Шпаргалка по истории в 9 классе украинской школы - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
1 место: берега рек днестра, южный буга, днепр.
20 поселений. земледелие: рало, мотыга, каме
нная земнотёрка, серп с кремневым вкладыш
ем. РАСТЕНИЯ: рож, проса, пшеница. ремесло: тк
ачи, гончары, изобретена лучная дрель скремн
евым сверлом. вера СВЕРХ ЕСТЕСТВЕННЫЕ силы.
2 “с. ”= впервые упоминается у: кесарийского=
историк, императора маврика стратега. анты=
(реки днепр, днестр. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ= рало, мотыга,
плуг с железным наконечником, серпы=жнлез
ный. растения: как в б. 1 в. 1+гречка, капуста, ре
па, лук. торговля=рим, арабы, гречес. колонии).
3 к. р. ускорила экономическое политическое
и культурное развитие восточных СЛАВЯН, к. р.
важный этап формирования древне-руской на
родности, к. р. отстояла свои земли от вторжен
ия КОЧЕВНИКОВ, к. р. была центром международ
ной торговли, к. р. первая форма укр. госуд-сти.
4 п. н. русь и укр. = ((НОРМАНСКАЯ=авторы– баер и
милер, русь- финское название шведов), (анти
норманская=а. - грушецкий, костомаров– “кие
вскую русь создали словяне”)). цетата: “о нём
вся укр. много постона”- гибель переяслава. в.
к. к. = кий создал куябию= аскольд и дир= олег.
5 о. =поход на константинополь=разграбил его,
прибил щит на воротах его= выгодный для о.
торговый договор. и. =сын рюрика=не удачный
поход на к. =т. к. византийцы греческим огнём
сожгли флот игоря= бегство в киев. и. = сбор да
ни- продукты=3 похода=и. =месть ольги за муж.
л. у. = причины: полное ПОРАЖЕНИЕ ЛИТВЫ в вой
не с рос. =польша+летва=речь посполита. един
ые=гос-ое устройство, денежная СИСТЕМА, зак
оны, суд, сейм, король (ИЗБИРАЕТСЯ с. ). значен
ие л. у. =УСИЛЕНИЕ полонизации укр. земель, зах
ват укр. земель=закрепощение у. з. п. шляхтой.
брестская уния=причины: стремление в вотика
на ПОДЧИНИТЬ у. п. ц. ; стремление оградить себя
от влияния московского патриарха. содержан-
ие у. =(у. п. ц. признала основные правила катол
иков; у. п. ц. перешла под власть ватикана)=раз
дел укр. на две конфесии=грекокатолики, прав.
собственость православных монастырей=кат
оликам. идея ВОЗРОЖДЕНИЯ у. п. ц. =((острожский=
построил на свои деньги о. академию), (борец
кий= п. СВЯЩЕНИК, создал киевское брацтво и
школу, разделил укр. на 6 епископств=в. у. п. ц. ),
(сагайдачный= защещая веру вступил в к. б. )).
б. = организация православных укр. в городах,
целью которых являлась подержание церкви.
1-ая БРАТСКАЯ школа= в г. львове, для: горожан,
крестьян, шляхты. её ректор борецкий. приняли
устав школьный=учитель должен быть: набож
ный, не ПЬЯНИЦА. 2-ая б. ш. в киеве= для укр. р. б.
первое УПОМИНАНИЕ об укр. КАЗАках 1489 в “хро
нике” бельского. причины: потребность в созд
нии такой общественой силы на укр. которая
СТАЛА Б творцом собственой гос-ти, не достат
аток земли. крестьяне получили в диком поле
землю и на 10-20 лет ОСВОБОЖДЕНЫ от налогов.
1846 в укр. было кирило - мефодиевское братст
во=основатель и участник т. ш. ВЕДУЩИЕ худо
жники помоги т. ш. выкупится из крепостной
неволи и затем получить образование в импер
аторской академии художеств. т. к. т. ш. за нез
ависем-ть укр. , после к. м. б. =сослан в оренбург.
слобожанщина и левобережье=автономные са
моуправляемые = харьковская, полтавская, че
рниговская. правобережье и волынь = (росийск
ие губернии = киевская, подольская), (волынк
ая). юг 3 губернии = екатерина славская, херсо
нская, таврическая. вос. галиция + западная=
крепостной гнёт=урочная система – это систе
ма при которой каждый крестьянен получал
ежедневное задание выполнял его за 2 - 3 дня.
