рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов

4

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ в г. Минске

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

по учебной дисциплине "Антропология"

на тему: "Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов"

Студента СОЛОВЬЁВА А.А,

I курса заочного отделения.

Проверила: к. ф. н.,

доц. ГАФАРОВА Ю.Ю.

Минск 2009

План

  • Ведение
    • 1. Коммуникация как составляющая культуры. Механизм коммуникации. Особенности невербальной коммуникации
    • 2. Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов
    • 3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Ведение

Каждая культура в процессе своего развития создает различные системы символов и знаков, которые являются своеобразными ее носителями. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру. На протяжении истории человечеством было создано огромное количество знаков и символов, регулирующих поведение индивидуумов в социуме и помогающих осуществлять их совместную деятельность.

Культура по своей сути - это характеристика человека и общества, связанная его способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры.

Поскольку коммуникация является важнейшей частью человеческой жизни, она составляет также и часть культуры. Только через коммуникацию человек может соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм - социум.

Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Это универсальная категория, с помощью которой люди могут выразить и передать все свои внутренние состояния. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации. Изображая геометрические фигуры - круг, квадрат, крест - первобытные люди пытались передать сведения об окружающем мире и его устройстве в их понимании. Любой орнамент имел изначально определённый смысловой контекст, попытку связи человека с Абсолютом и определения своего места в мире.

Целью данной работы является рассмотрение понятий коммуникации и символа как её информационной единицы, их роли в структуре культуры, а также механизма дешифровки основных символов невербальных способов коммуникации и логики их взаимосвязи на конкретных примерах.

1. Коммуникация как составляющая культуры. Механизм коммуникации. Особенности невербальной коммуникации

На протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой. Эти субкультуры основываются на взаимном восприятии своих членов, определяемом их расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой и семейной принадлежностью. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения, выражающейся передаче и восприятии определённой информации в ходе коммуникативного процесса.

Термин "коммуникация", появившийся в научной литературе в начале XX века, обозначает средства связи любых объектов материального и духовного мира, а также процесс передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.д.) Коммуникация, в отличие от простого общения, включает также обмен информацией между личностью и обществом для воздействия на социальные процессы.

Коммуникативный акт осуществляется при наличии по меньшей мере двух участников. "Отправитель" зашифровывает свои мысли, чувства, эмоции и другую информацию с помощью кода или знаковой системы в форму, узнаваемую другими, и передаёт её получателю. Для этого он использует набор всевозможных сигналов, знаков и символов. Его сообщение затем декодируется получателем, который воспринимает переданную ему информацию, расшифровывая и интерпретируя символы, составляющие данное сообщение.

Взаимопонимание между участниками коммуникации может быть достигнуто только тогда, когда между ними заранее было установлено содержание и значение используемых кодов и знаков. Успех коммуникации достигается лишь в том случае, когда обоими её участниками заранее было установлено содержание и значение используемых кодов, символов и знаков.

Способы кодирования и декодирования сообщений формируются под влиянием личного, индивидуального опыта человека, опыта группы, к которой принадлежит человек, а также опыта той культуры, представителем которой этот человек является.

Коммуникация подразделяется на вербальную (речь) и невербальную (осуществляемую с помощью органов чувств). Сообщение воспринимается не только в виде высказывания или текста, но и в виде изображения (дорожный знак, герб, логотип, пиктограмма и т.д.), предмета (архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора), звуков (звуковые сигналы и музыка) и многого другого: "Все разнообразные невербальные параметры культуры, такие, как стиль одежды, планировка деревни, архитектура, мебель, пища, приготовление еды, музыка, физические жесты, позы, - организованы в модельные конфигурации так, чтобы включать закодированную информацию по аналогии со звуками, словами и предложениями обычного языка" [3; 17]. К примеру, одежда поведение и внешний вид коммуниканта (прическа, украшения, косметика и т.п.) говорит о более общих вещах, таких, как его личность, социальный статус, роль в коллективе, работа, характер, предпочтения.

Невербальная коммуникация является более древней. Её составляющие могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от неё. Она может осуществляться только при личном контакте. И большей частью мы пользуемся именно невербальными средствами коммуникации: "Все виды человеческой деятельности (а не только речь) служат для передачи информации. Такие способы коммуникации включают: письменность, исполнение музыки, танец, живопись, пение, строительство, актерскую игру, лечение, отправление религиозного культа и т.д." [3; 24]. Таким образом, невербальная коммуникация представляют собой, по сути, группы символов, объединённых для выражения тех или иных понятий, подобно тому, как из слов, объединённых в предложения, складывается речь.

2. Символ как информационная единица коммуникации. Основные группы символов

Символ несёт в себе сложную, многоплановую, сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать, но, в отличие от знака, замещающего собой предмет, он представляет собой также трактовку, интерпретацию данного знака. В качестве символов используются слова (осёл - символ глупости), невербальные приемы (пожатия рук, поклоны, приветствия, позы, мимика, жесты и т.д.), материальные предметы (одежда, украшения, татуировки, ритуальные блюда и т.д.), изображения (пиктограммы, иероглифы, руны, гербы, логотипы, цвета), звуки (сирена, гимн, гудок и т.д.)

