рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Субъекты и юридические формы использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Беларусь

7

СУБЪЕКТЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Земельная реформа, проводимая в Республике Беларусь, предполагает изменение сложившихся организационных, экономических и правовых отношений.

Задачи земельной реформы:

перераспределение земель в целях создания усло-вий равноправного развития различных форм хозяйствова-ния на земле, формирование многоукладной экономики в аграрном секторе, достижение стабильного производства сельскохозяйственной продукции;

передача вопросов регулирования земельных отно-шений Советам депутатов, их исполнительным и распоря-дительным, а также специально созданным органам;

инвентаризация земель и создание земельного запа-са для наделения земельными участками юридических и физических лиц;

всемерное развитие фермерства, расширение лич-ных подсобных хозяйств, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального строительства;

преобразование неэффективно работающих колхо-зов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств и ряд других.

В соответствии со ст. 96 Кодекса о земле земли сель-скохозяйственного назначения предоставляются:

колхозам, совхозам, межхозяйственным сельскохо-зяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, сельскохозяйственным кооперативам, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйствен-ную деятельность, - для ведения товарного сельского хо-зяйства;

гражданам Республики Беларусь - для ведения кре-стьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;

научно-исследовательским институтам, учебным за-ведениям - для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;

несельскохозяйственным предприятиям и организа-циям, религиозным организациям - для ведения подсобно-го сельского хозяйства.

В случаях, предусмотренных законодательством Рес-публики Беларусь, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйст-ва и иным юридическим и физическим лицам.

До принятия Кодекса о земле 1990 г. структура сель-скохозяйственного производства в Республике Беларусь, как и в бывшем СССР в целом, представляла собой в ос-новном крупные сельскохозяйственные предприятия (кол-хозы). Часть земель сельскохозяйственного назначения граждане использовали для ведения подсобного хозяйства, развивалось коллективное садоводство и огородничество, подсобные сельские хозяйства были созданы у значитель-ного числа промышленных предприятий. Предпочтение отдавалось общественным, коллективным формам земле-пользования, что соответствовало экономическим и соци-альным основам государственного и общественного строя. Субъекты общественной формы землепользования (колхо-зы) являлись основными производителями сельскохозяйст-венной продукции.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входил и приусадебный фонд в населенных пунктах, за счет которого колхозники, рабочие и служащие колхозов, другие граждане, проживающие в сельской местности, на-делялись земельными участками для ведения личного под-собного хозяйства, садоводства и огородничества, для ин-дивидуального жилищного строительства.

Действующее законодательство по-новому регламен-тирует круг субъектов права сельскохозяйственного зем-лепользования. Развиваются различные формы аграрного предпринимательства, в том числе и связанные с исполь-зованием земель для разнообразных сельскохозяйствен-ных целей. Земли сельскохозяйственного назначения пре-доставляются хозяйственным обществам и товарищест-вам, производственным кооперативам, унитарным пред-приятиям.

Производителями товарной сельскохозяйственной про-дукции являются и крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые как членами колхозов и других сельскохозяй-ственных кооперативов, работниками сельскохозяйственных предприятий, пожелавшими выйти из их состава, так и горожанами.

В последние годы на базе колхозов и совхозов создают-ся новые организационно-хозяйственные формы сельскохо-зяйственного производства, т.е. закрепленные в законода-тельстве и наделенные правосубъектностью самостоятель-ные формы хозяйствования в виде предприятия - юридиче-ского лица либо иной предпринимательской структуры без прав юридического лица, но с четко очерченной граждан-ской правосубъектностью.

Процесс реорганизации колхозов и совхозов в новые формы хозяйствования проведен в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. утверждено специальное положение о реорганизации колхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий1. В Российской Феде-рации проведена приватизация земель сельскохозяйствен-ного назначения, и они переданы в собственность юриди-ческих и физических лиц. Земли сельскохозяйственных предприятий были переданы членам коллектива предпри-ятий на правах общей (совместной или долевой) собствен-ности. Таким образом, появилось право собственности граждан и юридических лиц не на отдельные земельные участки, а на так называемые земельные доли. Между сель-скохозяйственным предприятием как юридическим лицом и коллективом предприятий в земельно-правовых отноше-ниях образовался разрыв, в нормах права появилась колли-зия прав сельскохозяйственного предприятия на исполь-зуемые земли и права граждан. На основании Указа Прези-дента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реали-зации конституционных прав граждан на землю»2 были предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в различных формах; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предусмотрено право местных орга-нов власти выкупать у крестьян земельные доли для пере-продажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяй-ственное производство.

