рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Сущность и содержание решения хозяйственного суда

4

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РЕШЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

СУДА

Решение хозяйственного суда по конкретному делу -это прежде всего акт, которым властно подтверждается наличие или отсутствие спорного правоотношения, его конкретное содержание, и таким образом спорное право-отношение превращается в бесспорное, подлежащее при-нудительному исполнению. Именно с момента вынесения решения хозяйственного суда и вступления его в закон-ную силу возможность принудительного осуществления субъективного права, подтвержденного судом, превраща-ется в действительность.

Материально-правовые последствия решения хозяйст-венного суда наступают вследствие того, что решение санкционирует конкретное отношение, абстрактное вы-ражение которого дано в норме права. Если иск удовле-творяется, то право, оспариваемое ответчиком, подлежит принудительному осуществлению. Если же в иске отказа-но, то ответчик освобождается от обязанности, исполне-ния которой требовал истец. Тем самым решение хозяйст-венного суда препятствует новой попытке истца добиться принудительного исполнения обязанности. Правовое значение решения суда заключается также в том, что вследствие решения ранее спорное правоотноше-ние обретает строгую определенность, устойчивость, ма-териально-правовую общеобязательность. Вынося решение, хозяйственный суд должен привести стороны, между которыми возник спор, к достижению со-глашения, обеспечивающего их законные интересы и ин-тересы государства. Решение должно быть принято с уче-том достигнутого соглашения, если оно имело место, и в соответствии с законом, фактическими обстоятельствами по делу, материалами дела, а также не нарушать охраняе-мые законом права и интересы третьих лиц. Хозяйствен-ный суд не может санкционировать соглашения сторон, если оно противоречит закону, интересам государства и общества и охраняемым законом интересам самих сторон.

Вместе с тем процессуальный порядок вынесения реше-ния хозяйственного суда обусловлен особенностями кон-кретного дела, степенью его сложности, характером спор-ного материального правоотношения, указаниями закона о составе суда, отношением сторон к процессу и во многом зависит от их желания и стремления помочь суду в достиже-нии соглашения. Решение хозяйственного суда принимает-ся в том же заседании, в котором рассматривалось дело.

Закон предъявляет особые требования к содержанию решения хозяйственного суда (ст. 153 ХПК).

Решение хозяйственного суда должно состоять из че-тырех частей - вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

Поскольку решение принимается именем Республики Беларусь, то с этого и начинается текст вводной части решения хозяйственного суда. Во вводной части решения содержится также наименование хозяйственного суда, принявшего решение, состав суда, номер дела, дата и мес-то судебного разбирательства дела, наименование всех лиц, участвующих в деле, предмет спора, фамилии присут-ствовавших в заседании суда лиц с четким указанием их полномочий.

В описательной части судебного решения должно быть краткое изложение требований искового заявления, отзыва на исковое заявление, если оно поступило от от-ветчика, других объяснений, заявлений и ходатайств. Из описательной части должно быть ясно, кто и что просит или требует. Кроме этого, должна содержаться информа-ция о действиях, совершенных судьей хозяйственного суда (например, осмотр вещественных доказательств, озна-комление с материалами дела непосредственно на месте их нахождения и т.д.).

В мотивировочной части судебного решения долж-ны быть указаны обстоятельства дела, установленные хо-зяйственным судом, доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах. В этой же части решения приводятся доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательство, на которое ссылались лица, участвующие в деле в процессе рассмотрения дела, а также законы и иные нормативные акты, какими руко-водствовался суд при принятии решения. В решении так-же указывается об изменении истцом предмета, размера и основания иска, о признании или непризнании иска ответ-чиком.

Другими словами, решение хозяйственного суда долж-но быть обстоятельно мотивировано как с фактической, так и с правовой стороны, т.е. в его редакции следует чет-ко различать как правовое, так и фактическое основание решения.

Декретом Президента Республики Беларусь от 12 мар-та 2003 г. № 9 «О совершенствовании хозяйственного су-допроизводства» установлены категории дел, по которым мотивировочная часть судебного решения составляется обязательно (дела о банкротстве, о признании недействи-тельным ненормативного акта, с участием иностранных лиц и др.). По другим делам мотивировочная часть реше-ния может не составляться.

Резолютивная часть решения должна содержать вы-воды об удовлетворении или отказе в удовлетворении каж-дого заявленного искового требования (ч. 7 ст. 153 ХПК).

Содержание резолютивной части решения диктуется конкретными обстоятельствами дела. Кроме общих положении, содержащихся в резолютивной части каждого реше-ния, закон уточняет и конкретизирует ее содержание при-менительно к отдельным категориям конкретных споров.