барщина 5-6 дней в неделю. чумаки-люди, зани
мающиеся торгово-извоздным промыслом=зе
рно, пароход 1823 днепр“пчёлка”, ярмарки, соль
капнист написал “оду о рабстве”; начинается
системное ИСЛЕДОВАНИЕ различных аспектов
жизни укр. народа; НАИБОЛьшЕе влияние име
ла полтавская ложа= “любовь к истине”=котл
яревский; “ложа ОБЕДИНёНЫХ СЛАВЯН”= росциш
евский, харлинский= их цель: автономная укр.
декабристы поняли, что причинамы ОТСТАЛОС
ти рос. является: самодержавие, КРЕПОСТНИЧЕ
СТВО. ю. о. = руководитель пестель, место=тулч
ин(п. ), каменька(волконский), васельков(мура
вьёв), цели: крепосного права, монархия. о. с. с. =
цели: самодержавие, национальный гнёт, кр-во.
6 о. =вдова игоря. ЦИТАТА: “о. княгиня красивая,
хитрая, мудрая”. крещенье о. в константинопо
ЛЕ. реформа о. = (дань собирать не там и тогда,
где и когда захочется киевскому князю, а зар
анее ОПРЕДЕЛёНОЕ время и месте. д. должна бы
ть посильной. д. мехами в княжескую козну ).
7 с. =сын ольги и игоря. грушевский=странству
ющий рыцарь, запорожец на киевском присто
ле. роль ГЛАВЫ гос-ва у с. отсутствует на 2-рой
план, его страсть война=(большой восточный
поход=вятичи, болгары, г. итиль; БАЛКАНСКИЙ п.
= болгарское царство= г. переяславец= куря= с. ).
8 владимир выбрал одну из мировых религий=
ХРИСТИАНСКУЮ, ИСЛАМская, ИУДейская=ЗА КРА
СОТУ БОГОСЛУЖЕНИЯ. ЭТАПЫ: ЖЕНИТЬБА ВЛАДИМ
ИРА НА СЕСТРЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ, РА
ЗРУШЕНИЯ КАПИЩА(МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ) И ИДОЛ
ОВ, КРЕЩЕНИЕ КИЕВЛЯН В ДНЕПРЕ, КРЕЩЕНИЕ влад.
9 в каждый город в к. р. ВЛАДИМИР послал по 1
му из 12 законно рожденных детей. отстранил
от власти местных князей. т. е. вся власть у рю
риковичей. дружина вместо дальних походов
стала охранять границы к. р. ПОВЫСИЛ народн
ый, время правление ВЛАДИМИРА РАСЦВЕТ к. р.
2 версии гуде возникла сечь=40-50 г. 16 в. остров
томаковка или 1556 г. о. малая хортица=вешне
вецкий, центры сечи майдан= место сбора, ра
ды=общее собрание казаков где ИЗБИРАЛИ: каш
евого АТАМАНА. писарь, есаул, обозный, судья,
женщины. з. с. = поланки=полки=сотни=курени.
на укр. был тройной гнёт: национальный, рели
геозный, феодальный=принежение укр. культу
ры, языка, ПРАВОСЛАВНОЙ веры. рост национал
ьного освободительного движения=пробужде
ние националь. сознания укр. =более внимате
льное отношение к культуре, языку, истории.
главные враги укр. народа=поляки, татары, ту
рки. за 1-н набег на укр. земли в рабство от 3 до
30000 тыс. укр. =рынок рабов г. кафа. набеги=зим
ние т. к. замерзали реки, летом по 5-и дорогам.
набег=внезапный, ожидаемый. в походе на ка
фу освободил 25000 укр. умер=имущество к. б-у.
полное закрепощение укр. крестьян в речь пос
полита= рядовые казаки готовы с оружием в
руках защищать крестьян. 20-30 г. КАЗАЦКИЕ вос
тания под РУКОВОДСТВОМ: сулемы, тараса фёд
оровича, жмайла= возраждение у. п. ц. = может
открывать школы и типографии, владеть земл.
киев=шевченко, кулиш, савич, навроцкий, мар
кович, посяда, костомаров ...=состав: 12 “братч
иков”= програма в “книге бытия укр. народа”=
цели: достигнуть укр. национально-государст
венной НЕЗАВИСИМОСТИ с демократическим ст
роем ... методы борбы= мирный, НАСИЛЬСТВЕНЫЙ.
