Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Реферат
по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"
на тему :"Закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя"
Москва - 2010
План
Введение
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная политика и духовно-культурные отношения играют огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в этих сферах, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества.
Данная тема актуальна тем, что этот вопрос сегодня особенно важен в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации патерналистской модели, которая существовала в эпоху СССР, непростой, и, прежде всего, требует решения вопрос о роли государства в новой социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными институтами.
Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе.
Целью своей работы считаю, что необходимо понять для себя, основываясь на мнения ученых, каково закрепление в конституциях социальных и духовных основ общественного строя какие черты свойственны для них.
Для выполнения работы, мне предстоит выполнить следующие задачи:
- определить значение закрепления социальных и духовных основ общественного строя в зарубежных странах;
1. Социальная система государства и характеристика ее элементов
Понятия социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не тождественны. При их использовании в качестве научных определений социальная защита включает в себя социальное обеспечение как составную часть, а, кроме того, охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и др., обеспечивающие нормальные условия жизнедеятельности человека.
"Нельзя отрицать, что правовое государство порождает экономическое неравенство; единственное, что можно сказать в его защиту - что неравенство это задумано так, чтобы затрагивать тех или иных конкретных людей заранее известным образом".
Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.
Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. В наиболее жесткой форме такое положение характерно для США, где с 1948 года действует закон о трудовых соглашениях, или "закон Вагнера", согласно которому администрация предприятия в случае сокращения или модернизации производства вправе производить увольнения без предупреждения или с уведомлением за два-три дня, без учета трудового стажа и квалификации работников. Удел профсоюзов -- отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.
Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе -- страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является "самоуправляемость" страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат -- от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы -- Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании -- 61 процент, в Финляндии -- 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.
Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им "безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство".
Для реализации столь амбициозных целей в 1977 году в Швеции произведена реорганизация социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы -- весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт:
|
Наименование направления социальной политики | Ответственный институт | |
1. Гарантия дохода | |
1.1.Политика на рынке труда: в работе, переквалификация, трудовая адаптация и реабилитация и пр. | Государство, независимые страховые компании | |
1.2. Социальное страхование: медицинское страхование, родительское страхование, народная пенсия, страхование от несчастных случаев на работе | Государство | |
1.3. Поддержка при военной службе | Государство | |
1.4. Социальное пособие | Местные органы | |
2. Улучшение окружающей среды | |
2.1. Поддержка окружающей природной среды | Государство, местные органы | |
2.2. Защита здоровья: поддержка чистоты, контроль качества продуктов и воды, исследование здоровья населения | Местные органы | |
2.3. Жилищная политика: субсидирование строительства, поддержка семей с детьми, пенсионеров, инвалидов | Государство, местные органы | |
2.4. Семейная политика: детское пособие, школьные обеды, помощь в семье и пр. | Государство, местные органы | |
2.5. Регулирование свободного времени: парки, спортивные площадки, бассейны и пр. | Местные органы | |
3. Уход (призрение) | |
3.1. Уход при болезнях: болезни тела, психические заболевания, уход за инвалидами, реабилитация | Региональные органы | |
3.2. Социальные службы: уход за детьми, молодежью, стариками | Местные органы | |
3.3. Криминальный уход | Государство | |
4. Защита трудовой среды | |
4.1. Рабочая экология: производственная санитария | Государство | |
4.2. Трудовое законодательство | Государство | |
4.3. Регулирование времени отдыха | Государство | |
4.4. Защита занятости | Государство | |
|
Деятельность по каждому из отмеченных направлений принесла довольно впечатляющие результаты. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики--государственном и частном. Профсоюзы вели напряженные переговоры с союзом предпринимателей по вопросу о величине зарплаты. В роли арбитра выступало правительство, фактически утверждавшее окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились достигнутым, решив двигаться к завоеванию новой высоты под лозунгом "равная оплата за любой труд". В итоге им удалось осуществить задуманное и добиться почти полной нивелировки уровня зарплат:
|
Среднемесячная заработная плата среди представителей разных профессий в 1997году (в шведских кронах): | |
медсестра бухгалтер строительный рабочий инженер химик продавец школьный учитель журналист секретарь | 18672 18354 17611 19035 19096 19945 19308 21536 16200 | |
|
Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой "идеальные типы" социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.
