рефератырефератырефератырефератырефератырефератырефератырефераты

рефераты, скачать реферат, современные рефераты, реферат на тему, рефераты бесплатно, банк рефератов, реферат культура, виды рефератов, бесплатные рефераты, экономический реферат

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ"

Портал Рефератов

рефераты
рефераты
рефераты

Содержание земельных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения в Республике Беларусь

2

СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Содержание земельных правоотношений составляют права и обязанности их участников, которые предусмотре-ны нормами земельного права. Субъекты земельных право-отношений реализуют их либо путем совершения активных действий, например, застройки земельного участка, либо путем воздержания от совершения тех или иных действий, запрещенных законодательством.

Содержание земельных правоотношений зависит от их отнесения к тому или иному виду, состава участников, осо-бенностей объекта. Содержание правоотношений земель-ной собственности образуют права и обязанности земель-ных собственников: государства, юридических лиц, граж-дан по владению, пользованию и распоряжению землей.

Земельные правоотношения в области управления име-ют своим содержанием права и обязанности государствен-ных органов общей и специальной компетенции, а также землевладельцев, землепользователей, собственников зем-ли по планированию использования земель, информации о земельных ресурсах, ведению земельного кадастра и учета земель, регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними, их предоставлению и изъятию, землеуст-ройству, проведению земельного контроля, разрешению земельных споров и другой управленческой деятельности.

Круг прав и обязанностей землевладельцев и землеполь-зователей определен Кодексом о земле (ст. 64-65) и до-полняющим его законодательством. Они охватывают как отношения между землевладельцами и землепользователя-ми, так и между ними и государством - собственником земли, а также иными собственниками земли. Самостоя-тельным объемом правомочий и обязанностей наделены носители земельных сервитутов.

Содержание охранительных земельных правоотноше-ний определяется характером нарушения земельного зако-нодательства и особенностями возникающей ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, граж-данско-правовой.

Земельные отношения не могут быть рассмотрены только в статике, т.е. как отношения принадлежности зе-мельного участка конкретному субъекту на определенном праве. Земельные отношения имеют и свою динамику. Они могут возникать, изменяться и прекращаться. Земельные участки являются объектами хозяйственного оборота, мо-гут переходить от одних субъектов к другим в порядке и на условиях, определенных земельным законодательством.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку доз-воленности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в земельном пра-ве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, право-изменяющие и правопрекращающие. Такими юридически-ми фактами являются административно-правовые акты ис-полнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом земельно-правовых юридических ак-тов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них - решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков во владение или пользование, передаче их в частную собственность юридических лиц и граждан, судебные решения, устанав-ливающие земельные права и обязанности, например, о признании права собственности на землю, разделе земель-ных участков и определении порядка пользования ими и др.

В качестве оснований возникновения земельного пра-воотношения могут выступать сделки и договоры. Следует иметь в виду, что в земельном праве возникновение зе-мельных правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государ-ственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные земельные правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение земельных правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным земельным участком. Основаниями прекраще-ния земельных правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события.

В основе земельно-правовых отношений лежат отноше-ния собственности. Они образуют базис земельного строя государства. Земельные правоотношения представляют со-бой юридическую оболочку установления и оформления экономических отношений по поводу земли как особого объекта собственности. Понятие земельной собственности, таким образом, охватывает как экономическую, так и пра-вовую категории.

Земля является основой любой производственной дея-тельности. Она выступает и в качестве предмета труда, и средства производства, и пространственно-операционного базиса. Земельная собственность как экономическая кате-гория представляет собой совокупность общественных от-ношений по поводу присвоения земли. В статике эконо-мические отношения собственности показывают, кому принадлежат (кем присвоены и присваиваются) земельные богатства общества. В динамике экономические отношения собственности характеризуют и сам способ присвоения земли, а также всего с ней связанного имущества, единого комплекса производительных сил1.

Собственность как экономическая категория традици-онно определяется как присвоение индивидуумом или кол-лективом средств производства, предметов природы, есте-ственных и созданных трудом в пределах определенной общественно-экономической формы и посредством нее.

Содержание земельной собственности как экономичес-кой категории можно раскрыть через категории владения, пользования и распоряжения.

Классическое определение собственности предложено в работах экономистов прошлого и нынешнего столетий. Собственность определяется как исключительная и деспо-тичная власть, на которую один человек может претендо-вать и осуществлять над объектами внешнего мира. Она состоит из свободного владения, пользования и распоряже-ния объектами собственности без какого-либо контроля и ограничения, за исключением требований, установленных законом. Отношения собственности включают в себя также и отношение лица к присвоенному имуществу (материаль-ному благу, в том числе к вещи) как к собственному (либо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Сущность и содержание отношений собственности на землю во многом зависят от роли и значения этого объекта материального мира в жизни общества. Можно говорить о земле как материальной основе отношений собственности. Будучи центром, фундаментом отношений собственности, земля придает им определенную направленность. Вместе с тем земля - особый объект собственности, обладающий рядом специфических как естественных, так и экономичес-ких свойств.