р. т. =полулегальный, демократический, просве
тительный и литературный кружок, львов, уча
сники головацкий, шашкеевич, вагелевич. це
ль: внедрение укр. языка и культуры во все све
ры жизни. итог: р. т. значение: первая попытка
укр. народа заявить о своём существовании.
органы власти= (г. р. р. лидер яхимович. цель: за
раздел галиции на восточную для укр и зап. д
ля поляков = император против) ~ (ц. н. р. состав
польская шляхта. ИЗБИРАЛИ депутатов в рейхс
тат) + (р. с. состав укр. цель: борьба ПРОТИВ г. р. р.
за власть в галиции)=львов. 53г указ=барьщина
притеснение властей= воскресные школы, вал
уевский циркуляр=м. в. д. = (печатанье укр. книг,
обучение в школах и университетах на рус. эм
ский указ=г. эмс(германия)=александрII=завоз
ить в рос. империю укр. книги напечатаные за
границей, укр. спектакли, концерты укр. песен)
10 к книгам проявлял страсть, ПРИКАЗАЛ собрать пер
вую в к. р. библиотеку рукописных книг=божествен
ных книг=2мастерские по переписке=киев, чернигов
открыл первую школу мальчиков при софийском
соборе и для девочек при андреевском монастыре.
закон: после смерти отца власть к старшему сыну.
11 ярослав мудрый “свёкр и тест европы” т. к. сам же
нат на ШВЕЦКОЙ пренцесе. у него 3 дочери=анна-кор
олева франции, елизовета-королева норвегии, анас
тасия-королева венгрии. два сына изяслав и святос
лав женаты на немецких княжнах. сестра ярослава
замужем за польским королём коземиром. т. о. войн
12 луганщина часть слободской укр. =слобода-посё
лок освобождённых от 20-30 лет налогов. =между ай
даром и белой=белолуцк. на айдаре=новопсков. ста
робельск. мартыновка. сватова. кременая. заставля
ли выращивать земл-ной орех или тарьтюфель. коне
водство, чумачество-торгово-извоздный промысел.
13 стал князём киевским в 60 лет т. к. во время воста
ния в киеве бояре пригласили его ПОДАВИТЬ востан
ие истать киевским князём. организатор сезда княз
ей г. люблеч 1097г. =цель: усобицы=“пусть каждый де
ржит вотчину свою”, борьба СПОЛОВЦАМИ=83 похода=
200 половецких вождей, смерть мономаха фиод. раз.
угнетение укр. крестьян польской шляхтой. национ
альный гнёт. борьба казаков за свои права и привел
егии. религеозный гнёт. началовойны=его бегство в
зап. сечь=избрание его гетманом, призыв укр. начать
войну с польшей. май 1648 г. битва под жёлтыми вод
ами = победа б. х. т. к. половина войска перешла к б. х.
б. х. родился в г. чегирине. его отец чегеринский сотн
ник. окончил во львове ИЕЗУИТСКую колегию. участ
вует в походе САГАЙДАЧНОГО на москву вместе с по
ляками. вместе с отцом в битве под цецорой = отец.
б. х. = в плен к татарам= выкуплен. в 30 лет женился =
юрий, остап, тимоша-погиб. умер в 1657г. в г. чегерине.
во время освободительной войны б. х. заключил со
юз с крымским ханом=татар. военая конеца для во
йск с полшей. союз б. х. с ТРАНСИЛЬВАНИЕЙ, ВАЛАХИЕЙ,
венецией, австрией, швецией. б. х. думает о перехо
де укр. под покровительство турции. октябрь 1563 зе
. мский собор в москве принял укр. “мартавс. статьи”
крымский хан показал себя не НАДЕЖНЫМ союзник
ом б. х. в освободительной войне. турция восприним
алась с укр. как враг. два посольство б. х. в швецию
ЗАКОНЧИЛИСЬ без результата. т. к. молдавия, МОЛАхИЯ,
не обладали достаточной военой силы=оставил св
ой выбор на росии=т. о. росия союзник с укр. в войне.
