рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Культурное развитие Руси в IX-XVI вв.

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Волгоградский государственный экономико-технический колледж

РЕФЕРАТ

Культурное развитие Руси в IX-XVI вв.

Выполнил:

Павел

Волгоград 2007

 Христианство и книжное учение усилили то куль-турное влияние, которое оказывала на Русь Византия. До принятая христианства это влияние сказывалось глав-ным образом на внешнем обиходе русской жизни. Из Византии к восточным славянам приходили «паволо-ки», т. е. шелковые ткани, греческие вина, золотые и серебряные монеты, произведения ювелирного искусст-ва. Принятие христианства житейски еще более сблизи-ло русских славян с византийцами и открыло широкую дорогу бытовому влиянию Византии. Князья и их дру-жинники стали носить одеяние греческого покроя, ви-зантийские украшения стали в еще большем ходу, чем раньше. Русские книги стали писаться по византийско-му и болгарскому образцам с заставками и виньетками в начале глав, с различными изображениями. Так, Остромирово евангелие имеет на отдельных листах изображе-ние четырех евангелистов, как и в византийских руко-писях. В «Изборнике» Святослава (1073 год) находится замечательное изображение князя Святослава и его семьи в национальных костюмах и высоких меховых шап-ках; это изображение сделано также по образцу визан-тийских рукописей, помещавших иногда на первом листе изображение владельца книги или ее заказчика. Но осо-бенно ярко византийское влияние проявилось в рас-сматриваемое время в церковном искусстве, архитекту-ре и живописи.

Храмы появились на Руси вместе с христианством. Языческая Русь знала только идолов, деревянные или каменные статуи, которые ставились на возвышенных местах под открытым небом; перед этими идолами и совершались моления и требы, т. е. жертвоприноше-ния. Идол Перуна, по сообщению летописи, стоял на холме, где находился княжеский терем; перед ним и клялась Игорева дружина в соблюдении договора, зак-люченного с греками. Но одновременно с тем в Киеве была уже соборная церковь св. Илии, в которой прино-сила присягу христианская часть Игоревой дружины. Жена Игоря св. Ольга по возвращении из Царьграда будто бы построила в Киеве церковь св. Софии. Неизве-стно, уцелели ли эти храмы ко времени общего кре-щения Руси. Дело в том, что первые годы княжения в Киеве Владимира Святославича ознаменовались силь-ной языческой реакцией. «И постави кумири, -- пишет летописец, -- на холму вне двора теремного; сотвори Перуна древяна, и главу его серебрену, а ус злат, и Хорса, и Даждь-бога, и Стрибога, и Семаргла и Мокошь». Перед этими кумирами киевляне стали прино-сить жертвы, даже своих сыновей и дочерей, «и осквернися кровьми земля Руска и холмот». Один варяг христианин, на сына которого пал жребий, не захотел отдать его и был убит вместе с сыном. Подобное же происходило и в Новгороде, где Добрыня поставил ку-мир Перуна над Волховом. При таком подъеме языче-ства, который был, впрочем, только конвульсией его предсмертной агонии, возможно, что христианские хра-мы были разрушены. Поэтому Владимир после своего крещения поставил на холме, где раньше стоял идол Перуна, церковь в честь своего ангела -- св. Василия, а затем, в 991 году, призвав мастеров из Греции, заложил в Киеве храм Успения Пресвятой Богородицы, на том месте, где был двор варяга-мученика, а когда церковь; через пять лет была окончена, он украсил ее иконами, вывезенными из Корсуня, и поручил выведенным из Корсуня греческим попам отправлять в ней богослуже-ние, на содержание же церкви дал десятую часть от имения своего и доходов «от град своих». Затем, избавившись от гибели при нападении печенегов, во исполнение данного при этом обета, Владимир поставил цер-ковь Преображения Господня в Василеве. Деятельность Владимира в этом отношении продолжал сын его Ярослав. В его княжение холм Кия принял вид настоящего уголка Царьграда. Под 1037 годом летописец записал: «Заложи Ярослав город великий, у него же града суть златые врата: заложи же и церковь святая София, митрополью, и посем церковь на золотых воротех святые Богородицы Благовещенье, посем святого Георгия мона-стырь, и святые Ирины». Ярослав, таким образом, вме-сто прежних деревянных стен, окружавших центральную честь Киева, соорудил новые каменные и, подра-жая Царьграду, главные или великие городские ворота назвал Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав по-строил церковь Благовещения также в подражание Царьграду, где над Золотыми воротами стояла церковь Благовещения. Подражание Царьграду выразилось и в построении главного собора Киевского -- церкви св. Со-фии, которую он украсил золотом, серебром, сосудами, церковными иконами многоценными. Что касается мо-настыря св. Георгия, то он воздвигнут был в честь анге-ла Ярослава, а монастырь св. Ирины в честь ангела Ярославовой супруги. «И ины церкви ставляше по градом и по местом, -- говорит про Ярослава летописец, -- и радовашеся, видя множество церквей и люди хрестьяны». Между прочим сын Ярослава Владимир в 1045 году за-ложил церковь св. Софии в Новгороде.