Вывод хозяйственного суда не должен зависеть от на-ступления или не наступления каких-либо условий, т.е. не допускается вынесения условных и альтернативных реше-ний.

При участии в деле нескольких истцов или ответчиков в решении записывается, как разрешен спор в отношении каждого из них. При полном или частичном удовлетворении первона-чального и встречного исков в резолютивной части реше-ния указывается сумма, подлежащая взысканию в резуль-тате зачета. При удовлетворении иска о взыскании денежных средств в резолютивной части решения хозяйственный суд устанавливает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженнос-ти, убытков и неустойки (штрафа, пени).

При присуждении имущества хозяйственный суд ука-зывает наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения (ст. 154 ХПК).

Особенности, характерные для резолютивной части решения хозяйственного суда по другим категориям дел, изложены в ст. 155-159 ХПК.

Законную силу решения различные ученые-юристы понимают по разному: как «правовое действие решения»1, неизменность2, непосредственное проявление действия нормы права, стабильность3 и обеспеченная законом обя-зательность действия4. Являясь актом применения права, решение суда имеет свойства, сходные со свойствами нор-мативных предписаний. Законную силу решения суда ха-рактеризуют указанные признаки в совокупности.

Вступление в законную силу решения хозяйственного суда означает, что оно приобретает правовое действие. Права и обязанности, подтвержденные этим решением, устанавливаются окончательно.

Решение хозяйственного суда обязательно для испол-нения всеми организациями, должностными лицами и гражданами.

Институт законной силы решения хозяйственного суда способствует стабильности в работе хозяйственного суда, поскольку создает невозможность пересмотра одного и того же дела по много раз.

Вступив в законную силу, решение хозяйственного су-да приобретает свойство исключительности. Это означа-ет, что исключается возможность предъявления вторич-ного тождественного иска и рассмотрение дела, уже раз-решенного хозяйственным судом, повторно, поскольку спор уже был разрешен однажды судом по тому же пред-мету, основанию и между теми же сторонами.

Решение хозяйственного суда вступает в законную си-лу по истечении срока на кассационное обжалование и оп-ротестование (десять дней), если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение суда, если оно не отменено с направлением дела на новое рассмотре-ние, вступает в законную силу с момента вынесения поста-новления кассационной инстанцией.

Решение Высшего Хозяйственного Суда вступает в за-конную силу с момента объявления в судебном заседании (ст. 161 ХПК).

Решение хозяйственного суда должно соответствовать закону и фактическим обстоятельствам дела, а также от-вечать другим требованиям. Главными среди них являются требования законности и обоснованности. Ошибки хо-зяйственного суда, которые обусловлены неправильным применением закона или вызваны несоответствием реше-ния суда фактическим обстоятельствам по делу, могут быть исправлены путем пересмотра решения в кассацион-ном или надзорном порядке. Решение хозяйственного суда должно отвечать также требованиям категоричности, оп-ределенности, полноты и безусловности. Не допускается вынесение альтернативных и условных решений.

Наряду с этим в решении хозяйственного суда возмож-ны недостатки, которые могут быть исправлены самим судом, вынесшим это решение. Правильное решение должно быть ясным, не содержать опечаток или описок и арифметических ошибок. Решение суда, не отвечающее этим требованиям, подлежит исправлению.

Дополнительное решение является способом исправ-ления такого недостатка судебного решения, как его не-полнота. Требование полноты - одно из существенных требований, предъявляемых к решению хозяйственного суда. ХПК достаточно четко определяет, в каких случаях может быть вынесено дополнительное решение (ст. 165). Хозяйственный суд, принявший решение, может принять дополнительное решение, если:

какое-либо требование было заявлено и рассмотрено в судебном заседании, но по нему не было принято решение;

разрешив вопрос о праве, суд не указал размера при-сужденной суммы, имущества, подлежащего передаче, или действия, которые обязан был совершить ответчик.

Что касается первого из названных условий, то речь может идти как об одном из нескольких заявленных тре-бований истца, так и о встречном требовании ответчика или требовании третьего лица, заявляющего самостоя-тельные требования на предмет спора. Важно учесть, чтобы каждое требование было предметом рассмотре-ния в заседании суда, чтобы вопрос о нем обсуждался и приводились доказательства в обоснование этого требо-вания.

Дополнительное решение может быть вынесено и в том случае, когда не решен вопрос о судебных расходах.

В случае возбуждения вопроса по иным основаниям, чем те, которые указаны в ст. 165 ХПК, хозяйственный суд выносит определение об отказе в удовлетворении та-кой просьбы.

Вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен только до вступления решения в закон-ную силу.

Вынесение дополнительного решения подчиняется об-щим правилам судопроизводства. Заявление о вынесении дополнительного решения разрешается в заседании суда. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания заказным письмом с уведомлением о вручении его адресату. Неявка лиц, участвующих в деле, не может быть основанием к тому, чтобы дело не рассматривалось в заседании суда.

В случае отказа в вынесении дополнительного реше-ния определением суда может быть допущено обжалова-ние этого определения.

Разъяснение решения хозяйственного суда является одним из способов устранения его недостатков. Согласно ст. 166 ХПК, в случае неясности решения хозяйственный суд, разрешивший спор, вправе по заявлению лица, участ-вующего в деле, разъяснить решение, не изменяя его со-держания, а также по 'заявлению лица, участвующего в де-ле, или по своей инициативе исправить допущенные описки, опечатки и арифметические ошибки, не затрагивая су-щества решения.

Решение хозяйственного суда разъясняется в том слу-чае, когда текст его непонятен сторонам, содержание про-тиворечиво или нечетко. Как правило, неясность бывает вызвана содержанием резолютивной части.

Право разъяснения решения принадлежит суду, который его вынес, хотя бы даже в ином составе. Возбуждение вопроса о разъяснении решения может иметь место толь-ко до момента исполнения решения суда. Если же реше-ние исполнено в части, то разъяснение должно касаться части, еще не подвергнутой исполнению, но при условии, что срок предъявления решения к исполнению еще не ис-тек. Возможно продление срока для разъяснения решения, если восстановлен срок для предъявления решения к исполнению.

Исправление допущенных судом опечаток, описок или арифметических ошибок является также одним из спосо-бов исправления недостатков судебного решения. Как правило, опечатки (описки) связаны с искажением, допу-щенным при написании (напечатании) отдельных слов и выражений, фамилий кого-либо из участников процесса, состава суда, могут иметь место и искажения наименова-ния юридического лица, которое должно даваться в текс-те решения в строгом соответствии с тем, как оно указано в его зарегистрированном уставе.

Исправление допущенных опечаток или счетных оши-бок относится к тем случаям, когда они выявляются уже после вынесения решения. Вопрос о разъяснении решения возникает по заявлению лиц, участвующих в деле, или по заявлению судебного исполнителя. В исправлении допу-щенных арифметических ошибок возможна и инициатива суда. Исправляя эти ошибки, суд не может изменить пер-воначально вынесенное решение.

О разъяснении решения и об исправлении опечаток, описок или арифметических ошибок суд выносит опреде-ление, которое может быть обжаловано.

Определения хозяйственного суда - это постановле-ния, которые не разрешают спора по существу, в отличие от решения. Определения решают отдельные вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, его появле-ния, движения и прекращения.

Определения хозяйственного суда различаются по сво-ему характеру и последствиям. От определений, выноси-мых в процессе рассмотрения дела, следует отличать оп-ределения, которыми завершается рассмотрение спора без вынесения решения по существу. Это определения о прекращении производства по делу и об оставлении иска без рассмотрения (гл. 10 и 11 ХПК). С вынесением этих определений процесс прекращается без рассмотрения дела по существу. Это и есть форма окончания процесса без вынесения решения. Отличие названных определений от всех остальных состоит в том, что, будучи пресекательными, они препятствуют дальнейшему движению дела, явля-ясь единственными определениями, выносимыми по делу, имеющими значение судебного решения.

Закон указывает, что хозяйственный суд выносит оп-ределение в виде отдельного акта в случаях, предусмот-ренных ХПК (ст. 168).

Определения хозяйственного суда по их содержанию могут подразделяться на следующие виды:

подготовительные определения, которые выносят-ся до рассмотрения дела по существу и разрешения его в судебном заседании (о принятии дела к производству или возбуждении дела, отказе в принятии искового заявления, привлечении в процесс третьего лица, другого ответчика, о подготовке к судебному разбирательству и др.);

определения, выносимые в стадии разрешения дела по существу, которые способствуют вынесению законно-го и обоснованного решения (об отводах, о прекращении, об отложении и приостановлении производства по делу и др.);

определения, выносимые после рассмотрения дела по существу и направленные на создание условий для своевременного и надлежащего исполнения решения суда (о разъяснении решения, об исправлении ошибок и опи-сок в решении, о выдаче дубликата исполнительного лис-та и др.);

частные определения, в которых отмечаются выяв-ленные при рассмотрении дела факты нарушения закон-ности, вносятся соответствующие предложения.