указ александра II = личная свобода крестьян, права
крестьян: женится без разрешения помещика, иметь
землю, имущество передавать по наследству, зани
матся промыслами и торговлей. для уплаты выкупа
создан крестьянский гос-ый банк=суда за 49 лет+6%г
т. о. к. заплатили за земли за свободу свою и семью.
земская реформа= земство-органы местного самоу
правления в селе, вопросы = библиотеки, больницы,
школы, дороги. городская реформа=думы, в. =как у з.
р. , военая р. = рекруты = всеобщая военая повиность,
открыты новые военые училища, парусный флот=па
ровой ф. ,судебная=сословный суд=общий, открытый
к. -п. организации, целью которых было=развитие на
циональной идеи, путём издания книг проведение
вечеров. петербург= кулиш, костомаров, шевченко =
“основа”= первый укр. ЕЖЕМЕСЯЧНИК=финансы=журн
ал. киев, ХАРЬКОВ=воскресные школы, более 100школ=
в. ш. = грамады в киеве=в. а. , драгоманов = рус. газету.
=цель: поиски свободных земель для сельскохозяйс
ТВЕНОЙ обрабодки. причины эмиграции= малоземел
ие, политекоправительства поощерявшая эмиграц
ия=льготный проезд, кредиты, налоги 2-3 г. , военская
служба. ЭМИГРАЦИЯ из западной укр. в с. ш. а. 15 тыс. ч. ,
канаду170 т. ч. , аргентину, бразилию14, 5 т. ч. - джунгли.
14 натуральное хозяйство(в котором производится
всё необходимое для жизни ). развитие фиодально
го землевладения. отделение отдельных княжеств.
появление сильных ПОЛИТИЧЕСКИХ центров. ослабл
ение великого князя. ФЕОДАЛЬНЫЕ войны=ослабила
обороноспособность к. р. =монголо-тат-ры зах-ли к. р.
15 ПИСМЕННОСТЬ была на руси до принятия хрестиан
ства. т. к. договоры киевских князей и византийск
их императоров, берестяные ГРАМОТЫ, пергамент ос
обым образом обработаная кожа телят и ягнят. пис
али чернилами= дубовые шышки + клей вишнёвый +
вода. для 1 книги нужно убить 200-300 телят или ягнят.
16 десятиная церковь-поприказу владимира= разруш
ена во время взятия киева батыем. софийский собор=
11в. по приказу ярослава мудрого на месте разгрома п е печенегов. =13 купол ов, высота центрального 30 м. ст
роили собор 30лет. в нутри=мазайка=картина вылаже
ная цветными стёклами, фреска=рес-ок мас-ой кр-ой.
17 (грецкая земля=столица г. галечь. при ярославе (бо
рьба бояр за власть)=ослабления княжества. )+(волы
нская = меньше разделялась МЕЖДОУСОБИЦЕЙ т. к. до
сталась прямому потомку киевскому князю рома
ну). привёл землю в цветущее состояние. боярская
позиция = но в 1205 бояре организовали заговор = р.
окончил киево-могилянский колегиум=служба у по
льского короля=в битве под жёлтыми водами попал
в плен к татарам=выкуплен б. х-м. за коня. после сме
рти б. х. = хмельницкий 16 лет гетман 3 месяца “невда
лый сын б. х. ”, выговский=ОРИЕНТАЦИЯ на польшу. заг
овор укр. старшины= его бегство в варшаву= казнь.
укр. =войско ЗАПОРОЖСКОЕ=гетманщина=власть у ге
тмана=военая, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, судебная, администр
АТИВНАЯ=войско запорожское=полки, сотни, курень.
генеральная старшина=есаул(порядок), писарь(кан
ЦЕЛЯРИЯ), судья, обозный (артилерия). высший орган
власти у казацкой рады ( формально – на бумаге ).
земли к западу от реки лугань принадлежали войску
запорожскому. пикеты-это пограничные РАЗЕЗДЫ каз
ацких отрядов. курган- центр пикета, ОКРУЖёН крепос
тным валом= возникло село макаров яр. (каменый бр
от, вергунка, ЛУГАНСК, славяносерпск)=5, 6 куреней. пр
озвища зимовщиков= сидневы, гречкосен, баболюб.
дорошенко=внук гетмана, в 26 лет КАЗАЧИЙ полковн
ик, с 1665-76 гетман=цель: ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ+правобережье. пе союзники–турция=собирался передать укр. под покр овительство турции=его враги: татары, поляки, рос
сия = русский царь водит войска на лево-БЕРЕЖНую
укр. = его орест = сылка в подмосковье= там и умер.
