рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Место искусства в жизни человека

Место искусства в жизни человека

1. Понятие искусства. Искусный труд как творчество и красота

Тяга к эстетике у людей -- это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности -- важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.

«Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство -- одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.

Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.

Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.

Своеобразное понимание искусства сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее. Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир». Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной реальной жизни. Но сотворенная искусством красота -- это маленький и хрупкий светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным весь мир.

2. Многообразие видов искусства

В обычной жизни человек нередко говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах классификаций искусств. Источник этого многообразия философы прошлого видели по-разному: Кант -- в многообразии способностей субъекта, Гегель -- во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты -- в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.

Причина разделения искусства на виды -- многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности, На основе исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальный слух, взор, умеющий наслаждаться красотой.

Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими.

Архитектура. Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты.

В Древнем Египте строили огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе -- около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в Храме Амона в Карнахе высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м). .

В Древней Греции архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные постройки -- театры, стадионы, школы.

В средние века западноевропейская архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная мечта народа о счастье.

Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их богатыми орнаментальными формами -- ансамбль Кижи, Зимний дворец, ансамбли Царского Села -- творения Растрелли).

Во всех случаях постройки, имеющие явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в мире, его значимости. Архитектура -- это «каменная философия» эпохи, которая рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.

Таким образом, архитектура -- это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура -- это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.

Можно выделить несколько видов скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями -- атланты и кариатиды), декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).

Живопись есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро: «Живопись -- это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные выше виды. Это многоцветье красок. Цвет -- главное средство выразительности живот шеи.

В эпоху Возрождения живопись становится ведущим искусством.

Возрождение открыло законы, перспективы или даже шире -- свободное владение пространством. Живопись Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке -- его лицо и руки.

В XIX в. углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики -- линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности. Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического смысла живописных произведений.

Так, в картинах К. Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.

Сама композиция в живописи становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика.,

В XX в. резко меняется характер живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта, богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде, предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).

Музыка способна оказать воздействие на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека своеобразному наркозу.

Да, музыка может «вознести» человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к самопожертвованию.

Но музыка способна нести и большую мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной «бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!». Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении.

Итак, возникнув на низших ступенях общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль (ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир человека, борения его мыслей, страстей и чувств.

Хореография -- эхо музыки. Танец - мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных, выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. д.).

Литература. Вечным строительным материалом литературного образа является слово. О действенной силе поэтического слова говорят многие предания. Греки рассказывали, что певцы Орфей и Амфион укрощали песнями диких зверей и передвигали деревья и камни.

Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. Л.Н. Толстой в «Войне и мире», описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; В. Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; А.С. Пушкин в «Медном всаднике» -- скульптурный образ Э. Фальконе.

Словесная форма литературы позволяет ей выражать не только эстетические, по и общественно-политические идеалы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания. Литература занимает ведущее положение в системе искусств, оказывает существенное влияние на развитие других видов искусства.

Театр. Основой театра является драматургия. Вместе с тем театр синтетичен. Он включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр -- коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.

«Строительный материал» театрального образа -- живой человек; актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Через него воплощаются замыслы драматурга и режиссера. Актерское мастерство требует особого таланта -- наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать- жизненный материал, фантазии, памяти, средств выразительности. В театре создание образа актером протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре - сам процесс.

Театральное искусство уходит своими истоками в глубокую древность, к первобытным обрядам, к ритуальному копированию повадок животных с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела. В античном мире на спектакли собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. В средние века театр развивается в официально-религиозной форме, как часть церковной службы.

В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр обретает философичность; становится средством анализа состояния мира (театр Шекспира), инструментом острой социальной борьбы (театр Лопе де Вега).

В XIX в, театр демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. В 1-й половине XIX в. распространяется романтический театр, который отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос. В 30-е гг. XIX в. господствующим направлением в театре становится критический реализм, который в России развивался на основе драматургии Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, Т. Ибсена, Б. Шоу. Театр становится глубоко национальным.

Отечественный театр продолжил реалистические традиции классического искусства и обогатил их новыми формами сценического мышления, выдвинув плеяду блестящих артистов и режиссеров (Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов).

Таким образом, театр представляет такой вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актерами на глазах у зрителей.

Кино. Также как и театр, кино, а теперь и телевидение представляют собой так называемые «синтетические виды искусства», т. е. использующие способы отражения действительности отдельных видов искусства в единстве.

Кино -- дитя XX в. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. От «великого немого» -- к звуковому кино, от звука -- к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии -- таковы этапы расширения художественных возможностей кинематографа.

Образ тайно определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. Кинокамера способна фиксировать, и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» М. Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которой он расстается.

3. Художественные эпохи и направления в искусстве прошлого

Направление -- одна из важных категорий эстетики. Однако очень часто оно отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества. Категория «художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового художественного процесса и выявить в культуре разных народов единую последовательность художественных этапов развития.

Основные направления в искусстве XX в.:

реализм (ответственность личности и преодоление эгоцентризма);

сюрреализм (смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире);

экспрессионизм (отчужденный человек во враждебном ему мире);

экзистенциализм (одинокий человек в мире абсурда);

абстракционизм (бегство, личности от банальной и иллюзорной действительности);

поп-арт (деидеологизированная личность общества «массового потребления»);

гиперреализм (обезличенная живая система в жестком и грубом мире).

Кризис искусства. Классическая традиция в искусстве базировалась на допущении, его искусство не только изображает прекрасное в жизни, но само художественное произведение должно быть прекрасно. Поэтому сама художественность рассматривалась как вид красоты, как прекраснее в самом искусстве. Даже изображая безобразное, художник преодолевает его.

Во 2-й половине XIX в. Классическое искусство перестало вписываться в динамизм буржуазного общества, стало выглядеть анахронизмом на фоне бурно развивающейся науки и техники. Его тяготение к нетворческому воспроизведению стилей прошлого вызвало протест «новых» художников, противопоставивших классическому художественному стилю новый стиль -- модерн (фр. modern -- современный).

Такое поникание художественного творчества легла в основание авангардистских течений, которые родились в конце XIX в. Термин «авангард» означает выдвинутую вперед, передовую часть военных сил и средств, а также ведущую часть любой социальной группы. Авангард восстал против традиции, имевшей место в искусстве.

Это проявилось и в отношении к традиционным способам написания картин создания музыкальных произведений и т.д. Так, художники-авангардисты, создавая свои полотна, используют отдельные элементы картин художников-классиков, но при этом непроизвольно трактуют их, искажают, обезображивают.

Авангард стал элементом массовой культуры, т. е. культуры, фабрикующей по установленному шаблону в массовом порядке определенные эстетические идеалы и вкусы людей (особенно молодежи), их моральные и политические взгляды, Отношение к традиции и т. д. Возможность формирования такой культуры обеспечил научно-технический прогресс, создавший невиданные по масштабу системы коммуникации и репродуктирования (массовая пресса, книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная техника, Интернет и т. д.).

Массовая культура использует и еще одну социально- психологическую, особенность людей: эффект толпы. Давно известно, что люди в толпе подзаряжают друг, друга, своими эмоциями, а потому индивидуальное переживание становится более интенсивным.

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010