Указанные определения можно также разделить на две большие группы: определения, которые выносятся су-дом в виде отдельного акта (об отложении рассмотрения дела, приостановлении и прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения и др.); определе-ния, которые принимаются устно и заносятся в прото-кол судебного заседания (о приобщении к делу дополни-тельных доказательств, о разрешении некоторых других ходатайств и заявлений, о рассмотрении дела в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание, и др.).

Представляет интерес еще одна классификация опре-делений хозяйственного суда, предложенная в коммента-рии к ХПК1:

определения, препятствующие возникновению процесса или заканчивающие его без разрешения либо урегу-лирования спора между сторонами [определение об отка-зе в принятии искового заявления; определение о возвра-щении искового заявления; определение о прекращении искового заявления (за исключением отказа от иска и ми-рового соглашения); определение об оставлении иска без рассмотрения];

определения, заканчивающие процесс урегулирова-нием спора (определение о прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска или утверждением мирового соглашения);

определения по вопросам обеспечения хозяйствен-ного процесса до разрешения спора по существу:

определения по вопросам движения дела (о передаче дела в другой хозяйственный суд; о приостановлении и во-зобновлении производства по делу; о восстановлении и продлении процессуальных сроков; о возбуждении произ-водства по делу и подготовке его к судебному разбира-тельству; о соединении и разъединении исковых требова-ний и др.);

определения о замене участников процесса и привле-чении в процесс новых лиц (об отводе и самоотводе; о за-мене ненадлежащей стороны; об отказе в привлечении в дело в качестве третьего лица; о привлечении в дело госу-дарственных или иных органов для дачи заключения);

определения по собиранию доказательств и распоря-жению ими (о распоряжении вещественными доказатель-ствами; о возврате звуко- и видеозаписей; о непринятии признания стороной фактов; об обеспечении доказа-тельств; о судебном поручении); определения об обеспечении иска, наложении штрафа, о судебных расходах и др.;

определения по поводу принятого хозяйственным судом решения (об отказе в принятии дополнительного решения; о разъяснении решения, исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок; об отсрочке и рас-срочке исполнения решения, изменении способа и поряд-ка исполнения решения);

определения по вопросам исполнения судебного ак-та (о выдаче или об отказе в выдаче приказа и его дубли-ката; о повороте исполнения; об отводе судебного испол-нителя и др.);

6) определения по вопросу возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

определения о судебном приказе в приказном произ-водстве;

частные определения.

В целях повышения эффективности профилактичес-кой деятельности по устранению нарушений законода-тельства более полно изложена в ХПК норма о частном определении (ст. 169). Хозяйственному суду предоставле-но право подвергнуть штрафу организацию, должностное лицо или гражданина за неисполнение частного определе-ния, оставление его без ответа, а равно за несвоевремен-ный ответ на частное определение.

Протокол судебного заседания - это процессуальный акт, удостоверяющий совершение (не совершение) хозяй-ственным судом и другими участниками судопроизводства процессуальных действий по реализации предусмотрен-ных законом процессуальных прав и обязанностей.

Содержание протокола, порядок его составления и форма регламентируются ХПК (ст. 149).

В ХПК закреплены особенности протокола судебного заседания. Норма о протоколе по своей форме является диспозитивной, т.е. протокол может составляться в судеб-ном заседании (ч. 1 ст. 149). По своему содержанию указанная норма является императивной, поскольку случаи, когда ведение протокола обязательно, сформулированы таким образом, что практически по всем делам протокол должен составляться. Например, ведение протокола явля-ется обязательным в случае заявления в судебном заседа-нии устных отводов судье (суду) либо лицам, участвую-щим в деле, а также заявления в судебном заседании сто-ронами об отказе от иска, признании иска, изменении ос-нования и предмета иска. Однако до начала судебного за-седания судья может не знать, будут ли заявлены соответ-ствующие ходатайства, поэтому следует быть готовым по каждому делу вести протокол.

Более того, протокол должен содержать все сущест-венные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия - протокол необхо-димо составлять в каждом судебном заседании.

ХПК отличается от других процессуальных кодексов и по требованиям, предъявляемым к содержанию протоко-ла судебного заседания. В частности, согласно ХПК про-токол должен содержать также:

объяснения лиц, участвующих в деле, результаты ос-мотра доказательств;

распоряжения хозяйственного суда в ходе судебного разбирательства;

содержание судебных прений;

сведения об оглашении судебных актов и разъяснении порядка и срока их обжалования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.

4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.

7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010