В сфере частной собственности на землю и средства производства на селе в Российской Федерации существует множество организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства:

а) коммерческие организации;

б) некоммерческие предприятия;

в) подсобные сельские хозяйства промышленных пред-приятий;

г) крестьянские (фермерские) хозяйства;

д) личные подсобные хозяйства граждан. Земельный кодекс Российской Федерации предусмотрел, что земли сельскохозяйственного назна-чения могут использоваться для ведения сельскохозяйст-венного производства, создания защитных насаждений, на-учно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, также казачь-ими обществами, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразде-лениями научно-исследовательских организаций, образова-тельных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто-ка Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В ходе реформирования сельского хозяйства Республи-ки Беларусь идет процесс реорганизации колхозов и совхо-зов, создаются сельскохозяйственные кооперативы, ассо-циации, хозяйственные общества, ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Часть го-сударственных сельскохозяйственных предприятий продолжает сохранять свой статус (научно-исследовательские и другие сельскохозяйственные учреждения, опытные хо-зяйства, экспериментальные базы и иные хозяйства, на землях которых проводятся долголетние опыты, ведутся научные исследования).

Несельскохозяйственные предприятия и организации, религиозные организации также могут вести подсобное хо-зяйство на выделенных им земельных участках.

Значительное место в числе субъектов права собствен-ности, землевладения и землепользования на землях сель-скохозяйственного назначения занимали кооперативы гра-ждан. В настоящее время земельные участки членов садо-водческих товариществ, земельные участки общего пользо-вания садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительст-ва, а также земельные участки, предоставленные для дачно-го строительства, не относятся к землям сельскохозяйст-венного назначения.

Согласно ст. 7 Кодекса о земле 1990 г., земля закрепля-лась за колхозами, совхозами, другими государственными, кооперативными, общественными предприятиями и орга-низациями, религиозными организациями на праве владе-ния. Указанные предприятия и организации могли допол-нительно арендовать земельные участки, использование которых осуществлялось на праве пользования. Кроме того, сельскохозяйственные предприятия и организации могли временно использовать участки для сенокошения и выпаса скота, других нужд из земель государственного лесного фонда, запаса, других земель государственного фонда. Временное пользование землей (в том числе на условиях аренды) оформлялось договором с последующей выдачей удостоверения на право временного пользования землей.

Действующий Кодекс о земле в ст. 99 закрепил положе-ние о предоставлении сельскохозяйственным предприятиям и организациям земельных участков в постоянное пользо-вание для ведения товарного сельского хозяйства. Указан-ные предприятия и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.

На сельскохозяйственных землепользователей возло-жены обязанности по организации эффективного земледелия, сельскохозяйственного производства в целом, повы-шению плодородия почв и рациональному использованию земель; внедрению наиболее эффективных систем земледе-лия, экономически выгодному сочетанию отраслей хозяй-ства, освоению земель; развитию орошения, улучшению лугов и пастбищ, производству известкования и гипсования почв. Они обязаны принимать меры против эрозии почв, заболачивания и засорения земель, осуществлять посадку полезащитных лесонасаждений, облесение и закрепление песков, оврагов и крутых склонов, не допускать загрязне-ния почв; очищать сельскохозяйственные угодья от камней, мелколесья и кустарников, вести борьбу с сорняками, вре-дителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

Право землепользования сельскохозяйственных пред-приятий в различных их организационно-правовых формах неразрывно связано с институтами общей части земельного права, в первую очередь с институтом права землепользо-вания. Нормы этого института образуют базис правового регулирования земельных отношений с участием этих субъектов. Право землепользования сельскохозяйственных предприятий имеет общие черты с любым видом земле-пользования. Правосубъектность сельскохозяйственных предприятий как участников земельных отношений - самая широкая, так как они могут заниматься как сельскохозяйст-венным производством, так и переработкой продукции, ее хранением, транспортировкой, создавать производства по выпуску строительных материалов, удобрений и использо-вать земли для другой, не запрещенной законодательством деятельности.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назна-чения имеет некоторые различия, определяемые конкрет-ным хозяйственным назначением земельных участков и принадлежностью земель тем или иным субъектам права землепользования. Так, разнятся права и обязанности, на-пример, колхозов и учебных и научно-исследовательских сельскохозяйственных предприятий и права граждан.

