рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Особенности современной субкультуры

7

РЕФЕРАТ

Особенности современной субкультуры

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

2. Неформальные молодежные движения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Преобладающим компонентом в современном обществе стала массовая культура. Рассмотрим некоторые аспекты молодежной субкультуры, а в особенности подростковой. В этом возрасте идет активный процесс формирования собственного мировоззрения и на его становление действует множество факторов: литература, воспитание и главное, общение со сверстниками и старшими. Здесь и появляется проблема[2;50].

У каждой субкультуры есть своя идеология и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками. Основными источниками для изучения проблемы явились труды М.В. Шакуровой, Б.А. Грушина, Р.Г.Гуровой, Л.Н. Жилиной, Н.Т. Фроловой, где освещаются отдельные аспекты, связанные с проблемами молодежных субкультур[1;115].

Особое внимание исследователи уделяют различным молодежным субкультурам и подростковой субкультуре. Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойкости и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет этап перехода во взрослое состояние[15;135].

Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми[2;52].

1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию - «natura», то есть природа [2;51]. Видимо это дало основание немецкому философу Гегелю дать следующее определение: «Культура - это созданная человеком вторая природа». В словарях существует масса других толкований. Ныне важно обратиться к исходному пониманию культуры: в античности культура понималась как воспитание меры, гармонии и порядка формирования культурного человека, личности, идеала человека.

«Пайдейя» (культура) - процесс формирования культурного человека. Следовательно, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Это ядро, основа «душа» общества.

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру[15;133].

Субкультура - это новое, сложное понятие, где «sub» - от латинского «под». Понятие «субкультура» - это набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие то или иное сообщество, какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру, не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Существуют различные ответы юношеской культуры на нынешнюю жизненную ситуацию, причем преобладают традиционные формы подростковых реакций[2;53]:

  Бегство от общества (наркотики, религиозные секты, самопознание, медитация);

  Развитие и культивирование альтернативных, прежде всего социальных и творческих интересов (борьба за мир, защиту окружающей среды);

  Цинизм: направления связанные с культурой и модой, эстетикой «детей большого города», выделяющиеся внешним видом, музыкой;

  Агрессивные стычки (рокеры, футбол, «фанаты»);

  Традиционные формы самоорганизации (союзы, группы по увлечениям)

Морально-эстетические факторы, способствующие обособлению подростков от общества, проявляется с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям отклонений в поведении молодежи. Изучая межличностные коммуникации как элементы субкультуры, мы установили, что значимую роль в формировании мировоззрения подростков играет общение[4;25].

При всей перегрузке учебой юноши и девушки обладают все же более разнообразным досугом, чем взрослые.

Большинство старшеклассников не имеет устойчивых художественных предпочтений, искусство для них - главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг[14;56].

Преобладают «домашние» формы искусства (прослушивание пластинок и радиоконцертов, просмотр телепередач). Благодаря своей экспрессивности, в связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку сформировать и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые не возможно передать словами. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения. Итак, музыка является важным элементом субкультур[15;136].

Различная музыка выражает различные идеологии субкультур. Отдельные субкультуры создавались в знак протеста молодежи против некоторых явлений в обществе и государстве. Так, движение хиппи возникло в 1960-70 гг. в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Милитаризму хиппи противопоставили свой пацифизм и анархизм. Движение Панков образовалось в 1980-х гг. в Англии. Эти молодые люди выражали протест против засилья официальной культуры - чопорной, аристократической, пуританской. Отсюда и знаменитая склонность Панков к нечистоплотности, само название которых переводится как «отбросы» [4;26].

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 1960-70-х гг., избивали и терроризировали иностранных рабочих, чтобы заставить их покинуть страну. Последние «заслужили» это тем, что в массовом порядке соглашались выполнять одну и ту же работу за мизерную зарплату.

Неудивительно, что представления «протестных» субкультур демонстрировали собственную уникальность не только провозглашением своей жизненной философии и поведения, но и внешними атрибутами, словно говоря окружающим: «Мы не такие, как вы, мы особенные» [15;134]..

2.Неформальные молодежные движения

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу[13;15].

Позитивное отношение у подростков чаще всего вызывают группы экстремалов, скинхедов, реперов, панков и футбольных фанатов.

В известной мере они есть в формальных группах - классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится - не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности[2;52].

В основе существования любой неформальных групп лежит естественная для подросткового возраста поведенческая реакция группирования со сверстниками, выраженная потребность в общении. Для подростка это важное условие социализации. И пусть порой родителям и педагогам «тусовка» представляется пустой тратой времени. Возможно, небезосновательно, а то и опасной, подросток, общаясь с «себе подобными», получает важный опыт взаимодействия, учится оценивать себя и других, примеряет на себя разные социальные роли.

Взрослые не смогут и не должны «закрывать» ребенка от мира, так же, как не должны закрывать мир от него. Задача взрослого - сформировать определенную систему ценностей и идей, помогающих подростку сориентироваться в окружающем его мире и выбрать интересное для себя окружение[14;57].

Как правило, эти сообщества представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают социальными (социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников), асоциальными (криминальные, агрессивно- националистические). Байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут, выпив водки, кого-нибудь бить. Рэйверы готовы попробовать все в своей жизни, в том числе и наркотики, очень агрессивны. Растаманы - потребители наркотических средств. Панки - анархизм, выступают против социума и правил общественного порядка. Есть также металлисты, роллеры, рэпперы и др. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.[3;23].

