рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Культура древних цивилизаций

15

Реферат по предмету: Культурология

Тема: "Культура древних цивилизаций"

План

  • 1. Возникновение древних цивилизаций
    • 2. Характеристика древних цивилизаций
    • 3. Значение фараона в Древнем Египте
    • 4. Зарождение искусства в Египте
    • 5. Египетские Боги
    • 6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте
    • 7. Основы художественного творчества в Египте
    • 8. Особенности египетского искусства
    • 9. Особенности искусства Среднего и Нового царства
    • 10. Правление фараона-реформатора Эхнатона
    • 11. Время правления Тутанхамона
    • Список используемой литературы
1. Возникновение древних цивилизаций

Возникновение древнейших цивилизаций относят примерно к IV тыс. до н.э., когда на территории Северо-восточной Африки и Передней Азии в долинах крупных рек появились Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту, Древняя Индия, Древний Китай и другие государства. Многие ученые справедливо считают, что на ранних этапах становления человеческого общества и зарождения государства географический фактор был решающим, поскольку от него во многом зависела не только культура земледелия, успехи в области экономики и торговли. Но и развитие культурных связей между различными народами.

Прародиной всех культур по праву считается Древний Египет, в истории которого выделяют следующие основные периоды: додинастический (IV тыс. до н. э), Раннее и Древнее царство (III тыс. до н. э), Среднее царство (кон. III тыс. - 1-я пол. II тыс. до н. э), Новое царство (2-я пол. II тыс. до н. э), а также послединастический период (кон. II тыс. - I тыс. до н. э).

2. Характеристика древних цивилизаций

Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.

3. Значение фараона в Древнем Египте

Фараон в Древнем Египте считался посредником между божественным и земным. По мнению египтян, он везде лучший и является примером во всем. И прежде всего в том, что наделен всеми лучшими человеческими и божественными качествами. Он покровительствует более чем 60 профессиям. Сила фараона поддерживалась через обряд "возобновления" его жизненной энергии и царской власти. Символом вечной молодости у египтян были колосья пшеницы, которые прорастают через тело Осириса, символизируя рождение и смерть - две стороны единой жизни. Согласно этому обряду, ничто не умирает, но вновь возрождается обновленным и с новыми силами продолжается вечный круговорот, вечное движение в жизни. В тоже время, жизнь подобна солнечному диску, символизировавшему бога Ра, который ежедневно после заката солнца пересаживается на подземную ладью и совершает свой путь, а ранним утром вновь восходит на небо, пересаживаясь на дневную небесную ладью.

Назначением фараона является борьба со всякого рода несправедливостью, злом и установление порядка, гармонии и мудрости в жизни, заботе о будущем. Богиня Маат символизировала у египтян справедливость и любовь к порядку (изображалась со страусиным пером). "Велик тот владыка, которого окружают великие люди", - считали древние египтяне. Окружая себя жрецами, фараон являлся в то же время верховным жрецом, осуществляя обряды и церемонии. Жрецы были в Древнем Египте высокообразованными людьми, они не только умели читать и писать, но также обладали всей полнотой духовного знания и религиозного опыта. К знанию относились с великим почтением и уважением, считая его сакральным, и у него был свой небесный покровитель - бог Тот, которого древние египтяне относили к числу особо почитаемых богов. Именно боги, по мнению египтян, пробудили у людей тягу к знаниям и любовь к мудрости. При этом символом истинного зрения, милосердия и любви являлось Око Гора, который, согласно мифу, отдал око своему отцу Осирису, чтобы тот ожил.

4. Зарождение искусства в Египте

Уже в додинастический период в Египте успешно развивалось строительное дело, прикладное искусство и скульптура. Памятники архитектуры, художественного ремесла, портретной скульптуры, а также рельефы и росписи, различные литературные жанры (например, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид, различные поучения проч.) появились в периоды Древнего египетского царства.

Изучая произведения изобразительного и словесного искусства, ученые пришли к выводу, что египтяне не только имели представления о прекрасном, но и соответствующие им эстетические термины. Творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, т.е. сводом строгих правил, которым неукоснительно должен следовать художник.

Они предписывали художникам использование строго определенных пропорциональных и цветовых отношений, основанных на математическом расчете (задолго до пифагорейцев египтяне использовали математику в художественном творчестве).