Мы не знаем, в каком роде были церкви, построен-ные Владимиром и Ярославом «по градом и местом» на месте языческих капищ и требищ. Весьма вероятно, что многие из них были домашней, деревянной стройки. Но церкви в Киеве и Новгороде несомненно были созданы но византийскому образцу, в византийском стиле.

В зодчестве византийского храма Х и XI веков были следующие особенности. Стены снаружи и внутри и полы покрывались дорогими разноцветными мраморами и инкрустациями. Своды поддерживались мраморными, порфировыми и алавастровыми колоннами. Купола, ал-тарные абсиды и стены покрывались мозаической и фрес-ковой живописью на золотых или на темно-синих и голубых фонах. Узкие поля стен, простенков и оконных арок заполнялись разнообразным орнаментом, который служил вместе с тем рамой для отдельных фигур и целых сложных картин. В куполе, напоминавшем не-бесный свод, изображался обыкновенно Господь Вседержитель, в алтаре Божия Матерь, по стенам события Ветхого и Нового Завета. В общем живопись храма должна была представлять ветхозаветную историю рода человеческого и искупление его крестной смертью Иисуса Христа; поэтому на стенах изображались обычно страс-ти Христовы. Колонны, державшие своды, покрывались изображениями святых мучеников с крестами в руках, что служило символическим указанием на значение их как столпов церкви.

Храм Успения Богородицы, построенный Владими-ром и разрушенный во время нападения Батыя на Киев в 1240 году, несомненно, имел все указанные особенности византийского стиля. В развалинах этой церкви были найдены остатки золотых мозаических фонов, обломки стенной штукатурки с остатками фресковой живописи, порфировые квадратные плитки, служившие для настен-ных инкрустаций, части мраморных и каменных плит. Пол церкви был выстлан мрамором, а посреди него нахо-дился круг из разноцветных камешков. Еще более при-знаков современного византийского стиля сохранил храм св. Софии в Киеве. Он не похож собственно на св. Софию Константинопольскую. Вместо одного купола у него це-лых двенадцать, поставленных на высоких фонарях, или барабанах (с окнами в главном). Храм имеет в плане вид креста, помещенного в четвероугольнике, с тремя абсида-ми на восточной стороне. Целые ряды столбов держат своды и арки. Пропорции в высоту иные, чем в Констан-тинопольской св. Софии, более узкие и стройные. По устройству арок, сводов, куполов киевский храм напоми-нает собой скорее церковь Господа Вседержителя (Пан-тократора) в Константинополе. Внешние украшения и облицовка храма с течением времени погибли; исчезли также мраморные, порфировые и алавастровые колонны переднего притвора. Но уцелели некоторые мозаичные и фресковые изображения. В куполе, внутри радужного круга, сохранился мозаичный образ Вседержителя по грудь; уцелел образ одного из четырех архангелов, оде-тых в роскошные царские одежды, которые окружали изображение Вседержителя. Ниже в простенках, между окон купола, были изображены 12 апостолов, в четырех углах под куполом -- четыре евангелиста, а внутри арок, держащих купол, -- 40 мучеников; из всех этих изобра-жений до нашего времени уцелели фигуры апостола Пав-ла, евангелиста Марка и 15 погрудных изображений му-чеников. В алтаре сохранилось огромное (в 7 аршин вышины) мозаичное изображение Богородицы Неруши-мой стены, стоящей на особом подножии с молитвенно простертыми руками, под ним -- причащение апостолов Иисусом Христом под обоими видами, а под этим после-дним изображением изображены святители церкви. На двух столбах главной алтарной арки изображено Благо-вещение: архангел Гавриил с одной стороны, св. Дева с пурпурной пряжей -- с другой. Остальные пространства стен всего храма покрыты фресками, изображающими библейские и евангельские события. Все эти изображе-ния носят условный характер. Лики святых спокойны, строги, углублены в созерцание. Большими серьезными очами смотрят они на зрителя и как бы стараются на-строить его соответственным молитвенным образом. Две лестницы, ведущие на хоры, были украшены чисто свет-ской живописью. Тут сохранились изображения охоты на кабана, на волка, на медведя, на дикую лошадь, трав-ля лося, а также изображения скоморохов, музыкантов, танцоров и акробатов. Все это были сцены княжеского быта; охота, веселые песни и пляски скоморохов были излюбленными развлечениями киевских князей. Другие изображения представляют сцены царского византийско-го быта: царя, сидящего на троне, выход царицы в сопро-вождении свиты, ипподром с четырьмя закрытыми воро-тами, квадриги, готовые к ристанию. Нахождение такой живописи на лестницах храма св. Софии объясняется тем обстоятельством, что эти лестницы были ходом из внут-ренних покоев княжеского дворца в храм. Тут также сказалось подражание Византии; византийские импера-торы (например, Василий Македонянин) украшали свои дворцы сценами разных увеселений, а иногда приказыва-ли изображать свои военные подвиги и удачные охоты. Приведенные факты показывают, что в конце Х и первой половине XI века волна культурного влияния Византии стала широко разливаться по русской земле, преображая русскую жизнь, давая ей новые формы и частью новое содержание и новое направление; между прочим под этим влиянием в политической жизни Руси явно проступала тенденция к превращению образовав-шегося союза восточных славян в благоустроенное госу-дарство, с авторитетной и сильной княжеской властью. Но эта тенденция, как увидим вскоре, оказалась не в состоянии побороть противные ей стихии и неблагопри-ятные обстоятельства, и на Руси не только не создалось благоустроенного, но и единого государства. Завязавше-еся было политическое единство восточного славянства довольно скоро разрушилось.