И еще - важный момент. Вхождение ребенка в группу нередко обуславливается его ощущением одиночества, невниманием и непониманием со стороны родителей. Группа для подростка выполняет компенсирующую функцию, помогая ему почувствовать свою значимость. Понятно, что жизнь современного человека слишком загружена разнообразными делами и обязанностями. Но все же взрослым стоит задуматься: а достаточно ли внимание они уделяют своим детям? Ведь порой дефицит общения обходится слишком дорого.

Одно из самых старых течений - хиппи, или «Система». По существу, оно уже стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). это движение возникло в 60-х гг. прошлого века на Западе среди подростков и молодежи как протест против «грязной войны во Вьетнаме», основоположниками движения хиппи стали такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин[4;26].

Ныне это движение переживает далеко не лучшие времена, его популярность в молодежной среде заметно снизилась. Однако и сегодня можно встретить на улице молодых людей в подчеркнуто неряшливой одежде, украшенных многочисленными «фенечками», со странным взглядом, одновременно выражающим доброжелательность к окружающему миру и отгороженность от него.

Хиппи - группы свободные и открытые. Они благожелательно принимают всех, что оказывается особенно привлекательным для подростков, не находящих понимания в своей семье. Среди хиппи широко распространено исповедование восточной философии буддизма, кришнаитства[8;49].

Именно в среде хиппи произошло зарождение и формирование психоделической философии, ставшей сегодня основой идеологии наркогенной субкультуры.

В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение - панки (от лат. punk - гнилушка, гадина) [6;49].

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей, традиционной культуры. Их вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. «В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа они вышли на улицы городов…»[11;57].

Постепенно складывались идеология панка и формы его музыкального самовыражения проявившееся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры - «гаражные» записи производились на самостоятельных инструментах.

Основная мораль панков заключалась в следующем: «Все люди гадины! Будь таким же и ты и так же относись к людям!» проповедовалось насилие во всех формах. Использование наркотиков для панков - один из вариантов выражения протеста против «добропорядочного общества».

В начале 90-х гг. прошлого столетия в Северной Америке появилась новая разновидность панк-рока - гранж. Страсть к саморазрушению была доведена до основателями стиля - группой «Нирвана» - до крайней степени.

Объединяющая идея рока металлистов - увлеченность музыкой в стиле «тяжелый рок». Эта музыка отличается громкостью и усиленным ударным ритмом. «Тяжелый» рок способен оказывать воздействие на психику человека. По словам подростков, под звуки рока они начинают «кайфовать», испытывая сильнейшие и приятные эмоциональные переживания[4;24].

Внешняя атрибутика - неотъемлемая часть металлистов. Они носят множество металлических украшений, символизирующих протест против старшего поколения, которое предпочитает драгоценные камни и металлы.

Металлисты приветствуют друг друга условным знакам - «позой»: поднятой правой рукой с оттопыренным указательным пальцем и мизинцем и словами «Хеви металл» [2;53].

Применение одурманивающих веществ среди металлистов связанно с прослушиванием музыки. Считается, что под «кайфом» происходит более глубокое ее восприятие. Наркотики, по мнению поклонников рока,- необходимое средство для написания «настоящей музыки». Поэтому многие подростки, входящие в эту группировку, начинают использовать одурманивающие вещества из подражания своим кумирам - композиторам, исполнителям[8;48].

Фанаты, или фенсы, представляют собой страстных почитателей какой-либо эстрадной группы, исполнителя и т.п. они сопровождают своих кумиров в поездках, собирают их автографы, ищут личного знакомства, стараются во всем подражать, не отделяя «белое» от «черного».

Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития.

Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу. Позитивное отношение у подростков чаще вызывают группы экстремалов, скинхедов, рэперов, панков и футбольных фанатов[3;21].

Заключение

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом - «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники[7;94].

Дети понемногу и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали родителей, учителей которые были для них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, - среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности[13;12].

Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях[2;50].

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей[5;7].

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми[11;77].

Литература

1. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. - 2006. - №6 - С.109-117.

2. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. - 2007. - №5. - С. 49-53.

3. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. - С. 20-25.

4. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №5. - С. 23-26.

5. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. - 2006. -№4. - С. 3-14.

6. Дысютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар?//Философские науки. - 2003. - №64. - С. 32-50.

7. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. - 2007. - №3. - С.87-96.

8. Ладатко, А. В союзе с неформалами//Воспит. школьников. - 1990. - №3 - С. 48-49.

9. Маркеева, А.Н. Неформальные молодежные объединения и подростковый наркотизм// Биология в шк. - 2006. - №2. - С. 56-61.

10. Молодежная культура как объект исследования // Доп. Образование и воспитание. -2007. - №1. - С. 83-86.

11. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. - 1990. - №7. - С.74-78.

12. Румянцев, О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. - С.87-103.

13. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. - 2004. - №3. - С. 11-15.

14. Щекочихин, Ю. Члены неформальных объединений сами о себе// Воспит. школьников. 1988. - №5. -С. 53-58.

15. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. - 1990. - №5. - С.133-136.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010