Регламентация искусства свидетельствовала не только о консервативности общественного устройства, но также о том, что искусство являлось составной частью культа загробной жизни и было тесно связано с религиозными обрядами древних египтян.

5. Египетские Боги

Египетские боги были зооморфны: они имели полузвериный-получеловеческий облик, уходя своими корнями в первобытное время, когда существовал культ священного животного - тотем. Бог Анубис, являвшийся у египтян покровителем умерших, имел голову шакала, а богиня войны Сохмет изображалась с головой львицы. Священных животных (кошек, быков и даже крокодилов) содержали при храмах, поклонялись им, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Среди божеств высшим культом был культ бога Солнца - одновременно и дающего жизнь, и испепеляющего. По-разному именовали бога Солнца в разные периоды египетской истории: то именем Ра в Древнем царстве, то Атоном в Новом царстве. Многообразием отличалась и солнечная символика - от привычного шара со множеством исходящих от него лучей до изображений его в виде сокола или тельца.

Другим важнейшим божеством, производным от главного, являлся бог Гор, символизировавший собой животворящий солнечный свет. В "Мифе от Осирисе и Горе" трансформировались сказания земледельцев о вечном круговороте и обновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю. Этот миф соединился с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. Известно, что в Древнем Египте устраивалась мистерия, сопровождавшая коронацию нового царя после смерти его предшественника. Новый царь объявлялся богом Гора, а похороны умершего сопровождались обрядом, символически воспроизводящим историю гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его воскресения. Данный ритуал в Древнем царстве относился только к особе фараона, но впоследствии стал частью погребальной церемонии знатных и богатых людей. Рядовых общинников и рабов хоронили без всяких церемоний, зарывая в песок. При этом умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет - жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса, куда он должен был явиться после смерти. В отличие от древних вавилонян египтяне не убивали его вдову и слуг, чтобы похоронить их вместе с господином. Религиозный культ египтян был более гуманным и не требовал человеческих жертв.

6. Зарождение портретного искусства в Древнем Египте

Благодаря древнему погребальному культу родилось знаменитое портретное искусство Египта - посмертные маски, которые являлись копиями лица умершего человека. Египтяне верили в то, что существует жизненная сила Ба, которая после смерти человека ищет земную оболочку и стремится вселиться в нее. Поэтому кроме самих мумий в гробницу помещали портретные маски умерших. В них не было жизни, их лики освобождены от времени и обращены к вечности. Однако с течением времени маски претерпели изменение: в Древнем царстве они характеризовались большей бесстрастностью и спокойствием, а в Среднем и особенно Новом царстве они стали более индивидуальными, в них угадываются личностные особенности того, кто был изображен.

В результате археологических раскопок египетских захоронений в саркофагах вместе с посмертными масками было обнаружено множество небольших статуэток, по-видимому, заменявших умершему фараону слуг. На стенах гробниц были также найдены росписи и рельефы, изображающие сцены земной жизни: войны, захват пленных, пиры, охота, отдыхающего в кругу семьи властелина, а также труд рабов на полях, пастбищах и в мастерских. Примечательно, что интерес художника к потустороннему миру не перевешивал интереса к миру действительному. Нередки изображения домашних животных и птиц, которых увековечивал художник.

Художники, скульпторы и зодчие в Древнем Египте пользовались особым почетом и уважением, их творчество рассматривалось как выражение божественной воли. Само искусство являлось носителем вечной жизни и, согласно канонам, освобождалось от всего временного, преходящего и неустойчивого. Художественный язык должен был отвечать идее постоянства, отсюда - предельно четкий контур, ясная и строгая в своей простоте и лаконичная линия, обобщенные и плотные объемы, пропорциональность и соразмерность изображенных на рельефах фигур. Сложились строго определенные принципы изображения фигуры на плоскости: голова и ноги в профиль, торс развернут, а вся фигура обрисована единой линией. Конструктивной основой туловища являлся плечевой пояс - эта выразительная горизонталь станет одним из важнейших элементов канона в изображении фигур не только в скульптурном объеме, но и на плоскости.

