рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Отражение реального мира в культуре и религии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

на тему: «Отражение реального мира в культуре и религии»

Выполнила:

ст. гр. ФиР - 05 (з)

Ткаченко Н. А.

Донецк 2007 г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Определение культуры, ее функции.

2. Отражение мира в культуре.

3. Особенности религиозного мировоззрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл -- это содержание че-ловеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в осо-бой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откро-ем в мире и в самих себе.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступа-ет для него в своей универсальной человеческой значимости. А дру-гой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Культура есть уни-версальный способ, каким человек делает мир «своим», отражая реалии окружающей действительности. Таким образом весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре, поскольку им от-дана частица человеческой души, поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она появилась, нужен интерес человека к загад-кам мира, нужно удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удив-ления нет там, где нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура -- это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Куль-тура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдох-новляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, ре-лигиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бы-тия и мироощущения людей.

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через со-здание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и сим-волической системой. Мы кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой их которых по-своему выражается суть человеческого бытия.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ.

Собственно слово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово “культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”, в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение “почитание”. В русских словах и словосочетаниях “культивация”, “сельскохозяйственная культура” первое значение сохранилось до сих пор. А смысл “почитание” просматривается в современном слове “культ”. Новое, расширенное понимание слова “культура” встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине “культура” смысл cultura animi, т.е. “возделывание, воспитание души”. Правда, автор “Тускуланских бесед” имел в виду скорее философию, которая рассматривалась им не только как обработка или образование ума, но его почитание, уважение и поклонение ему.

Уже в этом первоначальном значении термина язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности.

В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632 - 1694): он употреблял его для обозначения деятельности общественного человека. Культура была противопоставлена им естественному состоянию человека.

При этом необходимо отметить, что современное понимание культуры в целом отлично от обозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое. Родоначальниками такого взгляда на культуру, с известными оговорками, можно назвать романтиков и представителей “философии жизни” (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Романтики впервые отошли от понимания всеобщего и абстрактно-разумного характера культуры, перенеся акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры. Рационалистическим идеям Просвещения романтики противопоставили субъективную мощь человеческого творчества, которая не может быть ограничена никакими внешними условиями и обстоятельствами. Свобода личного самовыражения и есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ. Корень культурно-философской позиции Шопенгауэра обнаруживается в трактовке образа человека как носителя воли и интеллекта. По мнению философа, пренебрежение к воле и переоценка роли интеллекта и создали культуру, которая в конечном итоге лишила человека его естественного природного основания.

В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона к 1950 году в мире насчитывалось 157 определений понятия “культура”. На сегодняшний момент их около 400. Все согласны с тем, что “культура” есть понятие достаточно обширное, предполагающее различные трактовки. Следовательно, в зависимости от подхода, реализуемого тем или иным исследователем, изменяется и дефиниция. Посмотрим на некоторые из них.

Этнографический. Одним из первых его представил английский этнограф и исследователь первобытной культуры Эдуард Тайлор, определивший культуру, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества.

Деятельностный. Э. Маркарян видит в культуре (внебиологически выработанный способ деятельности(.

Аксиологический, или ценностный. Культура как система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за свою историю.

Социологический. Здесь культура предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.

Психоаналитический. Культура есть узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы.

Идеалистический. Культура как высшее проявление человеческого духа. “Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств” (М. Хайдеггер).

Имагинативный (imaginatio - воображение). Я. Голосовкер в работе “Имагинативный абсолют” полагает, что культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, имагинативной, воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий.

Мы видим, что с разных точек зрения культура предстает как понятие, определяемое следующими предикатами: результат, процесс, деятельность, способ, отношение, норма, система, проявление, степень и т.д.

Функции культуры можно выделить следующие.

· Cultura animi (“возделывание души”, Цицерон). Человекотворчество. Социализация. Дети-маугли не могут стать людьми именно потому, что изначально лишены социального общения.

· Информационная. Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.

· Познавательная. Посредством культуры человек познает мир и себя в нем.

· Нормативная. Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманию существования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура как система нравственных, моральных ограничений и положений.

· Коммуникативная. Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности.

· Аксиологическая. Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов.

· Адаптационная. Приспособление к среде проживания. На заре развития культуры эта функция была важнейшей. В настоящее время она постепенно перемещается все ниже по степени важности.

· Разграничение и интеграция человеческих общностей. Культура разделяет различные народы и объединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурных общностей и объединяет их в одной такой общности.

ОТРАЖЕНИЕ МИРА В КУЛЬТУРЕ.