Любая культура создает свою собственную систему символов и придает каждому символу соответствующие значения. Поэтому в процессе коммуникации всегда важно помнить, что символы являются таковыми только потому, что определенная группа людей соглашается принять их.

Символ несёт в себе обычно не один, а несколько пластов информации. Рассмотрим, к примеру, символы некоторых мировых религий:

(1); (2); (3); (4); (5); (6); (7)

1) Символ бахаи - девятиконечная звезда. Она символизирует девять божьих даров и девять плодов Святого Духа и соотносится с нумерологическим значением числа 9 - завершения, самопожертвования, гуманности и любви к людям.

2) Символ буддизма - колесо закона. Центр колеса символизирует сознание, излучающее душевный свет. Восемь спиц символизируют суть буддийского учения, заключающуюся в следовании восьми "благородным принципам", выражающим нормы правильной жизни.

3) Символ даосизма означает противоположность и единство мужского (ян) и женского (инь) начал, силы и духовности, света и тьмы.

4) Символом индуизма является слово "Аум" - универсальное имя Бога, три буквенных знака которого олицетворяют трех главных индуистских богов и сферу их действия - Создание, Поддержание и Разрушение, а также три состояния сознания - пробуждение, медитацию и сон.5) Символ ислама - полумесяц и пятиконечная звезда, символизируют приверженность мусульман лунному календарю и пяти столпам Ислама, или пяти ежедневным молитвам.6) Символ иудаизма - шестиконечная звезда. Она символизирует пять основных чувств человека (пятью концов, кроме верхнего), которые должны подчиняться шестому, важнейшему чувству - стремлению к послушанию Богу Живому.

7) Русский православный крест верхней перекладиной символизирует табличку на кресте Христа с надписью "Иисус назарянин, царь иудейский", а нижней, косой - "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Сам же крест символизирует единение мирского и духовного в человеке.

Символы схематически можно подразделить на группы в зависимости от области их проявления: цветовая символика; символика одежды, украшений; символика телесных повреждений; пищевая и звуковая символика и т.д.

Поскольку окружающий нас мир окрашен в различные цвета, цветовая символика получила очень большое распространение. Так, красный цвет ассоциируется с кровью и огнём и, соответственно, символизирует страсть, энергию, жизненную силу, но также опасность и агрессию. Желтый цвет олицетворяет солнечный свет и символизирует тепло, радость, великодушие, достаток и благоденствие. Зеленый цвет ассоциируется с весной и природой, он является символом надежд, возрождения, молодости и безопасности. Голубой цвет ассоциируется с небом и морем, это - символ постоянства, чистоты, веры, спокойствия и благородства. Пурпурный цвет был монополией цезарей, сенаторов и полководцев-триумфаторов потому он олицетворяет власть, царственность, роскошь. Розовый цвет напоминает о цветке розы и символизирует нежность, женственность и ласку. Коричневый цвет ассоциируется с землей, камином и домом, поэтому он служит символом комфорта, порядка и уюта. Серый цвет вызывает в памяти небоскребы, церкви и кладбища, поэтому символизирует формализм, консервативность и достоинство. Белый цвет ассоциируется с воздухом, снегом и дневным светом, он символизирует чистоту, невинность, истину, справедливость, добродетель и неэмоциональность. Его часто используют для выражения стерильности и безопасности. Но в Индии, Китае и Японии он символизирует смерть, поскольку отождествляется с ангелами и небесами. Черный цвет ассоциируется с тьмой и владычицей-ночью. Это символ смерти, тайны, а также власти и скрытой угрозы. Поэтому его предпочитают охранники, телохранители и спецагенты, а также высокопоставленные персоны.

Следует, однако, помнить, что цветовая символика может различаться у разных народов, поэтому "Даже когда очевидно, что цвет имеет символическое значение, мы никогда не можем быть уверены, каково оно. Каждый случай должен быть исследован в его специфическом контексте" [3; 72].

Символика в одежде прослеживается только во взаимосвязи складывающих её символов. По отдельности ни один предмет одежды ничего не значит, но соединённые в определенный костюм или униформу и имеющие соответствующий цвет, элементы одежды указывают на принадлежность к определенной профессии или исполнение определённой социальной роли. К примеру, мундир военного, костюм судьи, платье невесты или вдовы, одежда байкера, облачение священнослужителя и т.д. В комплекте одежда становится символом определённой профессии, социального статуса, принадлежности к какой-либо группе.

