рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Мораль и поведение

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Мораль и нравственность, происхождение идеалов

2. Мораль, обычай, право

3. Исторические типы морали

- Страх

- Стыд и гордость

- Честь как регулятор поведения

- Понятие достоинства и принцип гуманизма

4. «Золотое правило» нравственности

5. Особенности нравственного сознания и поведения

6. Структура нравственного сознания

- Частные требования и оценки, моральная норма

- Моральные качества и нравственный идеал

- Нравственные принципы

- Представления о смысле жизни

Трудно найти благородного человека: не везде он рождается.

Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род.

Будда Шакья-Муни

МОРАЛЬ

Само слово «мораль» происходит от латинского mores -- обычаи, нравы. Мораль -- это особая, культурно-нормативная форма внебиологической регуляции человеческих отношений. Различают моральное сознание, моральные отношения, мо-ральные поступки.

Термины «мораль» и «нравственность» обычно использу-ют в качестве синонимов. Однако само наличие двух терми-нов, обозначающих одно явление, указывает на существова-ние двух смысловых оттенков в понятии морали. С одной стороны, мораль -- это регулятор человеческих отношений, это нравы, «естественные» стремления человека, массовые привычки, получившие общественное одобрение. С другой сто-роны, мораль -- это противостояние природе активного воле-вого субъекта, осознающего свою автономность, это личност-ное измерение общества.

Гегель эти два аспекта морали превратил в две ступени ее развития. Нравственность для него -- это обычаи, бессозна-тельно усвоенные индивидом. В нравственности совпадают должное (предписания) и сущее -- фактическое поведение людей. Мораль, по Гегелю, это как бы критическая оценка нравственности (обычаев, нравов). В морали свободная лич-ность сознательно ищет всеобщего закона, лежащего в основе нравов. Веления морали начинают расходиться с повседнев-ным порядком, «сущим». Однако мораль как выражение субъективной воли опять объективируется, переходит в нрав-ственность, понимаемую как воплощение морального закона в семейных отношениях, в гражданском обществе, в государ-стве. «Нравственность государства» Гегель считал третьей, последней фазой развития объективного духа -- это «сила ра-зума, осуществляющего себя как волю». Это синтез свободы как проявления духа и ее социально-культурной объективации.

Моральные запреты, нравственные нормы складывались внутри человеческого рода еще до возникновения религии. Зигмунд Фрейд считал, что человека от животного отличает только одно главенствующее свойство - совесть. В природном царстве нет таких особей, которые испытывают раскаяние. Человек только тогда и выделился из естественного царства, когда испытал муки сожаления о содеянном. Но угрызения совести невозможны, если у человека нет нравственных абсолютов. Стало быть, они возникли у истоков истории, а не явились в готовом виде.

Есть и другая версия, толкующая происхождение идеалов. Считают, что причиной тому стал общественный договор. Люди обратили внимание на то, что многие поступки наказуемы. Если ты украл что-то у соседа, он может поступить с тобой так же. Экономист Адам Смит разработал концепцию, в которой показал индивидуальный интерес человека как фактор экономического прогресса. В книге «Теория нравственных эмоций» он пытался доказать, что развитие рынка и бизнеса должно идти параллельно с развитием морали и права.

Мораль, обычай, право

Поведение, опирающееся на моральные нормы, и поведе-ние, опирающееся на обычай, на первый взгляд, сходны. В самом деле, и мораль, и обычай регулируют человеческие вза-имоотношения. И мораль, и обычай не институализированы, то есть моральные предписания и обычаи не исходят от како-го-то особого учреждения, которое добивалось бы принуди-тельного их исполнения.