7. Основы художественного творчества в Египте

Основные каноны художественного творчества начали складываться уже в Древнем царстве. Искусство того периода называют "классическим": его отличает монументальность, спокойная торжественность и величавая простота (например, пирамида Хеопса и Великого Сфинкса). И вместе с тем в раннем египетском искусстве, пожалуй, присутствует больше дыхания вечной жизни, чем в искусстве последующих эпох. Это, по-видимому, находит свое объяснение в том, что каноны стояли в то время ближе всего к своим первоистокам, не являлись застывшими. Реализмом и безупречным мастерством исполнения отличается портретный деревянный рельеф зодчего Хесиры (нач. III тыс. до н. э), достойно представляющий искусство Древнего царства. Его изображение выполнено в строгом соответствии с каноном, однако стройное тело словно "живет" каждым своим мускулом. Устойчивыми сюжетными композициями в рельефах и фресках являются шествия и процессии, в которых фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, создавая определенный ритм. Классическим примером такой композиции служит рельеф из гробницы в Саккара. Движения слуг, изображенных на рельефе, естественны и непринужденны, что никогда не допускалось при изображении хозяев. Равномерная повторяемость в изображении фигур, движений, поз и жестов придает композиции не только своеобразную декоративность, но и ритуальную торжественность: вереницы быков, гусей, журавлей движутся за своим хозяином в вечность…

Особая художественная роль в египетских рельефах принадлежит иероглифам, которые заполняли пустоты между фигурами, создавая вместе с уменьшенными фигурками животных впечатление одухотворенного узора. Изображения и надписи в своем единстве способствовали созданию сакрального образа - их связь была не просто внешней, декоративной, а глубинной, мировоззренческой. Пиктография (т.е. картинное письмо) стояла у истоков письменности древних египтян. Изображение являлось не просто условным знаком, а священным образом-знаком, который стремился закрепить и увековечить жизненную силу предмета, чтобы сберечь его навеки.

Следует напомнить, что у египтян письмо являлось составной частью религии, уделом жрецов. Не случайно писцы считались служителями бога Тота и особо почитались у египтян. От пиктографии письменность эволюционировала к идеографии (в ней рисунок обозначал слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. При этом изобразительное начало в знаках все более упрощалось и в конце концов потеряло связь с предметом, который оно когда-то отображало.

Существование знаков-образов подтверждает глубинное родство письменности с искусством, также имеющим образную природу. В вереницах сцен, опоясавших стены усыпальниц, можно встретить "опись" богатств и деяний фараонов и вельмож, а нередко и точные цифры голов скота и рабов, которыми они владели. Египтяне свято верили в безусловную реальность создаваемых искусством образов, благодаря которым мир удваивался и символизировался.

Расшифровать древние письмена удалось сравнительно недавно. Сохранившиеся рельефы из гробниц Хенену и Хени дают нам представление о памятниках Среднего царства.

На них иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами птиц, животных и многочисленных предметов. В нижнем левом углу горделиво восседают две фигуры - мужская и женская.

Плоскостное изображение оживает благодаря различного рода рельефной моделировке - от слегка выпуклой пот отношению к фону - до углубленной или находящейся с фоном на одном уровне. Сочетание разной рельефной проработки создает вибрацию поверхности: плоскость словно живет и дышит. Согласно канону, размер изображения зависел от значимости - чем значительнее предмет, тем он больше. Самым большим изображался фараон, поменьше - фигуры его родственников, а рабы и пленники - еще меньше. Представление о перспективе у египтян было также обусловлено каноном, поэтому размер имел строго определенный смысл, подчеркивая значимость и величие фигур на плоскости. При таком строго канонизированном подходе к изображению не требовалось никаких других атрибутов величия. Даже фигура самого фараона, почитаемого богом, была лишена дополнительной пышности: он изображался, как и его подданные, полуобнаженным в набедренной повязке, но в отличие от рабов, в головном уборе.

8. Особенности египетского искусства

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении. Отсутствие вычурности в архитектурных и скульптурных формах египетского искусства также свидетельствует о строгом соблюдении канона. Рельефы раскрашивались в определенные цвета - желто-коричневые и зелено-голубые, напоминающие по своей гамме естественный цвет земли и синего безоблачного неба Египта. Любимым цветом египтян был насыщенный голубой цвет, сохранившийся до наших дней благодаря мелким фаянсовым статуэткам и изделиям прикладного искусства.