Украшения и татуировки также многое говорят о социальном статусе, групповой принадлежности и иерархии их обладателя. Основные функции этих символов невербальной коммуникации связаны с объединением людей в группы и дифференциацией их социального статуса (Изящные дорогие украшения выдают принадлежность к элите, обилие металлических клёпок и цепей выделяет рокеров, многочисленные амулеты и талисманы выдают приверженцев оккультизма). Есть украшения, которые и в обыденной жизни называются символами: знаки различия в армии, политические знаки или значки (красная гвоздика, синяя гвоздика, яблоко), медали. Всё это - своеобразные знаки культурного кода, как явные (корона у короля или обручальное кольцо у супруга), так и неявные (предпочтение того или иного рода украшений). Роль украшений зачастую выполняют татуировки. Однако в отличие от украшений, которые можно заменить, сигнализируя тем самым изменения своей личности, татуировка навсегда остаются на коже, окончательно и бесповоротно связывая человека с определёнными событиями и социальной ролью. Так, татуировки в уголовной среде являются своеобразным жизнеописанием и характеристикой их обладателя, его криминальной "автобиографией"; они определяют также его рейтинг и место в данной среде.

Помимо татуировок встречаются и другие телесные повреждения, показывающие социальный статус человека: бритьё волос (тонзура монаха), обрезание крайней плоти (принадлежность ко взрослым иудеям), прокалывание ушей (только справа - принадлежность к социальным меньшинствам), нанесение шрамов в определённых местах (у примитивных народов - символы взрослости и власти).

Пища также несёт информацию о событии, к которому она готовится. К примеру, в России и Белоруссии салат "оливье" и шампанское - символ праздника; грецкие орехи, шоколадные конфеты и мандарины - символ Нового года; ярко раскрашенные яйца и куличи - символ Пасхи; именинный торт со свечами - символ дня рождения, а вегетарианская пища - символ поста.

Звуки и тишина также выступают в качестве символов торжественного, священного, либо наоборот, обыденного, повседневного, разнясь по значению в различных микрокультурах.

Таким образом, символы присутствуют почти в каждом поле человеческой деятельности. Благодаря их портативности появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации.

Однако символы сами по себе, без знаковой и культурной среды, без сообщества, использующего их по условленным негласным законам, ничего не значат: "…символы существуют в конфигурациях, и значение отдельных символов следует искать в их противопоставлении другим символам, а не в самом символе как таковом" [3; 72]. Отсюда можно вывести определение символа как предметного или словесного знака, условно выражающего сущность явления с определенной точки зрения, имеющего в своей основе переносное значение и скрытое сравнение, связь с явлениями быта, историческим опытом, сказаниями, верованиями и т.п.

3. Эволюция символов и логика их взаимосвязи

Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.

Изначально крест , называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх , символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским , обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика , "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).

Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).

Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)

Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.

Символы складываются и разрушаются с течением времени, приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества, объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культ власти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которые стали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрного цвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет, оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска для посещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличие государственной символики на предметах обихода и т.д.

Религиозный культ предполагает наличие особого, символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов, осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.

Заключение

Человеческая культура является по своей сути посредником между природой, обществом и индивидом, система, регулирующая жизнь, выживание, поведение и совместную деятельность. Это происходит в процессе коммуникации, цели которой обслуживают те или иные потребности человека: выживание, получение и сообщение информации, поддержание соответствующих отношений с остальными членами социума, убеждение других людей действовать или думать каким-либо образом, т.е. осуществление власти над ними (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми и т.д.)

Необходимость в согласованном поведении людей, закреплении и сохранении полученных знаний, их передаче от поколения к поколению привела к возникновению различного рода символов: "Мы общаемся друг с другом при помощи кодированных условных форм невербального поведения и невербальных знаков и символов" [3; 17]. Процесс общения в этом отношении можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации.

Символ же всегда выступал и выступает необходимым условием формирования и воспроизводства человеческой культуры. Он является средством развития мировоззренческих форм сознания, открывающих человеку масштаб его соизмеримости с окружающим миром и космосом. И только во взаимосвязи символов, зачастую принадлежащих к разным группам, рождается узнаваемое членами определённых групп и культур понятие, информация, передаваемая и читаемая ими от поколения к поколению. Так символ служит основой культурного наследия прошлого будущему.

Список использованной литературы

1. Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - 352с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/intercult/mkom. htm. - Дата доступа: 12.10 2009

2. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие/ В.Б. Кашкин. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - 175 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/intercult/ kashkin. htm. - Дата доступа: 12.10 2009

3. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии [пер. с англ.] / Э. Лич. - М.: "Восточная литература" РАН, 2001. - 142 с.

4. Нимбрук Л. Магические знаки и символы [пер. с англ.] / Л. Нимбрук. - М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2006. - 60 с.

5. Социально-культурная антропология: хрестоматия: в 2ч. / Автор-составитель Ю.Ю. Гафарова. - Мн.: Филиал РГСУ в г. Минске, 2006. - Ч.1. - 52 с.

6. Щепанская Т.Б. Символическая репрезентация власти: атрибутика / Т.Б. Щепанская // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - С.313-326. [Электронный ресурс: "Поехали"]. - Режим доступа: http://www.poehaly. narod.ru/ap-symnbol. rtf - Дата доступа: 17.10.2009.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010