За все рассматриваемое время, как и при Владимире и Яросла-ве, Русь покрывалась христианскими церквами, преимущественно, конечно, простой деревянной стройки. Но в стольных и других больших городах князья строи-ли каменные церкви при помощи иноземных и русских мастеров и ремесленников. Великий князь Изяслав (1054-1078), в крещении Димитрий, основал на холме Кия Дмитровский монастырь, отличавшийся богатством и роскошью украшений (от него уцелели, впрочем, только фундаменты и некоторые украшения). Сын Изяслава Святополк-Михаил на том же холме выстроил новый храм во имя своего святого, архистратига Михаила на-званный за свои золоченые купола Златоверхим. Храм этот был украшен мозаичными изображениями и фрес-ками, часть которых сохранилась до нашего времени, между прочим мозаичное изображение евхаристии в ал-таре. Надписи над этим изображением сделаны уже не по-гречески, а по-славянски; исполнение самой мозаики ниже, чем в церкви св. Софии, пропорции фигур менее правильны, головы, руки, ступни ног несоразмерно малы. Видно, что мастера, исполнявшие мозаику, были уже не греческие, а русские -- ученики греков. Мозаиками была украшена, и не только по стенам, но и по земле, знаме-нитая печорская церковь Успения Богородицы, которая была «свершена» в 1089 году. Этот храм был выстроен по плану византийских церквей греческими мастерами. Но в числе их находились уже и русские мастера и художники, между прочим первый русский иконописец Алипий, который имел чудесную кисть, приводившую в восхищение современников. В куполе храма был по обы-чаю колоссальный образ Христа Вседержителя, в алта-ре -- образ Богородицы, по стенам -- изображение праз-дников, а на столбах -- святые. В XII веке число красивых храмов в Киеве увеличилось еще храмом Кирилловского монастыря, сплошь расписанного фресками. В алтаре была изображена Богородица в типе Нерушимой стены, ниже -- причащение апостолов, а затем изображение свя-тителей; на стенах были праздники, на столбах святые. Киевские храмы стали образцом для других русских областей в церковном строительстве. В Ростове и Сузда-ле первые церкви были выстроены по образцу печерского храма Успения Богородицы. Строя и украшая церкви, князья при помощи тех же мастеров строили себе и украшали каменные дворцы. Не только в Киеве, но и в предместьях его, в Вышгороде и Берестове, стояли кня-жеские терема с золотыми верхами.