Другой отличительной особенностью египетского искусства является его контрастность - грандиозные монументальные архитектурные сооружения (дошедшие до нас пирамиды Хеопса, Хефрена, Миккерина) соседствуют с изящной миниатюрной скульптурной пластикой. О последней можно судить по коллекции ГМИИ им А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, где прекрасно сохранились изделия и предметы прикладного искусства - в их числе деревянные скульптуры слуг фараона, относящиеся к периоду Среднего Царства, а также более поздние миниатюрные статуэтки разнообразных, почитаемых египтянами животных, выполненных в камне, относящиеся к периоду Нового Царства.

9. Особенности искусства Среднего и Нового царства

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве, появляются новые композиционные и стилистические элементы в рельефных изображениях. Традиционные формы изнутри начинают освещаться новым содержанием, что приводит к рождению совершенно иных образов в египетском искусстве. Так, например, если сравнить гигантского высеченного из скалы Сфинкса фараона Хефрена в Гизе эпохи Древнего царства, которого называют "прадедом" бесчисленных египетских сфинксов, с более поздним Танисским сфинксом эпохи Среднего царства, то даже на первый взгляд замена существенная разница обоих образов. Замирая и благоговея перед грандиозностью и величием Главного Сфинкса, сомневаешься в его рукотворном создании. Второй сфинкс производит совсем иное впечатление, напоминая фигуру льва с точно переданными чертами лица фараона Аменемхета III. Первый Сфинкс обобщенный образ-символ не только властелина пустыни, охраняющего пирамиду фараона Хефрена в Гизе, но и владыки Вселенной. Образ второго официально холоден: ввиду портретного сходства и точной прорисовки деталей он не несет той символической значимости и выступает скорее в роли образа-знака, отсылая к своему конкретному историческому прообразу.

В Новом царстве заметно изменяется архитектура: все чаще вместо гробниц, переставших быть наземными сооружениями, строят храмы-святилища, в которых прославлялось величие фараона и бога Амона. Известные памятники архитектуры того времени знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре близ Фив. В отличие от пирамид, строгих по своей конструкции и напоминавших гору, храмы больше походили на дремучий лес, во множестве колонн можно было затеряться. Из двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный зал, а уже затем в святилище. Так, например, в гипостильном зале храма в Карнаке насчитывалось 144 колонны различной формы папирусообразных, литосовидных, пальмовидных и проч. Иные обладали такой толщиной, что их не могли обхватить и пять человек. Нижние части стен украшались растительным орнаментом, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне в таком стиле оформлен и египетский зал в ГМИИ им.А.С. Пушкина. Стены, обелиски, иногда и колонны египетских храмов были испещрены иероглифами и покрыты вязью рельефов. Архитектурные формы колонн подражали растениям и деревьям, росшим по берегу Нила. До эпохи Нового царства они не встречались в архитектуре в таком объеме.

Внутреннее убранство храмов украшали множество крупных статуй и небольших статуэток, выдержанных в монументальном стиле. В московском собрании хранятся две тонкие и изящные статуэтки из черного дерева портретные фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Обе являются непревзойденными в умении египетских художников передать динамику в статике. Женская фигура выполнена необыкновенно изящно, что явилось знаком времени. Изящество, точность выполненной работы и рефлексивность образов отсутствуют в искусстве Древнего царства (от портретов того времени веяло бесстрастностью и холодностью) и, напротив, эти черты являются характерным и для искусства Нового царства. Заметно обновляются сюжеты, в которые все больше приникает "светский" дух: в рельефах и росписях гробниц и дворцов все чаще встречается тема пиров, празднеств, где присутствуют послы, знатные дамы, арфистки, танцовщицы. Дамы нередко изображаются за туалетом, одеванием и косметическими процедурами. Даже переселяясь в загробный мир, знатные египетские дамы берут с собой наборы туалетных принадлежностей, выполненных из золота, фаянса и слоновой кости - это драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, изящные туалетные ложечки. Все они отличаются строгостью и изяществом, выполнены с прекрасным чувством цвета и материала, примером чему может служить изящная туалетная ложечка из московского собрания ГМИИ, выполненная в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках розовую чашечку лотоса.

