рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Архитектура Древнего Египта

3

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Архитектура Древнего Египта 6
  • 2. Шедевры Древнего Египта 14
  • Заключение 16
  • Список литературы 20
Введение

После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч крестьян и рабов. И вся мощь государства олицетворялась неограниченным владыкой -- фараоном. Царь считался сыном бога солнца Ра, и в тронное имя фараона входило имя бога (Хафра, Менкаура). Еще большее значение приобрел заупокойный культ; монументальные гробницы, храмы, скульптурные портреты должны были обеспечить земным владыкам вечную жизнь.

С древнейших времен Египет удивлял народы мира высокой художественной культурой. Египетские жрецы первыми создали иероглифы, древнейшие священные «Тексты Пирамид», летопись, карту звездного неба, солнечный календарь. Загадки религии Древнего Египта до сих пор будоражат умы людей.

Египет находится в Африке. Взгляните на карту этой части света!

Долина Нила представляет собой длинный оазис, протянувшийся с юга на север до впадения реки в Средиземное море.

Оазис лежит в границах, четко определенных самой природой. С запада Нил ограничивает Ливийская пустыня - часть знаменитой Сахары. К востоку от реки простирается Аравийская пустыня.

На юге естественной границей Древнего Египта были первые пороги Нила и остров Элефантина. Здесь в XX веке южнее города Ассуана была построена Ассуанская плотина.

Пирамиды Египта - одно из семи чудес света - уже пять с половиной тысячелетий удивляют мир своим величием и грандиозным масштабом.

При помощи веревки и мерной палки, рычага и блока египетские архитекторы создали уникальные сооружения. Для понимания их строительных секретов современные инженеры делают сложные расчеты.

Эта работы посвящена технологиям возведения храмов, обелисков, а также методам, применявшимся при создании огромных статуй - колоссов.

В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль. Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) -- прямоугольные гробницы. Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Поиски новых архитектурных форм для возвеличивания царской власти привели к появлению таких сооружений как пирамида. В XXVIII в. до н.э. зодчий фараона Джосера Имхотеп создал удивительное, устремленное вверх сооружение из семи поставленных одна на другую уменьшающихся мастаба высотой более 60 м. Это была первая ступенчатая пирамида. Имя создателя пирамиды навсегда вошло в историю Египта, и впоследствии знаменитый ученый и строитель был даже причислен к сонму богов. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Недалеко от древней столицы Египта города Мемфиса на западном берегу Нила в местечке Гиза высятся три великие пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура. Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146,6 м, длина стороны ее основания -- 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс. кв. м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Блоки пирамиды были пригнаны друг к другу с удивительной точностью, а ее поверхность была покрыта отшлифованными плитами из известняка. В сердце пирамиды находилась погребальная камера с мумией фараона, заключенной в гранитной саркофаг. Древние зодчие соорудили над усыпальницей несколько пустот с перекрытиями, равномерно распределявших колоссальную тяжесть каменной массы.

Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. Заупокойные храмы располагались на плодородном берегу Нила, оттуда дорога вела к пирамидам, на запад от которых начиналась безжизненная пустыня. Близ пирамиды фараона Хафра высится удивительная статуя так называемого Большого Сфинкса, фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Основу этого сооружения составляет известняковая скала, искусно обработанная мастерами. Размеры статуи огромны: длина 57 м, высота 20 м.

1. Архитектура Древнего Египта

Самые древние святилища египтяне сооружали из связок тростника и циновок, которые прикреплялись на тростниковую или деревянную основу. В них помещались изображения божеств или их символы - фетиши. При святилищах были загоны, где держали священных животных.

В конце IV - начале III тыс. до н.э. египтяне переходят к строительству из дерева и кирпича-сырца.

С эпохи Старого царства - с XXVI в. до н.э. - камень станет основным материалом для возведения не только усыпальниц, но и грандиозных храмовых комплексов.

Храмы периода Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) в Гиераконполе, Тине и Абидосе не сохранились. Известны лишь их изображения на стелах, посвященных в эти храмы царями I и II династий.

Главным помещением храма был наос, или святилище, где находилось скульптурное изображение бога. Эти части храмов египтяне называли «дворами Ка (Двойника)».