Насущной потребностью любой культуры, будь то культура личности или культура общественной группы, является создание картины мира и осмысление места человека в нем. Однако разные виды культурного сознания по-разному формируют картину мира. Для сознания идеологического (собственно идеология, этика, политика и т.п.) характерно формирование более или менее целостной концепции мира и человека, то есть законченной системы мировоззрения, логически и фактически доказательной, вербализованной в четких постулатах и, как правило, непротиво-речивой. Аналогичным образом формируется картина мира в научном сознании, поскольку оно имеет отношение к культуро-логическим проблемам: так, фактом культурного сознания ста-новились, например, античная концепция мироздания, гелио-центрическая система Коперника, теория относительности Эйн-штейна и т.п. Религиозное сознание также создает более или менее законченные концепции мироздания, но в них существенную роль играет уже не только рациональное мышление, но и эмо-циональное осмысление мира, в силу чего религиозные концеп-ции используют не столько логическую, сколько психологичес-кую доказательность, и в силу этого в меньшей степени приве-дены в систему, обнаруживая иногда прямую нелогичность и противоречивость. Нередко (но далеко не всегда) концептуаль-ные картины мира и человека возникают в художественном сознании, в области искусства и особенно литературы (например, в творчестве Рабле, Руссо, Достоевского и др.). Однако в силу образной природы искусства концепции мира и человека в нем еще более эмоциональны, еще менее приведены в логическую систему, хотя и достаточно последовательны.

Принципиально иначе обстоит дело в сфере обыденного сознания, то есть сознания большинства людей. Разница заключается прежде всего в том, что обыденное сознание не со-здает цельных и законченных концепций человека и мира. Карти-на мира и человека здесь принимает форму не мировоззрения, а мироощущения, миросозерцания. Это значит, что она складыва-ется стихийно, в процессе практического освоения мира челове-ком, под воздействием непосредственных жизненных впечатлений, которые весьма редко формулируются в виде правила и закона: в условиях обыденного сознания и обыденной жизни обоб-щение непосредственного опыта существует, как правило, в виде пословиц и поговорок, образных по своей природе, но и то дале-ко не всех.

В картине мира, создаваемой обыденным сознанием, очень важ-ное значение имеет практически-поведенческий аспект: во мно-гих случаях человеку обыденного сознания важно не столько прин-ципиальное строение мира, сколько насущные «рекомендации», как надо поступать в данном конкретном случае. (Это не означает, разумеется, что в среде обыденного сознания не могут появляться своего рода «философы», приведшие свое мироощущение к неко-торой логической упорядоченности и любящие поговорить о том, как устроен мир.) В то же время картина мира и человека в обы-денном сознании каждой отдельной личности достаточно устой-чива, чему не мешает даже ее противоречивость, которая стано-вится формой осмысления, освоения реальной жизненной про-тиворечивости и диалектики.

Еще одна особенность обыденного сознания состоит в том, что картина мира в нем создается не только в результате непо-средственной жизненной практики, но и под более или менее сильным воздействием концепций мироустройства, возникающих в идеологии, религии, науке, искусстве. Влияние это может быть очень сильным, иногда решающим (католицизм в средневековой Европе), а может почти не сказываться на уровне бытового со-знания (идеология «просвещенного дворянства» в России первой половины XIX в.), но всегда так или иначе оно присутствует. Сила указанного влияния зависит также и от конкретной личности, активности пропаганды, состояния средств массовой информа-ции и некоторых других факторов. В результате обыденное созна-ние представляет собой не концептуально-мировоззренческий мо-нолит, но довольно пеструю картину, требующую в каждом отдельном случае конкретного анализа.

Создание таковых концепций вытекает из самой сущности культуры, которая, как мы помним, рождается из противопоставления «я -- мир». Следовательно, найти организующую идею миропонимания и найти свое место в нем -- чисто челове-ческая, притом именно культурологическая (а не философская, скажем) потребность.

Представления о мире и человеке -- это в любом случае представления о мироустройстве, миропорядке, подразумевающие некоторую упорядочен-ность мира, подчинение его определенным законам и закономер-ностям. Этот подход не может быть потеснен возникающими время от времени теориями, рассматривающими бытие как абсолютный хаос, поскольку сама идея хаоса рождается из первоначальной идеи порядка и представляет собой «миропорядок со знаком ми-нус». Почему человеческое мышление о мире очевидно тяготеет к установлению закономерностей этого мира -- пока неясно. Воз-можно, это лишь отражение в человеческом сознании объектив-ных законов бытия, но не исключено, что потребность создавать упорядоченные модели реальности есть лишь свойство человече-ского сознания, не имеющее к реальному бытию никакого отно-шения.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятель-ности человека, которые созданы самим человеком. Материаль-ные и духовные реальности, созданные творческим трудом чело-века, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовны-ми ценностями, имеют не естественное, природное, происхожде-ние, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное про-исхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и дей-ствует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценнос-тей, которые природа «сама по себе» создать не способна.

Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность че-ловека включает в себя качества и свойства как собственно природ-ные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и ин-теллектуальным трудом, художественным, научным или техниче-ским творчеством.