И мораль, и обычай определяют то, что мы называем нрава-ми, -- привычные, широко распространенные в определенном сообществе формы поведения. Но между поведением на основе обычая и моральным поведением есть существенные различия. Обычай -- это устойчивые, стереотипные способы массово-го поведения, сложившиеся исторически. Обычай, как прави-ло, требует буквального исполнения, он не нуждается в инди-видуальной интерпретации, в отличие от морали. Обычай может требовать от представителей различных социальных групп ис-полнения различных действий. Требования же морали одина-ковы для всех. Так, например, по обычаю древних ацтеков пить вино разрешалось только старикам. Молодой же человек, на-рушивший обычай, должен был быть наказан. Наказания так-же не были одинаковыми для всех за одинаковый проступок. Чем выше социальное положение провинившегося, тем тяже-лее было наказание. Обычай находится в большей зависимости от общественного мнения, нежели мораль: нарушение обычая вызывает общественное осуждение. Нарушение моральной нор-мы могло пройти незаметно для окружающих. С этой особенностью обычая связана его большая, по сравнению с моралью, внешняя оформленность. Обычай не затрагивает человеческой души, он, в известной степени, «деятельность напоказ». Обы-чай не ставит перед человеком перспективной задачи личного совершенствования, что характерно для морального сознания. Требования морали («должное») часто расходятся с повседнев-ной человеческой жизнью («сущим»).

Для совершенствования морального поступка порой надо преодолевать рутину повсед-невности, выходить за рамки привычного, обычного, повторя-ющегося, идти наперекор общественному мнению. Обычай же есть сгущение стереотипности, повторяемости жизненных событий, это объективизация общественного мне-ния, коллективной ответственности. Обычай носит внеличностный характер, в нем совпадают должное и сущее. Обычай так же нормативен, как и мораль, но обоснование этой нормативности иное -- «так должно поступать, потому что так поступают все».

Правовое требование обосновывает свою принудительность ссылкой на государственную волю, закрепленную в законах, соблюдение правовых норм предполагает меры государствен-ного принуждения. Субъект нравственности -- личность, а высшая правовая инстанция -- совесть; субъект обычая -- че-ловеческое сообщество, группа, высшая инстанция -- обще-ственное мнение. Субъект права -- государство, высшая ин-станция -- суд. Но право, как и обычай, тесно связано с моралью. Известно, что незнание закона не избавляет от от-ветственности. Это обусловлено тем, что в основе правовых норм лежат так называемые нормы нравственности, известные всем: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Обы-чай также включает в себя подобные запреты. Право обладает наибольшей принудительной силой, поскольку обеспечивает исполнение норм, являющихся основой общественной безопас-ности. По словам русского философа Вл.Соловьева, право не рассчитывает на личное совершенствование, не требует нрав-ственного выбора. Право есть принудительное требование ми-нимального добра, право имеет дело не с «идеальным совер-шенством некоторых, а с реальной безопасностью всех».

Юрист и социолог Б.Н.Кистяковский, один из авторов изве-стного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право -- это « единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах. «Главное и существенное содержание права составляет свобода. Правда, это свобода внешняя, относительная, обусловленная общественной средой. Но внутренняя, более безотносительная, духовная сво-бода возможна только при существовании свободы внешней, и последняя есть самая лучшая школа для первой».

Исторические типы морали

Исторический тип морали определяется целой совокупно-стью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге -- степенью автономности субъекта нравствен-ности, зрелостью личности.

Страх перед наказанием за совершенный поступок -- са-мая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство стра-ха преобладало по отношению к чужим, потенциально враж-дебным иноплеменникам.

По отношению к «своим» внутри группы действует меха-низм «стыда». В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд -- это страх осуждения «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться (или гордиться, гордость -- по-ложительная форма социального контроля этого типа) можно и случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотиви-рованной удачей, победой, не зависящей от победителя. Ан-тичная культура в основном была воплощением того типа нрав-ственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были «стыд» и «гордость». Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл, Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло.

Неотделенность еще внутреннего мира от внешних прояв-лений человеческой активности отразилась на характере дру-жеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в «геро-ическую» эпоху Древней Греции дружба, скрепленная дого-вором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее «практичес-кий» характер, мотив не отделялся от действия.

Другой тип нравственности характерен для сословного об-щества. Здесь центральным оказывается такой регулятор по-ведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общ-ности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные « кодексы чести ». Идеалом дворянского сосло-вия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль -- про-цедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость -- самоцель дворянина, это не средство служения государствен-ной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нрав-ственного поступка. Главное -- личное бесстрашие, то есть сле-дование закону чести, что предполагает индивидуальную мо-тивацию, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определенные внут-ренние побуждения, воплощенные в определенные действия. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, ста-новится особым «очищающим» ритуальным действием, смы-вающим печать личного бесчестья. Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или «обозначения» боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кро-вью. Для низших сословий понятие чести часто связано с уров-нем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.