При строительстве гробниц царей и вельмож Раннего Царства в некрополях Саккара и Абидоса в Египте впервые был применен камень как строительный материал.

Египтяне, как и многие другие народы, представляли храм как дом бога. Поэтому храм, как и жилище египетского сановника, состоял из трех частей: двора, колонного зала - гипостиля и святилища.

Открытый двор вел в колонный зал, который в жилом доме служил приемной или гостиной.

Святилище - наос, место обитания божества с его статуей, и молельни были в «недрах» храма, так же как в глубине жилого дома находилась опочивальня хозяина.

Такая структура была во всех древнеегипетских храмах - «Домах богов» - и во всех заупокойных храмах при гробницах царей.

В эпоху Старого Царства египтяне строили припирамидные храмы в Мемфисском некрополе и «Солнечные» храмы в Абусире.

«Солнечные» храмы - святилища, посвященные богу солнца Ра, появились при царях V династии в XXIV в. до н.э. Одно из преданий рассказывает о том, что три первых царя этой династии родились от союза бога Ра и жены жреца его храма. Поэтому именно этими фараонами были построены первые «Солнечные» храмы.

Солнечные храмы воздвигали близ припирамидных городов, откуда в дни религиозных праздников в храм Ра стекались толпы народа.

«Солнечные» храмы строились на возвышении, обнесенном стеной. Крытый коридор вел в большой двор, по сторонам которого располагались молельни и галереи. Стены храма были украшены рельефами, изображающими природу. Это было своеобразным гимном животворящей силе солнца.

В центральном дворе находился огромный каменный обелиск. Его вершина была покрыта золоченой медью. Казалось, она излучала свет как солнце. Перед обелиском находился огромный алтарь, где в жертву богу Ра приносили животных.

К сожалению, от «Солнечных» храмов сохранились лишь руины храма царя Ниусерра в Абусире.

Строительство храмов велось по древним руководствам, записанным на папирусах. Они хранились в храмовых архивах, их изучали начинающие архитекторы.

Самое известное из них - «Книга основания храмов Великой Девятки богов - Эннеады». По легенде - эта книга была взята на небо богами, когда они покинули землю, а затем сброшена ими с неба. Якобы она была найдена к северу от Мемфиса и предназначалась для Имхотепа - мудреца, зодчего и врача.

Он был царского рода, жил при дворе царя III династии Джосера. По этой книге Имхотеп якобы построил ступенчатую пирамиду для Джосера.

Позже Имхотеп был обожествлен, и египтяне поклонялись ему 3 тысячи лет.

Знаменитым и единственным сохранившимся храмом Среднего царства является заупокойный храм царя Ментухотепа I в Фиванском некрополе в современном Дейр-эль-Бахри. Его руины находятся на западном берегу Нила. От реки к скалистому хребту Ливийской пустыни вела процессионная дорога. Погребальная камера царя выбита глубоко в недрах скал и соединена коридорами с наземным храмом.

Близ Фив издревле выбивали гробницы в скалах пустыни, так как в этом районе Долина Нила сужается, и строить наземные усыпальницы было нерентабельно.

Главная часть храма Ментухотепа I - двухъярусное сооружение пирамидальной формы. Когда-то его венчала небольшая пирамида. За ним находился открытый двор и зал. Две террасы храма имеют галереи с пилонами, соединенными пандусом - наклонным спуском. Многочисленные рельефы храма представляли сцены поклонения богам, охот, сражений и земледельческих работ.

Архитектура этого храма соединила две традиции: мемфисскую - пирамидальную форму царских гробниц Старого Царства и фиванскую - тип скальных усыпальниц.

Рядом с храмом Ментухотепа I царица Нового Царства Хатшепсут в XVI в. до н.э. воздвигла свой заупокойный храм.

Великолепный храм царицы Хатшепсут ХVI в. до н.э. превосходит масштабом все прежние храмы.

Стены храма покрыты уникальными яркими рельефами. Эти рельефы рассказывают об экспедиции в страну Пунт. Двести скульптур - отличительная черта храма - изображали царицу в виде царя, бога Осириса (осирические) и сфинкса.