В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая "народная" пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения.
Социальная сфера постоянно находится в поле зрения международных организаций, уделяющих первостепенное внимание вопросам международно-правового регулирования и координации в данной области.
Важную роль играет Международная организация труда (МОТ), направляющая усилия на практическое воплощение общих принципов социальной справедливости в законодательство отдельных стран и обладающая одной из самых совершенных систем международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций.
В 1952 году МОТ принята конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех граждан на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов, и выделяет девять направлений, по которым эта помощь должна оказываться: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи: все государства, ратифицировавшие конвенцию, принимают на себя обязательства предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства -- члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных конвенцией видов обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, дана возможность ратифицировать конвенцию "с изъятиями" при обосновании причин изъятий в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ.
Не меньшее значение имеет Европейская социальная хартия, принятая членами Европейского Союза (ЕС) в 1989 году. Ее положения были дополнены и развиты в новой редакции Хартии от 3 мая 1995 года. В этих документах, не имеющих статуса международных договоров, содержатся нормы рекомендательного характера об основных правах на социальную защиту как работающих граждан (в случае наступления социального риска и утраты заработка они обеспечиваются адекватными выплатами), так и неработающих, не имеющих средств существования (они обладают правом на социальную помощь в размере прожиточного минимума). Подписавшие Хартию стороны обязались путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений обеспечить равенство граждан каждой из сторон в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.
В США индикатором бедности служит показатель, выведенный федеральным правительственным Управлением социального обеспечения еще в 1964 году. Он учитывает доход семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом главы семьи, количеством детей до 18 лет и призван соответствовать минимально необходимому уровню потребления. Совокупный семейный доход складывается из суммы зарплат, чистого дохода от самостоятельной деятельности, выплат по системе социального обеспечения, денежных пособий в рамках правительственных программ, денежных поступлений от собственности, дивидендов и чистого дохода от ренты, других видов получаемых денежных средств (пособий от частных предпринимателей, алиментов).
Для окончательных расчетов требовалось учесть расходы семьи из четырех человек на "потребительскую корзину", составленную в соответствии с "экономным продовольственным планом" на основании данных Министерства сельского хозяйства. Полученная цифра умножалась на три, поскольку в соответствии с результатами обследований и общепринятыми стандартами лишь третья часть доходов граждан шла на удовлетворение потребностей в пище. Итоговая сумма определяла границу бедности, являясь прожиточным минимумом. В 1988 году он составил 12 091 доллар в год. Численность населения, находившегося за чертой бедности, составила 32 миллиона человек (13,1 процента всего населения).
Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной заработной плате и ее периодической индексации в зависимости от роста потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании -- на три процента, в Бельгии -- на два процента, в Люксембурге -- на два с половиной процента. В некоторых странах -- США, Канаде, Франции, Швейцарии -- индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.
В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центрально европейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют.
|
Пособия, предоставляемые по национальным программам защиты дохода в некоторых странах ЕС | |
Страна | Основные пособия и услуги | |
Австрия | Возмещение стоимости оплаты жилья, медицинского страхования | |
Бельгия | Возмещение стоимости оплаты жилья, медицинского обслуживания | |
Дания | Возмещение стоимости оплаты жилья, стипендии студентам | |
Финляндия | Возмещение стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, стоимости пребывания детей в дошкольных учреждениях | |
Франция | Возмещение стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения | |
Германия | Возмещение стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование | |
Ирландия | Возмещение стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование | |
Люксембург | Возмещение стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование | |
Нидерланды | Возмещение стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование | |
Португалия | Возмещение стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование | |
Испания | Возмещение стоимости оплаты жилья, помощь в приобретении предметов домашнего обихода | |
Швеция | Возмещение стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, помощь в приобретении предметов домашнего обихода, субсидии на образование | |
|
Таким образом, мы можем сделать вывод, что правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте, является главной задачей на пути построения социально ориентированной политики. От этого выбора зависит благосостояние нации.