С течением времени в церковном строительстве по отдельным областям стали проявляться некоторые осо-бенности, указывающие отчасти на новые влияния, от-части на развитие оригинальности в русском творче-стве. Так, на строении храмов в Галицкой земле сказалось несомненное влияние западного стиля. Материалом клад-ки служил тесаный камень; широко применялись резные украшения. Для древних черниговских храмов характер-ны зубчатые пояски, резные капители, напоминающие подобные же детали суздальских храмов. Но особенно оригинальностью отличаются именно эти последние.

В десяти верстах от Владимира на восток, Андрей основал город Боголюбов с монастырем и храмом в честь Рождества Богородицы. Андрей сильно полюбил этот город, выстроил в нем каменный дворец и проводил в нем большую часть своего времени. Во время татарского погрома город и церковь были разрушены, но часть дворца уцелела. По сохранившимся остаткам видно, что этот дворец представлял по своей архитектуре вариацию того же самого суздальского стиля, который нашел себе выражение отчасти уже в Успенском Владимирском со-боре, но больше всего в храме Покрова Пресвятой Бого-родицы и в Дмитриевском соборе. Храм Покрова был выстроен недалеко от Боголюбова, при слиянии рек Пер-ли и Клязьмы. На нем по стенам от земли до кровли идут колонки, разделяющие стены на три части и соеди-няющиеся арками; на восточной стороне тремя полукру-жиями выступают алтарные абсиды; все здание окруже-но поясом с небольшими колонками, соединяющимися между собой дугообразно. Между колонками и узкими щелеобразными окнами на наружных стенах помещены художественно исполненные скульптурные украшения. В средине изображен царь Давид с струнным инстру-ментом (псалтырью) в руках, около него две птицы и два льва, пониже -- три головки с распущенными воло-сами и еще пониже -- два льва; на боковых отделениях изображены грифоны, терзающие зверей, и под ними две головки. Храм Покрова был прототипом Дмитриевс-кого собора во Владимире, выстроенного Всеволодом III.

Всеволод Ш продолжал дело брата своего Андрея: он восстановил стены и башни вокруг владимирского крем-ля, отстроил заново княжеский дворец и воздвиг церкви Рождества Богородицы при основанном им мужском монастыре, Успения Богородицы -- при женском. Но главным его созданием был Дмитриевский собор при великокняжеском дворце в честь св. великомученика Димитрия, имя которого носил Всеволод. Храм этот был выстроен тоже под руководством иноземных мастеров из белого камня, привозившегося водой из Болгарии. Собор имеет вид правильного четвероугольника, про-долговатые стороны которого обращены к северу и к югу. Восточная сторона, алтарная, выступает тремя по-лукружиями, из которых среднее больше других. За-падная, северная и южная стены разделяются каждая на три части тонкими колонками, которые идут от са-мой земли до кровли и, образуя по стенам впадины, соединяются наверху арками. Своды, опираясь на четы-ре внутренних столба, поддерживают высокий тамбур, увенчанный шлемообразно главой с медным резным че-тырехконечным крестом. По средине стены кругом все-го собора идет роскошный узорчатый пояс, от которого вниз спускается ряд колонок, опирающихся на особые кронштейны. Между этими колонками помещены фигу-ры святых, а в верхней части стены, выше пояса, особые композиции из человеческих фигур, животных, птиц, растений, почти исключительно фантастических. Ком-позиции эти почти одинаковы на всех трех стенах -- северной, западной и южной. Главная и центральная фигура представляет юного святого, сидящего на бога-то убранном престоле с венцом на голове и нимбом вокруг головы. Ему предстоят ангелы (в западной сто-роне), к подножию престола идут львы, грифы и раз-ные другие страшные звери, с неба слетаются птицы;

Не менее замечательны и рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, построенного в XIII столетии. Порталы этого собора украшены арабесками, состоящи- ми из плетений и кругов с лилиями и птицами.

