рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Юридическая служба в Республике Узбекистан

Содержание

Введение

1. Предмет дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан»

2. Значение и методы изучения учебной дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан»

3. Система юридической службы в Республике Узбекистан

Заключение

Список литературы

Введение

Юридическая служба играет важную роль в создании сильного правового государства. Юридическая служба способствует повышению знания и интереса народа к реформам и правовым нормам в государстве. Роль юридической службы в создании демократического государства определяется следующими критериями:

Первое, юридическая норма способствует созданию и повышению качества правовой базы.

Второе, юридическая норма способствует укреплению законодательства, правового государства и гражданского общества. Юридическая служба будет вести экспертизу правовых документов в хокимиятах, государственных органах и особенно в Олий Мажлисе Республики Узбекистан, их соответствие правовым нормам, существующим законам и Конституции. Также юридическая служба играет важную роль в контроле соответствия принимаемых нормативно-правовых документов управленческих органов техническим требованиям и Конституции Республики Узбекистан.

Третье, служащие юридической службы хокимиятов, предприятий и организаций имеют важную роль в повышении, укреплении и пропагандировании юридических знаний общества путем обеспечения юридической литературой и нормативно-правовыми документами.

1. Предмет дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан»

Независимый Узбекистан поэтапно идет по пути построения сильного демократического правового государства и гражданского общества с социально ориентированной стабильной рыночной экономикой и открытой внешней политикой.

Политические, экономические, правовые и другие реформы, осуществляемые в стране, основываются на пяти ключевых принципах, которые явились основой узбекской модели развития, определенных Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым: приоритет экономики над политикой, государство -- главный реформатор, верховенство закона, сильная социальная политика, поэтапное проведение реформ.

Реформа -- многогранный и долгосрочный процесс, в котором важнейшими направлениями являются создание совершенного законодательства, обеспечение неуклонного исполнения законов, повышение правовой культуры населения и должностных лиц, четкое определение прав и обязанностей граждан, органов государственной власти и управления. В этом процессе особое место занимает юридическая служба органов государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов.

Юридическая служба активно участвует в:

-правотворческом процессе, начиная с подготовки проектов, проведения правовой экспертизы, принятия нормативно-правовых актов, заканчивая обеспечением их исполнения;

-заключении и исполнении, внесении в них изменений и расторжении хозяйственных договоров;

-правовыми средствами сохранности собственности;

-обеспечении соблюдения трудового законодательства и укреплении трудовой дисциплины;

-защите прав и законных интересов соответствующих органов и хозяйствующих субъектов в суде и в других органах;

-работах по правовому воспитанию граждан.

В связи с этим, изучение деятельности юридической службы и подготовка кадров для этой отрасли в настоящее время являются актуальными задачами в современных условиях.

Согласно действующему законодательству, юридическая служба является основным организатором и исполнителем правовой работы в государственных органах, хозяйствующих субъектах.

К основным направлениям правовой работы относятся:

-принятие нормативно-правовых и иных актов в рамках полномочий, предусмотренных законодательством;

-организация реализации каждым субъектом правовой работы предложений, связанных с управленческой, организационно-оперативной деятельностью, относящихся к сфере его непосредственных функций;

-организация договорной и претензионно-исковой работы, зашиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов;

-оказание правовой помощи комитетам профессиональных союзов;

-осуществление внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля над соблюдением в процессе управления хозяйственной деятельности гражданских, хозяйственных, финансовых, трудовых, экологических и других норм права, принятие мер по пресечению нарушений;

-организация общегосударственного надзора за осуществлением правовой работы в республике и ведение общего и методического руководства;

-создание правовой базы, обеспечивающей в деятельности органов управления и хозяйствующих субъектов решение вопросов перехода к рыночным отношениям;

-опираясь на практический опыт, внесение в компетентные органы и должностным лицам предложений по устранению противоречий и недостатков, снижающих эффективность исполнения действующего законодательства или приводящих к нежелательным последствиям в хозяйственной деятельности;

-ведение в установленном порядке систематизированного учета нормативно-правовых актов, затрагивающих внутриведомственные и локальные интересы, а также поддержание их в контрольном состоянии.

