл «Метопы», а «Фонтан Аретузы», «Нарцисс» и «Дриады и Пан»- цикл «Мифы» для скрипки и фортепиано. Не только названия, но и гармонический язык, динамический оттенки близки звукозаписи Дебюсси.

Наиболее полного выражения ориентализм Шимановского достигает в Тетьей симфонии, написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор и солист- тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанр симфонии- кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количеством духовых инструментов, даже характер названия симфонии- «Песнь о ночи», ассоциируется с малеровским симфонизмом.

Годы первой мировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерватории Р.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.

Революцию Шимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь в Елизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни - одно время занимал должность «комиссара по делам искусств» и заместителя редактора местной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой 1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза его творческой жизни.

В течение пяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории, отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принципов новаторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менее важными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали для Шимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицам Европы и поездки в США.

Значительным событием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера его одноактной оперу «Хагит», написанной еще в Вене накануне первой мировой войны.

Следующие опусы Шимановского- двенадцать «Курпиовских песен» для голоса и фортепиано и шесть народных песен для хора, -свидетельствуют о том, что связи композитора с народной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народных песен, обработанных для фортепиано, и «Четыре танца» (Полонез, Краковяк, Оберек и Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самое значительное из них- Четвертая симфония, названная автором Концертной симфонией. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Также следует из последних произведений назвать известную ораторию «Stabat Mater» и Второй скрипичный концерт.

Шимановского нельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцание было романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал и взаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже в какой-то степени с экспрессионизмом.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010