Понятие достоинства оказывается в центре нравственного сознания уже в новое время. Достоинство мыслится как то, что должно быть присуще каждому индивиду, должно носить все-общий характер. С этой точки зрения, дуэль -- лишь ритуали- зированное убийство, унижающее достоинство человека дей-ствие. Достоинство предполагает расхождение между должным и сущим, что открывает простор для личного самосовершенство-вания. Понятие человеческого достоинства предполагает ощу-щение индивидом себя как представителя «рода человеческо-го» в целом, ставшее мотивом его поведения. Чувство собственного достоинства предполагает значительную вариа-тивность поведения индивида, открывает возможность различ-ных его интерпретаций. В частности, диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами безгранично-го самоутверждения индивида и ощущением огромной ответ-ственности за свои поступки перед человечеством. Основопола-гающим для истолкования идеи человеческого достоинства является принцип гуманизма, который и сам имеет различные интерпретации.

Гуманизм выражен и в идее И. Канта, согласно которой человек всегда является целью и не может стать сред-ством. Но существует и марксистский, «конкретный» гума-низм, согласно которому отдельный человек может и даже дол-жен с радостью стать средством для прогрессивного развития человечества в целом. Ж. П. Сартр рассматривает гуманизм как абсолютную свободу человека, не стесненную внешними усло-виями и внутренней «цензурой». В религиозной христианской традиции гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества (Н. Бердяев, Ю. Бохеньский). Гуманизм как поклонение чело-века самому себе рассматривается как форма идолопоклонни-чества, несвободы человека.

«Золотое правило» нравственности

Принцип гуманизма наиболее ярко выражен в так называ-емом «золотом правиле» нравственности. История станов-ления этого принципа как основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственнос-ти. В современном его значении «золотое правило» начинает использоваться с XVIII века.

Изначально, в условиях родоплеменной общности, действо-вал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб»), талион, содержание которого сводится к идее равного воздания: «возмездие по отношению к представителю другого рода должно быть равно причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий с современной точки зре-ния обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определен-ные рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчужденность межродовых вза-имодействий.

Разрушение родоплеменных отношений вело к невозмож-ности четкого разделения на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались важнее связей род-ственных. Как индивид уже не желает отвечать за прегреше-ния своих родственников, так и родовая общность не стремит-ся брать на себя ответственность за проступки своих членов. В этих условиях талион, рассчитанный на действия в рамках взаимоотношений «своих» и «чужих», теряет свою эффектив-ность. Возникает необходимость формирования нового прин-ципа регуляции межиндивидуальных отношений, не завися-щего от родоплеменной принадлежности индивидов.

Таким принципом и стало «золотое правило», упоминания о котором встречаются уже в V--VI веках до н.э. -- в учении Конфуция и памятнике древнеиндийской культуры «Махаб-харата», в изречениях семи греческих мудрецов, в Ветхом и Новом заветах. Например, в Евангелии от Матфея «золотое правило» звучит следующим образом: «Итак, во всем как хо-тите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Матф. 7, 12). В отличие от приведенной «позитив-ной», существует и «негативная» формулировка «золотого правила»: не желай другому того, чего не желаешь себе.

«Другой» в «золотом правиле» -- это любой человек, ближ-ний и дальний, знакомый и незнакомый. «Золотое правило» в скрытой форме содержит представления о равенстве всех лю-дей. Но равенство это не принижает людей, не делает их оди-наковыми. Это равенство в свободе, равенство в возможности к бесконечному совершенствованию. Это равенство в тех че-ловеческих качествах, которые индивид считает наилучшими; равенство перед теми нормами поведения, которые оптималь-ны для каждого человека.

«Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к друго-му, к другому -- как к себе. Такое отношение и есть основа свя-зи между людьми, которая называется любовью. Отсюда -- другая формулировка «золотого правила»: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» требует отношения к другому человеку как к себе в перспективе совершенства, то есть как к цели, но никогда -- как к средству.