Предмет «Юридическая служба в Республике Узбекистан» не является самостоятельной отраслью права и считается прикладной наукой, в связи с чем при ее изучении применяются методы почти всех отраслей права.

Во времена бывшего Союза во многих случаях данная дисциплина преподавалась в вузах в виде специальных курсов как, например, «Организация правовой работы в народном хозяйстве».

После обретения Республикой Узбекистан независимости, а точнее с 1993 года эта дисциплина преподавалась студентам Ташкентского государственного юридического института как специальный курс под названием «Юридическая служба в народном хозяйстве Республики Узбекистан», а начиная с 1995 года - как отдельная дисциплина.

В настоящее время данная дисциплина именуется «Юридическая служба в Республике Узбекистан», имеет свой предмет и отличительные особенности от таких дисциплин как «Хозяйственное право», «Гражданское право», «Административное право», «Трудовое право», «Гражданское процессуальное право», «Хозяйственное процессуальное право» и т.д.

Например, если дисциплина «Хозяйственное право» изучает общественные отношения в области хозяйственной деятельности, особенности составления хозяйственных договоров, основные условия, процесс исполнения, изменения и расторжения договоров, которые регулируются нормами хозяйственного права, то дисциплина «Юридическая служба в Республике Узбекистан» изучает участие и действия работников юридических служб в составлении, исполнении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, организацию и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в этом направлении.

«Административное право» изучает отношения в сфере управления между различными органами государственного и хозяйственного управления; органами государственного управления с подведомственными им организациями, предприятиями и учреждениями, а также органами государственного управления и гражданами. «Юридическая служба в Республике Узбекистан» раскрывает и дает определения правовому статусу юридической службы органов государственного управления, ее роли в обеспечении законности в органах государственного управления и деятельности юридической службы в других сферах жизни страны.

Отличие дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан» от науки «Трудовое право» в том, что она не изучает трудовые отношения, а раскрывает вопросы участия работников юридической службы в обеспечении соблюдения законности в трудовых отношениях и укреплении трудовой дисциплины в деятельности органов управления, организаций и учреждений.

Задачей дисциплины «Хозяйственное процессуальное право» является изучение отношений в хозяйственном судопроизводстве, а именно деятельность хозяйственных судов и других участников процесса по рассмотрению и разрешению экономических и иных споров. «Юридическая служба в Республике Узбекистан» ставит перед собой задачу по изучению организации оформления и представления в хозяйственные суды исковых заявлений, а также участие работников юридической службы в этом процессе.

Таким образом, предметом дисциплины юридическая служба в Республике Узбекистан» является изучение развития законодательства о юридической службе, системы, структуры юридической службы, ее правового статуса, основных направлений деятельности юридических служб в органах государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов, осуществление руководства юридической службой.

2. Значение и методы изучения учебной дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан»

Одной из основных задач проводимых в независимой Республике Узбекистан политических и правовых реформ является построение гуманного демократического правового государства и поэтапный переход к рыночным отношениям.

Такая необходимость объективно вытекает из положительного, поучительного опыта, задач по коренному изменению и обновлению общества, гарантированной защите прав и свобод граждан.

При внедрении в жизнь данных задач значительную роль играют юридические службы органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов.

В современный период юридическая служба, как составная часть механизма правового регулирования общественных отношений, становится одним из действенных рычагов укрепления законности, дисциплины, правопорядка и повышения эффективности деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов.

В связи с этим, юридическая служба требует постоянного внимания и высококвалифицированного руководства.

При изучении данной дисциплины применяются исторический, сравнительно-правовой, социологический и другие методы.

С помощью исторического метода изучается становление юридической службы в Узбекистане, ее развитие и перспективы. Иначе говоря, через призму исторического метода оценивается появление и внедрение в практику юридической службы, сопоставление норм, регулирующих деятельность юридической службы на конкретных исторических этапах.

