рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Культура Индии

15

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Религия Индии. Место религии в политике и общественном сознании

1.1 Буддизм

1.2 Место религии в политике

1.3 Нравственная сторона буддизма

2. Наука и образование Индии

3. Художественная культура Индии

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается, прежде всего, в сфере экономике (контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политике (усиливающееся влияние развивающихся стран, неприсоединившихся государств), современные исследователи уделяют много внимания изучению и внутренней структуры стран Востока, их национально - культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание это тем более закономерно, что почти все страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план выдвигается национально - культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления.

В данной работе охарактеризуем народы Индии (индусы) и их культурные традиции.

Характеристика индусов обыкновенно делается слишком односторонне. Устранение от реального мира, которое является господствующей чертой в большей части их литературы, фантастическое и абстрактное направление их мышления и, наконец, пренебрежение, с которым в их научной и религиозной среде смотрят на практическую жизнь, - все это дало повод считать индусов за народ бездеятельный, бессильный, преданный мечтам и фантазиям. Но такое мнение верно только к отдельным слоям этого народа и к некоторым периодам его истории; если же рассматривать всю совокупность индусского населения и весь ход его истории, то получится иное впечатление. Отважные переселенцы, которые в древнейшее время проникли из заречного отечества в Пенджаб и распространились по всему Декану, овладели этой богатой страной, отняв ее у дикого, первобытного народа и положив начало прочной культуре. Эти индусы не имели недостатка храбрости и энергии, в воинственном рвении и в способности к практической деятельности; достаточно было у них также и жизнерадостности и светлых надежд. Умереть в храбром бою почиталось счастьем героев, но они хотели бы прожить еще «сотню осеней», а по ту сторону смерти небо было приготовлено для вечной жизни храбрых мужей.

Не следует считать результат народного характера индусов то обстоятельство, что жрецы, замкнутые с самого древнего времени в отдельную касту, предавались жизни, посвященной бессодержательным жертвоприношениям и бездеятельным размышлениям, а ученые не из этой касты развивали пессимизм, который явился следствием этой бесцветной жизни. Ядро народа осталось незатронутым этими болезненными явлениями; могущественная военная каста жила весело и деятельно, также и гражданские касты. В торговых отношениях еще в древнее время они соперничали с западными народами, во многих отраслях промышленности они никем не были превзойдены, а богатства Индии были не только произведениями земли. Кроме того, индусы сделались всемирными сказочниками, и в этих народных повествованиях обнаруживается мирское направление их самосознания.

Таким образом, не все в Индии есть религия; тем не менее не подлежит сомнению, что религиозное благочестие, как со стороны практического его выполнения, так и посредством могучей мысли и созданной им богатой литературы, играло большую роль в народе. Религия всегда остается великой руководительницей индусов, и индийская религия представляет самое выдающееся явление в язычестве.

Насколько живой интерес индийцы выказывали в области религии, настолько же мало проявили они способности к политической жизни. Как бы они ни были храбры на войне, деятельны в гражданской жизни и способны к устройству судебных учреждений, они никогда не могли сплотиться в одну нацию и никогда не было и речи о создании одного индийского государства, на что влияла, конечно, обширность страны. Отсюда понятно, почему народ этот никогда не играл значительной роли в мировой истории: хотя индусы и индийская культура распространились по всей южной Азии и даже на большие Зондские острова, и половина монгольского мира признала индийскую религию, однако они оказались бессильны перенести свое господство за пределы Индии. Для греков и для персов, для англичан и мусульман они были чересчур легкой добычей, и в будущем недостаток национального чувства и политического смысла серьезно угрожает индийского культуре.

Зато в области наук индусы могут похвалиться другого рода, гораздо более важными трудами. Они обнаружили большой талант в изучении математике и астрономии; в искусстве врачевания они также не были невеждами, их логика и психология заслуживает удивления, а в грамматических знаниях даже арабы не могли превзойти их, и только новейшее европейское языковедение перегнало их в этом отношении. Эмпиризм всегда оставался чужд; от этого произошла ранняя окаменелость их умственной жизни и особенно науки.

1. РЕЛИГИЯ ИНДИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

1.1 БУДДИЗМ

«Буддизм как религия без бога, души и церкви.

Что сделало буддизм мировой религией.

Отличие буддизма от других религий.

«Буддизм для себя» и «буддизм для другого».

Что есть философия в раннем буддизме».