В отличие от святилища Ментухотепа I этот храм не был увенчан пирамидой. Три его террасы украшены портиками и соединены пологими пандусами. Погребальная камера царицы выбита в глубине скалы. Там же ее фаворит - архитектор Сененмут дерзнул выбить и свою усыпальницу.

Классический тип древнеегипетского храма окончательно сформировался именно в этот период - в XVI-XV вв. до н.э. Храм имел в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой стеной.

Ворота храма вели во двор, обрамленный галереей с колоннами или пилонами. За двором следовал портик, построенный немного выше уровня двора. За портиком располагались большой колонный зал - гипостиль - и ряд других залов небольшой площади.

Святилище находилось в глубине храма и состояло из нескольких помещений. В центральном стояла статуя главного божества храма, в других чаще всего помещались изображения супруги и сына этого бога.

Основные помещения храма окружали дополнительные залы: комнаты для совершения разных сложных ритуалов, храмовая библиотека и кладовые.

К храму от берега Нила вела процессионная дорога, обрамленная статуями сфинксов и поэтому называемая «аллеей сфинксов». Она вела к главному входу в храм, который был оформлен огромным пилоном в виде двух монументальных башен с наклонными стенами.

На пилонах реяли стяги с эмблемами божеств и царя, которые крепились к деревянным высоким мачтам. Перед пилонами воздвигали обелиски и гигантские статуи фараонов.

Дворы храмов были залиты светом. Колонные залы освещались через окна, расположенные под крышей более высокого центрального нефа, который обычно был выше боковых нефов. Эта особенность храмов называется базиликальностью. В глубине храма не было окон, поэтому здесь всегда царил полумрак.

Для храмов Нового царства характерно сочетание разных типов колонн: геометрической формы и колонн, имитирующих живую природу: со стволами в виде связок папируса или его стебля. Капители таких колонн, которые ярко раскрашивались, сделаны в форме цветка или бутона лотоса или же метелочки папируса.

Храмовый комплекс бога Амона-Ра в Фивах - Карнак - был главным святилищем Египта. Здесь на протяжении 1500 лет со времен Среднего Царства возводились грандиозные сооружения - храмы, молельни, пилоны, залы, обелиски. Огромный священный пруд в Карнаке предназначался для ритуального плавания солнечной ладьи Амона-Ра.

От Карнакского храма к Луксорскому вела длинная, почти двухкилометровая мощенная камнем аллея, украшенная сфинксами. Карнак называют каменным архивом истории Египта: здесь сохранились посвятительные надписи царей разных династий, гимны богам; сцены, изображающие ритуалы, а также сведения о важнейших исторических событиях Нового Царства.

Самая впечатляющая часть храма Амона-Ра - грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53 м с 134 колоннами. Огромным масштабом поражают два ряда колонн в центре зала с капителями в виде метелок папируса высотой почти 20 м, а также колонны боковых нефов в виде гигантских связок папируса в 13 м. Этот сумрачный зал напоминает настоящую чащу леса. Стены и колонны были покрыты расписанными и позолоченными рельефами, часть которых сохранилась.

Царь Аменхотеп III, дошедший до самообожествления, поставил здесь свои статуи колоссальных размеров - от 18 до 24 м высотой. Его предшественники же ставили в храмах только обелиски.

Самые знаменитые колоссы Аменхотепа III когда-то украшали первый пилон его заупокойного храма, от которого мало что сохранилось. Греки назвали их колоссами Мемнона.

Легенда рассказывает о том, что после одного из землетрясений одна из статуй начала «петь» - издавать на рассвете жалобные звуки. Греки назвали «пение» статуи плачем древнегреческой богини утренней зари Эос по погибшему в Троянской войне ее сыну Мемнону. На самом деле ночной холодный воздух пустыни внутри статуи утром нагревался и, расширяясь, с протяжным заунывным звуком выходил наружу. Когда по приказу римского императора Септимия Севера колосс отреставрировали, он «замолчал».

Луксорский храм, посвященный богине Мут-Сохмет, супруге бога Амона-Ра, и их сыну Хонсу, был вторым по величине сооружением Фив. Построенный Аменхотепом III в конце XV в. до н.э. храм является образцом святилища классического типа.

