рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Основные направления западно-европейской экономической мысли 2-ой половины 19 века. - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Выполнил: Шарипов Руслан

Казанский Государственный Технический Университет им. Туполева Оценка: 5

    E-mail: rus_shar@chat. ru
    Реферат на тему:

Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

    Выполнил: Шарипов Руслан Галимович
    Содержание:
    Теория народонаселения Т. Р. Мальтуса
    Вульгарная экономическая теория Ж. Б. Сея
    Экономические взгляды Н. Сениора
    Теория народонаселения Т. Р. Мальтуса

По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей части населения страны. Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах утопического социализма (У. Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс. Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик. Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807 г. -профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В 1798 г. он опубликовал анонимный памфлет“Опыт о законе народонаселения”, который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить“Исследование о природе и возрастании ренты” (1815), “Начала политической экономии” (1820). Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся земельной аристократии Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах за аграрный протекционизм. Но там, где интересы землевладельца и капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса“Опыт о законе народонаселения”. По аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи, Мальтус“открывал”различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии, то средства существования, по утверждению Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия количество средств существования как 256 к 9, а через три столетия - как 4096 к 13 и т. д. В этом постоянном стремлении населения к размножению, превышающему средства существования, и состоит, по словам Мальтуса, “закон народонаселения”, действующий якобы “неизменно и могущественно”, причем с “с самого происхождения общества”. Излишек населения по необходимости обречен на нищету, голод и вымирание. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества; она якобы обусловлена“естественными законами и человеческими страстями”, скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому“народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях”. Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы. Есть только один выход - сокращение численности населения. Средствами против чрезмерного размножения он считал либо“нравственное обуздание”(воздержание от брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод, нищета, болезни, эпидемии, войны и т. д. ). Остается добавить, что Мальтус не считал нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он прямо, что при всеобщем распространении его“истин” насчет источника нищеты “низшие классы” “станут более миролюбивы и послушны; они не так легко будут готовы на возмущение”. а “опасные и зловредные учения” о необходимости “всеобщей ломки общественного устройства” потеряют свой кредит, и собственники обретут, наконец желанный покой. Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой беспримерной по циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении его памфлет не представлял собой ничего научного и оригинального. Основные идеи, касающиеся“принципа народонаселения”, он попросту украл у своих предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др. ) Маркс с полным основанием окрестил первое сочинение Мальтуса как“ученически - поверхностный и поповски -напыщенный плагиат”, , бесстыдный “пасквиль на человеческий род! ” “Доктрина”Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении. Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами производят и увеличивают средства существования. Недаром еще в свое время Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь открыть“вечный”закон народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи свои, особенные, имеющие исторический характер законы динамики населения. В частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том, что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение абсолютным. Мальтусовские прогрессии основаны на прямой фальсификации статистического и фактического материала. Так, свою геометрическую прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в 16-18 вв. , совершенно игнорируя ту“мелочь”, что этот рост происходил главным образом за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия. Достаточно сказать, что ее единственным“основанием” является пресловутый закон “закон убывающего плодородия почвы”, несостоятельность, которого уже давно доказана как теорией, так и практикой.

    2. Экономические взгляды Н. Сениора

Экономические взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в “Основных началах политической экономии” (1836) и “Письмах о фабричном законодательстве” (1837). Сениор “обогатил” вульгарную политическую экономию двумя “открытиями”. Одна из них была теория воздержания. Учения Рикардо о труде как единственном источнике стоимости Сениор противопоставил тезис, согласно которому издержками производства стоимости являются два элемента - труд и капитал. Новым моментом в этой старой версии было лишь субъективное толкование этих факторов. Труд рассматривался Сениором как“жертва” рабочего, теряющего свой досуг и покой, капитал - как “жертва” капиталиста, который якобы “воздерживается”от личного потребления, обращая свой капитал в средства производства. Вознаграждением соответствующих“жертв”рабочего и капиталиста выступают заработная плата и прибыль. В изображении Сениора буржуазное общество теряет свою антогонистическую классовую природу, капитализм предстает как система производства, основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов.

Высмеивая теорию воздержания, Маркс писал: “Поистине недосягаемый образец “открытий”вульгарной политической экономии! Экономическая категория подменяется сикофантской фразой Voila tout (Вот и все)”. В самом деле, вряд ли нужно доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и прибыли) вовсе не зависит от субъективного переживания агентов производства. Продукт, разумеется, нисколько не потерял бы в своей стоимости, если вместо неприятностей капиталист стал бы испытывать наслаждение от своего“воздержания”. К тому же как чисто пассивный акт воздержание вообще не может ничего создавать.

Столь же вздорным является и другое “открытие” Сениора, иронически названное Марксом в “Капитале” “последним часом Сениора”. В 30-х годах 19 в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день. Фабриканты остро нуждались в аргументах против такого сокращения, и Сениор поспешил им на помощь. Он выдвинул“теорию”, согласно которой при 11, 5 - часовом рабочем дне (такой была его продолжительность в стране) за первые 10, 5 часа возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час создается прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли. А это отрицательно отразилось бы на экономическом положении Великобритании, поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут стимулы хозяйственной деятельности. На самом деле процесс производства товаров при капитализме есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной стоимости и прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы является носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли. Теория“последнего часа”была настолько абсурдной, что в последствии от нее был вынужден отказаться и сам Сениор.

    Вульгарная экономическая теория Ж. Б. Сея

В конце 18 в. во Фанции разразилась величайшая из буржуазных революций в Западной Европе. Она до основания разрушила устои феодального режима в стране, открыла простор для развития капитализма. Однако, разделавшись с феодальными порядками, французская революция не удержалась в рамках, угодных крупной буржуазии. Напуганная радикализмом масс и революционной деятельностью якобинцев, французская крупная буржуазия уже в 90-е годы 18 в. становится на путь контрреволюции.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010