рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Древнерусская иконопись

2

Ижевский государственный технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Выполнил: студент гр. ВВ - 11

факультета МиМ

Корепанов А. А.

Проверил: Сорокина М. В.

2002 год

Содержание

стр.

Введение ……………………………………………………….. 3

1. История возникновения искусства иконописи …………... 4

Икона - живой художественный организм ………………. 5

3. Искусство иконописи ……………………………………… 8

4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11

Заключение ……………………………………………………. 14

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусская иконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть

драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-

детельств духовного и художественного гения России.

Начиная с X века - времени принятия Русью христианства в качестве государ-

ственной религии - тысячи храмов столетие за столетием украшались драгоцен-

ными мозаиками, стенными росписями и иконами с изображениями религиозных

сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-

ных последователей христианского учения - проповедников, аскетов - монахов и

мучеников за веру. Древнейшие центры искусства - Киев, Владимир, Новгород,

Псков, Тверь, Москва - оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-

ников живописи XI-XV веков, главным образом икон, порой весьма различных

по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.

Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского

государства под эгидой Москвы, привело в XVI-XVII веках к сложению целостно-

го национального художественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-

не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и

позднее - в XVIII-XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-

ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в

результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-

стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-

веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ

Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-

зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно

с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-

векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-

ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-

зья и сасанидского Ирана.

Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-

дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-

нако, - в силу личного духовного миро чувствия - всё чуждое её национальным

устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,

несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а

нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.

На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-

тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных

образов и - что, быть может, важнее всего - гораздо большая обращённость ис-

кусства к «дольней» (иначе говоря - вполне земной) человеческой жизни, к

духовно свободной человеческой личности.

2. ИКОНА - ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ

Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы

здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания - и храмово-

го, и общественно - гражданского, и просто жилого дома.

Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа

на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-

но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так

сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные

«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия - то, что в античной филосо-

фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-

тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-

териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-

этому - сакрально - ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»

духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-

льности изображения - например, вполне «земного», признанного «святым» ас-

кета - к запредельному (или, как говорили в древности, к «небесному») смыслу -

«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-

ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-

ность пространственно - временных связей, неизменность и своеобразная непре-

ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных

иконографических схем. Отсюда же и сама столь часто непривычная для совре-

менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»

композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это и яв-

ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в

иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-

го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,

особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий

«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-

тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-

ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.

Однако, несмотря на всю свою каноническую кодифицированность, икона

всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-

торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-

ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае

можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи -

новгородской, псковской, тверской, ростово - суздальской, московской - в зависи-

мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера - ико-

нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-

дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев

Древней Руси - Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой -

минеральными и растительными красками на яичной эмульсии - и покрывались

затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

чной масляной плёнки - олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-

лов святых использовали светлые золотисто --жёлтые краски или же тончайшие

листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-

пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом

написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-

ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-

шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-

кого процесса - освящались и краски, и даже вода для их разведения.

Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-

ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на

Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного

мира сакральных ценностей.

Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-

лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для

эпохи средневековья.

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ

Искусство иконописи - особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-

онности и жёсткой канонизированности личность художника могла раскрыться в

основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-

принятой эстетической системы, где был абсолютно недопустим произвольный

полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-

но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской

живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-

сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-

дуальности: как метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были

оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования».

Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-

сительно небольших отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в

новом произведении - на ту же привычную тему - совершенно новое звучание, а

порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к

зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-

вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-

писный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-

ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё

до всеобщего признания древней иконописи выдающимся достижением отечес-

твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-

нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная

сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».

Хотя культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-

ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не

была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях талантливых

мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс

бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,

весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной

позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать даже в кано-

нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,

свои национальные эстетические и нравственные идеалы.

Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не

теряла присущей ей художественной возвышенности и своеобразной, почти кос-

мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-

ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого

космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой

концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим

воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

жествующий над силами мрачного хаоса».

Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-

ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в

церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из

жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же на-

ходилось и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-

лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и

дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того

времени.

ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ

Параллельно с развитием и усложнением иконографической, собственно ком-

позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и

постоянное изменение образной и стилистической систем в их непосредственном

художественном проявлении.

Так, иконы XII - XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-

нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам

о классических статуарных принципах античного искусства.

В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-

циональных сил для отпора монголо - татарским завоевателям, нашла своё отра-

жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.

Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-

лигиозно - философские споры относительно природы и сущности божественных

«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-

лось в восточно - христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-

тавителями группы аскетов - «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,

работавших в Древней Руси на рубеже XIV - XV веков, - прославленного Феофа-

на Грека.

Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно

ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),

естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.

И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит гармони-

чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и последователей - вплоть до зна-

менитого иконописца рубежа XV - XVI столетий Дионисия, автора прославлен-

ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.

Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом

древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и

одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-

жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,

художественным эталоном для мастеров - иконописцев XVI столетия.

В XVI веке, насколько оскудевал духовно - нравственный смысл, духовная

глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-

туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-

нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

нием» всех сфер жизни общества - в силу всё большего укрепления централизо-

ванной самодержавной власти - шаг за шагом складывается искусство совершен-

но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием

«неоклассицизма» как чего - то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-

таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но

весьма внешним подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для

иконописи эпохи Ивана Грозного всё более характерным становятся строгие, тем-

ные лики и такие же строгие, тёмные, глуховатые краски - древнерусская икона

переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-

ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно -

декоративной эстетике, с другой - к всё более проникающим с Запада началам ре-

алистического искусства.

Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-

сом художников к реальным сторонам окружающей действительности, так и всё

более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-

рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-

жейной палаты.

Эти же основные эстетические принципы оставались почти неизменными и

в позднейшей иконописи XVIII - XIX веков, разумеется в том её русле, которое

оставалось исконно традиционным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,

и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко - напо-

минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-

зывать на высший духовный смысл бытия - иконные образы в своей космологиче-

ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-

кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви

человека к человеку - как всеобщий закон человеческого существования.

Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных

началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской

иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь

именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-

нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-

сии, но и далеко за её пределами.

ЛИТЕРАТУРА

Большая советская энциклопедия. Третье издание. - М.: изд. «Советская энци-

клопедия», 1972.

Брук Я. В. Живое наследие. - М., 1970.

Древнерусское искусство. - М.: 1970.

Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. - М.,

1970.

Малков Ю. Г. Русские иконы XII - XIX веков. - М.: изд. «Искусство», 1988.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010