«Золотое правило» как основа нравственного поведения и нравственного сознания всегда было объектом пристального внимания философов. Т. Гоббс считал его основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступ-но для понимания каждого, оно помогает ограничить индиви-дуальные эгоистические притязания, что составляет основу еди-нения людей в государстве. Дж. Локк не считал «золотое правило» врожденным человеку, напротив, в его основе лежит естественное равенство людей, осознав которое в форме «золо-того правила», люди приходят к общественной добродетели. И. Кант весьма критически оценивал традиционные формы «зо-лотого правила». По мнению Канта, «золотое правило» в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать в эгоистическую позицию (я не ме-шаю вам жить, не мешайте и мне). «Золотое правило» включа-ет в нравственное поведение желание индивида. Но человечес-кие желания, страсти часто делают его рабом природы и полностью выключают из мира нравственного -- мира свободы. Однако категорический императив Канта -- центральное поня-тие его этического учения -- есть лишь философски уточнен-ное «золотое правило»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. В сво-ем определении Кант пытается закрыть лазейку мелкому эго-изму. Страсти, желания не должны подменять нравственные мотивы поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поступка.

Особенности нравственного сознания и поведения

Моральное (нравственное) сознание носит ценностный ха-рактер, то есть любая моральная норма и действие, совершен-ное на ее основе, соотносятся с некоей абсолютной системой координат -- благом, добром, всеобщей справедливостью -- и оцениваются в зависимости от того, насколько он близок к со-вершенству.

Человек сам определяет, что для него свято. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественны. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека. Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять в тяжелых жизненных испытаниях. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Но мораль не есть только система представлений об абсолют-ном благе, моральное сознание понуждает человека стремить-ся к этому благу, оно как бы говорит «ты должен» -- следовательно, моральному сознанию присущ долженствовательный момент, оно предписывает и запрещает.

Моральные санкции не носят характер внешнего наси-лия -- материального или духовного. Когда к Христу привели грешницу, он спросил ее обвинителей, кто первым бросит в нее камень, зная, что он сам без греха? Никто не решился на это. Христос, единственный, кого не коснулся грех, остался в кон-це концов с женщиной наедине. Но и он не стал осуществлять наказание, предписанное обычаем, а сказал только: «И Я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши» (Ин. 8, 3 -- 11). Христос -- носитель подлинного нравственного сознания, поэтому он стре-мится пробудить чувство вины в душе самой грешницы.

Система реальных наказаний и наград или угроза наказания в потустороннем мире -- это внеморальные санкции. Даже об-щественное осуждение носит, как правило, характер внешнего давления на совершившего аморальный поступок. «Высший су-дия» человеку -- он сам. Но только тогда внутренняя санкция, примененная человеком к самому себе, будет выражением нрав-ственности, когда он осудит себя с позиций абсолютного добра и абсолютной справедливости, то есть с позиций всеобщего зако-на, который он нарушил. Но, как правило, моральной самооцен-кой дело ограничивается редко. К ней могут присоединиться об-щественное осуждение и одобрение, юридические санкции, санкции церковно-религиозного характера.

Нравственный поступок всегда носит осознанный характер. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Мотив поведения, а не только и не столько его внешний ре-зультат становится объектом нравственной оценки. Конечно, осознание это отлично от размышлений теоретика. Достаточ-но сказать себе, что я поступаю так, потому что не могу иначе или потому что мучает совесть. Но всякий носитель нравствен-ного сознания осознает, что он совершает поступок свободно, то есть исходя из внутренних моральных побуждений, а не из соображений выгоды, чувства страха, вызванного внешней уг-розой, или из тщеславного желания заслужить одобрение ок-ружающих. В произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» Дориан, ужаснувшись тому видимому образу своей по-рочной души, который хранил его портрет, решил изменить свое поведение. Но побуждения Дориана Грея не выходили за рамки желания казаться другим, он не хотел по-настоящему преобразиться. И портрет -- лицо его души -- не изменился. Только в чертах Дориана на портрете появилось выражение хитрости и фальши.

Свобода воли носителя нравственного сознания, его авто-номность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно выражает всю специфику нравственности. Свобода воли есть как бы итог перечисленных выше особенно-стей нравственности. Она включает осознанность поведения, способность быть самому себе высшим судьей, способность преодолевать силу привычки, обычая, общественного мнения, как бы «не замечать» влияния природных и социальных об-стоятельств. Конечно, свобода воли не предполагает абсолют-ную независимость от внешних обстоятельств. Как раз наобо-рот, подлинный субъект нравственного сознания порой действует, зная, что результаты его поступка будут сведены к нулю неумолимой силой внешних обстоятельств, что он, ско-рее всего, не сможет спасти утопающего, не выручит из неми-нуемой беды друга. Но тем не менее нравственный человек дей-ствует, несмотря на обстоятельства.