Величественные стройные колоннады вестибюля и гипостильных залов - отличительное украшение Луксорского храма. Сооружение напоминает заросли гигантских каменных папирусов. Здесь можно найти двойные ряды колонн в виде связок папируса и капители в виде цветка лотоса. Одна из композиций на стенах храма повествует о рождении фараона Аменхотепа III от брака его матери с самим богом Амоном-Ра.

На самом юге современного Египта в береговой скале по приказу самого энергичного строителя из всех фараонов - Рамсеса II Великого - был вырублен большой храм. Он находиться в Абу-Симбел - территория древней Нубии.

Сооруженный в ознаменование покорения Нубии храм был посвящен триаде богов - Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Фасад храма украшен четырьмя колоссами, изображающими Рамсеса II. Этот пещерный храм поражает своими размерами: ширина фасада - 38 м, длина 68 м. Высота статуй - 20 м, ширина лиц статуй Рамсеса II от уха до уха - 4 м.

Огромные статуи, вырубленные в песчанике, были издалека видны проплывающим по Нилу ладьям.

Внутри храм состоит из четырех последовательно уменьшающихся залов, расположенных на одной оси. В первый пускали всех египтян, во второй только «благородных», в третий - жрецов. Последний зал был доступен только для царя и жрецов. Там установлены четыре статуи богов, как и у входа в храм, - Амона-Ра, Хармакиса, Птаха и самого Рамсеса II.

Два раза в год, 21 февраля и в день коронации Рамсеса 21 октября, в этом зале происходит «солнечное чудо» - лучи солнца проникают в глубину храма, достигают святилища и в течение 20 минут освещают все статуи, кроме изображения Птаха. В этот период бог Птах почитался богом загробного мира.

Рядом с храмом Рамсеса II в Абу-Симбел находится храм, посвященный любимой супруге Рамсеса II - знаменитой красавице древности, царице Нефертари. Храм - меньших размеров. Фасад святилища украшен 10-метровыми фигурами Рамсеса и Нефертари в облике богини любви Хатхор.

Надпись над входом гласит: «Храм воздвигнут навечно ради Великой супруги Нефертари… той, ради которой светит солнце».

Внутри святилища Нефертари предстает в образе священной звезды Сириус (Сотис).

В 1960-х г. во время строительства Ассуанской плотины эти храмы были распилены на блоки и перенесены на 90 метров выше прежнего уровня, чтобы спасти их от затопления.

После завоевания Египта Александром Македонским в IV в. до н.э. в стране утвердилась династия Птолемеев. Несмотря на то что Птолемеи были македонцами и греками, они строили храмы в традициях египетской архитектуры. Но в этот период в храмовой архитектуре. Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища. Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами. В это время появился и новый тип колонн. Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов.

Мистерии культа бога Осириса совершались на крыше храма и были недоступны для взора непосвященных.

Большой интерес представляет храм бога Гора в Эдфу. Храм был построен царем Птолемеем III Эвергетом в 327 г. до н.э. на месте храма царя Нового царства Тутмоса III. Это святилище - второе в Египте по масштабу после Карнакского храма бога Амона-Ра в Египте. Вход в него охраняют два сокола из гранита, олицетворяющие бога Гора.

Мощный пилон украшен огромными рельефными фигурами Гора и богини Хатхор. На его внешних стенах представлены церемония, посвященная его строительству, и сцены из мифов о Горе. Перед храмом расположен Маммиси («место рождения» на языке коптов), где Гор, по представлениям египтян, символически рождался каждый день.

Храм богини Исиды на острове Филе у первого порога Нила - одно из самых знаменитых сооружений эпохи Птолемеев. Он был построен в 350 г. до н.э., завершая собой историю развития древнеегипетского зодчества.

Египтяне верили, что святилище богини Исиды расположено там, где в Египте начинается разлив Нила. Только на одной стороне двора храма богини Исиды были сделаны окна, через которые богиня могла созерцать соседний островок Биге. Там находилась могила ее божественного супруга Осириса.

Место, где Исида похоронила Осириса, было доступно только жрецам, приплывавшим туда для совершения ритуальных таинств.

На стенах первого пилона храма Исиды высечены изображения царя Птолемея ХIII, жертвующего богам Хатхор и Гору пленных врагов.

На стене павильона Траяна сохранилась последняя по времени из иероглифических надписей IV в. н.э.