Применением сравнительно-правового метода осуществляется изучение деятельности юридических служб зарубежных стран, их нормативно-правовой базы и практического опыта посредством сравнения с национальной юридической службой, обмена информацией, опытом и практикой.

В развитии юридической службы соответствующие социологические исследования занимают важное место. Путем проведения личных наблюдений, опросов, анкетирования, бесед изучается состояние и эффективность деятельности юридической службы, недостатки, допущенные при принятии нормативно-правовых актов. Это в свою очередь дает возможность сделать полезные заключения и выводы. Основная задача и значимость дисциплины «Юридическая служба в Республике Узбекистан» заключается в обеспечении глубокого изучения данной дисциплины со стороны специально подготавливаемых кадров для юридической службы органов государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов; в обучении их правильному применению правовых методов в различных жизненных и служебных ситуациях на практике; в развитии у студентов умения и навыков организации правового воспитания в трудовых коллективах.

3. Система юридической службы в Республике Узбекистан

Совершенствование правовой работы органов государственной власти и управления, а также хозяйствующих субъектов тесно связано с решением задачи построения демократического правового государства в Республике Узбекистан. Важное место в выполнении данной задачи играет юридическая служба государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Юридическая служба существует во всех звеньях и во всех отраслях экономики, промышленности, в министерствах, ведомствах, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в хокимиятах и в высших органах государственной власти и управления. Однако характер, объем и направления правовой работы в различных отраслях экономики, государственных органах и органах хозяйственного управления, а также других хозяйствующих субъектов - не тождественным. Для определения содержания деятельности юридических служб государственных органов и хозяйствующих субъектов, важное значение имеет системный подход к этому вопросу.

Учитывая особенности системы, статуса и основных направлений деятельности юридических служб. их можно подразделить на следующие группы:

а) юридическая служба высших органов государственной власти и управления;

б) юридическая служба органов государственного и хозяйственного управления;

в) юридическая служба органов государственной власти на местах (хокимиятов областей, городов, районов);

г) юридическая служба хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций и учреждений).

Заключение

Одной из основных задач проводимых в независимой Республике Узбекистан политических и правовых реформ является построение гуманного демократического правового государства и поэтапный переход к рыночным отношениям.

Повышается роль юридической службы в государственном управлении. Юридическая служба существует во всех звеньях и во всех отраслях экономики, промышленности, в министерствах, ведомствах, предприятиях, организациях и учреждениях, а также в хокимиятах и в высших органах государственной власти и управления. В годы независимости из года в год значимо повышается количество и области действий хозяйственных субъектов по мере предоставления свободных условий и законных гарантий. При этом появляется необходимость изучению предмета юридической науки, подготовки специалистов и обучению их необходимым навыкам.

В заключении надо подчеркнуть, что юридическая служба играет важную роль при внедрении задач по защите прав и свобод граждан, обновлению общества и достижению основных целей определенных независимостью нашей республики.

Список литературы

1. Введение в юридическую специальность. /А.А.Абдурахманов, А.А.Гришин и др. под ред. А.П.Коренева. - М.: Щит-М. 1999. - 144 с.

2. Кузякин Ю.П. Юридическая служба. М.: МГИУ, 2002.

3. Отахонов Ф.? Ўзбекистон Республикасида юридик хизмат / ЎзР Адлия вазирлиги, Тошк. дав. юрид. ин-ти, «Хўжалик ?у?у?и ва жараёни» кафедраси, - Т.: ТДЮИ, 2006. - 284 б.

4. Отахонов Ф.Х. Проблемы юридической службы органов управления Республики Узбекистан. Т. «Адолат», 1993. - 175 с.

5. Отахонов Ф.?. Ўзбекистон Республикасида юридик хизмат (ў?ув- услубий ?ўлланма). - Т.: ТДЮИ, 2006.- 98 б.

6. Ўзбекистон Республикаси хал? хўжалигида юридик хизмат. (тузувчи Отахонов Ф.?.) // Норматив ?ужжатлар тўплами. Т.: «Адолат», 1994.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010