Земля как сфера приложения труда человека, нацио-нальное богатство любого из государств пространственно ограничена. Земельные участки обладают различными при-родными свойствами и значительно разнятся по стоимости. Природные свойства земли являются предпосылкой для использования ее в той или иной сфере хозяйствования (сельском, лесном хозяйстве, промышленности и т.д.). Как средство производства земля имеет определенную произ-водительность; ее использование требует дальнейшего улучшения и преобразования; она превращается в средство производства лишь в процессе производственной деятель-ности человека; она не может быть полностью заменена другими средствами производства (хотя, как известно, су-ществуют искусственно созданные почвы).

В центре правового регулирования земельного права -содержание правомочий и обязанностей собственников земли, гарантии этой собственности, механизм приобрете-ния права собственности на землю и защиты прав собст-венников земли.

Следует указать на расширение сферы действия граж-данского законодательства в регулировании отношений по поводу земли как недвижимого имущества, частично во-влеченного в хозяйственный оборот. Это признается представителями науки как гражданского, так и земельного права.

Право земельной собственности в субъективном смыс-ле - это право конкретных субъектов - юридических и фи-зических лиц, иных субъектов - владеть землей и исполь-зовать земельные участки в порядке и на условиях, уста-новленных законодательством. Содержание субъективного права собственности на землю раскрывается через право-мочия собственников владеть, пользоваться и распоряжать-ся земельными участками. Когда права владения, пользова-ния и распоряжения урегулированы юридическими норма-ми, выполнение которых гарантирует государство, тогда и собственность получает свое высшее проявление в виде права собственности.

Субъективное право собственности, в том числе зе-мельной, традиционно рассматривается в качестве абсо-лютного правоотношения. В нем собственнику противо-поставлены все другие субъекты, которые обязаны воздер-живаться от нарушений права собственности, не препятст-вовать собственнику в осуществлении своих правомочий. Право собственности на землю и другие природные ресур-сы можно определить и как титул. Он предоставляет обла-дателю право владеть, пользоваться и распоряжаться при-надлежащей ему частью природного объекта (земельным участком) по своему усмотрению, но в пределах, установ-ленных законом1.

В зависимости от того, кто является собственником земли, субъектом соответствующих отношений и носите-лем права собственности - отдельный человек, коллектив, народ, нация, выделяют самостоятельные формы собствен-ности. Их правовое опосредование осуществляется нормами законодательства. Подразделение права собственности на формы и виды по кругу субъектов и объектов позволяет провести различия между ними по следующим признакам: по кругу объектов и субъектов, объему правомочий, по ос-нованиям возникновения и прекращения.

Длительное время в нашей стране существовала только государственная форма собственности на землю. Воз-никшая на основе национализации земли, она составляла основу всех земельных отношений. Государство было еди-ным и единственным собственником земли. Теоретические споры затрагивали только вопрос о том, кому конкретно -Союзу ССР или союзным республикам - принадлежит пра-во собственности. Часть представителей науки земельного права лишала союзные республики каких бы то ни было прав собственников земли.

Право государственной собственности на землю рас-сматривалось в качестве одного из завоеваний социализма. Подчеркивался его социалистический характер; исключе-ние возможности эксплуатации человека человеком; ис-пользование преимущественно для развития производи-тельных сил страны, в интересах всего народа. Государст-венная собственность на землю утверждалась в качестве важнейшего условия и предпосылки рационального ис-пользования земли.

Право государственной собственности на землю было исключительным правом, что закреплялось в Конституции. Из исключительности государственной собственности на землю исходила правовая система: земля была изъята из товарного оборота, земельный фонд не имел стоимости и цены, его оценка производилась на основе пространствен-ных измерений и частично - качества. Государство явля-лось обязательным участником всех отношений, связанных с землей. Характер отношений земельной собственности предполагал подчиненное и зависимое от властей положе-ние всех иных его участников, в первую очередь пользова-телей земли. Единственным титулом, на основе которого осуществлялось использование земли, был титул пользова-теля. Нормы, закреплявшие право пользования землей, были зависимы от норм, закреплявших незыблемое, исключи-тельное право государственной собственности на землю. Данная юридическая конструкция государство-пользо-ватель была весьма удобной для административно-пла-новой системы, поскольку государство всегда могло ли-шить пользователя его прав, ограничить их, сократить в объеме. Предоставление земельных участков нормирова-лось на одного участника земельных отношений, пользова-тель оставался ответственным перед государством за со-блюдение установленных правил землепользования.