Коллективное ведение хозяйства на земле в форме кол-хозов является для Республики Беларусь преимуществен-ным. Правовой режим земель, находящихся в пользовании колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, имеет свои особенности.

Колхоз (сельскохозяйственный производственный коо-ператив) является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совме-стной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запре-щенной законодательством деятельности. В силу ст. 7 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного произ-водственного кооператива), утвержденного Указом Прези-дента Республики Беларусь № 49 от 2 февраля 2001 г., с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 15.07.2002 г. № 491, колхоз по своему усмотре-нию осуществляет принадлежащие ему гражданские и иные предоставленные законодательством права, в том числе действует на условиях полной хозяйственной само-стоятельности и самоуправления, хозрасчета и самооку-паемости.

Основными задачами колхоза является предпринима-тельская деятельность, направленная на обеспечение рес-публики продуктами питания, иными товарами, сельскохо-зяйственным сырьем, а также создание условий для эконо-мического развития колхоза и получения прибыли.

Землепользование колхозов осуществляется на земле, которая является собственностью государства. Государство устанавливает правовой режим всех категорий земель, в том числе и находящихся у колхозов и других кооперати-вов. Колхоз является производственным кооперативом. В то же время земля не передается в его собственность.

В соответствии с направлениями своей деятельности колхозы могут использовать землю как для нужд сельско-хозяйственного производства, так и для иных целей (на-пример, для выращивания лекарственных растений). Для реализации своих задач колхоз может создавать предпри-ятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и иные.

Колхозы и другие сельскохозяйственные кооперативы используют большую часть земель на праве постоянного пользования.

Субъектом права землепользования выступает каждый колхоз. Его права на землю должны быть оформлены в ус-тановленном законом порядке. В соответствии с земельным законодательством каждому колхозу выдается государст-венный акт на земельный участок, где указываются точные границы закрепленных за хозяйством земель и их размер.

Содержание специальной земельной правосубъектности колхоза закрепляется в земельном законодательстве, а так-же уставе колхоза.

Устав колхоза как производственного кооператива дол-жен содержать его наименование, место его нахождения, цели деятельности, условия о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива, о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль-шинством голосов (п. 2 ст. 48, ст. 108 ГК Республики Бела-русь). Устав колхоза содержит специальный раздел (поло-жения), касающийся использования земли.

Особенностью права землепользования колхоза являет-ся и то, что оно не может быть прекращено ни в целом, ни в какой-либо части без согласия общего собрания членов колхоза (собрание уполномоченных). Все вопросы, связан-ные с использованием земель, в колхозе разрешаются орга-нами управления или же общим собранием (собрание уполномоченных). В колхозе существует коллективный орган управления - правление.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и об-щему собранию членов кооператива.

Членами наблюдательного совета и правления коопера-тива, а также председателем кооператива могут быть толь-ко члены кооператива. Член кооператива не может одно-временно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Компетенция органов управления кооперативом и по-рядок принятия ими решений определяются законодатель-ством и уставом кооператива.

Колхозы создают различные внутрихозяйственные под-разделения, и за ними, по решению общего собрания, за-крепляются сельскохозяйственные угодья, другие средства производства. Они наделяются определенными правами и обязанностями. Колхоз в целом признается субъектом пра-ва землепользования. Любые структурные подразделения -бригады, фермы, отделения внутри колхоза без образова-ния юридического лица не признаются самостоятельными субъектами права землепользования.

Объектом права колхозного землепользования является весь земельный массив, закрепленный за ним по государст-венному акту. Колхозы могут арендовать и брать во вре-менное пользование земли других землевладельцев и зем-лепользователей.