2. Духовно-культурные отношения в обществе и закрепление в конституциях ее основных элементов
Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей мере по сравнению с остальными подсистемами общественного строя. Это и понятно: ведь речь идет по существу о внутреннем мире человека. Только тоталитарные режимы претендуют на полный контроль и над этой сферой жизни общества, в демократическом же обществе человек самоценен и автономен и его внутренний мир принадлежит ему одному. Задача государства и права, прежде всего, конституционного права, сводится здесь к тому, чтобы обеспечить наилучшие условия для духовно-культурного развития личности человека.
Эти отношения обусловлены, в конечном счете, существующей системой политических, экономических и социальных отношений, однако надо иметь в виду, что эта обусловленность - именно, в конечном счете. Более того, духовно-культурные отношения, в свою очередь, оказывают воздействие на отношения экономические, социальные и политические. Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явления - науку, искусство, образование, религию, прочие области общественного сознания.
Подчас духовно-культурные отношения приобретают политический характер. Особенно часто это случается в сфере религии, которая нередко выступает в качестве фактора, образующего нацию и государство.
Образование, это участок жизни общества можно считать основополагающим для всей ее духовно-культурной сферы, так как без образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни.
В ст. 27 Испанской конституции указывается, что образование будет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свободам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образование посредством общего программирования обучения при эффективном участии заинтересованных секторов и создания учебных заведений. За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов. Преподаватели, родители и в соответствующих случаях учащиеся будут участвовать в контроле и управлении во всех учебных заведениях, которые содержатся администрацией за счет публичных фондов. На публичные власти возлагаются инспектирование и освидетельствование системы образования, чтобы гарантировать соблюдение законов. Публичные власти будут поддерживать учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.
Таким образом, здесь, как и в Германии, мы наблюдаем либеральную систему с минимально необходимым руководством публичных властей. Пример противоположного подхода к образованию дает Конституция Кубы, которую стоит процитировать, несмотря на большой объем соответствующего текста. Так, в ст. 39, в частности, сказано:
"Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях. В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:
основывает свою политику в области образования и культуры на достижениях науки и техники, идеях марксизма и мартианства (имеется в виду идейное наследие кубинского революционного идеолога Хосе Марти. - Авт.), кубинской и всемирной прогрессивной педагогической традиции;
обучение есть функция государства, и является бесплатным. Оно базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством. Государство поддерживает широкую систему стипендий для студентов и предоставляет разнообразные возможности учебы работающим с целью достижения ими наивысшего возможного уровня знаний и навыков. Закон устанавливает состав и структуру национальной системы обучения, а также обязательность учебы и определяет минимум общей подготовки, которую должен получить каждый гражданин;
способствует патриотическому воспитанию и коммунистическому формированию новых поколений и подготовке детей, молодежи и взрослых к общественной жизни. Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом и участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке".
В сфере науки и культуры государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, позволяющий целенаправленно воздействовать на развитие данной сферы в определенных направлениях. Демократическое государство в принципе воздерживается от такого воздействия, ибо оно сковывает развитие науки и культуры, подчас уродует его и в конце концов ведет к отставанию общества во всех отношениях, за исключением, может быть, каких-то узких особо поощряемых участков. Но и на этих участках наука и культура в случае такого одностороннего государственного воздействия неизбежно отстают, поскольку нарушена их целостность.
Долгое время конституционное право было к этой сфере индифферентно. Современные же конституции, особенно в странах, переживших тоталитаризм, содержат на этот счет специальные гарантии. Впрочем, и тоталитарные конституции также стали прямо регулировать данную сферу, разумеется, достаточно своеобразно.
Итальянская Конституция, например, устанавливает, что "искусство и наука свободны, и свободно их преподавание" (часть первая ст. 33). А ст. 9 гласит:
"Республика содействует развитию культуры и научных и технических исследований.
Она охраняет природу и историческое и художественное наследие Нации".
Конституция Венгерской Республики 1949 года содержит следующие положения:
"1. Венгерская Республика уважает и поддерживает свободу научной жизни и художественного творчества, свободу получения знания и преподавания.
2. Принимать решения в вопросах научной истины, определять научную ценность исследований правомочны исключительно деятели науки".