Начало реформированию земельного строя было поло-жено Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле (от 28 февраля 1990 г.). Основы не со-держали понятий права собственности на землю и права государственной собственности на землю, но благодаря им от национализации земли к ее приватизации были сделаны три важных шага:

ликвидирована монополия исключительной собст-венности союзного государства на землю (и другие при-родные ресурсы);

установлена множественность субъектов права соб-ственности на землю;

введен новый институт земельного права - право землевладения. На этом компромиссном решении (не соб-ственность граждан на землю, а владение землей) союзная реформа и остановилась.

Основы законодательства Союза ССР и союзных рес-публик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г., не признавали право частной собствен-ности на землю. Земля еще не была включена в граждан-ский оборот.

Начало новому этапу развития земельного права как права нового государства - Республики Беларусь - поло-жила Декларация о государственном суверенитете, приня-тая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. В соответ-ствии с ее законоположениями субъектом права собствен-ности на землю, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь был назван белорусский народ. Он осуществляет исключительные права владения, пользования и распоряжения землей.

Кодекс Республики Беларусь о земле от 11 декабря 1990 г. содержал специальную норму - ст. 2 «Земля как объект права собственности». В ней указывалось, что земля явля-ется собственностью Республики Беларусь. Было закреп-лено право каждого гражданина Республики Беларусь на земельный участок, условия и порядок предоставления ко-торого определяются законодательством. Однако в этой статье ничего не говорилось о том, на каких правах (собст-венности, владения, пользования) возможно использование земельного участка. Более того, Кодексом о земле 1990 г. не было установлено право собственности на землю ни фи-зических, ни юридических лиц.

Кодекс Республики Беларусь о земле, как и Основы зе-мельного законодательства, ввел в юридическую практику новый титул - землевладения, близкий к индивидуальной, частной собственности на землю. Начало формированию института права частной собственности на землю и ре-формированию государственной в Республике Беларусь по-ложило постановление Верховного Совета Республики Бе-ларусь от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Бела-русь». Более подробная регламентация отношений частной собственности на землю содержалась в Законе Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю».

Государственную собственность образуют все земли, за исключением тех, что переданы в частную собственность и в собственность иностранных государств и не отчуждены после этого в собственность Республики Беларусь.

В частной собственности находятся земли, приобретен-ные гражданами Республики Беларусь, постоянно прожи-вающими на территории Республики Беларусь или прирав-ненными к постоянно проживающим в соответствии с за-конодательством Республики Беларусь.

Земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе и коммерческим организациям с иностранными инвестиция-ми.

Иностранным государствам земельные участки могут передаваться в собственность в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 37 Кодекса о земле. Юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе коммерческим организациям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при привати-зации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вме-сте с объектами в собственность может быть передан зе-мельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь. Земельные участки также могут передаваться в собственность юридических лиц Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

Решение о передаче земельных участков в собствен-ность юридическим лицам Республики Беларусь в назван-ных выше случаях принимается Президентом Республики Беларусь.

В зависимости от круга субъектов право частной соб-ственности может быть подразделено на следующие виды:

право частной собственности граждан;

право частной собственности юридических лиц.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садо-водства, дачного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК субъектами права госу-дарственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Анализ действующего земельного законодательства Республики Беларусь позволяет прийти к выводу, что за администра-тивно-территориальными единицами земля на праве собст-венности не закреплена.

По-другому складывается правовое регулирование от-ношений государственной собственности в государствах с федеративным устройством. Так, земельное законодатель-ство Российской Федерации устанавливает, что собствен-ность на землю выступает в виде федеральной собственно-сти, а также собственности на землю субъектов Российской федерации и права муниципальной собственности.

Подразделение права собственности на формы и виды по субъектному и по объектному составам позволяет про-вести различия между ними по следующим признакам: по объему правомочий собственников; по основаниям возник-новения и прекращения права собственности.

Иное подразделение права собственности на виды каса-ется тех случаев, когда земельные участки принадлежат на праве собственности двум или нескольким лицам. В соот-ветствии с ч. 3 ст. 2 Кодекса о земле земля может принад-лежать на праве общей (долевой или совместной) собст-венности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Следует отметить, что частная земельная собственность граждан ограничена в основном сельскохозяйственными целями (личное подсобное хозяйство, садоводство). Про-цесс приватизации государственных предприятий требует установления права частной собственности на земельные участки, предоставленные и для предпринимательской дея-тельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.

рефераты
РЕФЕРАТЫ © 2010