Значительного развития достигло церковное зодче-ство и в Новгородской земле. Знаменитейшим новгород-ским храмом является Софийский собор, построенный сыном Ярослава Владимиром в византийском стиле. В нем сохранился мозаичный образ Спасителя, сделан-ный греческими мастерами, и так называемые Корсунские врата. Корсунские врата являются памятником ран-них сношений Новгорода с Германией. Они исполнены в Магдебурге, по заказу магдебургского епископа Вихмана, умершего в конце XII столетия. Деревянные доски, из которых они состоят, обиты медными листами, на которых чеканом выбиты рельефные изображение собы-тий евангельской истории -- Благовещения, Рождества Христова, Крещения и т. д. Изображен также и литей-ный мастер в богатом кафтане с клещами и весами в руках. Другим замечательным памятником церковного зодчества и живописи в Новгородской земле является Нередицкий храм Спаса Преображения в трех верстах от Новгорода, выстроенный князем Ярославом Влади-мировичем в самом конце XII века. Фрески этого храма, изображающие Вознесение Господне (в куполе), Иисуса Христа в виде старца с седыми волосами, Божию Матерь (в человеческий рост) с образом Сына Младенца на гру-ди, святых, сохранились до наших дней. Самой интерес-ной для историка является фреска, изображающая кня-зя, дающего Спасителю модель церкви. Князь изображен в собольей шапке с голубым верхом, в темно-малиновом корзне, богато расшитом или вытканном золотыми разводами в виде кругов и побегов с широкой каймой, в высоких сафьяновых сапогах. В Псковской области древ-нейшим храмом является Троицкий собор с мощами его строителя св. князя Гавриила (Всеволода Мстиславича).

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ русского населе-ния в северных, сравнительно скудно одаренных от при-роды областях и стоявший в связи с этим упадок про-мыслов и отпускной торговли, татарские погромы XIII и начала XIV века и хроническое истощение народного хозяйства «выходом» в Орду -- все эти причины в общей сложности обусловили несомненный регресс русского на-родного хозяйства, упадок материального благосостоя-ния русского народа в XIII-XV веках по сравнению с Киевской эпохой. Все на Руси в это время обеднели и обнищали по сравнению с прежним временем: и князья, и бояре, и горожане, и «люди», превратившиеся теперь в княжеских «сирот». Все одинаково были поглощены заботами о насущном хлебе и об откупе от татарского насилья, все с головой погрузились в будничные дела, в мелкие житейские помыслы и хлопоты. При таких ус-ловиях и культурное развитие Руси за это время не только не шло вперед, но заметно отошло назад, понизи-лось по сравнению с дотатарской эпохой. И это справед-ливо как относительно внешней, материальной культу-ры, так и относительно культуры духовной.

 Новые церкви, которые строились ино-земными и русскими зодчими, расписывались и снабжа-лись иконами большей частью русскими мастерами. Так, в 1481 году иконописцы Дионисий, поп Тимофей, Ярец и Коня, «написали деисус с праздники и пророки вельми чюден в новую церковь Пречистыя Богородицы со-борные в Москве»; в 1488 году мастер Долмат иконописник подписывал церковь Сретения на посаде; в 1514-1515 годах новгородские, по-видимому, мастера украсили фресками Успенский собор в Москве. После большого Московского пожара, когда сгорели многие церкви, царь послал за иконами в другие города, вызвал новгородских и псковских иконописцев и велел им снять копии; псковские мастера отпросились домой, написали там копии с местных икон. Так, Москва и в области иконографии сконцентрировала в себе все, что тогда было лучшего на Руси -- как художественные образцы, так и художественные силы. Московское иконное пись-мо в общем воспроизводило манеру и традиции старого русского искусства, развивавшегося под византийским влиянием. Но в XVI веке можно заметить в нем уже реалистические черты, навеянные западным, итальянским влиянием. Этот «фряжский» стиль, отличающий-ся стремлением к природе, обнаруживающий знаком-ство с анатомией человеческого тела, заметен в работах даже некоторых псковских мастеров (в картине «Во гробе плотски»), но в особенности во фресках Благовещенского собора, открытых в 1884 году академиком Фартусовым.

Кроме церковной живописи, в Москве в XVI веке развивается светская, палатная живопись эмблемати-ческого характера. Эмблематической живописью изук-рашены были царские палаты -- Грановитая, Золотая, Расправная, Ответная и т. п. Здесь между прочим изоб-ражены были День и Ночь, лица четырех Ветров, Лю-бовь со Стрелком, олицетворения добродетелей -- муже-ства, разума, целомудрия,правды -- и противоположных им пороков, изображены ангелы Страха Божия, ангел, держащий Солнце, Господь в виде ангела, держащего зеркало и меч, и т. д. Наконец, необходимо отметить успехи живописи исторической, проявившиеся особен-но в роскошных миниатюрах, которыми украшена Цар-ственная книга.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010