м. = обществено полетическое течение в ЗАПАДНОЙ
укр. =наумович, зубринский, головацкий= писали на
смеси=рус. ,укр. , польского, старословянского=орие
нтирована на росию. н. = -- о. на пропаганду укр. яз =
народные библиотеки, укр. концерты и спектакли, от
крыли ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВА для ПРОПАГАНДЫ укр. я...
д. окончил ИСТОРИКо-филологический факультет ки
евского университета. БУДУЧИ студентом, вступил
в киевскую громаду, став одним из её лидеров. был
по решению александраII уволен из у. руководство
старой г. отправило д. в женову. старался обеденить
задачи укр. освободит-го движения. за автономию.
руп= харьковь= ((нуп= михновский= цель: самостійна
укр. ), (усдс= меленевский, елтуховский= ц. : автономн
ая укр. в составе росийской империи), (усдрп= порш,
винеченко, петлюра=ц. :--)). киев= ((удп=лотоцкий, чика
ленка), (урп=гринченко, ефремов))=ц. : рос. констанцио
ная монархия, а укр. автономная В СОСТАВЕ рос. импер.
х. а. родилась в чернигове, в семье учителя гемназии.
и дворянки. отец потратил состояние матери= не оп
лачивает образование х. а. в 18 л. вышла замуж заал
чевского=создал первую громаду в харкове. х. а. соз
даёт воскресную школу и там работает. а. покупает
село олексеевка= х. а. строит крестьянскую школу.
18 роман=(ДАНИЛА, васелько). рос д. в г. БУДЕ вместе с
сыном венгерского короля. в 22 года принимает уча
стие в битве на реке калка = тяжело ранен едва оста
лся жив. возвращает себе галецкое кн. +волынское+
киев. в 1253 получил от папы римского карону=папа
хотел окатоличить р. земли, р. хотел крестовый пох.
19 васелько=сын владимир= правил 29 лет правил во
лынью = любимое занятие чтение и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ
рукописных книг. данило=сын лев=25 лет правил га
лицией = сын льва юрий вновь обединил галицию и
волынь. король руси юрий=андрей, лев=погиблив бо
ях с монголо-татарами=конец ДИНАСТИИ роман-чей.
20 причины военых успехов монголо-татар: м. т. -кач
евники, садоводы-им постояно нужны новые пастб
бища. жестокая дисцеплина за бегство 1 война козн
или 10 войнов. 1223 - битва на реке калка. м. т. ~ руские
княжества=6 князей, 90%ВОИНОВ. 1240 батый ЗАВОЕВАЛ
переяслав, чернигов, киев. укр. ОБОРОНОСПОСОБНОСть
21 причины успехов л. заключались в ослаблении и
РАЗДРОБЛЕНОСТИ укр. земель. в в. к. л. 9/10 населения со
ставляли укр. , БЕЛОРУСЫ и рус. =гос-ая религия право
славное ХРИСТИАНСТВО. в. к. л. являлось руско-литовс
ким гос-ом= но витовт ЛИКВИДИРОВАЛ крупные к. : но- о вгород-северское, волынское, подольское, киевское
(тоже что в б. 15 в. 2). участник освободительной вой
ны б. х. в 50-70 г. 17 в. организовал 100 походов против
турок и татар=в 50 битвах победил. турецкий султан
прозвал его шайтаном и ОБЪЯВИЛ награду за его го
лову. 15-ть раз ИЗБИРАЛСЯ кошевым атаманом. на пе
реяславской раде не принял присягу рускому царю.
(школа при киево-печерской лавре+киевская брацк
ая школа)=1632г. 12 лет учёбы, 8 класов. 30 предметов=
главные=латынь, греческий, старо-словянский, бог
ословие, стихо - сложение, РИТОРИКА (умение краси
во говорить). число студентов 2 000 чел. выпусники:
выговский, хмельницкий, сковорода, ком-ор ведель.
родился в селе мазепенцы. отец укр. шляхтич=служ
ил у польского короля, дорошенка, (самайловича)=
м. пишет на него донос петруI, даёт 10 000 злотых=м.