Подобные светские мотивы значительно обновляют старые каноны, с которыми художники со временем начинают обращаться все более свободно. Появляются непривычные позы и ракурсы, ранее не встречавшиеся - в фас, три четверти, со спины, наложение фигур друг на друга. В сравнении с прежним искусством, рисунок становится более изысканным.

10. Правление фараона-реформатора Эхнатона

Появление в искусстве новаторского духа связывают с правление фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н.э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, превратив их в непримиримых врагов, отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов и провозгласил одного бога Атона - покровителя и отца не только египтян, но и всех народов. Своим союзником фараон сделал не знать, а средние, сравнительно небогатые слои свободного населения.

Искусство времени Эхнатона называют "амарнским" (в честь столицы Амарн). Специалисты считают, что искусство этого времени заметно демократизируется по сравнению с искусством прежних времен, ибо обращается к простым чувствам людей, их внутренним состояниям. Душевная непроницаемость, характерная для искусства ранних периодов, заменяется изображением воплей и стонов плакальщиков, мрачной покорностью пленных рабов, психология которых все больше начинает интересовать художника. Изображаются и лирические сцены семейной жизни Эхнатона, портреты его дочерей. Этот новый образный строй уже не укладывается в рамках привычных канонов. В качестве примеров искусства того периода можно привести портреты самого Эхнатона и его жены Нефертити (скульптор Тутмес), ставшей шедевром в ряду женских портретов, когда-либо созданных в мировом искусстве.

11. Время правления Тутанхамона

Реформы Эхнатона в религиозной и политической сфере были достаточно смелыми и просуществовали недолго. Реакция на них началась уже при его преемнике Тутанхамоне. Вскоре все старые культы богов были восстановлены, а имя самого Эхнатона предано проклятию. Однако художественные нововведения Эхнатона развивались в искусстве, по крайней мере, еще в течение столетия. Чудесные образы амарнского стиля сохранились в гробнице Тутанхамона. Этот юный царь умер в возрасте 18 лет, по свидетельству историков, не совершив ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное в 20-х годах ХХ столетия археологом Говардом Картером, явилось большим событием в египтологии. Как пишет Картер, "единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен".

Стены обнаруженной археологами усыпальницы Тутанхамона покрыты золотом, а захоронен он в нескольких золотых саркофагах, вставленных один в другой. Каждый саркофаг имел скульптурную маску фараона, в нем покоилась мумия, усыпанная драгоценностями и амулетами. Помимо саркофагов и украшений, представляющих высокую художественную ценность, в гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Найдены также грациозные статуэтки богинь-охранительниц, а также портрет новобрачных - юного фараона и его столь же юной жены, гуляющих в цветущем саду (изображение отличается интимностью и лирической нежностью, столь не характерной для египетского искусства).

К искусству этого периода принадлежит и рельеф плакальщиков, который поражает открытой экспрессивностью образа, драматизмом простертых кверху и заломленных гибких рук. Вся композиция резко отличается от ранних рельефов. Уже не встречаются изображения строго параллельных и ритмических процессий, сам ритм намного усложняется: фигуры не следуют одна за другой, а теснятся, сталкиваясь, падают наземь. Резцы художника не ровные, а нервные и порывистые. Со временем эволюция египетского искусства постепенно затухает. В результате тяжелых и длительных войн с эфиопами и ассирийцами Египет утрачивает былую политическую и военную мощь, а затем и культурное первенство.

Таким образом, искусство Древнего Египта отразило особенности всей духовной культуры своего времени и, прежде всего, тесную связь с мифологией и религиозным культом. Отсюда и особое пространственно-художественное мышление древнеегипетских архитекторов и художников, которое визуально воплотилось в строго канонические символические образы. Архитектура Древнего Египта и сегодня поражает грандиозностью и масштабностью своих монументальных сооружений, построенных более сорока веков назад. Влияние египетской культуры и искусства сказалось не только на культуре восточных государств, таких как Ассирия, Иудея и др., но и на искусстве Греции, причем не только на начальном этапе ее развития, но также в более поздний период - эпоху эллинизма.

Список используемой литературы

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М., 1998 г.

2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. - М., 1998 г.

3. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. - Спб., 1997 г.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010