Структура нравственного сознания

Частные предписания и оценки -- простейшая, исторически наиболее ранняя форма требования. Частное предписание дик-тует человеку совершение определенных поступков в конкрет-ной ситуации. Как правило, такая конкретность предписаний связана либо с моральной незрелостью субъекта, его «нравствен-ной ненадежностью», отсутствием сложившегося внутреннего механизма различения добра и зла, либо с внеморальным харак-тером источника морального предписания в тоталитарном обще-стве («моральный кодекс строителя коммунизма»), сознательно лишающего индивида свободы воли, либо -- с отсутствием фун-кционирования механизмов морали в обществе вообще (архаи-ческое общество, в котором обычай, традиция оказываются ос-новным механизмом регуляции взаимоотношений).

Основная форма морального требования, в котором выраже-ны характерные особенности морали, -- это моральная норма. Моральная норма включает долженствователъные, ценност-ные моменты, носит всеобщий характер, апеллирует к автоном-ному нравственному субъекту. Моральная норма содержит в себе призыв совершать добро и воздерживаться от зла, следователь-но, ее выполнение уже предполагает возможность самостоятельного различения человеком добра и зла, предполагает знание не-обходимости этого различения и способность в каждом конкрет-ном случае выбрать добро -- нравственный способ действий.

В рассказе-притче Л. Андреева «Правила добра» один черт вдруг «возлюбил добро» и захотел жить по его правилам. Но в нем отсутствовала человеческая моральная интуиция, ему были необходимы «неизменные начала добра», данные раз и навсегда на все случаи жизни, для всех людей на все времена, ясные, простые, внутренне непротиворечивые. Черт мечтал о таких правилах, следуя которым не надо размышлять, нельзя ошибиться, не надо мучиться от сознания самой возможности ошибки. Другими словами, черт мечтал о своде частных пред-писаний, подобным рецептам из поваренной книги. Но черту пришлось испытать на этом пути муки страшнее адовых. Люди ему говорят: «Твори добро!» А правил не дают. «Есть ли что страшнее: стремиться к добру так неуклонно и жадно и не знать ни облика, ни имени его!»

Рассказ Л. Андреева не только является блестящей иллюс-трацией к проблеме различения частного предписания и мо-ральной нормы. Леонид Андреев вводит понятие абсолютно-го добра и раскрывает невозможность его воплощения в человеческой жизни. Человек как нравственный субъект тер-пит постоянные муки ответственности за несовершенство соб-ственных поступков, за несовершенство творимого им добра, за неведомые ему, возможно несущие зло последствия его доб-рых поступков, за невозможность облегчить человечеству стра-дания, о которых он знает и о которых не знает.

Моральная норма в «чистом виде» -- нечто тривиальное: в ней налагается запрет на совершение зла и человек понужда-ется делать добро. Но что такое добро и зло в каждом конкрет-ном случае, человек определяет сам. В этом заключается так называемый «формализм» нравственного сознания. Нрав-ственные нормы -- это часть культуры. Культура же оформ-ляет человеческую жизнь, направляет смутные душевные по-рывы по руслу выработанных форм разрешения нравственных конфликтов, она задает лишь структуру нравственного выбо-ра, выбирает же всегда сам человек, наполняя «формальные» структуры нравственности своими переживаниями. Мораль-ная норма -- это форма свободы индивида от непосредственного окружения; как бы ни вели себя другие -- родственники, коллеги, друзья, он отвечает за свой поступок.

Исполнение моральной нормы предъявляет к человеку оп-ределенные требования: он должен быть достаточно упорным, самолюбивым, выдержанным, мужественным и т.п., чтобы быть способным «говорить от своего имени», противостоять общественному мнению. Речь идет о моральных качествах -- устойчивых чертах характера, проявляющихся в индивиду-альном поведении и необходимых для морального поведения. Определенное сочетание этих качеств образует целостность -- нравственный идеал совершенной личности. Процесс «при-обретения» этих качеств носит осознанный характер, требует индивидуальных волевых усилий в процессе самовоспитания. Нравственный идеал личности (впервые сформулированный стоиками) предъявляет большие требования к обычному че-ловеку, неспособному постоянно быть на высоте идеального исполнения нравственных норм. Недаром в христианстве толь-ко Богочеловек -- Иисус Христос -- способен быть воплоще-нием нравственного идеала.