Колхоз имеет право возводить на закрепленных землях производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, соблюдая при этом установленные правила строительства. Он имеет право производить посевы сель-скохозяйственных культур, выращивать сады, другие мно-голетние насаждения, развивать растениеводство, животно-водство и другие отрасли, народные промыслы.

Колхоз вправе использовать для своих нужд общерас-пространенные полезные ископаемые и торф, пресные под-земные воды, пользоваться поверхностными водными объектами. При этом должны соблюдаться порядок и условия добычи, правила использования недр и водных объектов.

К кооперативным сельскохозяйственным предприятиям и организациям традиционно относятся и межхозяйствен-ные сельскохозяйственные предприятия (организации) и их объединения (межколхозные, государственно-колхозные и государственные). Советом Министров БССР 11 июля 1978 г. были утверждены положения о межхозяйственных пред-приятиях (организациях): по производству продукции жи-вотноводства, растениеводства; по обслуживанию сельско-го населения, а также сельскохозяйственного производства. Предоставление этим организациям земельных участков зависело от направления их деятельности. Так, если созда-валось межколхозное предприятие несельскохозяйственно-го направления (по производству строительных материа-лов, межколхозная строительная организация), то предос-тавление им земель из земель колхозов и совхозов осуще-ствлялось по правилам изъятия земель, установленным Зе-мельным кодексом 1970 г.

Межколхозные, государственно-колхозные и иные го-сударственно-кооперативные предприятия и организации могли быть созданы на землях государственного запаса, государственного лесного фонда и других землях.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы могут быть организованы и на основе структурных подраз-делений сельскохозяйственных предприятий.

Сельскохозяйственный кооператив может быть органи-зован гражданами, не являющимися членами колхозов, не работающими в совхозах, пожелавшими заниматься сель-скохозяйственным производством в составе такого коопе-ратива. Учреждение кооператива не связано с какими-либо разрешениями государственных или хозяйственных орга-нов и служб. Кооператив считается созданным с момента регистрации его устава в соответствующем территориаль-ном исполнительном и распорядительном органе.

Производственный сельскохозяйственный кооператив, как и колхоз, является самостоятельным участником зе-мельных отношений и может выступать в качестве земле-пользователя.

Кооператив может быть организован и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, объединяющимися для совме-стной сельскохозяйственной деятельности, для обслужива-ния своих членов в различных областях: снабжении их удобрениями, горюче-смазочными материалами, хозяйст-венным инвентарем и машинами, оказании помощи в пере-работке и сбыте сельскохозяйственной продукции, креди-товании и других. Различают два типа кооперативов:

производственные;

обслуживающие.

Первые объединяют своих членов для совместного ве-дения на земельном массиве сельскохозяйственного произ-водства. Обслуживающие заняты конкретной сферой услуг: сбытом, снабжением, транспортной деятельностью и дру-гими услугами.

Действующее земельное законодательство Республики Беларусь пока не регламентирует вопросы организации кооперативов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В Кодексе о земле (ст. 100) лишь установлено, что сельско-хозяйственным предприятиям, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, на которых проводятся долголетние опыты) и выходят из них, по ре-шению районного исполнительного и распорядительного органа предоставляются земельные участки из обрабаты-вавшихся ими ранее земель с учетом необходимости созда-ния равных условий хозяйствования. Эти земельные участ-ки подлежат изъятию из состава земель (указанных) более крупных предприятий.

Вместе с тем, кооперативные организации отличаются от других форм предпринимательства тем, что их члены обязаны участвовать в производственной деятельности кооператива. В кооперативах, в том числе и сельскохозяй-ственных, ограничивается привлечение не членов коопера-тива к участию в управлении делами, пользованию имуще-ством кооператива, его хозяйственной деятельности. В со-ответствии со ст. 107 ГК производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участни-ки которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уста-вом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе. Для производственных сельскохозяйственных кооперативов обязательно личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности.

В соответствии со ст. 112 ГК Республики Беларусь про-изводственный кооператив может быть добровольно реор-ганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов.

Иные основания и порядок реорганизации и ликвида-ции кооператива определяются законодательством.