(В.Г. Лысенко «Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия »)

Слово «буддизм» по своему происхождению не является самоназванием. Оно было введено европейцами в ХIХ в. и уже в начале ХХ в. принято самими буддистами. Кроме «буддизма» на Западе использовались и другие слова: «буддаизм», «религия Бо» (искаженное от Бодхи - «дерева просветления», под которым Будда прозрел высшую мудрость.) Сами буддисты называли свою религию «буддха Дхарма» (учение Будды), а себя - бауддха, т.е. последователями Будды.

Буддизм является древнейшей из мировых религий. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакья-муни, известного миру под именем Будды, Просветленного.

Однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны (дословно - угасание). Познав эти четыре истины, Гаутама, ставший Буддой, Просветленным, несколько дней после этого просидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Маара, который его подверг искушениям, предлагая все блага мира - золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего в лесу у города Бенарес произнес свою первую проповедь. Его слушателями были пять аскетов, впоследствии ставшие его учениками.

В течение 40 лет Будда (мудрец из племени шакьев) проповедовал свое ученье. В итоге оно широко распространилось в Индии и вышло за его пределы. В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. И с этого времени буддизм начал успешное шествии по миру.

Со II по IХ в. в орбите буддийского влияния оказалась большая часть азиатского материка. В наше время он является преобладающей религией в странах Южной и Юго-восточной Азии - во Вьетнаме, Камбодже, в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, а в Монголии, в Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Республике Корея, Японии. В России буддизм традиционно исповедует население Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не формулировано в каком - то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма - это всегда конкретное послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Нет Дхармы вообще, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждой категории верующих.

Буддизм не признает бессмертной души, он отличается от других мировых религий и своим пониманием божества. Буддизм не является монотеистической (верой в единого бога), ни политеистической (верой в разных богов) религией. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов - асуры, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), он считает, что они тоже подчинены действию кармы, «закона морального воздаяния», согласно которому поступки человека определяет его участь в будущих перерождениях независимо от Варны (четыре основные группы древнеиндийского общества, из которых развилась кастовая система: брахманы - жрецы, кшатрии - войны, вайшьи - землевладельцы, торговцы, шудры - слуги).

В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви. Сангха - буддийская община - это скорее духовное братство, создающее условия для более эффективного самостоятельного продвижения по буддийскому пути, прежде всего - жесткую дисциплину (Виная) и руководство опытных наставников.

В буддизме выделяют несколько направлений (ян): хинаяну («малый путь»), малахаяну («великий путь») и ваджраяну («алмазный путь»). Эти направления, как можно заметить, различаются по характеристики пути - путь к освобождению от перерождения как основной цели человеческой жизни.

С точки зрения первого направления освобождение, нирвана, доступно только членам сангхи, т.е. монахам. А второе направление утверждает возможность спасения всех. Хинаяна представляет собой суровую и монашескую религию, рассчитанную на неустанную работу над собой полное одиночество на пути к вышей цели; махаяна учитывает интересы и мирских последователей Будды, обещая им поддержку и любовь и проявляя гораздо больше снисходительности к их человеческим слабостям.

Итак, историю развитие буддизма можно разбить на периоды: «ранний» - время жизни и проповеднической деятельности Будды Шакья-муни (V - IV вв. до н.э.);»школьный буддизм», или хинаяна - период после смерти Будды до раскола на тхевараду и махасангхику (VI - III вв. до н.э.).

1.2 МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ

Индия - светское государство, но религия играет чрезвычайно большую роль в ее жизни, оказывая воздействие на экономическое и политическое развитие страны.

Более твердую историческую почву буддизм получил в период царствования царя Ашоки из династии Мауриев.

Отношение царя к буддизму отражено в его эдиктах. Эти эдикты царя Ашоки Деванамприйи (как он называет в них себя) дают нам немного материала относительно буддизма в его царствование. Но из них узнается, что правитель был покровителем буддизма, так же впрочем, как и других монашеских орденов. Он предписывает крайнюю терпимость в своем царстве и защищает все религии. Что побуждало его к такому покровительству, может быть политические мотивы; во всяком случае, он сделал для буддийской церкви еще более, чем Константин для христианской. Все эти безумные пожертвования буддийской общине разоряли государственную казну.

В особенности важное значение имеет миссия на Цейлон, куда был послан самим царем его сын Магендру, чтобы посадить ветвь от священного дерева Будды, а позднее и свою дочь для образования ордена монахинь. Таким образом, буддизм начал свое распространение в странах Востока и далее, что повлекло развитие внешнеэкономических отношений Индии.

1.3 НРАСТВЕННАЯ СТОРОНА БУДДИЗМА

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Паллийский канон «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»). Согласно этому канону, достижение конечной цели данной религии (спасения) начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточие, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для этого необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль.

Пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков - были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнялись еще пятью: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.

Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоления зависти и т.д. В круг добродетелей , улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр.

