Культура Арабского Востока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Теории и культуры истории
Реферат по дисциплине «Культурология»
Тема: «Культура Арабского Востока»
Выполнил:
Студент гр.ОТЗ-845-у
Ногин А. С.
Шифр 445084512
Проверил:
Искитим 2008
Оглавление:
Введение
Арабский Восток -- родина ислама. Племена Аравии
Пророк Мухаммед
Ислам
Арабский язык
Арабская культура
Литература
Наука
Архитектура. Искусство
Быт и нравы арабов
Положение мужчины и женщины
Мифология Арабского Востока. Менталитет
Заключение
Список использованной литературы:
ВведениеВ истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада, уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью. И хотя ислам исторически близок многим европейским культурным традициям, сравнительный анализ этих различий, не очевидных на первый взгляд, показывает наибольшую удаленность ислама от европейского стандарта и его определенное сходство с китайскими религиозно-доктринальными нормами. Поэтому необходимо выяснить природу ислама, его направления.
Под средневековой культурой Арабского Востока (V--XVI вв.) подразумевают Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность, -- Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.
Арабский Восток -- родина ислама. Племена АравииОсновная часть территории Аравии -- степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова
составляли
кочевники-бедуины,
которые называли себя
арабами --
слово «араб»
озна
чало «лихой наездник». Уже в первые века нашей эры летучие бедуинские
отряды,
верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено
было
считаться оседлое городское население. Кочевники грабили караваны горожан
- они
считали их имущество своей законной добыче
й, нападали на деревни, травили пос
евы. Горожане сопротивлялись и зло высмеивали «верблюжатников». Однако
и тем,
и другим было трудно в непростых природных условиях, требовавших макси
ма
льного напряжения сил, для того чтобы выжить. В их отношении к миру было
бол
ьше сходства, чем различий, и жизненными ценностями как оседлых, так и
бедуин
ов были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В
среде кочевых племен и зародился
ислам
-- будущая мировая религия, оказавши исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяс
я и
принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
Пророк МухаммедИслам возник в начале VII
в. н. э. Основателем ислама бы
л
реальный человек --
пророк Мухаммед,
биография кот
о
рого довольно хорошо известна.
Мухаммед рано осиротел,
и его воспитывал
и дедушка, а затем дядя, богатый
торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она о
рганизовывала караваны, которые
отправлялись за товарами в другие земли.
Они поженились -- это был брак по
любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.
Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше -
вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне -- ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в
Мекке.
Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город -- чуть позже его назовут
Мединой --
городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.
Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и поли
тическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.
Тогда же формируется мусульманское теократическое государство -- Арабский халифат,
первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата
3
провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значитель
ному расширению территории хали
фата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила -- важнейшая святыня ислама.
Уже к VIII
в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале
X
в. распалось на отдельные самостоятельные части --
эмираты.
Что же касается арабо-мусуль
манской
культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев.
коп
тов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, -
она
в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам.
Ислам
Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI -- начала VII вв. были язычниками, политеистами в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.
Мусульмане верят в единого Бога -- Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди -- пророки, последним из которых и был Мухаммед. Другими, более ранними пророками были Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос и др., чьи учения были затем во многом искажены последователями, за исключением, разумеется, оставшегося истинным учения Мухаммеда. Таким образом, ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию, считая их «людьми писания».
Видя во Христе пророка, ислам выступает против христианского учения о единосущности Христа с Богом и против представления о Троице в целом, утверждая, что «богу не свойственно иметь детей» и «откуда будут у него дети, когда не было у него подруги».
Мир, согласно исламу, был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человек был сотворен Аллахом из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» -- жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей -- телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна -- «сладкой дремоты» ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Еву (Хаву) -- «приятного товарища», чтобы Адам не скучал.
Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади - это время, когда Адам и Ева жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. После изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, уверяет ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.
Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он ел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад.
Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записаны е Книге Судеб. Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. Ислам развил и усилил этот подход -- на судьбу стали смотреть как на проявление воли единого и всесильного бога.
Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля бога и человека. Ведь Аллах всемогущ, он создал людей и все их поступки. И если все происходящее в мире - и доброе, и дурное - предначертано Аллахом, тс нужно ли восхвалять праведников, и следует ли ненавидеть грешников? В конце концов, и те, и другие живут всего лишь согласно повелениям всевышнего. И если воля Аллаха абсолютна, то где различия между добром и злом?