Производственный кооператив по единогласному ре-шению его членов может быть преобразован в хозяйствен-ное товарищество или в общество, а также в унитарное предприятие в случаях, когда в составе кооператива оста-лось менее трех членов.

Так, в силу п. 121 Примерного устава колхоза его реор-ганизация (слияние, присоединение, разделение, выделе-ние, преобразование) осуществляется по решению общего собрания членов колхоза в соответствии с законодательст-вом.

В случаях и порядке, установленных законодательст-вом, реорганизация колхоза осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Совхозы - это государственные сельскохозяйственные предприятия.

Совхозы, наряду с колхозами, являются одной из орга-низационно-правовых форм ведения сельскохозяйственно-го производства в Республике Беларусь. Как правило, их производственно-хозяйственная деятельность строится с учетом специализации (растениеводство, животноводство, смешанные хозяйства).

Главная задача совхоза - производство сельскохозяйст-венной продукции, ее переработка, реализация на основе рационального использования земельного фонда.

Совхоз получает землю в постоянное пользование. За-конодательство гарантирует устойчивость этого землепользования. Изменение внешних границ совхоза возможно только по согласованию с администрацией совхоза.

Совхоз действует на основе полного хозяйственного расчета, несет самостоятельную имущественную ответст-венность, наделен широкими правами.

Объектом права землепользования совхозов являются земельные участки, предоставленные им из состава земель сельскохозяйственного назначения, других категорий зе-мель, земель запаса. Выделение земель совхозу в натуре, установление его внешних границ производится в порядке землеустройства. Совхозу выдается государственный акт на земельный участок. Делами совхозов в отличие от колхозов и других кооперативов управляет его администрация.

Совхоз как сельскохозяйственное предприятие решает вопросы внутрихозяйственного землеустройства, распреде-ления земель по угодьям в зависимости от природных при-знаков и планов производственно-хозяйственной деятель-ности. Подразделения совхозов (участки, бригады и т.п.) -не субъекты права землепользования. Они отвечают перед совхозом за рациональное использование земли.

Как и всем землепользователям, совхозам предоставлен широкий круг прав и обязанностей.

Совхозы, как и колхозы, могут создавать разнообразные предприятия, занимающиеся переработкой сельскохозяйст-венной продукции, ее транспортировкой, а также непосред-ственно не связанные с сельскохозяйственным производст-вом (с целью занятия трудоспособного населения), созда-вать с другими совхозами и предприятиями агропромыш-ленные объединения.

Кодекс о земле (ст. 96) относит к числу участников зе-мельных отношений по использованию земель сельскохо-зяйственного назначения научно-исследовательские инсти-туты, учебные заведения, несельскохозяйственные пред-приятия и организации, религиозные организации, полу-чающие землю для ведения подсобного сельского хозяйст-ва. Землепользование этих организаций и предприятий яв-ляется строго целевым.

Научно-исследовательские, учебные хозяйства, подсоб-ные сельские хозяйства могут иметь статус юридического лица и являются государственными сельскохозяйственны-ми предприятиями. Цели и задачи их организации и дея-тельности связаны с научно-исследовательской работой, опытничеством, практическим применением и распростра-нением достижений науки и техники. Часть из них занята производством и реализацией элитных семян, племенного скота, новых технологий. Многие из научно-иссле-довательских учреждений ведут и производственную дея-тельность.

Школы, техникумы, училища, а также сельскохозяйст-венные институты имеют в своем распоряжении опытные и подсобные хозяйства. На землях учхозов проводится учеб-но-практическая работа, ведутся научные исследования.

Сельскохозяйственное производство для них не являет-ся основным. Главное в их деятельности - опытничество, подготовка кадров, ведение научной деятельности в сель-ском хозяйстве, пропаганда передового опыта.

Несельскохозяйственным предприятиям и организаци-ям земли для организации подсобных хозяйств предостав-ляются в общем порядке. Земли, отводимые для указанных целей, закрепляются за предприятиями и организациями в постоянное пользование. Для целей организации подсоб-ных хозяйств земельные участки предоставляются как из земель сельскохозяйственного назначения, так и из земель других категорий земельного фонда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010