Этот храмовый комплекс также включает в себя также павильон царя Нектанеба I и павильон римского императора Траяна. Римские императоры были последними, кто достраивал древнеегипетские храмы.

В 1972-1980 гг. храмы были разобраны и перенесены на остров Аджилкия в связи с постройкой Ассуанской плотины и затоплением части территории Южного Египта.

Cимволом великого самовластия египетских царей стали не их дворцы, а пирамиды.

2. Шедевры Древнего Египта

В 1922 г. во время раскопок в Долине Царей Фиванского некрополя близ современного города Луксора английским археологом Говардом Картером была обнаружена гробница царя Нового Царства Тутанхамона, жившего в XIV в. до н. э. Это единственная из известных древнеегипетских царских усыпальниц, почти не разграбленных охотниками за сокровищами. В ней прекрасно сохранились мумия Тутанхамона в нескольких саркофагах и более трех с половиной тысяч предметов погребального инвентаря. Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения. Всего - более 100 видов предметов, представляющих период расцвета египетского искусства Нового Царства.

Обелиск - это монолит, выточенный в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху и заканчивающегося маленькой пирамидкой - пирамидионом.

Согласно представлению римского историка Плиния Старшего, обелиски - это изображения в камне солнечных лучей. Вертикальная форма обелиска символизировала устремление ввысь, к вечности.

Египтяне называли их tekhenu, но именно древние греки стали их называть обелисками из-за остроконечной формы.

Слово «обелиск» происходит от древнегреческого «obeliskos», что буквально означает «небольшой вертел», это слово можно перевести как «пика», «копье».

Интересна технология создания и подъема обелисков. В скальные трещины вбивали деревянные клинья, которые долго пропитывали водой. Со временем дерево разбухало и отрывало от скалы каменные глыбы. Камнетесы умели направлять линию отрыва блока камня от материковой скалы. В каменоломнях глыбе придавали форму обелиска.

Затем монолит перевозили по Нилу к месту его окончательной отделки, где шлифовали его грани и высекали на них надписи. Пирамидион покрывали листами позолоченной меди. Затем обелиск тащили на деревянной платформе вверх по песчаному склону к месту его установки.

Обелиски высекали долго, например, обелиск Тутмеса III делали 35 лет.

В Египте обелиски были объектами поклонения солнцу. Они олицетворяли холм Бен-Бен, который появился, согласно преданиям, как земная твердь из водного хаоса. На нем распустился лотос, из которого родился бог Ра.

Самые древние - огромные приземистые обелиски - были частью «Солнечных храмов» III тыс. до н.э., построенных близ Мемфиса. Вершины обелисков, обитые золоченой медью, светились, как само солнце. Рядом находился алтарь, где приносили богу Ра в жертву животных.

Цари Среднего и Нового Царств устанавливали обелиски в храмах, в частности, к юбилеям своего правления. Известны «юбилейные» обелиски Тутмеса III, царицы Хатшепсут.

Заключение

Зодчество являлось ведущей сферой египетского искусства. Время не пощадило большинства памятников египетской архитектуры; до нас дошли главным образом культовые сооружения - гробницы и храмы.

Самая ранняя форма гробницы - мастаба (каменная скамья) - представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру; в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной - несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня, и залы для посещений; там же находились статуи умершего; стены были покрыты рельефами и росписями, имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение. При I-II династиях мастабы служили местом упокоения как фараонов, так и знати, при III-VI династиях - только знати.

Мастаба стала конструкционной основой для новой формы царского погребения, появившейся при III династии, - пирамиды. Пирамида выражала новую концепцию царя как бога, возвышающегося над всеми остальными людьми. Задача создания грандиозного царского погребения была решена через его увеличение по вертикали. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света; вход в нее находится в северной части; внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры (для равномерного распределения давления). Первым видом пирамиды стала ступенчатая пирамида - пирамида Джосера в Саккаре высотой в 60 м, возведенная зодчим Имхотепом. Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. При IV династии строители начали заполнять пустоты между ступенями, в результате чего сложился классический тип пирамиды - покатая пирамида. Первой пирамидой этого типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше 100 м). Ее преемницами высочайшие каменные сооружения в истории человечества - пирамиды Хуфу (146,5 м) и Хафры (143 м) в Гизе. Царская пирамида являлась центром обширного погребального архитектурного ансамбля, обнесенного стеной: в него входили заупокойный храм, маленькие пирамиды цариц, мастабы придворных и номархов. При V-VI размеры пирамид значительно уменьшились (не выше 70 м).