В X в. ответ на этот вопрос попытался дать известный мусульманский богослов алъ-Ашари. Он утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. Сторонники этой позиции составили религиозно-правовую школу шафиитов. Другие известные богословы аль-Матуриди и Абу Ханифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих. Такую точку зрения разделяют ханифиты.
Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства -- тхалифом -- должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.
На рубеже VII--VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение -- суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическомистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепенном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.
Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман -- Коране (от араб, куран -- чтение).
Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях). Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм -- четким.
Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.
В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.
Арабский языкТаким образом, роль арабского языка в становлении культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он быт мощным фактором, объединяющим все арабские страныПринято считать, что классический литературный арабский язык сложился в эпоху
Раннего Средневековья на базе староарабской поэзии и Корана.
Арабская письменность расценивается арабами как величайшая культлрная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику
арабов --
Исмаилу.
Арабская культураУже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и клеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество. Полагают, что они родились в верблюжьем седле, когда бедуин пел в пути, приноравливаясь к ходу своего «корабля пустыни».ЛитератураВ первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали
и как литературоведы. В
VIII
--X
вв. были записаны многие
произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в
IX
в. были составлены
два сборника
«Хамаса»
(«Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более
500
староарабских поэтов. В
X
в. писателем, ученым, музыкантом
Абу-ль-Фарадж
Аль-Исфахани
была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга
песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о
композиторах, исполнителях.
Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.
Выдающимся поэтом был Абу Нувас
(между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и
ветреность
. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда
увле
чением старыми стихами бедуинов.
Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нрав
стве
нные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отре
шен
ность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозви
ще -
«не знающий чувства меры».
Жизнь
Аль
-Мутанабби
прошла в бесконечных скитаниях. Он был честолю
б
и
в и
горд, и то восхвалял в своих стихах владык Сирии, Египта, Ирана, то
ссор
ился с ними. Многие его стихи стали афоризмами, превратились в песни
и п
ословицы.
Творчество Абу-ль
-
Ала аль
Маари
(973--1057/58) из Сирии считают верши
ной
арабской средневековой поэзии, и великолепным итогом синтеза слож
ной
и пестрой культуры арабо-мусульманской истории. Известно, что в четы
рехл
етнем возрасте он перенес оспу и ослеп, однако это не помешало ему Коран, богословие, мусульманские право, староарабские предания и
совре
менную поэзию. Он знал также греческую философию, математику, ас
трон
омию, в юности много путешествовал, и
в его стихах чувствуется колоссальн
ая эрудиция. Он был искателем истины и справедливости, и в е
го лирике
есть несколько отчетливо доминирующих тем: тайна жизни и смерти, по
рочн
ость человека и общества, присутствие в мире зла и страдания, что было,
по
его
мнению, неизбежным законом бытия (книга лирики «Обязательность
необя
зательного», «Послание о прощении», «Послание об ангелах»). В
X
--XV
вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сбор
ник
арабских народных сказок
«Тысяча и одна ночь».
В основе их лежали пере
р
а
бота
нные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие
котор
ых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также
собств
енно арабские сказки. Это сказки про Али бабу, Аладдина, Синбада-
морех
ода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горо
жане
. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чис
той
арабской речи.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму
(1048--1122), пер
сидск
ому поэту, ученому, его стихи -- философские, гедонические и вольно
думны
е
рубаи
.
В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены:
стихи самым естественным образом включались и в любовные повество
вания
, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские
и
ист
орические произведения, и даже в официальные послания средневеко
вых
правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской
верой
и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
Востоковеды считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII
--IX
вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С
XII
в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давление на естественные науки. Обычной практикой стало публичное сожжение книг. Основные научные достижения арабских ученых относятся, таким образом,
ко
времени Раннего Средневековья.
НаукаЗначителен был вклад арабов в математическую науку.
Живший в
X
в.
Абу-л-Вафа
вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.
Поэт, ученый Омар Хайям
написал
«Алгебру» --
выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам,
математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Больших успехов достигла медицина
- она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил
Ибн-Сина -- Авиценна
(980--1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей
«Канон врачебной науки».