Чтобы делать добро, человек должен быть волевым, муже-ственным, способным противостоять толпе, но совсем не обяза-тельно нравственный человек должен быть мыслителем, всю жизнь посвятившим размышлениям о природе добра. Однако в число нравственных качеств обязательно входит осмысленность совершения нравственных поступков. То есть нравственный человек проделывает определенную нравственную работу, в каждом конкретном случае сознательно определяя для себя, что в данных обстоятельствах есть добро. Нравственное поведение осознанно, это осознание происходит в рамках «практического разума», способного осознать общие предпосылки любого кон-кретного поступка и тем самым сделать его осмысленным. Прак-тический разум позволяет человеку осознать основу своего дей-ствия, но он не тормозит это действие, не уводит человека в теоретические лабиринты. Теоретика может заинтересовать вопрос, откуда берутся нравственные принципы -- являются ли они природной необходимостью, даны Богом, или выражают социальную потребность; он может задуматься над отдельны-ми последствиями своего поступка, но тогда, возможно, доброе Дело никогда не будет сделано. В практической ситуации нравственного выбора теоретик становится похож на гоголевского Манилова, размышляющего о том, что хорошо бы от дома про-вести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором стояли бы лавки и в них продавались разные това-ры, что существенно бы улучшило жизнь крестьян его дерев-ни. Для человека как носителя нравственного сознания вполне достаточно такого обоснования своего поступка: «я это делаю, потому что иначе меня замучает совесть».

Нравственные принципы и позволяют осознать нравствен-ность как бы рамках самой нравственности, не сковывая пове-денческой активности человека, они дают основу для напол-нения моральных норм конкретным содержанием. В качестве нравственных принципов в различных этических системах могут выступать принципы счастья, наслаждения, любви, аль-труизма, равного воздаяния (справедливости), гуманизма.

Нравственные предписания, нормы, нравственные каче-ства, идеалы и принципы -- это те элементы нравственности, которые обращены ко всем, они определяют структуру массо-вого поведения и массового сознания. Но принципы морали могут успешно функционировать только в том случае, если совершение нравственного поступка становится особой зада-чей отдельной личности или конкретной социальной группы. Чтобы совершить подлинно нравственный поступок, человек должен почувствовать себя свободным от внешнего принуж-дения; он сам должен осуществить нравственный выбор (ре-шить, совершение какого поступка можно назвать добром) и собственными волевыми усилиями воплотить свое решение в жизнь. Субъект морали становится автором собственного по-ступка, его поведение не подзаконно, но -- самозаконно, он не может сослаться на то, что «все так делают», или на боязнь наказания, он ставит собственную подпись под совершенным им. То есть, говоря «я должен», индивид не использует чье-то требование, он обязуется исполнять те нормы, автором кото-рых является он сам. Субъект нравственного сознания -- и ис-полнитель, и законодатель. В связи с этим для понимания структуры нравственного поведения особую значимость при-обретают такие элементы нравственности, как долг, нрав-ственный выбор, ответственность, совесть.

Это те механизмы, с помощью которых некая общезначи-мая нравственная формула становится личной задачей инди-вида, слово претворяется в дело, мысль -- в поступок. Нравственное сознание недаром называют «практическим разу-мом », обслуживающим человеческую жизнь и побуждающим человека к действию. Переход нравственной нормы во внут-реннюю установку и есть долг. «Чувство долга» -- это слияние мысли (осознание нор-мы как своей обязанности), воли, переживания.