гетман укр. п. i за это м. : генерал рус. армии, тайный
советник, князь. переговоры = карл 12 не зависимая
укр. , м. к. 12 должен: 50000 казаков, фураж. г. бендеры м.
=чех, из рода баронов. отец погиб в хотенской битве
о. окончил киево-могелянский колегиум при мазе
пе был генеральным писарем= бежал вместе с м. в г.
бэндеры. автор первой КОНСТИТУЦИИ (не когда не бы
ла принята)=главная идея ограничить власть гетма
на = главная власть у старшины=ИЗБИРАЛИСЬ радой.
укр. партии БОЙКОТИРОВАЛИ выборы в первую думу,
кроме укр. радикальной партии и укр. демократичес
кой партии= от них избрано 6 депутатов, а всего от
укр. 102 депутата= (СВЯЩЕНИКОВ-1%, крестьян-40%, раб
очих-10%, помещиков-20%, ИНТЕЛИГЕНЦИИ-20%)=из них
45 депутатов ОБЪЕДИНЕНЫХ в укр. думскую громаду.
г. учился в тифлиской гимназии, затем на историко
филологическом факультете киевского университе-
та. переехал во львов и возглавил кафедру укр. исто
рии во л. у. становится одним из основателей укр.
НАЦИОНАЛНО-демократической партии. организовал
и возглавил укр. научное общество. АРЕСТОВАН рос.
ч. з. =стефанович, деч, бохановский= КРЕСТЬЯНЕ= тайн
ые ВОРУЖЕНИЕ для организации в. востания=налоги,
самовольный раздел земли, ( ходоки к царю= орест
более 1000 крестьян=каторга, сылка), (руководители:
смертная казнь= бежали из тюрмы). южно-руский ра
бочий союз=киев=ковальская, щедрин, богомолец=с.
выхвостовская трогедия=крестьяне разгромили уса
дьбу помещика и сожгли водочный завод. сороченс
кая трогедия=крестьяне не дали АРЕСТОВАТЬ призыва
ющего к востанию и вместо него арестовали прист
ова. востание на броненосце “потёмкин”=БОРЩ с чер
вивым мясом. востание на КРЕЙСЕРЕ “очаков”=шмит.
22 борба за сохранение укр. гос-ва вызвала: централ
изована ПОЛИТИКА л. князя, наступление польши, ка
ТОЛИЦИЗМ, угроза утраты власти православных фео
далов. кревская уния= в. к. л. (1385 польша, ягайло+по
льская королева)= цель: ОБЕДИНЕНИЕ для борьбы с те
втонским орденом. сигизмунд ~ с. (чернигов)= война.
23 во ГЛАВЕ крымского ханства=хан. борба за власть
=долше всех была династия гиреев. один из сыновей
хана ПОСТОЯНО был в СТАМБУЛЕ при дворе турецкого
султана как заложник. судили в крымском х. по кар
ану или шариату. важные вопросы в крыму решал
диван. вопросы со странами решались подарками.
24 шляхта=(20-30 княжеских родов из ДИНАСТИИ рюрик
овичей - гидиминовичей. БОЛЬШИНСТВО жило на волы
не = вишневецкие, заславские, острожские), (несколь
ко сотен семейств корни из бояр киевской руси, собст
веность их от 10 до 15 сёл), (тысячи семей корни из кре
стьян и мещан. земли едва хватало чтобы не умереть)
25 половцы=кепчаки=(куманы=кумания=центр: бере
га северного донца=зимовники для скота=лошади,
овцы, верблюды). раскопки грушовой балки. вывод:
символ кормильца вождя рода племени. религия по
ловцев=(язычники=капище на вершине кургана= ме
сто для кострищ, яма для ЖЕРТВОПРИНОШ ен. , идалы).
СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УКР. ИСКУСТВА И ЛИТЕРАТУры
укр. культура ЛИШИЛАСЬ своих самобытных черт и
была ПОДВЕРЖЕНА русификации. скоровода=странст
вующий философ. знал=ЛАТИНСКИЙ, греческий, поль
ский, немецкий, ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ. березовский=
имя ВЫБИТО золотыми буквами у входа в академию.
главный архитектурный стиль=бароко. памятники
архитектуры=николаевский собор в неживе, троецк
ий собор, ЦЕРКОВЬ вознесения г. переяслов = т. к. боль
шинство соборов построены на деньги мазепы = эт
от стиль получил название мазепенская барока. ви
ды живописи = ИКОНОПИСЬ, партретная= портрет б. х.
