рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Культура эпохи эллинизма

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(Новочеркасский политехнический институт)

ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет: Гуманитарный

Кафедра: Информационных и управляющих систем

Специальность: Информационные системы и технологии

Реферат

по дисциплине: Культурология.

на тему: Культура эпохи эллинизма.

Выполнил студент: 3 курса, группы ИС-01-Д1, Шелепень Ю. В.

Преподаватель: Локонова Е. Л.

К защите Защита принята с оценкой

"___"___________ 2003г. ________________________

____________________ "___"______________ 2003г.

подпись _______________________

подпись

ВОЛГОДОНСК 2003

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Становление эпохи эллинизма. Космополитизм эллинистической культуры………………………………………………………………………………4

3. Литература и искусство эпохи эллинизма…………………………………..7

4. Эллинистическая наука и философия……………………………………...10

5. Заключение…………………………………………………………………..12

6. Список используемой литературы…………………………………………13

Введение.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен и неповторим. Признавая этот факт, исследователи, тем не менее, особую роль отводят древнегреческой культуре. Художественные произведения создаваемые древними греками в живописи, скульптуре, архитектуре легли в основу чувства прекрасного, эпохи Нового времени и по сей день, считаются не превзойдёнными.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры.

Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа. Именно в этот период, когда в результате завоеваний Александра Македонского рождалось понятие ойкумены, греческий дух прорвал национальные границы, культура Эллады вышла за пределы греческого мира и стала той основой, на которой начала развиваться европейская культура.

Становление эпохи эллинизма.

Космополитизм эллинистической культуры

Во второй половине 4 в. До н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова - Македония. В338 г. до н. э. македонская армия Филлипа 2 разгромила соединённое войско греческих полисов. Его сын Александр после прихода к власти в 336г. до н. э. продолжил завоевательные походы отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшим за этим распада империи на отдельные государства до 31 г. до н. э.- года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течении которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

В результате событий и процессов, связанных с созданием, а затем с распадом державы Александра Македонского, в Передней и Малой Азии стали складываться особые формы социально-экономических отношений. На эту территорию переселилось много македонян и греков, принесших туда свои обычаи и культуру. Развивалось товарное производство. Политическая организация строилась на сочетании власти монархий с самоуправляющимися общинами. Города, имевшие свои владения, играли большую роль. Выражение культурной общности этого периода закрепилось в распространении двух основных языков - обще греческого и арамейского, хотя во многих регионах сохранялись свои языки и обычаи. Произошли изменения в быту. Четче проявились различия между культурой города и деревни. Процветала идеология космополитизма и индивидуализма. Это было время развития науки и искусства.

Распространение и утверждение греческой культуры происходили в условиях непрерывных военных действий, результаты которых и даже жизнь целых стран зависели от таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлечённый собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца 4 в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждения ежегодные празднества в их честь и т. д.

Вследствие этих процессов произошло изменение прав и обязанностей граждан полисов. Отныне они превратились в подданных, и от своих правителей ждали гарантий безопасности и материальной стабильности. Вера в божественный промысел и провидение, в божественное возмездие и справедливость со временем вытиснилась верой в могущество удачи и случая. Эта переоценка жизненных ценностей привела к обособлению личности, раболепству под монархами, росту мистицизма и суеверий.

Вместе с тем, эллинизм принёс в новые государства подъём и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

Наконец, эллинизм весьма существенно изменил религиозные представления греков. С образованием эллинистических монархий рухнула греческая полисная демократия, определявшая многие культурные ориентиры, нормы и ценности Древней Греции. И главным было не то, что простые граждане потеряли возможность участвовать в городском управлении, а то, что они лишились чувства защищённости, которое давало им гражданство их полиса. Исчезли самостоятельные города-государства, люди отныне жили в больших государствах, подчинявшихся единым для всех законам. Но обретя весь мир, греки лишились своей родины, своего полиса, мысль о котором поддерживала греков даже на больших расстояниях от него.

Космополитизм, ещё одна характерная черта эллинизма, привёл к тому, что отдельный человек стал чувствовать себя беспомощным во вдруг оказавшемся таким огромным мире. Эти новые чувства сразу нашли отражения в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир человека. В этих условиях изменилось прежде всего отношение греков к религии, так как вместе с распадом полисов передавались забвению и их боги. Естественная прежняя религиозность, связанная с политическими учреждениями и с общественными воззрениями, в новых условиях сама изменилась существенным образом. Предоставленный самому себе человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждёт не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения. Если раньше участие в религиозных церемониях было гражданской обязанностью человека, актом проверки его политической благонадёжности по отношению к своему полису, теперь он ищет в религии забвения и спасения от страха смерти, одиночества.

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образами богов и демонов.

Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни общества и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь. Особенности социальной и духовной жизни эпохи не могли не сказаться на искусстве скульптуры. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её динамичность, выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и находили для этого соответствующие художественные формы.

Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки, где обычно устанавливались статуи нагих Афродит в кокетливых, жеманных и стыдливых позах.

В скульптуре эллинизма человек впервые был запечатлен не только молодым и красивым, го и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество заключалось не только в этом, а и стремлении выразить характер, конкретное состояние духа. В скульптурах такого типа важна не физическая мощь, а сила мудрости, твёрдости характера и убеждённости духа.

Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая из которых отличалась своими художественными особенностями. Среди этих школ наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань при острове Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 метров и известная как «Колос Родосский», ещё одно из «семи чудес света».

Мифология по-прежнему занимает значительное место в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним стало другим. Художники, создавая образы богов, стремились решить не религиозную, а художественную задачу. Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное поклонение зрителя, в них складывается скорее стремление передать совершенство человеческого тела и выразить человеческие чувства и страсти.

В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распространение получили фрески и особенно мозаики. В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в Пелле, в произведениях мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с Самоса (уличные музыканты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимущественно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. Нарастало в то же время ремесленное отношение к форме и росписям. Достоинство видели в усложнении форм (лагиносы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (черно-лаковые и красно лаковые сосуды), много фигурности мелких рельефных композиций ("мегарские чаши").

Эллинистическая наука и философия.

Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

Крупнейшим учёным той эпохи был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сделавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики. Интенсивное развитие науки расширило и углубило знания человека о мире, показало ему всю сложность окружающей действительности. Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя изменили представления человека о его месте в мире. Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индивидуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллинистической эпохи.

Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значительным направлением в философии этого периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления легли естественнонаучные взгляды Демокрита (теория атомов). Источником познания философы эпикурейской школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Эпикур был также зачинателем этики и гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура моги рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и кружку разбавленного вина.

Стоики-Зенон (ок. 336\332-264\262 гг. до н. э.) и его школа, видели основную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставляли принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном ( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддаётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.

Вывод:

Культура эпохи эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи-тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель-ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь-ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес-тии являются современными.

На почве эллинистической культуры впервые появилась и стали развивать-ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая фило-софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Восточный мир без эллинисткой культуры был бы совсем иным, ведь всё дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало невозможным благодаря культурному влиянию Греции. Наконец, эллинизм стал в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, явившегося основой стиля классицизма в искусстве.

Список используемой литературы:

1. С. Карпушина, В. Карпушин «История мировой культуры (учебник для вузов)». Москва 98г.

2. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская «Мировая художественная культура».

Москва 92 г.

3. Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология (учебное пособие)». Логос 2000г.

4. А. И. Чернокозов «История мировой культуры». Москва 89г.

5. П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010