Много ве
ков этот труд был для врачей обязательным руководством.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази,
известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья
Бахтишо
дала семь поколений знаменитых врачей.
Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления».
Ученые активно переводили сочинения античных авторов.
Известными философами были Аль-Кинди,
живший в
IX
в., и
аль-Фараби
(870--950), называемый «вторым учителем», т. е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский
кружок «Бра
тья чистоты»
в городе Басра, составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.
Развивалась и историческая мысль. Если в VII
--VIII
вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в
IX
в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были
ал-Белазури,
писавший об арабских завоеваниях,
алъ-Накуби, ат-Табари
и
ал-Масуди,
авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного
з
нания, которая будет развиваться в
XIII
--XV
вв. при господстве фанатически
на
строенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не раз
ви
вались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками
XIV
-- XV
вв. были египтянин
Макризи,
составивший историю коптов, и
Ибн
-Хал
дун,
первый из арабских историков по
пытавшийся создать теорию истори
и. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он
выд
елил природные условия страны.
Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже III
--IX
вв. была составлена
арабская
грамматика, которая легла в основу
всех
последующих грамматик.
Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра
,
Харрон.
Особенно оживленной была нау
чная жизнь Багдада, где был созд
ан
«Дом науки» --
своеобразное объединен
ие академии, обсерватории, библи
отеки и коллегии переводчиков.
К X
в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы -
мед
ресе.
В
X
--XIII
вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая
де
сятичная система для записи цифр, получившая название
«арабские цифры».
Архитектура. ИскусствоСредневековая арабская архитекту
ра развивалась на основе переработки
арабами,
прежде всего греческих, римских и иранских художественных
трад
иций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени
мечеть
Амра
а в Фустате
и
соборная мечеть в Куфе,
со
зда
нные в
VII
в. Тогда же был построен знаме
нит
ый
храм «Купол скалы»
в Дамаске, отделан
н
ый мозаикой и разноцветным мрамором. С
II
--VIII
вв. мечети
имели
прямоугольный двор, суженный галереями, многоколонный молит
ве
нный зал. Позднее появились монументаль
ные
порталы на главном фасаде.
С X
в. з
дания начинают украшать изящными
растительными и геометрическими орнамен
тами
, в которые были включены стилизованные
надписи
--
арабская вязь.
Такой орнамент, европе
йцы его называли
арабеска,
был построен по
принципу бесконечного развития и ритми
ческого
повторения узора.
Объектом хаджа (паломничество мусульман для совершения жертвоприношения в праздник Курбанбайрам. Одна из основных особенностей мусульманина)
мусульман стал
Кааба -
в Мекке, имеющий форму куба. В стене
находится ниша с черным камнем -
как
пола
гают современные исследователи, вероятно, метеоритного происхожде
ния.
Этот черный камень почитается символом Аллаха, олицетворяющим его
при
сутствие.
Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате жи
вопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь
орнаментами.
С
XII
в. начало развиваться искусство
миниатюр,
в том числе
книжной.
В целом изобразительное искусство ушло в ковровость,
его характерными чертами ста
л
и цветистость и узорчатость.
Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.
Арабы считали лучшим для глаз цветом красный -- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.Быт и нравы арабовВ Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, нази
дательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирую
щих всю обще
ственную и личную жизнь мусульманина, называемый
шариат (важнейшая часть мусульманского права, его источник)
,
является важнейшей составной частью системы ислама.
Шариат формировался в течение
VII
--VIII
вв. К
IX
в. на базе норм шариата была этана оценочная шкала для всех поступков верующих.
О
бязательным поступкам
были отнесены те, невыполнение которых на
казывал
ось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста,
различны
х ритуалов ислама. В число
желательных поступков
входили допол
нител
ьные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось жизни и вознаграждалось после смерти.
Безразличные поступки --
сон, вступление в брак, пр. -- не поощрялись и не запрещались.
Неодобряемы
ми,
хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные же
лани
ем
насладиться земными благами: чувственной была культура средневе
кового
Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в
еде.
В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымочен
ные
в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника, съедобная из Нишапура. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жиз
ни:
благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина,
ли
ли
й,
гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла, пр. К
ценным поступкам
относились те, которые наказывались и при жизни, и тесле смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные
иг
ры, заниматься ростовщичеством, колдовать, пр. Несмотря на запреты ис
лам
а, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино
(ос
обенно это было характерно для городов), но
все прочие запреты -
на свинину, кровь, мясо любого животного, уб
итого не по мусульманскому обряду,
-- строго соблюдались.