ЛИКВИДАЦИЯ з. с. =указ екатериныIi=з. c. =её вооружение,
архив, клейноды=вывезены в росию. последний коше
вой АТАМАН сечи= калнышевский=орест заточение в
соловецкий монастырь на 25 лет=встреча с а. I=смерть.
в 112лет. причины разрушения з. с. : росия-абсолютная
монархия, а з. с. республика; в з. с. КРЕПОСНОЕ право.
=младший брат ЕЛИЗАВЕТЫ петровны. окончил лудш
ие университеты ЕВРОПЫ=в 18 лет назначен призеден
том рос. академии наук. столица р. - батурин = роско
шный гетманский дворец=балы, банкеты, театральн
ые представления. попросил екатерину сделать его
власть на укр. наследственой=р. гетман = румянцев.
выпускали журнал “киевская старина”=существов
али 25 л. = студенты, байздренко, базкевич, боровик =
харьков, киев, полтава, чернигов, одеса, херсон. =ло
зунг: “борітеся-поборете, вам бог помогает! ” цель: вн
едрение укр. яз. в обществено-ПОЛИТИЧЕСКУЮ жизнь,
культуру, образование ...=царь =брацтаво тарасовцев.
х. а. родилась в чернигове, в семье учителя гемназии.
и дворянки. отец потратил состояние матери= не оп
лачивает образование х. а. в 18 л. вышла замуж заал
чевского=создал первую громаду в харкове. х. а. соз
даёт воскресную школу и там работает. а. покупает
село олексеевка= х. а. строит крестьянскую школу.
потребность в новых помещениях; в строительстве
новые материалы=бетон, железобетон; ПОЛУЧАЕТ расп
ространение стиль МОДЕРН= но сохранилось бароко,
класицизм, романтизм, ТАЛАНТЛИВЫМ а. был бекетов.
(владимирский собор в киеве, оперный театр в одесе,
басарабский рынок, о. т. в к. , “ЛАСТОЧКИНО гнездо” )= а.
все начальные школы были преобразованы в начал
ьные народные училища. открывались земские ш.
о. воскресные ш. среднее образование=гимназии. вы
сшее о. =университеты (рос. =киев, харьков, одеса. ав
стровенгрии=лвов, черновцы), технические вузы, ме
дицинские институты. марко вовчок= “инстытутка”
9-кл. ИСТОРИЯ ЛИНЕЯЧНАЯ-ШПОРА(на экзамен)
СОКРАЩЕНИЯ В ОТВЕТАХ НА БИЛЕТЫ(в шпаргалке)
заменил на =
Если равно подчёркнуто ( = ), то оно имеет настоящий
смысл.
… заменил на ...
Иногда пропускал Ь и удвоенные буквы.
Иногда то что подчёркнуто в дальнейшем будет употребляется в сокращённой форме.
Иногда сокращал те слова, которые были употреблены в вопросе билета. заменил на ~
Эта шпаргалка наклеивается сзади обычной школьной линейке!
БИЛЕТЫ ПО ИСТОРИИ УКРАИНЫ (9 класс).
Билет 1.
Трипольцы – древнейшие хлеборобы.
Люблинская Уния.
Т. Шевченко в национально-освободительном движении.
Билет 2.
Восточные славяне накануне образования государства (7-8 вв. ). Брестская церковная Уния.
Административно-территориальное устройство и региональное деление украинских земель в к. 18 в. – н. 19 в.
Билет 3.
Историческое значение Киевской Руси.
Место украинской православной церкви в политической жизни Украины в 1-й пол. 17 в. Петро Могила.
Упадок крепостнических и зарождение рыночных отношений в 1-й пол. 19 в. Начало промышленного переворота.
Билет 4.
Возникновение Киевского княжества и его развитие при Киевичах. Происхождение названий“Русь” и “Украина”.
Братства.
Роль интеллигенции в росте национального самосознания в Надднепрянской Украине в к. 18 в. – н. 19 в.
Билет 5.
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства. Причины возникновения украинского козачества.
Декабристы на Украине.
Билет 6.
Княгиня Ольга и ее реформы.
Образование Запорожской Сечи. Административно-политическое устройство Запорожской Сечи.
Место и роль Кирилло-Мефодиевского братства в национально-освободительном движении.