В начальный период Среднего царства (XI династия) возникла новая форма царского захоронения - скальная гробница, расположенная под крытым колонным залом, перед которым находился заупокойный храм (гробница Ментухотепов). Однако фараоны XII династий возобновили строительство пирамид. Они были средней величины (пирамида Сенусерта I достигала 61 м) и не отличались большой прочностью из-за нового способа кладки: ее основой являлись восемь каменных стен, расходившихся радиусом от центра к углам и середине каждой стороны пирамиды; от этих стен под углом 45 градусов отходили еще восемь стен; пространство между стенами засыпалось песком и щебнем.

В Новом царстве вновь возобладала традиция захоронения царей в потайных скальных гробницах в Долине царей под Фивами. Для большей сохранности их высекали, как правило, в отдаленных гористых районах. Со времени XVIII династии гробницу стали отделять от заупокойного храма (идея зодчего Инени).

Доминирующей формой храмовой архитектуры в эпоху Древнего царства был заупокойный храм, являвшийся неотъемлемой частью погребального комплекса. Он примыкал к пирамиде с востока и представлял собой прямоугольник с плоской крышей из массивных известныковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными столбами и с двумя узкими помещениями для заупокойных царских статуй; зал переходил в открытый двор, за которым располагались молельни (храм при пирамиде Хафра). При V-VI династиях значение храма в погребальном ансамбле возрастает; его размеры увеличиваются; архитектурное убранство усложняется; впервые используются пальмовидные колонны и колонны в форме связок нераспустившихся папирусов; стены покрываются цветными рельефами. Позже возникает еще один тип колонны - в виде связки бутонов лотоса. При V династии появляется новая форма храма - солнечный храм: главный его элемент - колоссальный каменный обелиск, верхушка которого покрыта медью (окаменевший луч Ра); он стоит на возвышении; перед ними расположен огромный жертвенник.

При XI династии заупокойный храм становится центральным элементом погребального ансамбля; он состоит из двух террас, обрамленных портиками и увенчан пирамидой, основание которой служит естественная скала (усыпальница Ментухотепов). При XII династии, несмотря на возобновление строительства монументальных пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою важность в рамках (погребальный комплекс Аменемхета III). Храм окончательно превращается в центр общегосударственного культа фараона. Его отличают внушительные размеры, большое количество помещений, обилие скульптур и рельефов. В храмовом строительстве начинает широко использоваться колоннада с новой формой колонны (украшенной капителями с рельефными головами богини Хатор) и пилон (ворота в виде двух башен с узким проходом). Возникает обычай устанавливать перед храмом колоссальные статуи или обелиски с облицованными медью верхушками.

При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад; его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Вход в храм сделан в форме пилона, перед которым стоят два обелиска и колоссальные статуи фараона. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль). Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству. Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. В отличие от разнообразного внутреннего убранства, в своем внешнем выражении он демонстрировал простоту линий, соответствовавшую однообразному ландшафту; ее нарушала лишь стенная живопись и светлая окраска.

Со временем заупокойные царские храмы превращаются в самостоятельные монументальные сооружения с массивными пилонами и аллеями сфинксов (храм Аменхотепа III с двумя огромными статуями фараона - так называемые колоссы Мемнона). Особняком стоит заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (зодчий Сенмут), продолжающий архитектурные традиции эпохи XI династии. Он состоит из трех террас с высеченными в скалах залами, фасады которых обрамлены колоннадами; террасы связаны между собой пандусами.

Список литературы

1.
Афанасьева В., Луковнин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

2. Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М., 1968.

3. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, НЛ. Мальцевой. М., 1984.

4. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищева. М., 1988.

5. История Древнего мира. Ранняя древность. Кн. I, M., 1989.

6. Керам К. Боги, гробницы, ученые/Пер. с нем. М., 1994.

7. Любимов Л. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки истории и теории изобразительных искусств. М., 1958.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010