Долг связан с другим элементом нравственности -- нрав-ственным выбором, самостоятельным определением своей нравственной позиции, выбором своего понимания моральной нормы (и готовностью действовать в соответствии с этим по-ниманием). Сходная с долгом категория -- категория ответ-ственности. В категории ответственности очерчиваются гра-ницы того, до каких пределов я могу отвечать за содеянное, то есть границы моего долга, взвешивается способность осуще-ствить свой долг в конкретных обстоятельствах, определяет-ся, в чем я виноват и в чем моя заслуга. Чувство ответственно-сти устанавливает баланс должного и сущего, нравственного мотива и поступка. За что я должен отвечать -- за то, что хо-тел сказать, или за то, что сказалось? За благие намерения или дурное их исполнение? Я должен каяться (признать вину) за совершенное моим народом, классом или партией или только за мой личный проступок? Взгляды философов по этому воп-росу расходятся, впрочем, как и взгляды безымянных носите-лей практического разума -- нравственного сознания. Доста-точно вспомнить слова героев Достоевского: «Нет в мире виноватых!» и «Всяк за всех виноват!» Одни мыслители гово-рят о безусловной значимости мотива, независимо от удачно-го или неудачного его воплощения (И. Кант). Другие же счита-ют необходимым точно подсчитать «полезный эффект» поступка (представители этического утилитаризма).

Совесть -- категория для обозначения наиболее сложного механизма внутренней нравственной регуляции человеческого поведения. Совесть -- универсальный индикатор внутреннего «морального самочувствия» человека; определенное состояние совести (спокойная совесть, неспокойная совесть, муки совес-ти) есть форма самоконтроля над выполнением индивидом нрав-ственного долга, показателем меры нравственной ответствен-ности индивида. Требования совести всегда завышены; неумолимый голос совести в человеке свидетельствует о невоз-можности окончательно разрешить основное противоречие че-ловеческой жизни -- противоречие между сущим и должным.

Вместе с тем «совестливость» -- качество, предполагающее постоянную нравственную неудовлетворенность, осознание неспособности подняться до нравственного идеала, -- есть наи-более почитаемое свойство реальной, а не гипотетической, иде-альной личности. В известной степени святой -- это персони-фикация совестливости.

В моральном сознании присутствуют также и такие образо-вания, функционирование которых требует привлечения опре-деленных специальных, социологических, философских зна-ний. Речь идет о понятиях справедливости, общественного идеала. Дело в том, что эти понятия предназначены для оцен-ки поведения не только отдельного человека, но и общества в целом или какой-то социальной группы. Как совместить это с утверждением, что нравственность всегда личностно обращена, может предъявлять требования к отдельному человеку, но не к обществу? Нравственная оценка общества все равно использу-ет аргумент «от человека». Общество несправедливо, то есть об-щество не позволяет человеку реализовать свои возможности. Следовательно, поскольку человек -- всегда цель, но не сред-ство, общество необходимо «заменить» (реформировать или разрушить и создать заново). Оценка общества определяется моральными принципами. Однако достижение желаемого ре-зультата, даже само действие (изменение общественных поряд-ков) невозможно без использования специальных методов и знаний внеморального свойства.

Особое место в моральном сознании занимает представле-ние о смысле жизни. Здесь на первый план выдвигаются цен-ностные моменты, а не долженствовательные. Смысл жизни, являясь высшей ценностью для индивида, предельным осно-ванием его бытия, сам оказывается побудительной силой от-дельных нравственных поступков. Смысл жизни оказывается понятием, в свете которого личность определяет направление своей жизни, увязывает в единое полотно судьбы весь свой жизненный путь. Если «добро» -- это нечто безусловное, то смысл жизни часто оказывается предметом мучительных раз-мышлений, поисков, разочарований. Тем самым смысл жиз-ни как некая осознанная доминанта человеческого бытия яв-ляется одновременно и жизненной ценностной ориентацией, и предметом философских размышлений. Это и элемент нрав-ственного сознания, и категория одного из разделов филосо-фии -- этики.

Впрочем, современная этика подчеркивает: никаких посторонних опор у человека нет. Он постоянно вступает в мир индивидуальных, самостоятельных решений. Выбор приходится делать ему самому, опираясь на свой внутренний мир, на собственную веру в правомерность того или иного поступка…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Философия. Справочник студента. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов - М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

2. Гуревич П.С. Человек. Учебное пособие для образовательных учреждений. - М.: Дрофа, 1995.

3. Чалдини Р. Психология влияния - СПб, Издательство «Питер», 2000.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

5. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. / М.: ООО «Издательство АСТ», 1997

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010