Билет 7.
Усиление военного могущества Киевской Руси при князе Святославе. Национально-культурное возрождение в 16 в. – 1-й пол. 17в. Острожская Академия. Распространение украинской национальной идеи в 20-40 гг. ХІХ ст. в Галичине. “Руська трійця”. Билет 8.
Принятие христианства при Владимире. Историческое крещение Киевской Руси. Украинское козачество в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства в 1-й четв. 17 в. Петр Конашевич-Сагайдачный.
Влияние революции 1848 г. -1849 г. в Австрийской Империи на украинских землях. Билет 9.
Административно-политические реформы в Киевской Руси при князе Владимире. Место Владимира в истории.
Причины козацких восстаний 20-х –30-х гг. 17 в. , их значение в развертывании национально-освободительного движения.
Национальная политика русского царизма в отношении Украины во 2-й пол. 19 в. Билет 10.
Культурно-просветительская деятельность Ярослава Мудрого. “Русская правда”. Причины национально-освободительной войны украинского народа сер. 17 в. Начало войны.
Особенности и последствия крестьянской реформы 1861 г. на Украине. Билет 11.
Международные связи Киевской Руси при Ярославе Мудром.
Богдан Хмельницкий – выдающийся политик и полководец, создатель украинского козацкого государства. Реформы административно-политического управления 60-70 гг. 19в. Билет 12.
Луганщина в 18 в. часть слободской Украины.
Международные связи Украины времен Богдана Хмельницкого.
Громада 2-й пол. 19 в. В. Антонович.
Билет 13.
Возрождение могущества Киевской Руси при Владимире Мономахе. Украинско-московский договор 1654 г. : причины и последствия. Причины и начало трудовой эмиграции во 2-й пол. 19 в.
Билет 14.
Причины политической раздробленности Киевской Руси, ее последствия. Основные направления политики гетмана Ивана Выговского.
Народовцы, радикалы, москвофилы во 2-й пол. 19 в.
Билет 15.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Административно-политическое устройство украинского козацкого государства серед. 17 в.
Влияние идей Михаила Драгоманова на развитие украинского движения. Билет 16.
Архитектура и живопись Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества. Запорожцы на Луганщине.
Возникновение украинских политических партий в 19 – нач. 20 в. Билет 17.
Галицкое и Волынское княжества и их объединение при князе Романе. Гетман Петро Дорошенко в борьбе за независимость и территориальную целостность Украины.
Луганские просветители – Христина Алчевская и Борис Гринченко.
Билет 18.
Роль Даниила Галицкого в укреплении украинского государства. Коронация Даниила. Запорожская Сечь в составе Гетманщины во 2-й пол. 17в. Иван Сирко. Украинская Громада в 1-й и 2-й Думах России.
Билет 19.
Галицко-Волынское государство при наследниках Даниила. Значение Галицко-Волынского княжества в истории.
Киево-Могилянская Академия.
Михаил Грушевский в общественно-политической жизни Украины (кон. 19 в. – нач. 20 в. ) Билет 20.
Монгольское нашествие на украинские земли. Его последствия. Место и роль Ивана Мазепы в истории.
Народники на Украине.
Билет 21.
Особенности положения украинских земель в составе Великого Княжества Литовского.
Конституция П. Орлика.
Революция 1905-07 гг. на Украине.
Билет 22.
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого Княжества Литовского в 15 в. Князь Свидригайло.
Украинская культура во 2-й пол. 17 в. – 18 в.
“Братство тарасовцев”.
Билет 23.
Возникновение Крымского ханства. Турецко-татарская агрессия в 15-16 вв. , ее последствия.
Архитектура и живопись 2-й пол. 17 в. – 18 в.
Луганские просветители – Христина Алчевская и Борис Гринченко. Билет 24.
Украинская шляхта в 14-16 вв.
Ликвидация Запорожской Сечи в кон. 18 в. Запорожская Сечь в истории украинского народа.
Архитектура, живопись, культура 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в. Билет 25.
Наш край в 6-15 вв.
Окончательная ликвидация гетманства и остатков автономного устройства во 2-й пол. 18 в. К. Разумовский.
Наука и образование 2-й пол. 19 в. – нач. 20 в.
Создатель шпаргалки => Зарубин Евгений Алексеевич
talk2000@mail. ru