В силу того, что человек по своей природе существо духов-но-материальное, он потребляет как материальные, так и духов-ные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворе-ния духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологиче-ские и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятель-ность человека распространяется по всем каналам как материаль-ной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль -- это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре -- это место центра мирозда-ния артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного раз-вития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искус-ственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир ре-альностей, который на планете Земля до человека не существо-вал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совер-шает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и по-требляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Фигурально говоря, человек--и начало и результат в разви-тии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение. Объективная целостность человека задает цело-стность его деятельности, которая затем типизирует целостность и системность культуры в трех основных направлениях: в генезисе, в структуре и функционировании.

Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объек-тов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материа-лов или сырья при создании материальных предметов, матери-альных продуктов и материальных средств существования че-ловека.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в пред-мет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное пред-назначение и цивилизационную роль.

Материальная культура, в другом смысле слова, -- это че-ловеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, во-площенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществлен-ная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнооб-разные средства материального производства. Это энергетичес-кие и сырьевые ресурсы неорганического или органического про-исхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных ма-шинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды ма-териально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере тех-нологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материаль-ного производства. В нее входят все виды материальных ценнос-тей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшаф-ты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе матери-альные ценности прошлом -- памятники, археологические объек-ты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объ-ем материальных ценностей культуры шире объема материально-го производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре ма-териального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отно-шений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о куль-туре технологии производства, о культуре управления и организа-ции его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распреде-ления и т. п.

Следовательно, в культурологическом подходе материаль-ное производство изучается прежде всего с точки зрения его гума-нитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изуча-ется с технократической точки зрения, т. е. его эффективности, ве-личины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.

Материальная культура в целом, как и материальное произ-водство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жиз-недеятельности человека, для развития его «Я», его творческих по-тенций, сущности человека как разумного существа, с точки зре-ния роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его образность и метафоричность.

Миф -- наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т. е. от вымысла и условности к знанию, к закону. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокуль-турной действительности. Однако это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы сим-волического мышления, он способен ценности современной куль-туры интерпретировать через идею «героического», что, скажем, недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам куль-туры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодоле-вать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все ус-ловно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепоща-ется и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно в религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сво-дит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах по-добные явления имеют скорее характер рецидива или являются ме-ханизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифологизация часто исполь-зуется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, под-черкивать и даже выпячивать.

Есть два крайних полюса, два ценностных отношения к миру как к «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого», объективного, вне-человеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущение внутреннего родства с миром сегодня воспринимается как одно лишь из возможных отношений к бытию. Но для первобытного человека это отношение было единственно возможным. Иное мироощущение по-вергло бы первобытного человека в состояние непреходящей тоски и отчаяния перед противостоящими ему бездушными и всемогу-щими силами.

Способом выживания первобытного человека стало чувст-во его породненности с грозными природными стихиями. Он чув-ствовал их родственными себе, одушевленными существами, кото-рых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напу-гать. Чувство одушевленности природы не есть исключительное достояние мифологической эпохи. И современный человек вклады-вает в природу свои смыслы, свои переживания.

Однако современный человек разделяет природные и смыс-ловые (ассоциативные) характеристики вещей, тогда как в мифе они отождествлены безо всякой возможности различения. Собст-венно говоря, слово «отождествление» здесь не совсем уместно, ибо в мифе смысловые свойства изначально воспринимаются как природные, а ассоциативные связи между явлениями -- как при-чинно-следственные. Французский этнограф Леви-Брюль при-водит рассказ одного миссионера о том, как он показывал индей-цам фигурки животных, изобразив их на стене с помощью теней от пальцев. На следующий день племя наловило больше рыбы, чем обычно, и все принялись упрашивать миссионера вновь показать те же фигурки: «спектакль теней» был воспринят ими как под-линная причина богатого улова. Леви-Брюль называет подобного рода связи, устанавливаемые мифом, мисти-ческими связями, или мистической сопричастностью вещей и явлений. Мистическая сопричастность есть основное отношение мифологического мира; мистическая сопричастность -- это ассо-циативно психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемая как способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений.

Но там, где господствуют мистические связи, нет вещей и животных в нашем понимании. «Для первобытного сознания, -- подчеркивает Леви-Брюль, -- нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этому слову». Миф есть царство всеобщего оборотничества: вещь не толь-ко вещь, но одновременно и одушевленное существо; животное -- и животное (добыча) и священный дух; солнце -- это и тот ог-ненный шар, который мы каждый день видим на небе, но одно-временно это и грозный бог, дающий и плодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечто изначаль-ное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.