Буддизм дал универсальную «теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития.

2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

В Индии насчитывается более миллиона (1047.7 млн. чел. - 2003 г.), из них грамотно 52% взрослого населения. Начальное и неполное среднее образование, которым охвачено 92% детей в возрасте от 7 до 14 лет, - бесплатное. Развито высшее и среднее специальное образование - действуют 228 университетов и 6759 колледжей, где обучаются 6.5 млн. студентов. Крупнейшие университеты - Калькуттский, Бомбейский, Раджастханский и Делийский.

В Индии создан мощный научно-технический комплекс мирового значения. Страна занимает 3 - е место в мире после США и России по количеству квалифицированного научно-технического персонала. Более 1.5 млн. человек работает в 2000 крупных научных институтов. Пятеро индийцев - лауреаты Нобелевской премии в разных областях науки. Активные исследования ведутся по проблемам сверхпроводимости, высокопроизводительных вычислений, атомной энергетики, биотехнологии и молекулярной биологии, лазерной техники; крупные институты занимаются проблемами аэронавтики (Бангалор), геофизики (Хайдарабад), океанографии (Гоа). С 1972 г. Разрабатывается космическая программа. Действует Совет сельскохозяйственных исследований с сетью научных институтов по всей стране.

Достижения древнеиндийских ученых широко используется до сих пор. Это алгебра, техника алгоритмов, применяемая в программировании, понятие нуля - первооснова бинарного кода, благодаря которому мы пользуемся всеми видами программного обеспечения, включая комбинацию www. Уже в V в. индийцы значения числа ? и теорему, связанную с именем Пифагора. Также в Индии была изобретена техника производства сахара, некоторых красителей, жести и многое др.

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ

С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий.

В искусство Индии буддизм внес определенные социальные идеи - это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретный образный характер. Так в буддизме была создана целая система символов, обозначавших скрытый смысл учений Будды и его жизни, например, изображения колеса или сияющего круга, символизирующий учение Будды и его самого.

Не менее распространены буддийские символы быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят различные стадии жизненных превращений Будды. Ведь до первых веков нашей эры Будда в виде человека не изображался.

Наиболее ранние памятники буддийского искусства можно разделить на несколько групп. Одно из них - архитектурное строение (пагода или ступа). Оно не имеет внутри полого пространства, доступного для паломников, которые, обходя вокруг, оставляют в специальных сосудах пожертвования.

Другим видом религиозного искусства являются специальные алтари, а также храмы и монастыри. Еще при Ашоке в скалах высекали пещерные храмы и кельи для отшельников, например, пещерный храм в Карли (близ Бомбея) в длину около 40 метров.

В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и создавалась в виде декоративных горельефов - скульптурных изображений, выступающих над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

В северо-западной Индии найдено прекрасных скульптур, созданных в I в. до н.э., в основном, изображения сидящего Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами. Подобные изображения позволяли понять эстетическую, художественную ценность данных скульптур.

В одном из буддийских храмов находятся три скульптурных изображений человека, подтверждающие буддийское учение о трех жизненных путях: 1) сидящий, скрестив ноги, предельно полного человека с огромным животом, закрытыми глазами и блаженной улыбкой на лице, 2) сидящий, но чуть выше, предельно изможденного человека с аскетическим лицом святого, 3) стоящий сзади них стройный юноша с гармонически развитым телом, высоким обнаженным торсом и прекрасным лицом. Думаю, что, глядя на эти изображения, открываешь для себя их религиозный смысл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог можно сказать, что буддизм - одна из мировых религий, сыгравших важную роль в культурно-историческом развитии Индии. И за свою многовековую историю буддизм, распространившись по всему азиатскому континенту, служил и служит жизненным руководством сотням миллионов людей, страдание которых является неизменным спутником жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. - М., 1998.

2. Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия : учебное пособие / В. Г. Лысенко. - М., 1994.

3. Тришин А. Ф. Мировые религии и религиозные памятники / А. Ф. Тришин. - М., 1997.

4. История и культура древней Индии: Тексты / сост. А. А. Вигасин. - М.: изд - во МГУ, 1990.

5. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; под ред. проф. М. Г. Писманика. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

6. Иллюстрированная история религий в двух томах / под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей, том второй. - Спасо-преображенский валаамский монастырь, российский фонд мира.

7. Экономическая, социальная и политическая география мира: учебник / под ред. С. Б. Лаврова, Н. В. Камдина. - М., 2003.

8. Страны и регионы мира: эконом-политический справочник / под ред. А. С. Булатова. - М., 2005.

9. Вся Азия: географический справочник. - М., 2003.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010