Положение мужчины и женщиныНа основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался ка
к важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался
со
юз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено
ч
етырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и
в об
ществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.
Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как п
олагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому толь
к
о после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчи
ны требовалось постоянно утверж
дать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.
Благотворное влияние оказал ислам на отношение общества к рабам: освобождение раба теперь рассматривалось как гуманный и желательный для благочестивого мусульманина поступок. Однако на протяжении всего Средневековья количество рабов почти не сокращалось, работорговля была обычным для купцов занятием, а рабы -- одним из самых ходовых товаров на восточных рынках: устойчивые традиции менялись медленно.Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.Мифология Арабского Востока. МенталитетВажнейшей составной частью ее была
джиннология
-
учение о джиннах. Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны, сотворенные из чистого огня, уступали человеку, сотворенному Аллахом из глины, и, разумеется, ангелам, сотворенным из света. Все они -- и человек, и ангелы, и демоны -
покорны воле Аллаха.
Джинны-демоны в чем-то похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить очень долго, многие сотни лет, они нуждаются в пище, могут сочетаться браком друг с другом или с людьми. Во многом, однако, они превосходили человека: способны летать, проникать глубоко под землю и воду, становиться видимыми и невидимыми, оборачиваться различными людьми, животными, растениями.Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые оста
лись неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других. Самых свирепых демон-шайтанов называли
маридами,
их следовало особо остерегаться. Кроме того, кровожадными и зловредными были
ифриты --
то ли злые духи, то ли призраки умерших. На кладбищах и в других заброшенных пустынных местах обитали волосатые оборотни
гули,
всегда готовые сожрать одинокого путника.
Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты.
Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой -- это была
«ладонь Фатымы» -
по имени дочери пророка Мухаммеда. Считалось, что «ладонь Фатымы», так же как и другие амулеты -- плоские серебряные лягуш-ки-близнецы, серебряные броши, раковины каури, -- предохраняли человека от сглаза.
Сглаза очень боялись и им объясняли многие явления в жизни -- от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивы
ми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие Лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.
Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам; там верили в вещие мы,
и уже в начале
XI
в.
Ад-Динавари
составил первый
сонник
на арабском языке
. П
ридумывать и домысливать сны не дозволялось: «Лгущий о своих снах ответит
в д
ень восстания мертвых», -- сказано в Коране.
Гадание по снам было средством заглянуть в будущее. Кроме того, гадали
п
о птицам, прежде всего, по полету воронов и орлов, и были уверены в том,
чт
о коршун, страус, голубь и сова предвещают несчастье. Желание заглянуть в
не
ведомое приводило к занятиям магией и в
орожбе. Отношение к магии было н
еоднозначным: дозволялась
белая,
или
высокая магия,
к которой прибегали благочестивые люди в благородных целях. В эт
ом им помогали небесные ангелы
и добрые джинны, принявшие ислам.
Черной магией,
полагали на Арабском
Вос
токе, занимались нечестные люди, и помощниками их выступали злые
ша
йтаны.
Склонность к гаданию, как и многие другие черты менталитета жителей Ближнего Востока, обнаружились задолго до принятия там ислама и пережили эпоху Средневековья, перейдя и в
Новейшее время.
ЗаключениеАрабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литер
атуры и религии.
Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни л
юдей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской
р
елигии, возникшей у племен Аравийского полуострова в
VII
в.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII
--XI
вв. В это
в
ремя успешно развивались поэзия, давшая миру Омара Хайяма и для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский
ха
рактер; составлены знаменитые и сейчас на весь мир сказки «Тысяча и одна
но
чь»; активно переводилось на
арабский
язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.
Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные па
мятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом -- арабской вязью.
Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.Ислам -- самая молодая из трех мировых религий,
значение которой неук
ло
нно возрастает. В современном мире ислам -- вторая по числу
последова
телей мировая религия.
Список использованной литературы:1) Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 480 с. - ISBN - 978-5-488-01034-5
2) Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004. - 245 с. - ISBN - 978-5-456-01855-0
3) А. Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 600 с.; ISBN - 978-5-238-01377-0