Что же касается регулирования данной группы общественных отношений тоталитарными конституциями, то здесь опять стоит обратиться к ст. 39 Конституции Кубы, которая в указанном отношении еще сравнительно либеральна: когда у нас бульдозерами сносили вернисажи современного изобразительного искусства, на Кубе такие произведения свободно выставлялись в публичных галереях. Упомянутая статья в части второй гласит:
а) художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции. Формы выражения в искусстве свободны;
государство с целью повышения культурного уровня народа развивает и поощряет художественное воспитание, призвание к художественному творчеству, занятия искусством и способность ценить его;
творческая и исследовательская деятельность в науке свободна. Государство стимулирует и обеспечивает исследования, и, прежде всего те, которые направлены на решение проблем, затрагивающих интересы общества и благосостояние народа;
государство благоприятствует вовлечению трудящихся в научную работу и в развитие науки;
государство направляет, развивает и поощряет физическую культуру и спорт во всех их проявлениях как средство образования и вклад во всестороннее воспитание граждан;
государство защищает самобытность кубинской культуры и заботится о сохранении культурного наследия и художественного и исторического богатства нации. Оно охраняет национальные памятники и места, отличающиеся своей природной красотой либо признанной художественной или исторической ценностью;
государство содействует участию граждан через массовые общественные организации страны в осуществлении своей политики в области образования и культуры".
Здесь мы видим ряд норм, которые сами по себе не могут вызвать никаких возражений: осуществление соответствующих функций государством вполне естественно. Однако нельзя не видеть в п. "а" и "е" политических критериев, существенно ограничивающих свободу художественного и научного творчества и ставящих деятелей науки и культуры в зависимость от благорасположения чиновников Коммунистической партии и государства, которые решают, что противоречит, а что не противоречит Революции, какие проблемы затрагивают интересы всего общества и благосостояние народа и какие - нет, какие исследования направлены на решение этих проблем и какие - нет и т. д.
Религия
также важный институт духовно-культурной жизни общества. Как система мировоззренческих представлений и верований религия служит объединяющим людей фактором и, как отмечалось, даже фактором государство
образующим. Она накладывает отпечаток на многие институты не только духовно-культурной, но и политической жизни общества. Естественно поэтому, что конституционное право не может игнорировать религию.
Религия обычно тесно связана с церковью, которая представляет собой большей частью иерархическую структуру, лишенную демократических признаков и предназначенную для удовлетворения религиозных потребностей верующих. На практике церковь нередко выходит за эти рамки и возглавляет или направляет движения верующих, преследующие политические цели.Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования
свободы совести и регулирования
отношений между государством и церковью. При этом обычно в той или иной форме провозглашается
отделение церкви от государства.Согласно, например, ч. 3 ст. 16 Испанской конституции "никакое вероисповедание не будет иметь государственного характера. Публичные власти будут принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать соответствующие отношения с Католической церковью и другими вероисповеданиями".Конституционное право гарантирует, как правило,
равноправие вероисповеданий и особо
защищает религиозные меньшинств. Приведем еще в качестве примера ст. 29 Конституции Румынии. Согласно ч. 2 и 3 этой статьи, религиозные культы свободны и организуются по собственным уставам на условиях, установленных законом, и в отношениях между культами запрещаются любые формы, средства, акты или действия, возбуждающие религиозную рознь.Итак, под духовно - культурными отношениями в обществе, мы будем понимать следующее - совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, которые защищаются и гарантируются государством и правом.
ЗаключениеСоциокулътурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.Духовно-культурные отношения в обществе - это
отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.
Список литературы1. Вознесенский Л
. Страну объединит только социальная справедливость // Век. 1998. № 40.2. Максимова. А. А. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России.// Тюменский государственный университет. 2007. № 2.3. Жотабаев Н.Ж. Некоторые вопросы социальной политики: на пути к сообществу социальных государств.// Политика. 2009. № 5.4. Чиркин. В.Е. Сравнительное конституционное право. М.: Международные отношения, 2002.5. Церкасевич Л. В. Современные тенденции социальной политики в странах Европейского союза. СПб., 2002.6. Лебедев О. Т., Язвенко С. А
. Социальная защита населения. СПб., 1999.7. Ганин О.В, Захаров В.В Конституционное право зарубежных стран. Хрестоматия. М., 2006.8. Страшун. Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х т. Тома 1-2. Часть общая. 3-е изд., обновл. и дораб. М.: БЕК, 2002.9. Баглая Л. Э. Конституционное право зарубежных стран. М., 2004.