Отсюда можно сформулировать определение мифа: миф это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основан-ный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Иными словами, миф есть не что иное, как проекция челове-ческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь ис-пользуется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Кос-мос это древний образ мироздания, в котором человек не «царь при-роды» (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, че-ловек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, оду-шевленные мифологическим воображением.

Главной отличительной особенностью религиозного сознания является вера в сверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует в основном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство - сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась в формах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развивалась от языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия и созданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливает градации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот, греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянного морального совершенствования человека.

Непременным атрибутом религии является искусство. Заметим сразу, что искусство -- это совершенно самостоятельная форма культуры, о которой нам подробно придется говорить в дальнейшем. Искусство имеет свои особые задачи и функции, не имеющие ничего общего с религией. Религия же лишь использует искусство в своих целях, и использует очень продуктивно. Священнослужители давно поняли и оценили эмоциональное воздействие искусства и с очень древних времен стали использовать его для усиления религиозного воздействия. Уже в начальных религиозных системах (например, в магии) использовались ранние формы искусства: наскальные изображения людей животных, зачаток музыки -- ритм, элементы живописи в раскраске тела и одежды и т.п. В дальнейшем религия и искусство постоянно шли рука об руку, будучи хотя и разными, но довольно тесно связанными явлениями культуры. Из видов искусства религия использовала в основном музыку, архитектуру, живопись; в меньшей степени -- скульптуру и литературу.

Влияние религии на искусство всегда было двойственным. С одной стороны, религия часто стимулировала развитие художественной культуры, и иногда в очень значительной, даже определяющей степени. Без влияния религии мы не имели бы музыки Баха, готической архитектуры, икон Рублева и многого другого, что так ласкает сейчас наш эстетический вкус, причем независимо от того, религиозны мы или нет. В некоторые периоды истории религия становилась главной сферой проявления искусства, его прибежищем, -- так происходило, например, в эпоху Средневековья. Но с другой стороны, религия, с присущими ей свойствами консерватизма и интолерантности, столь же часто служила и тормозом в развитии искусства. Так происходило, например, в эпоху европейского Возрождения, в период «обмирщения» искусства и его решительного отхода от религии. Искусству приходилось бороться с религиозными догмами, утверждая свои собственные принципы выбора тем и сюжетов в живописи и литературе, в создании жанров светской музыки и во многом другом. Аналогичный пример -- русское Средневековье, то есть допетровская эпоха, которая отличалась замедленным развитием искусства (прежде всего таких его видов, как живопись, литература, музыка) именно в результате церковных ограничений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура исторически сформировалась в конечном счете как спо-соб духовного освоения действительности, как духовное произ-водство. Культура характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры -- сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для вы-полнения этих задач возникли различные формы и способы ду-ховной деятельности, которые постепенно приобрели самостоя-тельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры.

Культура превратилась в сложное по деятельности, много-образное по формам духовное образование. Сюда входят нравст-венность, религия, искусство, наука, философия и идеология, по-литика, миф, мировоззрение и т. д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, что эти формы духовной деятельности все глубже дифференцирова-лись и специализировались. В развитой культуре они превраща-ются в относительно самостоятельные сферы деятельности и, на-конец, обретают статус самостоятельных институтов культуры.

Каждый из таких институтов обладает специфической сис-темой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, что художественные ценности и худо-жественная деятельность существенно отличаются, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающие способы ду-ховного освоения мира, способы производства различных духов-ных ценностей.

Культура осуществляет различные фор-мы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессиона-лизированного познания, в культуре осуществляется художест-венное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным ре-зультатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или яв-лений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообра-зующая функция культуры осуществляется с помощью различ-ных творческих приемов, особых для каждого вида духовной дея-тельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуника-ций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участни-ков культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и раз-вивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуще-ствляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от пове-дения животных.

Таким образом, культура выводит человека из мира живот-ного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение. Кроме этого культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает спо-собы и средства сохранения и накопления опыта духовной дея-тельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных, подсознательно действую-щих алгоритмов культурного поведения человека, т. е. формиро-вание архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно по-казал, что архетипы действуют как врожденные психические структурные образования, которые возникли, однако, в результа-те культурного развития человека. Архетипы служат питатель-ной почвой для творчески продуктивной духовной деятельности человека.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становле-нием относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искус-ством, наукой.

В современной культуре можно уже говорить об относитель-ной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. - М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. - 102 с.

2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. -- М.: Центр, 2001. -- 304 с.

3. Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. -- СПб.: Издательство «Лань», 2003. -- 928 с.

4. Ильина И. А., Буров М. Е. Культурология: конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 104 с.

5. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро-логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - 216 с.

6. Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов. М., 1996.

7. Введение в культурологию: Учеб.пособие для вузов /Рук. авт.колл. и отв. ред. Е.В.Попов М., 1995.

8. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.

9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.

10. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. М., 1997.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010